Просмотр содержимого документа
«Пунктуация сложного предложения (Презентация) »
Интегрированный урок
Тыныс белгілердің атқаратын қызметі.
Роль пунктуации в речи
«Тілдің міндеті — ақылдың аңдауын аңдағанынша, қиялдың меңзеуін меңзегенінше, көңілдің түйін түйгенінше айтуға жарау» Ал, тілдің осы қызметіне көмекші болатын басты құрал-тыныс белгілері .
Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться
Сөйлем құрамына кездесетін тыныс белгілерінің қызметі мен қолданылу орны,тыныс белгісін қоюда ұстанатын негізгі принциптерін оқып-үйренуіне көмектесу.
Өз ойын жүйелі, дәлелді жеткізе білуге үйрету.
Оқушылар мәтінді оқығанда ынтамен тыңдауға, белсенділік пен қызығушылыққа тәрбиелеу.
Цель урока
Сабақ мақсаты
Обобщить, систематизировать и закрепить правила постановки знаков препинания в сложных предложениях с целью подготовке к ЕНТ
Формирование умений классифицировать виды предложений
Воспитывать нравственно гражданские позиции на примере художественного текста
Иә/жоқ
1. Пунктуация латынның punctum-«нүкте» деген сөзінен шыққан.
Иә. Жоқ.
2. Пунктуация жазу тіліне қызмет етпейді.
Иә. Жоқ.
3. Егер тыныс белгілері дұрыс қойылмаса, мәтінді оқу қиын.
Иә. Жоқ.
4. Нүкте, сұрау белгісі, леп белгісі сөйлемнің ішіне қойылады.
Иә. Жоқ.
5. Үтір, қос нүкте, жақша, тырнақша, сызықша ерекшелеуші қызмет атқарады
Иә. Жоқ.
Нежность
Тыныс белгілердің атқаратын қызметі
Диктант
Бәрекелді-ай, ақын болсаң, осындай бол. Иә, Абай не айтасың? Уа, бәрекелді, балаларым, жарайсыңдар! Үлкен жігіт болдыңдар!
Көру диктант
Тіл тазалығы дейтініміз-ана тілінің сөзін басқа тілдің сөзімен шұбарламау. Басқа тілден сөз тұтыну қажет болса, жұртқа сіңіп, құлақтарына үйір болған, мағынасы халыққа түсінікті сөздерді алу .
Оқшау сөздерге байланысты қойылатын үтірдің орны туралы айтып беріңіз? Көп нүктенің орнына тиісті сөздерді, тыныс белгілерін қойып жазыңыз.
1. Сіздің халық .......... ақын халық.2. Кейбір тамсанып тамашаланған ........ күлген үндерден басқа дыбыс жоқ.3. Тобықты ішіне ең алғаш келген арбаны осы Зеренің ............... көк арбасы десе де болады.
Қаратпа сөздер (сөйлем басында, соңында, ортасында)
Менің ғашығым бота көзді қыр мұрынды шие ерін ақ құба келген аққу қыз.
Қыстырма сөздер
Жігіттер: ойын арзан күлкі қымбат.
(сөйлем басында, соңында, ортасында)
Оңашаланған айқындауыш сөздер
Меніңше, сенің айтқаның дұрыс.
Одағай сөздер
Сен Қазыбек би бұл елдің соты.
(сөйлем басында, соңында, ортасында)
Құрмалас сөйлемдегі жай сөйлемдердің аражігіне қойылады
Пай, Пай, Пай!,
Киелі неткен жер?
Ел көшсе жайлау, жетімсірейді: құс көшсе, көл жетімсірейді.
Біріңғай сөйлем мүшелерінің арасында қойылады
Қаратпа сөздер (сөйлем басында, соңында, ортасында)
Менің ғашығым бота көзді, қыр мұрынды, шие ерін, ақ құба келген аққу қыз.
Қыстырма сөздер
Жігіттер, ойын арзан, кұлкі қымбат.
(сөйлем басында, соңында, ортасында)
Оңашаланған айқындауыш сөздер
Меніңше, сенің айтқаның дұрыс.
Одағай сөздер
Сен, Қазыбек би, бұл елдің соты.
(сөйлем басында, соңында, ортасында)
Пай! Пай! Пай!
Құрмалас сөйлемдегі жай сөйлемдердің аражігіне қойылады
Киелі неткен жер!
Ел көшсе, жайлау жетімсірейді, құс көшсе, көл жетімсірейді.
ИГРА «ДАНЕТКА »
Условия игры:на заданный вопрос отвечать только словом
ДА
или
нет
ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:,
1. В сложном предложении несколько грамматических основ… 2. Простые предложения в сложном предложении соединяются только с помощью сочинительных союзов… 3. Сложные предложения бывают союзными и бессоюзными. 4. Существует два вида союзной связи в сложном предложении. 5. В сложноподчинённом предложении две главные части… 6. Части СПП связываются только подчинительными союзами… 7. Союзные слова являются членами предложения… 8. В сложноподчинённом предложении придаточная часть может занимать любое положение по отношению к главной части…
9. В сложносочинённом предложении перед союзами и, или всегда ставится запятая…
10.Существует три вида придаточной части.
1-Да, 2-Нет, 3-Да, 4-Да, 5- Нет, 6-Да, 7-Да,
8-Да, 9-Нет, 10-ДА
Схематический барьер
Сложные
предложения
Схематический барьер
Сложные
предложения
Бессоюзные
Союзные
ССП
СПП
изъяснительные
соединительные
определительные
противительные
разделительные
обстоятельственные
Графический диктант
1.[ …….глагол ], ( что….. ), (что……), (что…….).
2. (если…..), [……..], (хотя……..).
3. [ ], (который…..), (чтобы……), (потому что…..).
НАЙТИ СООТВЕТСТВИЕ:
Кибитканаселенное место, жильё
Погребецнаставник, воспитатель
Жилодорожный сундучок
Менторпарикмахер
Фортециякрытая повозка
Капралбездельник, ничтожный человек
Сатисфакциянебольшая крепость
Шаматонвызов на дуэль, удовлетворение за оскорбление
РАЗДЕЛИТЬ НА ДВЕ ГРУППЫ, ОБЪЯСНИТЬ ПРИНЦИП ДЕЛЕНИЯ:
суженый
ранг
оный
эпитафия
пенять
сей
нареченная
коммуникация
челобитье
полтина
ямщик
и
Решение пунктуационных задач
1) На другой день к крыльцу подъехала дорожная кибитка уложили в неё чемодан погребец с чайным набором и узлы с булками и пирогами последними знаками домашнего баловства.
2)Мне было жаль бедного старика но я хотел вырваться на волю и доказать что я уже не ребёнок.
3)Я убедился что Пугачев и наш вожатый одно и то же лицо, что пощада была не случайной. (определи вид подчинения, построй схему)
4)Наружность его показалось мне замечательна: он был лет сорока роста среднего худощав и широкоплеч.
5)Раздался выстрел прибежал Савельич
Ключ: 1) ; , ,
2) , ,
3) , ,
4) : , ,
5) -
Контроль
знаний
ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
рефлексия
1. Просмотр видеоклипа «Всё в твоих руках». На экран проецируется текст притчи о мудреце и завистнике. ^ В одном городе жил мудрец. Многие горожане приходили к нему за советом. И всегда его получали.Слава о мудреце разнеслась по всей округе, но в этом городе жил человек со злым сердцем, который завидовал славе мудреца настолько, что решил придумать такой каверзный вопрос, на который мудрец не смог бы дать ответ.Он решил поймать бабочку, посадить её между ладонями и обратиться к мудрецу с вопросом: «Как ты думаешь, в моих руках живая бабочка или мёртвая?»Если бы мудрец ответил, что бабочка живая, то лёгким нажатием ладони завистник легко бы превратил её в мёртвую, а если бы мудрец ответил, что бабочка мёртвая, то завистливый человек просто раскрыл бы ладони - и бабочка улетела бы.Тогда бы все узнали, что мудрец не смог найти ответ на простой вопрос. Завистник так и поступил. Поймал бабочку и, придя к мудрецу, задал ему свой вопрос. Мудрец посмотрел на него и ответил: «Всё в твоих руках!»