kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Публицистический стиль.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация поможет повторить сведения о ранее изученных стилях речи; дать представление о публицистическом стиле, его признаках; формировать умение в определении текста публицистического стиля, опираясь на знания о его признаках; узнавать высказывания публицистического стиля при восприятии устной (по радио, телевидению) и письменной (статьи журналов) речи; формировать умение анализировать тексты публицистического стиля.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Публицистический стиль. »

Знакомьтесь: публицистический стиль речи Уроки развития речи в 7-м классе Учитель русского языка и литературы Каширова Е.Н. МОБУ СОШ 11 г.Сергиев Посад 201 4 /201 5

Знакомьтесь: публицистический стиль речи

Уроки развития речи в 7-м классе

Учитель русского языка и литературы Каширова Е.Н.

МОБУ СОШ 11 г.Сергиев Посад

201 4 /201 5

Цели урока:  повторить сведения об изученных ранее стилях речи, дать представление о публицистическом стиле, его признаках; формировать умения определить текст публицистического стиля, его признаки; узнавать высказывания публицистического стиля при восприятии устной (по радио, телевидению) и письменной (чтение газеты) речи; кратко познакомить с основными жанрами публицистики и более подробно – с жанром публицистической статьи; формировать умение анализировать тексты публицистического стиля, находить в них характерные языковые средства.

Цели урока:

повторить сведения об изученных ранее стилях речи, дать представление о публицистическом стиле, его признаках; формировать умения определить текст публицистического стиля, его признаки; узнавать высказывания публицистического стиля при восприятии устной (по радио, телевидению) и письменной (чтение газеты) речи;

кратко познакомить с основными жанрами публицистики и более подробно – с жанром публицистической статьи; формировать умение анализировать тексты публицистического стиля, находить в них характерные языковые средства.

Повторение сведений о тексте Что такое текст? Чем он отличается от предложения? С помощью каких языковых средств связываются предложения в тексте?

Повторение сведений о тексте

Что такое текст?

Чем он отличается от предложения?

С помощью каких языковых средств связываются предложения в тексте?

СТИЛИ РЕЧИ Разговорный Книжные художественный научный деловой

СТИЛИ РЕЧИ

Разговорный

Книжные

художественный

научный

деловой

Определите стиль данного текста Дуб черешчатый – наиболее известный представитель рода, широко распространенный в европейской части России и Западной Европы. Долговечное, мощное дерево до 10 м высотой, в сомкнутых насаждениях со стройным стволом, высоко очищенным от сучьев, при одиноких посадках на открытых местах – с коротким стволом и широкой раскидистой кроной. (Из учебника ботаники) Докажите!  РАБОТАЙТЕ ТОЛЬКО ПО ЗАДАННОМУ ТЕКСТУ!

Определите стиль данного текста

Дуб черешчатый – наиболее известный представитель рода, широко распространенный в европейской части России и Западной Европы. Долговечное, мощное дерево до 10 м высотой, в сомкнутых насаждениях со стройным стволом, высоко очищенным от сучьев, при одиноких посадках на открытых местах – с коротким стволом и широкой раскидистой кроной.

(Из учебника ботаники)

Докажите! РАБОТАЙТЕ ТОЛЬКО ПО ЗАДАННОМУ ТЕКСТУ!

Примерный образец стилистического анализа текста Текст 2 относится к научному стилю речи. Этот стиль используется в высказываниях (текстах), обращенных ко многим лицам, ко всем, интересующимся той или иной научной проблемой. Этим стилем пользуются (к стилю прибегают) в научной литературе, на научных конференциях, совещаниях, т.е. в официальной обстановке. Задача речи (цель высказывания) – сообщить научную информацию (сведения теоретического характера), объяснить причины свойств и явлений.  В научном описании нет авторской оценки описываемого предмета, язык точен.  Употреблены термины ботаники: дуб черешчатый, со стволом, высоко очищенным от сучьев; слова употреблены в прямом значении. Первое предложение представляет собой логическое определение. Чтобы создать точное представление о предмете речи (дубе черешчатом), в тексте используются цифры – до 10  м высотой, географические названия.

Примерный образец стилистического анализа текста

Текст 2 относится к научному стилю речи. Этот стиль используется в высказываниях (текстах), обращенных ко многим лицам, ко всем, интересующимся той или иной научной проблемой. Этим стилем пользуются (к стилю прибегают) в научной литературе, на научных конференциях, совещаниях, т.е. в официальной обстановке. Задача речи (цель высказывания) – сообщить научную информацию (сведения теоретического характера), объяснить причины свойств и явлений. В научном описании нет авторской оценки описываемого предмета, язык точен. Употреблены термины ботаники: дуб черешчатый, со стволом, высоко очищенным от сучьев; слова употреблены в прямом значении. Первое предложение представляет собой логическое определение. Чтобы создать точное представление о предмете речи (дубе черешчатом), в тексте используются цифры – до 10  м высотой, географические названия.

Определите стили данного текста Я шел древней гарью, давным-давно заросшей отборными соснами. В таком бору не встретишь слабого дерева, но один великан возвышался даже над ними, словно могучий гридень * в стайке малышей. Я разглядел его с дальней прогалины и долго шел к нему лесом. Но потом я вышел на открытое место и увидел сосну – как человека, во весь рост. Голову великана венчала косматая шапка, но нижние сучья были мертвы и торчали в стороны, словно голые кости... ( М.Семенова. Хромой кузнец) Докажите! РАБОТАЙТЕ ТОЛЬКО ПО ЗАДАННОМУ ТЕКСТУ!

Определите стили данного текста

Я шел древней гарью, давным-давно заросшей отборными соснами. В таком бору не встретишь слабого дерева, но один великан возвышался даже над ними, словно могучий гридень * в стайке малышей. Я разглядел его с дальней прогалины и долго шел к нему лесом. Но потом я вышел на открытое место и увидел сосну – как человека, во весь рост. Голову великана венчала косматая шапка, но нижние сучья были мертвы и торчали в стороны, словно голые кости...

( М.Семенова. Хромой кузнец)

Докажите!

РАБОТАЙТЕ ТОЛЬКО ПО ЗАДАННОМУ ТЕКСТУ!

Определите стили данного текста – Мам, гляди, какое огромное дупло у этого дуба! Как ты думаешь, там кто-нибудь живет?  – Не знаю, Вань. Давай заглянем в дупло. Ой, только не суй туда руку, а то вдруг этот кто-нибудь ее откусит. Докажите! РАБОТАЙТЕ ТОЛЬКО ПО ЗАДАННОМУ ТЕКСТУ!

Определите стили данного текста

– Мам, гляди, какое огромное дупло у этого дуба! Как ты думаешь, там кто-нибудь живет? – Не знаю, Вань. Давай заглянем в дупло. Ой, только не суй туда руку, а то вдруг этот кто-нибудь ее откусит.

Докажите!

РАБОТАЙТЕ ТОЛЬКО ПО ЗАДАННОМУ ТЕКСТУ!

Есть тысячи причин, по которым человек живет или стремится жить в городе. Но, окружая себя камнем и бетоном, асфальтируя улицы, люди все же оставляют участки живой земли, чтобы посадить и вырастить на них деревья. Деревья увлажняют и очищают воздух в городе, обогащают его кислородом, защищают человека от солнечной радиации, ветров и городского шума, поглощают выхлопные газы машин и убивают болезнетворные микробы. Быт, отдых, спорт, детские игры, здоровье – все эти понятия тесно связаны в нашем сознании с понятиями листва, свежесть, трава, земля .  Как живется дереву в городе? Как дышится? Поют ли на его ветках птицы? И что можем сделать мы, горожане, чтобы шелест листвы и птичьи голоса заглушали все остальные уличные шумы?  Давайте, пока не поздно, задумаемся над этими вопросами и сделаем все, что в наших силах, чтобы сохранить природу в городе. – Какой важной проблеме посвящена статья? Тема?  – Основная мысль? Идея?  – Как вы думаете, эта проблема частная, касающаяся отдельных людей, или важная для значительной части общества?

Есть тысячи причин, по которым человек живет или стремится жить в городе. Но, окружая себя камнем и бетоном, асфальтируя улицы, люди все же оставляют участки живой земли, чтобы посадить и вырастить на них деревья. Деревья увлажняют и очищают воздух в городе, обогащают его кислородом, защищают человека от солнечной радиации, ветров и городского шума, поглощают выхлопные газы машин и убивают болезнетворные микробы. Быт, отдых, спорт, детские игры, здоровье – все эти понятия тесно связаны в нашем сознании с понятиями листва, свежесть, трава, земля . Как живется дереву в городе? Как дышится? Поют ли на его ветках птицы? И что можем сделать мы, горожане, чтобы шелест листвы и птичьи голоса заглушали все остальные уличные шумы? Давайте, пока не поздно, задумаемся над этими вопросами и сделаем все, что в наших силах, чтобы сохранить природу в городе.

– Какой важной проблеме посвящена статья? Тема? – Основная мысль? Идея? – Как вы думаете, эта проблема частная, касающаяся отдельных людей, или важная для значительной части общества?

Вывод по тексту Проблема касается многих, это глобальная проблема современности, так как огромное количество людей живет в крупных городах с крайне тяжелой экологической ситуацией.

Вывод по тексту

Проблема касается многих, это глобальная проблема современности, так как огромное количество людей живет в крупных городах с крайне тяжелой экологической ситуацией.

Характерные черты публицистического стиля Итак, мы познакомились с еще одним стилем речи – публицистическим . Его название произошло от латинского слова публикус – «общественный».  Публицистический стиль речи используется в общественно-политической сфере жизни. Он существует в устной форме – в выступлениях на собраниях, митингах, а также в передачах радио, телевидения – и в письменной – в газетах, журналах. К этому стилю речи прибегают общественные деятели, журналисты, писатели-публицисты. Это речь, обращенная ко всем людям. Задача публицистической речи – сообщить важную информацию, воздействовать на слушателей (читателей), сформировать гражданскую позицию.  Высказывание обычно бывает злободневным по тематике, эмоциональным по тону. Это – характерные черты публицистического стиля.

Характерные черты публицистического стиля

Итак, мы познакомились с еще одним стилем речи – публицистическим . Его название произошло от латинского слова публикус – «общественный». Публицистический стиль речи используется в общественно-политической сфере жизни. Он существует в устной форме – в выступлениях на собраниях, митингах, а также в передачах радио, телевидения – и в письменной – в газетах, журналах. К этому стилю речи прибегают общественные деятели, журналисты, писатели-публицисты. Это речь, обращенная ко всем людям. Задача публицистической речи – сообщить важную информацию, воздействовать на слушателей (читателей), сформировать гражданскую позицию. Высказывание обычно бывает злободневным по тематике, эмоциональным по тону. Это – характерные черты публицистического стиля.

Знакомство с основными жанрами публицистики Заметка (информация) – краткое сообщение о событии как о свершившемся факте. Репортаж – изображение события как процесса, поэтапно. Интервью – беседа журналиста с одним человеком или несколькими по актуальным вопросам. Портретный очерк – рассказ о реально существующих людях, чья жизнь и деятельность общественно значимы, могут интересовать других. Статья информирует читателей о событиях общественной жизни и помогает разобраться в этих событиях.

Знакомство с основными жанрами публицистики

Заметка (информация) – краткое сообщение о событии как о свершившемся факте.

Репортаж – изображение события как процесса, поэтапно.

Интервью – беседа журналиста с одним человеком или несколькими по актуальным вопросам.

Портретный очерк – рассказ о реально существующих людях, чья жизнь и деятельность общественно значимы, могут интересовать других.

Статья информирует читателей о событиях общественной жизни и помогает разобраться в этих событиях.

Анализ особенностей публицистической статьи Из статьи Сергея Львова «Пятнадцать Людовиков Пятнадцатых» Вопросы по тексту – О чем говорится в статье? Тема? – Как ведут себя подростки в лесу? – Какова основная мысль статьи? Идея? – Какие типы речи использованы в статье? – Какова цель этой статьи? – Назовите общие стилевые черты статьи. – Какие языковые средства использует С.Львов, чтобы оказать максимальное воздействие на читателя?

Анализ особенностей публицистической статьи

Из статьи Сергея Львова

«Пятнадцать Людовиков Пятнадцатых»

Вопросы по тексту

– О чем говорится в статье? Тема?

– Как ведут себя подростки в лесу?

– Какова основная мысль статьи? Идея?

– Какие типы речи использованы в статье? – Какова цель этой статьи?

– Назовите общие стилевые черты статьи.

– Какие языковые средства использует С.Львов, чтобы оказать максимальное воздействие на читателя?

Обобщение разговора Запись в тетради. 1. Статья посвящена важной, злободневной теме.  2. Цель автора – привлечь внимание к проблеме, убедить.  3. Важную роль играет заголовок , в котором в яркой, подчас неожиданной форме сообщаются тема, основная мысль статьи.  4. Ведущий тип речи – рассуждение, но в него могут органично вплетаться описание и повествование.  5. Композиция: зачин; основная часть; концовка. 6. Чтобы усилить воздействие на читателя, используются богатые языковые средства , лексические и синтаксические.

Обобщение разговора

Запись в тетради.

1. Статья посвящена важной, злободневной теме. 2. Цель автора – привлечь внимание к проблеме, убедить. 3. Важную роль играет заголовок , в котором в яркой, подчас неожиданной форме сообщаются тема, основная мысль статьи. 4. Ведущий тип речи – рассуждение, но в него могут органично вплетаться описание и повествование. 5. Композиция:

  • зачин;
  • основная часть;
  • концовка.

6. Чтобы усилить воздействие на читателя, используются богатые языковые средства , лексические и синтаксические.

Памятка «Как писать статью» Памятка 1) Тщательно обдумайте тему.  2) Соберите материал.  3) Решите, какие типы речи вы будете использовать.  4) Составьте план.  5) Решите, какие средства языка вам потребуются.  6) Избегайте в тексте общеизвестных положений, казенных, стертых фраз, старайтесь найти яркие, запоминающиеся слова.

Памятка «Как писать статью»

Памятка

1) Тщательно обдумайте тему. 2) Соберите материал. 3) Решите, какие типы речи вы будете использовать. 4) Составьте план. 5) Решите, какие средства языка вам потребуются. 6) Избегайте в тексте общеизвестных положений, казенных, стертых фраз, старайтесь найти яркие, запоминающиеся слова.

Напишите статью на экологическую тему. Домашнее задание

Напишите статью на экологическую тему.

Домашнее задание


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Публицистический стиль.

Автор: Каширова Елена Николаевна

Дата: 24.11.2014

Номер свидетельства: 135054

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме: "Культура речи. Публицистический стиль". "
    ["seo_title"] => string(97) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-7-klassie-po-tiemie-kul-tura-riechi-publitsistichieskii-stil"
    ["file_id"] => string(6) "224212"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438600447"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока развития речи в 4 классе по теме: Публицистический стиль. Газета."
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-razvitiia-riechi-v-4-klassie-po-tiemie-publitsistichieskii-stil-gazieta"
    ["file_id"] => string(6) "326712"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1463299279"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "«Уроки развития речи. Применение публицистического стиля на практике. Диспут»"
    ["seo_title"] => string(78) "uroki_razvitiia_rechi_primenenie_publitsisticheskogo_stilia_na_praktike_disput"
    ["file_id"] => string(6) "555559"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1597100585"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Тема урока: «Публицистический стиль речи. Жанры публицистического стиля»"
    ["seo_title"] => string(79) "tiema_uroka_publitsistichieskii_stil_riechi_zhanry_publitsistichieskogho_stilia"
    ["file_id"] => string(6) "433862"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1508686494"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Публицистический стиль речи"
    ["seo_title"] => string(29) "publitsistichieskiistilriechi"
    ["file_id"] => string(6) "261018"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1449058852"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства