kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект по русскому языку «Жизнь» именных частей речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект по русскому языку «Жизнь» именных частей речи"

      Родина, Отчизна, юноша – существительные или правильнее говорить  имена существительные? Что объединяет именные части речи? Как менялась их «жизнь» в процессе развития языка? Очень интересно знать! 

Цели проекта:

•изучить именные части речи;

•выяснить, что объединяет их в одну группу;

•узнать, как менялась их «жизнь» в процессе развития языка.

Задачи проекта:

•изучить научную литературу об  именных частях речи;

•познакомиться с историей развития самостоятельных именных частей речи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект по русскому языку «Жизнь» именных частей речи"»

«Жизнь» именных частей речи Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новолядинская средняя общеобразовательная школа» Тамбовского района Тамбовской области Над проектом работали ученики 6Б класса: Пестерева Александра, Брусницына Надежда, Баранова Яна, Очаквердиева Зимфира,  Ступникова Маргарита, Баранов Михаил. Научный руководитель: Королькова С.Д., учитель русского языка и литературы

«Жизнь» именных частей речи

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новолядинская средняя

общеобразовательная школа»

Тамбовского района Тамбовской области

Над проектом работали ученики 6Б класса:

Пестерева Александра,

Брусницына Надежда,

Баранова Яна,

Очаквердиева Зимфира,

Ступникова Маргарита,

Баранов Михаил.

Научный руководитель: Королькова С.Д., учитель русского языка и литературы

Актуальность  Живём, поэтому изменяемся!  Родина, Отчизна, юноша – существительные или правильнее говорить имена существительные? Что объединяет именные части речи? Как менялась их «жизнь» в процессе развития языка? Очень интересно знать!

Актуальность

Живём, поэтому изменяемся!

Родина, Отчизна, юноша – существительные или правильнее говорить имена существительные? Что объединяет именные части речи? Как менялась их «жизнь» в процессе развития языка? Очень интересно знать!

Темы самостоятельных исследований

Темы самостоятельных исследований

  • Что объединяет именные части речи ?
  • Какие морфологические признаки именных частей речи изменились ?
Цели проекта:

Цели проекта:

  • изучить именные части речи;
  • выяснить, что объединяет их в одну группу;
  • узнать, как менялась их «жизнь» в процессе развития языка
Задачи проекта

Задачи проекта

  • изучить научную литературу об именных частях речи;
  • познакомиться с историей развития самостоятельных именных частей речи
Гипотеза  Мы предположили, что все именные части речи – изменяемые группы слов, которые склонялись и несколько веков назад. Некоторые морфологические признаки частей речи в ходе развития языка изменялись

Гипотеза

Мы предположили, что все именные части речи – изменяемые группы слов, которые склонялись и несколько веков назад. Некоторые морфологические признаки частей речи в ходе развития языка изменялись

Доказательство 1    Изучив «Теорию» В.В.Бабайцевой, мы убедились, что именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение.  Именные части речи — это самостоятельные (имеющие значение), изменяемые (склоняемые) части речи, являющиеся членами предложения.  Мы провели исследование

Доказательство 1

Изучив «Теорию» В.В.Бабайцевой, мы убедились, что именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение.

Именные части речи — это самостоятельные (имеющие значение), изменяемые (склоняемые) части речи, являющиеся членами предложения.

Мы провели исследование

Знакомы ли вы с именными частями речи?

Знакомы ли вы с именными частями речи?

Почему именные части речи очень важны?

Почему именные части речи очень важны?

Результаты опроса

Результаты опроса

  • Все ученики 5-х классов нашей школы знакомы с именными частями речи, знают, что они изменяются, т.е. склоняются. Но лишь 5% школьников слышали о том, что несколько веков назад склонялись не только полные, но и краткие имена прилагательные. На грамматические значения именных частей речи указали 47 % пятиклассников.
  • Мы обратились к научной литературе
Доказательство 2  Имя существительное

Доказательство 2 Имя существительное

  • «Имя существительное – это как бы дирижёр грамматического оркестра»,- считал русский учёный В. Г. Ветвицкий.
  • Мы думаем, что эта часть речи задает тон повествованию и управляет другими частями речи, как музыкантами во время концерта
Интересное число

Интересное число

  • Исторические факты гласят, что в древнерусском языке у существительных (как и у слов других изменяемых частей речи) было не два числа, как в наши дни, а три: кроме единственного и множественного, было ещё двойственное. Это число сохранилось у слов: бока, берега, колени, очи
Доказательство 3  Прошлое кратких прилагательных  Имена прилагательные тоже изменяемые (склоняемые) слова.  Десять веков назад прилагательные полные и краткие изменялись по родам, числам и падежам, но по - разному: краткие имели те же окончания, что и существительные.  Старое склонение кратких прилагательных осталось у притяжательных прилагательных ( мамин платок, мамина платка)

Доказательство 3 Прошлое кратких прилагательных

Имена прилагательные тоже изменяемые (склоняемые) слова.

Десять веков назад прилагательные полные и краткие изменялись по родам, числам и падежам, но по - разному: краткие имели те же окончания, что и существительные.

Старое склонение кратких прилагательных осталось у притяжательных прилагательных ( мамин платок, мамина платка)

Склонение кратких  имен прилагательных Древнерусский язык Современный язык И.п. Добр конь И.п. Добр конь Р.п. Добра коня Р.п. Д.п. Добру коню Д.п. В.п. Добра коня В.п. Т.п. Добрым конем Т.п. П.п. О добре коне П.п.

Склонение кратких имен прилагательных

Древнерусский язык

Современный язык

И.п. Добр конь

И.п. Добр конь

Р.п. Добра коня

Р.п.

Д.п. Добру коню

Д.п.

В.п. Добра коня

В.п.

Т.п. Добрым конем

Т.п.

П.п. О добре коне

П.п.

Доказательство 4  Местоимение   В древнерусском языке личных местоимений 3-го лица не было.  В современном русском языке слово он не похоже на другие личные местоимения. Оно изменяется по родам, окончания при склонении у него такие же, как у неличных местоимений (сравните: его и моего, ей и моей, ими и моими...).  В древнерусском языке это местоимение было с указательным значением 'тот' (при указании на далекий предмет). Одно слово вытеснило другое (так слово аэроплан было вытеснено синонимичным самолёт)

Доказательство 4 Местоимение

В древнерусском языке личных местоимений 3-го лица не было.

В современном русском языке слово он не похоже на другие личные местоимения. Оно изменяется по родам, окончания при склонении у него такие же, как у неличных местоимений (сравните: его и моего, ей и моей, ими и моими...).

В древнерусском языке это местоимение было с указательным значением 'тот' (при указании на далекий предмет). Одно слово вытеснило другое (так слово аэроплан было вытеснено синонимичным самолёт)

Имя числительное — именная часть речи, которая обозначает число, количество предметов (два дня), их порядок при счете (второй ученик) и отвечает на вопросы сколько? какой? который? (по счету).  Имена числительные тоже изменяются по падежам и числам, то есть склоняются  Доказательство 5  Имя числительное

Имя числительное — именная часть речи, которая обозначает число, количество предметов (два дня), их порядок при счете (второй ученик) и отвечает на вопросы сколько? какой? который? (по счету).

Имена числительные тоже изменяются по падежам и числам, то есть склоняются

Доказательство 5 Имя числительное

Все именные части речи самостоятельны, имеют конкретное лексическое и общее грамматическое значение и постоянные морфологические признаки (грамматические значения).  Начальная форма для именных частей речи — именительный падеж, единственное число, мужской род (кроме имени существительного). Непостоянные признаки также общие. Именные части речи изменяются по падежам, числам, родам (кроме имени существительного). Именные части речи в предложении выступают в роли главных или второстепенных членов.  Известный русский лингвист Александр Матвеевич Пешковский утверждал: «Именные части речи «имеют огромное значение для нашей мысли». Без них «невозможны были бы никакое знание, никакая наука».  Выводы

Все именные части речи самостоятельны, имеют конкретное лексическое и общее грамматическое значение и постоянные морфологические признаки (грамматические значения).

Начальная форма для именных частей речи — именительный падеж, единственное число, мужской род (кроме имени существительного). Непостоянные признаки также общие. Именные части речи изменяются по падежам, числам, родам (кроме имени существительного). Именные части речи в предложении выступают в роли главных или второстепенных членов.

Известный русский лингвист Александр Матвеевич Пешковский утверждал: «Именные части речи «имеют огромное значение для нашей мысли». Без них «невозможны были бы никакое знание, никакая наука».

Выводы

Литература 1. https:// lib.nspu.ru › umk /33fa78dfb853eb3e/m5/1.htm 2.http://www.labirint.ru/books/241263/ 3. Александрова О.М.: Русский язык. Именные части речи. 5-9 классы: учебное пособие по русскому (неродному) языку. М: 2014. 4. Рик Т. :Здесь живут части речи. М: 2013. 5. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концева Л.А.: Секреты орфографии – М.: Просвещение,1991

Литература

1. https:// lib.nspu.ruumk /33fa78dfb853eb3e/m5/1.htm

2.http://www.labirint.ru/books/241263/

3. Александрова О.М.: Русский язык. Именные части речи. 5-9 классы: учебное пособие по русскому (неродному) языку. М: 2014.

4. Рик Т. :Здесь живут части речи. М: 2013.

5. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концева Л.А.: Секреты орфографии – М.:

Просвещение,1991

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проект по русскому языку «Жизнь» именных частей речи"

Автор: Королькова Светлана Дмитриевна

Дата: 04.01.2016

Номер свидетельства: 272266

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Проект по теме "Буква Ё в русском языке" "
    ["seo_title"] => string(44) "proiekt-po-tiemie-bukva-io-v-russkom-iazykie"
    ["file_id"] => string(6) "228302"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441216276"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Экология русского языка "
    ["seo_title"] => string(27) "ekologhiia-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "166738"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422984782"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект урока "Имя существительное-как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-imia-sushchiestvitiel-noie-kak-chast-riechi-1"
    ["file_id"] => string(6) "196571"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428070402"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы                                 Опыт работы"
    ["seo_title"] => string(82) "rabota-s-odariennymi-diet-mi-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-opyt-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "249105"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446825066"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Проект по русскому языку на тему: "Имена прилагательные в "Сказке о рыбаке и рыбке" А.С.Пушкина."
    ["seo_title"] => string(80) "proiekt_po_russkomu_iazyku_na_tiemu_imiena_prilaghatiel_nyie_v_skazkie_o_rybakie"
    ["file_id"] => string(6) "416471"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1495054784"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства