kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект по русскому языку "Фразеологизмы в нашей речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель проекта: узнать, что такое фразеологизмы; выяснить, что означают некоторые фразеологизмы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект по русскому языку "Фразеологизмы в нашей речи"»

Фразеологизмы   В НАШЕЙ ЖИЗНИ  подготовила  учитель начальных классов  Линюк Н.П.  г.Сургут

Фразеологизмы

В НАШЕЙ ЖИЗНИ

подготовила учитель начальных классов Линюк Н.П. г.Сургут

«Фразеологизмы –это перлы, самородки и самоцветы родного языка…»   А.И.Ефимов

«Фразеологизмы –это перлы, самородки и самоцветы родного языка…» А.И.Ефимов

Цель проекта:  узнать, что такое фразеологизмы;  выяснить, что означают некоторые  фразеологизмы;  определить роль фразеологизмов в  речи человека.

Цель проекта:

  • узнать, что такое фразеологизмы;
  • выяснить, что означают некоторые

фразеологизмы;

  • определить роль фразеологизмов в

речи человека.

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: засоряют ли фразеологизмы нашу речь или делают её яркой, образной, красочной?

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

засоряют ли фразеологизмы нашу речь или делают её яркой, образной, красочной?

Фразеологизмы – это  устойчивые обороты речи, которые имеют самостоятельное значение и свойственны определённому языку. Фразеологизмы в нашей повседневной речи употребляются сплошь и рядом. Порой мы даже не замечаем, что произносим эти неустойчивые выражения – насколько они привычны и удобны.

Фразеологизмы это устойчивые обороты речи, которые имеют самостоятельное значение и свойственны определённому языку.

Фразеологизмы в нашей повседневной речи употребляются сплошь и рядом. Порой мы даже не замечаем, что произносим эти неустойчивые выражения – насколько они привычны и удобны.

Фразеологизмы нельзя составить самому, их нужно запоминать. Значение фразеологизмов можно найти в фразеологических словарях

Фразеологизмы нельзя составить самому, их нужно запоминать. Значение фразеологизмов можно найти в фразеологических словарях

Фразеологические словари

Фразеологические словари

Фразеологизмы  подразделяют на разные группы:   - фразеологизмы с названиями  животных;  - фразеологизмы, пришедшие в нашу  речь из мифологии;  - фразеологизмы, пришедшие в нашу  речь из устного народного творчества;  - профессиональные фразеологизмы;  - фразеологизмы, характеризующие  человека.
  • Фразеологизмы подразделяют на разные группы: - фразеологизмы с названиями животных; - фразеологизмы, пришедшие в нашу речь из мифологии; - фразеологизмы, пришедшие в нашу речь из устного народного творчества; - профессиональные фразеологизмы; - фразеологизмы, характеризующие человека.
«ахиллесова пята» Ахилл — любимый герой множества легенд Древней Греции. Это непобедимый, отважный человек, которого не брали никакие вражеские стрелы. Вы, наверное, часто слышали фразеологизм Ахиллесова пята ? Так причём же его пята, если он был непобедимым и отважным?!

«ахиллесова пята»

Ахилл — любимый герой множества легенд Древней Греции. Это непобедимый, отважный человек, которого не брали никакие вражеские стрелы. Вы, наверное, часто слышали фразеологизм Ахиллесова пята ? Так причём же его пята, если он был непобедимым и отважным?!

Легенда рассказывает, что мать Ахилла Фетида, желая сделать сына неуязвимым, окунула мальчика в воды священной реки Стикс. Но, окуная, она держала его за пятку и пятка оказалась незащищённой. В одном из сражений Парис, противник Ахилла, пустил стрелу в пятку Ахилла и убил его. Всякое слабое , уязвимое  место человека называют ахиллесовой пятой .

Легенда рассказывает, что мать Ахилла Фетида, желая сделать сына неуязвимым, окунула мальчика в воды священной реки Стикс. Но, окуная, она держала его за пятку и пятка оказалась незащищённой.

В одном из сражений Парис, противник Ахилла, пустил стрелу в пятку Ахилла и убил его.

Всякое слабое , уязвимое место человека называют

ахиллесовой пятой .

«Спустя рукава» Почему рукава так называются — понятно (от слова рука). Поговорим о выражении спустя рукава . Так стали говорить в те далёкие вре мена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин они достигали 95 сантиметров, а у женщ ин были еще длиннее — 130—140 сантиметров    Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами: будет неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было подвернуть.

«Спустя рукава»

Почему рукава так называются — понятно (от слова рука). Поговорим о выражении спустя рукава .

Так стали говорить в те далёкие вре мена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин они достигали 95 сантиметров, а у женщ ин были еще длиннее — 130—140 сантиметров

Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами: будет неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было подвернуть.

Вот и стали говорить о людях, которые делают свое дело лениво, нехотя, медленно , что они работают спустя рукава .

Вот и стали говорить о людях, которые делают свое дело лениво, нехотя, медленно , что они работают спустя рукава .

«Как с гуся вода» «Ему все как с гуся вода!» Это выражение часто встречается, но происхождение его известно не всем.

«Как с гуся вода»

«Ему все как с гуся вода!» Это выражение часто встречается, но происхождение его известно не всем.

Это не простая поговорка, а часть древней заклинательной формулы. Бывало, и знахарки, обливая больных детей «наговорной водой», и заботливые родители, купая чадо в бане, приговаривали: «Как с гуся вода, с нашего чада — худоба (то есть болезнь)». И простодушно верили, что всякие напасти сбегут с их чада так же быстро, как сбегает вода с гусиного оперения.

Это не простая поговорка, а часть древней заклинательной формулы. Бывало, и знахарки, обливая больных детей «наговорной водой», и заботливые родители, купая чадо в бане, приговаривали: «Как с гуся вода, с нашего чада — худоба (то есть болезнь)». И простодушно верили, что всякие напасти сбегут с их чада так же быстро, как сбегает вода с гусиного оперения.

Именно с гусиного? Да нет, не обязательно: с перьев любой водоплавающей птицы, так как их оперение покрыто особой жировой смазкой, которую выделяет железа на спинке у корня хвоста. Вода не смачивает перья, скатывается по жиру…

Именно с гусиного? Да нет, не обязательно: с перьев любой водоплавающей птицы, так как их оперение покрыто особой жировой смазкой, которую выделяет железа на спинке у корня хвоста. Вода не смачивает перья, скатывается по жиру…

А вот сказать: «Как с курицы вода»  — нельзя .   Видели ли вы промокшую курицу? Жалкий вид.  Недаром про неприспособленных к жизни, испуганных, растерянных людей говорят «как мокрая курица».

А вот сказать: «Как с курицы вода» нельзя .

Видели ли вы промокшую курицу?

Жалкий вид.

Недаром про неприспособленных к жизни, испуганных, растерянных людей говорят «как мокрая курица».

А выражение как с гуся вода  означает: ему (ей) все нипочём.

А выражение

как с гуся вода означает: ему (ей) все нипочём.

«Сгореть дотла»  Что такое тло? Обычно смысл выражения связывают с глаголом тлеть .  На самом деле тло  значит «основание». Сгореть дотла  —  сгореть до основания.

«Сгореть дотла»

Что такое тло? Обычно смысл выражения связывают с глаголом тлеть .

На самом деле тло значит «основание».

Сгореть дотла сгореть до основания.

«Знать назубок» Какой смысл вкладывается в эти слова - детям известно не хуже взрослых.  Знать назубок — значит, например, превосходно выучить стихотворение, правило, таблицу умножения…

«Знать назубок»

Какой смысл вкладывается в эти слова - детям известно не хуже взрослых.

Знать назубок — значит, например, превосходно выучить стихотворение, правило, таблицу умножения…

А было время, когда знать назубок, проверить назубок понималось почти буквально. Эта поговорка возникла из обычая проверять на зуб подлинность золотых монет, колец и других изделий из благородного металла. Прикусишь монету зубами, и если не осталось на ней вмятины, значит, подлинная, не поддельная. А то ведь могла попасться фальшивая.

А было время, когда знать назубок, проверить назубок понималось почти буквально. Эта поговорка возникла из обычая проверять на зуб подлинность золотых монет, колец и других изделий из благородного металла. Прикусишь монету зубами, и если не осталось на ней вмятины, значит, подлинная, не поддельная. А то ведь могла попасться фальшивая.

«Опростоволоситься» Значение это связано с древнерусской традицией. В старину на Руси не принято было женщинам появляться  на людях с непокрытой головой, простоволосой, это было неправильно и женщина попадала в неловкое, неудобное положение. Опростоволоситься означает «ошибиться», «сплоховать», «попасть в неловкое положение».

«Опростоволоситься»

Значение это связано с древнерусской традицией. В старину на Руси не принято было женщинам появляться на людях с непокрытой головой, простоволосой, это было неправильно и женщина попадала в неловкое, неудобное положение.

Опростоволоситься означает «ошибиться», «сплоховать», «попасть в неловкое положение».

«Скатертью дорога» В народе живет примета: перед отъездом к венцу невеста, желавшая, чтобы сёстры ее поскорее вышли замуж, должна потянуть за скатерть, которой накрыт стол, то есть как бы потянуть за собой в дорогу и своих сестёр.

«Скатертью дорога»

В народе живет примета: перед отъездом к венцу невеста, желавшая, чтобы сёстры ее поскорее вышли замуж, должна потянуть за скатерть, которой накрыт стол, то есть как бы потянуть за собой в дорогу и своих сестёр.

До сих пор сохранился обычай провожать уезжающих, маша платочками, чтобы путь «лежал скатертью, был ровен и гладок». Выражение скатертью дорога первоначально употреблялось только как пожелание счастливого пути

До сих пор сохранился обычай провожать уезжающих, маша платочками, чтобы путь «лежал скатертью, был ровен и гладок». Выражение скатертью дорога первоначально употреблялось только как пожелание счастливого пути

Но со временем стало употребляться иронически , в значении «иди куда угодно», «убирайся» .

Но со временем стало употребляться иронически , в значении «иди куда угодно», «убирайся» .

Итак, небольшой тест: 1) Скатертью дорога 2) Опростоволоситься 3) Знать назубок  иди, куда угодно, убирайся ошибиться, сплоховать отлично в чём-либо разбираться

Итак, небольшой тест:

1) Скатертью дорога

2) Опростоволоситься

3) Знать назубок

иди, куда угодно, убирайся

ошибиться, сплоховать

отлично в чём-либо разбираться

2) Как с гуся вода 1) Спустя рукава 3) Ахиллесова пята 4) Сгореть дотла ему (ей) всё нипочем слабое,  уязвимое  место сгореть до основания. лениво, нехотя, медленно

2) Как с гуся вода

1) Спустя рукава

3) Ахиллесова пята

4) Сгореть дотла

ему (ей) всё нипочем

слабое, уязвимое место

сгореть до основания.

лениво, нехотя, медленно

Фразеологический зверинец Голоден как … волк лиса Хитер как …. заяц Труслив как…. бык Здоров как … Изворотлив как … уж Надут как … индюк Нем к ак … рыба Грязный как… свинья Упрямый как… осёл

Фразеологический зверинец

Голоден как …

волк

лиса

Хитер как ….

заяц

Труслив как….

бык

Здоров как …

Изворотлив как …

уж

Надут как …

индюк

Нем к ак

рыба

Грязный как…

свинья

Упрямый как…

осёл

О фразеологизмах можно говорить много.  Работая над своим проектом, я обратилась с вопросом «Что такое фразеологизмы?» к ученикам нашей школы и пришла к выводу: знают – около 50 %, не знают – около 30 %, употребляют в речи, но не знают, что это фразеологизмы – около 20 %.  Мне было интересно и мнение взрослых. Оказывается, они употребляют в речи фразеологизмы издавна, не зная, порой, что это фразеологизмы.  Посетив школьную библиотеку, я узнала, что дети часто обращаются в библиотеку с этим вопросом, так как необходимы знания фразеологизмов на уроках литературы и русского языка.

О фразеологизмах можно говорить много. Работая над своим проектом, я обратилась с вопросом «Что такое фразеологизмы?» к ученикам нашей школы и пришла к выводу: знают – около 50 %, не знают – около 30 %, употребляют в речи, но не знают, что это фразеологизмы – около 20 %. Мне было интересно и мнение взрослых. Оказывается, они употребляют в речи фразеологизмы издавна, не зная, порой, что это фразеологизмы. Посетив школьную библиотеку, я узнала, что дети часто обращаются в библиотеку с этим вопросом, так как необходимы знания фразеологизмов на уроках литературы и русского языка.

Вывод  Проведя своё небольшое исследование, я пришла к выводу, что ф разеология – это величайшая сокровищница и ценность любого языка. Фразеологизмы не засоряют нашу речь, а делают ее эмоциональной, красивой, богатой.  Чем больше мы будем знать фразеологизмов, тем точнее и красочнее сможем выразить свою мысль.

Вывод

Проведя своё небольшое исследование, я пришла к выводу, что ф разеология – это величайшая сокровищница и ценность любого языка. Фразеологизмы не засоряют нашу речь, а делают ее эмоциональной, красивой, богатой. Чем больше мы будем знать фразеологизмов, тем точнее и красочнее сможем выразить свою мысль.

Информационные ресурсы :  школьный  фразеологический словарь русского языка (автор: Жуков В.П.), цифровые образовательные ресурсы, справочники, Интернет – ресурсы:   http://www.bookvoed.ru/view_images.php?code=444538&tip=1    http://www.elhoschool.ru/russki/frazeol.htm    http://edu.tltsu.ru/sites/sites_content/site1065/html/media6815/11.jpg    http://iliustracija.lt/wp-content/gallery/erika/brevno_v_glazu2.jpg                          http://frazbook.ru/wp-content/gallery/illyustracii-k-frazeologizmam/bit_chelom.jpg    http://img.labirint.ru/images/comments_pic/0939/010labe6vj1253801714.jpg

Информационные ресурсы : школьный фразеологический словарь русского языка (автор: Жуков В.П.), цифровые образовательные ресурсы, справочники, Интернет – ресурсы:   http://www.bookvoed.ru/view_images.php?code=444538&tip=1   http://www.elhoschool.ru/russki/frazeol.htm   http://edu.tltsu.ru/sites/sites_content/site1065/html/media6815/11.jpg   http://iliustracija.lt/wp-content/gallery/erika/brevno_v_glazu2.jpg                         http://frazbook.ru/wp-content/gallery/illyustracii-k-frazeologizmam/bit_chelom.jpg   http://img.labirint.ru/images/comments_pic/0939/010labe6vj1253801714.jpg


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Проект по русскому языку "Фразеологизмы в нашей речи"

Автор: Линюк Наталия Петровна

Дата: 21.05.2015

Номер свидетельства: 214071

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока русского языка в 3 классе  по теме: «Устойчивые сочетания слов». "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-tiemie-ustoichivyie-sochietaniia-slov"
    ["file_id"] => string(6) "217464"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433352772"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Урок-проект по русскому языку "Слово о словах" "
    ["seo_title"] => string(47) "urok-proiekt-po-russkomu-iazyku-slovo-o-slovakh"
    ["file_id"] => string(6) "147159"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419335208"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "«Урок русского языка в 3 классе по теме: «Синонимы» "
    ["seo_title"] => string(52) "urok-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-tiemie-sinonimy"
    ["file_id"] => string(6) "192305"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427446058"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Развитие творческих способностей учащихся, через использование коммуникативно-речевых упражнений на уроках русского языка "
    ["seo_title"] => string(144) "razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-uchashchikhsia-chieriez-ispol-zovaniie-kommunikativno-riechievykh-uprazhnienii-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "169063"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423334403"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Рабочая программа по русскому языку для 4 класса УМК "Планета знаний" "
    ["seo_title"] => string(73) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-dlia-4-klassa-umk-planieta-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "225088"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1439390280"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства