8
Конспект урока русского языка в 10 классе
«Джон имитировал сон…Да нет! Иван притворялся, что спит…»
(Заимствованная лексика в современном русском языке)
Урок построен на основе Технологии развития критического мышления
Цели урока:
1. Познакомить с проблемой заимствований в современном русском языке и с существующими на эту проблему точками зрения.
2. Развивать диалогическую речь учащихся, формировать умение выстраивать рассуждение, подбирать аргументы, вести дискуссию по проблеме.
3. Закрепить навыки работы со словарями, учить находить русские соответствия иностранной лексике, формировать умение редактировать речевые ошибки.
4. Способствовать развитию коммуникативной культуры учащихся, воспитывать бережное отношение к родному языку как важному элементу культуры.
Оборудование урока:
1. Слайды с высказываниями о русском языке.
2. Выдержки из научных и публицистических статей по проблеме заимствований в современном русском языке, собранные в виде отдельного материала для дискуссии.
3. Словари иностранных слов, англо-русский словарь.
4. Карточки с иностранными словами, карточки для редактирования речевых ошибок.
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие. Запись числа на доску.
Орфографическая минутка. Приложение 1
Вступительное слово учителя.
Постановка проблемного вопроса.
- Ребята, чтобы вас немного заинтриговать, я не буду сразу озвучивать тему урока, а напомню хорошо известные высказывания русских писателей о нашем языке. Высказывания оформлены на слайдах.
Видеоролик (частично)
- Какая мысль объединяет высказывания? Мысль о том, что наш язык обладает несметными богатствами.
Аудиозапись
- Эти слова принадлежат писателям, жившим в XVIII-XX вв. Мы с вами живем в XXI в. Как вы думаете, изменилась ли ситуация? Можем ли мы и сегодня с такой же уверенностью говорить о богатстве русского языка?
Предполагается, что этот вопрос вызовет недоумение и удивление учащихся, поскольку обнаруживает проблему, о существовании которой они, вероятно, никогда не задумывались, ведь мысль о богатстве языка многим привита с детства.
- Основным достоянием любого языка является слово. Какие способы обогащения словарного запаса языка вам известны?
Составление схемы. Приложение 2
- Какими словами за последнее время обогатился русский язык? Учащиеся приводят примеры заимствованных слов и затрудняются назвать слова с русскими корнями.
- Какая тенденция наблюдается в пополнении словарного состава русского языка? Русский язык интенсивно пополняется иностранной лексикой. Учащимся предлагается сформулировать тему урока.
- Эта тенденция становится причиной беспокойства людей, которым небезразлична судьба родного языка. Вот одно из мнений: «Если язык не может произвести из себя ничего нового, а вынужден прибегать к иноземной помощи, то в чем его величие?» Действительно, где же сокровища русского языка, где же неиссякаемое словотворчество русского народа, если зачастую приходится обращаться к словарю иностранных слов, а с экрана телевизора то и дело слышишь: ток-шоу, дог-шоу, кастинг, хостинг… А сеть Интернет обрушивает на нас такой поток иноязычной лексики, что не знаешь, как с этим справиться.
Перекрестная дискуссия.
- Ребята, предлагаю дискуссию по этому вопросу. Разделимся на две группы.
Каждая группа будет подбирать аргументы для одного из утверждений:
1. «Язык сам справится с потоком иностранной лексики, не надо мешать его свободному развитию».
2. «Обилие заимствованных слов разрушает наш язык, обезличивает его».
Поскольку для формулирования аргументов нужны определенные знания, каждая группа предварительно ознакомится с материалом по данному вопросу. Это выдержки из научных и публицистических статей. Очень важно высказать и свою точку зрения по проблеме.
Работа учащихся с подборкой материалов (см. Приложения 3 и Приложение 4). Первая группа работает с Приложением 3, вторая – с Приложением 4.
Выступление учащихся. Группы поочередно приводят свои аргументы. В ходе дискуссии учащихся нужно подвести к выводу, что проникновение в язык заимствованных слов – неизбежный процесс, обусловленный расширением информационного пространства. История заимствований показывает, что они во многом обогатили русский язык, являясь средством точной и лаконичной передачи информации. Однако не следует забывать, что к языку нужно относиться бережно, как к живому организму. Не стоит засорять свою речь новомодными словечками, особенно если можно употребить русское слово, доступное и понятное каждому носителю языка.
Практическая работа.
- А теперь мы поработаем с рядом заимствованных слов. К какому словарю придется обратиться, чтобы узнать их лексическое значение? Подберите к каждому слову русское соответствие там, где это возможно. Какие из этих слов, на ваш взгляд, действительно необходимы русскому языку, а без каких он мог бы обойтись, поскольку существует соответствующее русское слово? Учащиеся получают карточки со словами и работают в парах.
Карточка №1
Ноутбук, шопинг, мониторинг, прайм-тайм, миллениум, терминал, кардиган, блейзер, депортация, диск-жокей, тинейджер, ксерокс, визажист, спонсор, портфолио, паритет, пицца, имидж, номинал, ретро.
Карточка №2
Модем, мэр, принтер, брифинг, префектура, презентация, муниципалитет, картридж, менеджмент, триллер, гурман, дилетант, консолидация, кредит, флэшка, менталитет, шоу, клип, педалировать, баннер.
- Значение каких слов вы не нашли в словаре иностранных слов, и вам понадобился англо-русский словарь?
- Из-за чрезмерного употребления заимствованных слов и незнания их лексического значения очень часто возникают речевые ошибки. Определите вид ошибки и исправьте ее. Работа по вариантам.
Карточка №1
1. Идентичное решение приняли ученики 2 "Б" класса.
2. Маша конфиденциально рассказала об этом своей подруге.
3. Мы делегировали студента нашей группы купить учебники.
4. До какого часа функционирует буфет?
5. Желаем консенсуса в семье!
Карточка №2
Ведущий лидер, юный вундеркинд, свободная вакансия, свой автограф, старый ветеран, прогноз на будущее, сервисное обслуживание, первая премьера, импортировать из-за рубежа.
Подведение итогов. Рефлексия.
- Ребята, давайте вернемся к вопросу, который прозвучал в начале урока и несколько удивил вас. Как бы вы теперь на него ответили? Потерял ли наш язык свои богатства? Богатства языка никуда не исчезли, но если не пользоваться ими, если бездумно отказываться от них, если не передать их как духовное наследие последующим поколениям, то вполне возможно, что русский язык потеряет свои корни, а потеря корней ведет не только к исчезновению языка, но и нации.
Чем глубже проникает в нашу речь «лепетание чужое», тем дальше мы уходим от «сокровищ родного слова». Нужно беречь каждое русское слово как зеницу ока. Это великое культурное наследие, полученное от наших предков. Это вопрос самоуважения, вопрос нашего национального достоинства.
- Можем ли мы с вами как-то влиять на проблему, которую сегодня обсуждаем, или этим должны заниматься только ученые-лингвисты? Знание родного языка, культура собственной речи способствуют его сохранению.
- Ученые предлагают свои пути решения данной проблемы. Например, филолог и культуролог Михаил Эпштейн создал сетевой проект под названием «Дар слова. Проективный словарь русского языка», главной задачей которого является создание новых слов и понятий.
- В заключение предлагаю вам творческое задание: напишите пятистишие, выразив свое отношение ко всему сказанному сегодня.
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Русский язык
Прекрасен и могуч.
Беречь, хранить, любить –
Священный долг каждого из нас.
Сокровище.
Домашнее задание: Напишите эссе на тему: «Когда не узнаёшь родную речь…».
Литература:
1. Баландина Л.А. Коммуникативные аспекты русской речи: заимствования// Русский язык и культура речи.- М, 2005.
2. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык: Учебник / Под редакцией Н.С. Валгиной. - 6-е изд., перераб. и доп. Москва: Логос, 2002.
3. Колес В. Русский язык превращается в язык без русских слов? (http://www.proza.ru/2008/05/21/216).
4. Колесов В.В. Гордый наш язык. – СПб, 2008.
5. Прадедов Ф. Родной язык становится чужим. (http://www.proza.ru/2007/01/29-185).
6. Эпштейн М. Русский язык в свете творческой филологии разыскания. (http://www.gramma.ru/KOL/?id=1.22).
Примеры пятистиший, написанных учащимися:
Русская речь
Самобытная, всеобъемлющая.
Обогащает, просвещает, украшает.
Требует бережного отношения.
Достояние.
Русская речь
Красива и безбрежна.
Храни, люби и помни ее.
Не забывай, что это –
Наследие.