Просмотр содержимого документа
«Презентация "Обучение и воспитание успехом как одно из условий эмоциональной значимости обучения»»
«Обучение и воспитание успехом как одно из условий эмоциональной значимости обучения»
Карагугинская средняя школа
ноябрь 2013
Цель:
1.Анализ влияния успеха на различные аспекты деятельности учащихся.
2.Систематизация приемов и методов конструирования на уроке ситуации успеха.
3.Создание школьного “Банка ситуаций успеха”.
«Умственный труд ученика, успехи и неудачи в учении – это его духовная жизнь, его внутренний мир, игнорирование которого может привести к печальным результатам. Ребенок не только узнает что-то, усваивает материал, но и переживает свой труд, высказывает личное отношение к тому, что ему удается и не удается».
К.Д. Ушинский
Гуманизация школьного образования предполагает создание условий, направленных на раскрытие и развитие способностей школьника, его позитивную самореализацию.
Эта направленность основывается на уважении и вере в ребенка и выражается в целях школьной жизнедеятельности, в ее содержании, организации и средствах, а также в характере взаимодействии членов школьного коллектива.
В переживании ситуации успеха особенно нуждаются
учащиеся, испытывающие определенные затруднения в учении.
В связи с этим необходимо подбирать такие задания, с которыми учащиеся этой категории могли бы справиться без особых затруднений и лишь потом переходить к более сложным упражнениям. В опыте многих учителей с этой целью используются, так называемые, сдвоенные задания, где первое подготавливает к выполнению более сложного задания.
Естественными в этом случае должны быть и словесные поощрения, подбадривающие ученика, вызывающие у него уверенность в своих силах, стремление соответствовать оценке учителя.
Большое значение в создании ситуаций успеха имеет общая морально-психологическая атмосфера выполнения тех и иных заданий, поскольку это в значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к внешне сложным заданиям
Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.
С социально-психологической точки зрения – оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами ее деятельности.
В тех случаях, когда ожидания личности совпадают или превосходят ожидания окружающих, наиболее значимых для личности, можно говорить об успехе.
Может меняться тот круг людей, мнением которых дорожит личность, но суть успеха не меняется.
Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации.
Ситуация это то, что способен организовать учитель.
Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности,
поверить в себя.
Действия учителя, обеспечивающие ситуацию успеха:
1. Не заострять внимание на негативном; чаще улыбайтесь, используйте элементы юмора при общении.
2. Проявляйте интерес и великодушие к своим ученикам.
3. Не давайте детям прозвища, не вешайте на них ярлыки.
4. Не сравнивайте ребёнка с другими, отмечайте «персональную исключительность».
5. Аргументируйте необходимость Ваших действий; ту отметку, которую Вы выставляете ученику.
6. Оценивайте действия ученика с акцентом на детали.
7. Не говорите много за детей, вызывайте их на диалог, позволяйте выражать им своё мнение.
8. Не высказывайте недовольство ученику при всём классе, не применяйте угрозы.
9. Помните, что Вы, как педагог, формируете личность учащегося, его самооценку, и частично несёте ответственность за его дальнейшую судьбу.
«Мозговой штурм»
В.Ф. Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца».
Главное - создать рассол, тогда какой бы огурец не был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится.