kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация на тему "Три типа склонения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку русского языка на тему" Три типа склонения".

Задачи: совершенствовать умения учащихся определять тип склонения существительных, обогатить словарный запас учащихся, развивать монологическую речь, умение выступать перед классом, развивать самостоятельность при подготовке к уроку (поиск материала), воспитывать положительные черты характера.

Оборудование урока: компьютер, экран, проектор, презентация PowerPoint

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Постановка целей и задач.
  3. Основная часть (выступления учеников, выполнение заданий).
  4. Подведение итогов урока (обобщение, выставление оценок).

Ход урока

1) Организационный момент. Приветствие учителя, проверка готовности к уроку.

2) Постановка целей и задач.

3) На экране слова:

Удел знания -.(говорить), удел мудрости -. (слушать). (слайд2)

Детям предлагается продолжить фразу, предварительно объясняя значение слова удел. (слайд3)

Дети записывают синонимы к слову удел:

  • судьба, доля, предназначение (лексическая работа). (слайд4)
  • Что общего в существительных судьба, удел, предназначение? Дети устно находят общие категории: нарицательные, неодушевлённые.

Чем различаются эти имена существительные? (Существительные разного рода.)

Учитель: - Я желаю вам сегодня быть мудрыми, чтобы внимательно слушать, думать и приобретать новые знания, о которых вы сумеете рассказать. Изучив тему, мы должны обобщить знания, обсудить вопросы по этой теме. Наш урок будет состоять из двух частей -теоретической и практической. В теоретической части мы выслушаем и обсудим ваши выступления, затем во второй части вы выполните практические задания. Итак, давайте начнем урок.(слайд5)

Ученик: Имя существительное - это часть речи, которая отвечает на вопросы КТО? ЧТО?, обозначает предмет. Например: книга - это слово отвечает на вопрос ЧТО?, обозначает предмет книгу.(слад6)

Учитель: Какие у вас есть дополнения?

Ученик: Имя существительное может обозначать не только предмет, но и явления природы (дождь, ветер), процесс действия (бег, прыжок), события (праздник), животный и растительный мир (медведь, роза). В предложении существительное бывает подлежащим или второстепенным членом предложения (дополнением, обстоятельством).

2) Какие непостоянные признаки есть у имени существительного?(слайд7)

Ученик: У имени существительного есть непостоянные признаки - число и падеж. Число может быть единственным и множественным. Например: журнал - журналы. Падежей в русском языке - шесть. Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Изменить существительное по падежам значит просклонять или изменить окончание по вопросу.

Учитель: Какие есть добавления по этому вопросу?

Ученик: Есть существительные в русском языке, которые имеют форму только единственного числа: молоко, сметана, любовь, дружба, краснота. И есть существительные, которые имеют форму только множественного числа: ножницы, брюки, очки, каникулы.

3) Какие постоянные признаки есть у имени существительного?(слайд8)

Ученик: Постоянные признаки имени существительного - это одушевленность или неодушевленность, род и тип склонения. Одушевленные существительные отвечают на вопрос КТО? Неодушевленные существительные отвечают на вопрос ЧТО? Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода и относятся к одному из трех типов склонений.

Учитель: Есть какие-либо добавления по постоянным признакам?

Ученик: В русском языке есть существительные общего рода: забияка, сирота, неряха, обжора.

4) Расскажите о трех склонения имен существительных.(слайды 9-12)

Ученик: Мы узнали, что к 1скл относятся существительные м.р. и ж.р. с окончаниями -а, -я. Например: дорога, земля, дедушка. Ко 2скл относятся существительные м.р. с нулевым окончанием и ср.р. с окончаниями -о, -е. Например: порт, горизонт, поле. К Зскл относятся существительные ж.р. с нулевым окончанием, оканчивающиеся на Ь.

5) Как определить склонение существительного? (слайд13)

Ученик: Чтобы определить склонение существительного нужно:

1) Определить род существительного.

2) Определить окончание в И.п. в ед.ч.

3) По роду и окончанию определить склонение.

Например: человек. (Ученик подробно рассказывает, как он определяет склонение существительного человек)

6) Как определить склонение существительного, если оно стоит в косвенном падеже? (слайд14)

Ученик: Чтобы определить склонение существительного в косвенном падеже нужно:

  • Поставить его в начальную форму. Начальная форма существительного - это ед.ч., И.п.
  • Определить род и окончание существительного. Например: В русской избе - существительное избе. Ставлю в начальную форму. Что? Изба. Определяю род: изба она, моя- ж.р., окончание - а. Значит существительное в избе - 1 скл.

Учитель задает уточняющий вопрос о косвенных падежах (это все падежи кроме Именительного).

Учитель: -Зачем нужно уметь определять тип склонения существительных? В конце урока мы ответим на этот вопрос.

Затем дается задание: " Выписать существительные по склонениям" (по вариантам)(слайд15) Взаимопроверка по образцу. (слайды16-18)

Физ. минутка. (слайд19)

- Встаньте, пожалуйста. Я буду называть существительные. Если оно относится к 1скл. -присядьте, если ко 2скл - руки вверх, если к Зскл - сделайте прогиб назад.

Береза, карандаш, сирень, щука, ночь, окунь, осень, тополь, река, мозоль, яблоня, тюль.

- Какие слова вызвали сомнения? (мозоль, тюль)

- Запомните, что мозоль - ж.р., а значит - Зскл., а тюль, шампунь, рояль - м.р., и значит 2скл.

Запись в тетради: мозоль(ж.р.,Зскл), тюль(м.р., 2скл), шампунь(м.р., 2скл), рояль(м.р., 2скл).

Задание. Найди лишнее существительное. (слайд20)

Пальто, воротник, карман, рукав, платье.

Учитель: Что общего у этих слов? (Значение. Одежда и детали одежды)

Найдите лишнее слово, (пальто, т.к. это существительное несклоняемое)

Учитель: Что такое несклоняемые существительные?

Ученик: Это сущ., которые во всех падежах имеют одинаковую форму (ед.ч., И.п.)

Учитель: Прочитайте слова.(слайд21)

Учитель: Выпишите в тетрадь только несклоняемые существительные. Проверка (слайд22).

ФИЗМИНУТКА для глаз. (слайд23,24).

Работа с предложениями. (слайд26)

- Вставьте пропущенные буквы.

Учитель: Зачем нужно уметь определять тип склонения существительных?

(Чтобы правильно писать безударные падежные окончания существительных).

Учитель: Правильно. Далее на уроках мы будем выполнять различные задания и тренироваться в правильном написании падежных окончаний.

7) Подведение итогов.

Учитель: Какую тему мы повторяли? Что нового узнали на этом уроке?

- Продолжите предложение:

1. Я выполнил правильно.

2. Я доволен своей работой, потому что.

3. Я допустил ошибку.

- Расскажите об этом:

1. Это я знаю и могу выполнить.

2. Этого я ещё не знаю (не умею).

Выставление оценок. Домашнее задание.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«презентация на тему "Три типа склонения"»

3 склонения имени существительного

3 склонения имени существительного

Вставьте безударные гласные. Разберите слова по составу. Св..ча, ск…льзить, зал…вается, с…доватый, разн…сти, ск…листый, осл…пительный.

Вставьте безударные гласные. Разберите слова по составу.

Св..ча, ск…льзить,

зал…вается, с…доватый,

разн…сти, ск…листый,

осл…пительный.

Определите падежи имён существительных. Спросил у дедушки, встал перед стеной, прошёл через мост, думал о книге, над горизонтом, перепрыгнул через ручей, ехал по степи, слепил для мамы, нашёл около дома, лежал на диване, птица летела.

Определите падежи имён существительных.

Спросил у дедушки, встал перед

стеной, прошёл через мост,

думал о книге, над горизонтом,

перепрыгнул через ручей, ехал

по степи, слепил для мамы,

нашёл около дома, лежал на

диване, птица летела.

Разберите предложение . Подумайте, какие окончания нужно вставить. Почему? Бабушка рассказала мне о сестр… и дочер… .

Разберите предложение . Подумайте, какие окончания нужно

вставить. Почему?

Бабушка рассказала мне о

сестр… и дочер… .

Отгадайте ребус.

Отгадайте ребус.

Найдите существительные 1 склонения. Выпишите их. Беседа, библиотека, билет, вагон, газета, Володя, календарь, комбайн, оборона, победа, Москва, работа, свобода, тарелка, дядя, Миша, папа, рыбак, повар. 3 3

Найдите существительные 1 склонения. Выпишите их.

Беседа, библиотека, билет,

вагон, газета, Володя,

календарь, комбайн, оборона,

победа, Москва, работа,

свобода, тарелка, дядя, Миша,

папа, рыбак, повар.

3

3

Назовите существительные 1 склонения. Быль - сказка, вред - польза, война – мир, грязь - чистота, работа - отдых, родина – чужбина, тишина - шум, тоска – веселье, нищета – богатство, молодость - старость .

Назовите существительные 1 склонения.

Быль - сказка, вред - польза,

война – мир, грязь - чистота,

работа - отдых, родина –

чужбина, тишина - шум, тоска –

веселье, нищета – богатство,

молодость - старость .

Составьте сложное предложение по картинке.

Составьте сложное предложение по картинке.

Что такое склонение?  Назовите опорные слова для определения склонения имён существительных.
  • Что такое склонение?
  • Назовите опорные слова для определения склонения имён существительных.

Именительный падеж, единственное

число, род, окончание.

Сегодня я узнал …

Было трудно ….

Я выполнял(а) задание …

Я понял, что …

Теперь я могу ….


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
презентация на тему "Три типа склонения"

Автор: Альжанова Бахыт Канатовна

Дата: 21.01.2016

Номер свидетельства: 280503

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "презентация конспекта  урока  на тему: Три типа склонения имен существительных "
    ["seo_title"] => string(90) "priezientatsiia-konspiekta-uroka-na-tiemu-tri-tipa-sklonieniia-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "145151"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418842902"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "презентация отчета по одному уроку "
    ["seo_title"] => string(40) "priezientatsiia-otchieta-po-odnomu-uroku"
    ["file_id"] => string(6) "125877"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415087131"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Конспект урока русского языка, презентация, самоанализ   урока по теме "Три склонения имен существительных" "
    ["seo_title"] => string(119) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-priezientatsiia-samoanaliz-uroka-po-tiemie-tri-sklonieniia-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "151549"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420721659"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) ""Конспект урока русского языка по теме "Три склонения имён существительных" 4 класс. "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-tri-sklonieniia-imion-sushchiestvitiel-nykh-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "244029"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445871802"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Обобщающий урок на тему: "Имя существительное". "
    ["seo_title"] => string(58) "obobshchaiushchii-urok-na-tiemu-imia-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "158572"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421764069"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства