Презентация к уроку "Правописание чередующихся гласных в корне" (9 класс)
Презентация к уроку "Правописание чередующихся гласных в корне" (9 класс)
Презентация «Правописание проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова и корней с чередованием» подготовлена учителем русского языка и литературы МОУ «Брилинская основная школа» Устюженского района Вологодской области Н.В. Соловьёвой.
Материал презентации может использоваться на уроках повторения и обобщения изученного в 5- 9 классах.
В презентации есть стихотворения, которые помогут запомнить орфографические правила и исключения из них.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Правописание чередующихся гласных в корне" (9 класс)»
ПРАВОПИСАНИЕ ЧЕРЕДУЮЩИХСЯ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА
Выполнил учитель русского языка
Соловьёва Надежда Владимировна
Чередующиеся гласные в корне слова
Данная презентация подготовлена учителем русского языка и литературы МОУ «Брилинская школа» Н.В. Соловьёвой.
Материал презентации используется на уроках обобщения и повторения изученного о правописании безударных гласных в корнях с чередованием, безударных проверяемых и непроверяемых гласных.
Также приведены стихотворения, которые помогут запомнить орфографические правила, а также исключения из них.
Корни, в которых правописание гласных зависит от ударения
1) –гар---гор- ( под ударением пишется а , без ударенияо )
Стихотворения, которые помогут запомнить орфографические правила и исключения из них
1.Корень рос влюбился в о , Только отрасль одна
Ему очень повезло. Не может жить без буквы а !
Там, где есть ст и щ, 3. Корень лаг на корень лож
Пишем только букву а. Очень даже не похож;
В корне лаг мы пишем а
2.Ростовщик в Ростове жил , Это знает вся страна.
Ростиславом звали. В корне лож мы пишем о ,
Он росток себе купил Ему очень повезло.
Где-то на базаре.
Слова – исключения пишем с о ,
Их запомнить очень легко!
Корни, в которых правописание гласных зависит от характера последних согласных (согласной ) корня
3) –ска к - - -ско ч - (перед к пишется а, пред ч пишется о)
Исключения: скачок, скачу
Выско ч ить (перед ч пишется о ) – ска к ать (перед к пишется а )
Корни, в которых правописание гласных зависит от характера последних согласных (согласной ) корня
4) –плав- - -плов- ( о пишется в словах пловец, пловчиха , в остальных словах пишется а)
По плав ок, жук- плав унец
Слово плывуны пишется с буквой ы
Корни, в которых правописание гласной зависит от смысла слова
1) –мак- - -мок- - -моч-
Слова с корнем – мак - имеют значение « опускать, погружать в жидкость »:
Макать хлеб в молоко, обмакнуть перо в чернила
Слова с корнем – мок - имеют значение « пропускать или не пропускать жидкость », а также « становиться влажным, мокрым »
Непромокаемый плащ, вымокнуть под дождем
Корни, в которых правописание гласной зависит от смысла слова
2) –равн- - -ровн-
Корень равн связан со значением « равный, одинаковый , сходный по величине , качеству , достоинству »: уравнять в правах
Корень ровн имеет значение « ровный , гладкий , прямой »: заровнять выбоину
Исключения: равнина , равнение , ровесник , уровень , поровну
Проверяемые безударные гласные в корне слова
В безударном положении в корне слова пишется та же гласная буква, что и под ударением в однокоренных словах или формах одного и того же слова:
весна – вёсны;
нагой – наг; босой – бос;
я брожу – мы бродим;
показал- покажет;
отвела - отвел
Проверяемые безударные гласные в корне слова
При подборе однокоренных слов следует различать слова, близкие по звучанию, но различные по значению и написанию. Правильный выбор проверочного слова к ним зависит от смысла исходного слова:
Раздр а жать поведением (= кто-то др а знит) – задр о жать от холода (др о жь)
Флаг разв е вается (= в е ять) – ребенок разв и вается (= разв и тие)