3. Воспитывать любовь к прекрасному, творческое воображение, активизировать память, внимание, воспитывать чувства патриотизма.
Тип урока: - урок обобщение.
Оборудование! Учебное пособие, интерактивная доска, дидактические материалы
Ход урока.
Организационный момент. Приветствие.
Проверка посещаемости
Подготовка к уроку
Опрос домашнего задания
Ответы на вопросы
Назовите типы речи?
Как можно различать типы речи?
Что такое повествование?
Что такое описание?
Что такое рассуждение?
Подготовка учеников к новой теме:
Ребята, скора зима. Природа готовится встретить это прекрасное время года. На улице сегодня пасмурно, нет солнышка. Но мне бы хотелось, чтобы у нас на уроке было солнечно, тепло и дружелюбно.
Посмотрите, друг на друга улыбнитесь и говорите друг другу вежливые слова.
Сегодня у нас необыкновенный урок, хотя бы, потому что у нас на уроке гости.
Давайте не дадим нашим гостям скучать.
Определим тему нашего урока.
Для этого очистим наше небо от этих хмурых туч.
(Дети снимают тучи, а на тучах задания)
Скажите, одним словом.
Наименьшая значимая часть слова.
Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов,
Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов.
Значимая часть слова, которая находится после корнем и служит для образования слов.
Изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.
Часть изменяемого слова без окончания.
Слова с одинаковыми корнями.
Раздел языкознания, в котором изучается состав (строение) слова.
Новая тема: Объяснение нового материала.
Ну, вот ребята тема нашего урока «Морфема. Орфография», которая мы с вами изучали в «5» классе, а сегодня закрепляем и обобщаем свои знания по этой теме.
Значит морфема наименьшая значимая часть слова. Все эти окончания, корень, приставка, суффикс изучается в морфеме.
При морфемном разборе указываются все части, из которых состоит слова.
Например: пришкольный
дошкольный
внешкольный
Давайте, ребята играем игру «добавьте приставки».
…Ехать.
…Плыть.
…Платить.
…Писать.
…Вязать.
…Делать.
…Земный.
…Кожный.
…Полковник.
Добавьте суффикс.
Бетон…
Лет…
Груз…
Плот…
Кафель…
Дизайн…
Лес…
Трактор…
Монтаж…
Пожар…
Перевод
Мебель…
Закрепление темы.
Упражнение 143. Прочитайте выразительно стихотворение Т. Айбергенова. Назовите окончание и основы выделенных слов. Какое грамматическое значение имеет каждое окончание?
Моя страна
Она велика
От Алтая до Каспия.
Она широка,
Как народа душа.
Она же – Европа,
Она же и Азия.
И волны Урала,
И всплеск Иртыша.
Родная земля –
Молодая и древняя, –
Пою о тебе
И тобою живу!
На север взгляну –
Вижу зелень деревьев я,
На юг посмотрю –
Ветер сушат траву.
Есть всё у тебя:
И леса, и озёра…
Бескрайние степи,
Высокие горы…
Упражнение 144. Выпишите из стихотворения «Моя страна» собственные имена существительные, обозначьте основу и окончание. Подберите к ним однокоренные прилагательное.
Образец: Алтай - алтайский
Упражнение 145. Выпишите из стихотворения «Моя страна» существительные
с нулевым окончанием. Укажите род.
Упражнение 146. Выпишите из стихотворения «Моя страна» имена прилагательные. Обозначьте окончание. Укажите число и род (в единственном числе).
Упражнение 147. Выпишите в левый столбик однокоренные слова, а в правый – формы одного и того же слова. Обозначьте морфема в родственных словах.
Упражнение 148. Запишите слова в два столбика; 1) с з на конце приставки; 2) с с на конце приставки. Объясните правописание этих букв. Какими частями речи являются данные слова? С любыми двумя глаголами составьте предложения.
Упражнение 149. Подберите к данным словам однокоренные слова с указанными приставками. Обозначьте условия выбора согласных букв. Карая буква в приставках на -з(-с) пишется перед звонкими согласными, а какая – перед глухими?
Без (с)- – шумный, сильный, болезненный.
Раз (с)- – шевелить, считать, бить, будить.
Из (с)- – давать, пугать, готовить, печь.
Упражнение 150. Сравните данные пары слов с корнями -лаг- – -лож-. Когда в корне надо писать а, а когда – о? Обратите внимание на то, есть ли суффикс -а после корня.