Презентация к уроку "О-ё после шипящих в различных морфемах"
Презентация к уроку "О-ё после шипящих в различных морфемах"
Мультимедийная презентация урока русского языка в 5-7 классах представляет собой обобщённое изложение материала по теме «О-Ё после шипящих в различных морфемах».
Яркая, привлекательная презентация содержит ёмкую, интересную информацию по темам: «О-Ё после шипящих в корне слова», «О, Е, Ё после шипящих в суффиксах и окончаниях слов».
Специальные упражнения, воспринимаемые как игровые, направлены одновременно на развитие внимания, формирование навыков анализа, синтеза, классификации и обобщения, фонематического анализа.
Упражнения помогают сформировать сознательный подход к работе с правилом правописания О-Ё после шипящих, вычленить этапы умственной деятельности учащихся при выборе гласной.
На этапе контроля можно использовать и другие задания, предусматривающие комплексную работу с орфографией и пунктуацией.
Принцип построения презентации таков, что каждый слайд представляет собой самостоятельный раздел темы, сопровождаемый соответствующими примерами. Поэтому учитель может выборочно использовать материал презентации, учитывая специфику аудитории, её возрастные особенности и особенности изучаемого материала.
Презентация выполнена в программе PowerPoint, содержит иллюстрации, выполненные средствами растровой графики, разные эффекты анимации, gif-анимацию.
Графические рисунки в презентации, обработанные средствами Photo Shop, призваны привлечь внимание учащихся и лучше запомнить правило.
Упражнения для закрепления даны с проверкой, звуковым сопровождением.
Презентацию рекомендуется использовать как в учебном процессе на разных этапах обучения (при объяснении нового материала, закреплении, повторении, обобщении), так и для самостоятельного изучения и повторения материала по данной теме.
Является образцом для домашней работы учеников. Гиперссылки в Д/з возвращают к слайдам с примерами.
Учитель русского языка и литературы МОАУ СОШ№5
с углублённым изучением отдельных предметов г. Благовещенска Т.В. Древаль
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "О-ё после шипящих в различных морфемах" »
О-Ё после шипящих в различных морфемах
Т.В. Древаль, учитель русского языка и литературы МОАУ СОШ №5
г. Благовещенска
Н е и гра и н е за д а чк а,
Н е за б авна я ист о рия.
Н а сл а йд а х этой п ре з ент ац и и
Д л я р е бят – т е ори я.
О
Ё
О-Ё после шипящих в корне слова
Пиши Ё, если можно подобрать родственное слово с Е:
расч ё ска – ч е сать, ж ё рдочка - ж е рдь
Шуточная лотерея
Эй, господа! Спешите на лотерею.
Разыгрываются товары:
Расч..ска без ручки, щ..тка без щетины
Да ш..рстка от неизвестной скотины.
Деш..вый товар! Берите! Спешите!
Капюш..н без шва, ш..рты, бечева…
Крыж..вник гнилой да ч..лн худой.
Ш..мпол без ружья (стрелять в воробья).
Ж..луди для свиней. Берите скорей.
Царское решето, которое не видал никто.
Спешите! Последний сезон!
Кто щ..ки надул? Вон!
Проверьте!
Эй, господа! Спешите на лотерею.
Разыгрываются товары:
Расч ё ска без ручки, щ ё тка без щетины
Да ш ё рстка от неизвестной скотины.
Деш ё вый товар! Берите! Спешите!
Капюш о н без шва, ш о рты , бечева…
Крыж о вник гнилой да ч ё лн худой.
Ш о мпол без ружья (стрелять в воробья).
Ж ё луди для свиней. Берите скорей.
Царское решето, которое не видал никто.
Спешите! Последний сезон!
Кто щ ё ки надул? Вон!
Запомни!
шрох
чкаться
трущбы
шв
крыжвник
обжра
ш мпол
чпорный
шры
шрник
шрты
капюшн
Заглянем в словарь С.И.Ожегова!
Ч о порный – чрезмерно строгий и принуждённый в поведении, в соблюдении приличий.
Ш о мпол – стержень для чистки и смазки канала ствола ручного стрелкового оружия или, в старину, для забивания заряда в ружья, заряжаемые с дула.
Ш о ры – 1. В упряжи : боковые щитки на уровне глаз животного, не дающие возможности глядеть в стороны.
Ш о рник – специалист по шорным изделиям.
Различай слова ОЖОГ и ОЖЁГ
Определи часть речи
Что? Что сделал?
сущ. глагол
ож о г руки ож ё г руку
подж о г дома подж ё г дом
О или Ё?
На солнце спину я обж..г
И третий день лечу ож..г.
Горела с Е моя спина,
А с О ой-ой – болит она!
Преступник ночью дом подж..г,
Но, совершив такой подж..г,
Он и лицо себе обж..г.
Так, получив большой ож..г ,
Он был наказан за подж..г.
Проверь!
На солнце спину я обж ё г
И третий день лечу ож о г .
Горела с Е моя спина,
А с О ой-ой – болит она!
Преступник ночью дом подж ё г ,
Но, совершив такой подж о г ,
Он и лицо себе обж ё г .
Так, получив большой ож о г ,
Он был наказан за подж о г.
О, Е, Ё после шипящих в суффиксах и окончаниях слов
В суффиксах существительных, отыменных прилагательных, наречий под ударением – О , без ударения – Е .
медвеж Ó нок – крош Ε чка
холщ Ó вый – плюш Ε вый
свеж Ó - певуч Ε
В окончаниях существительных и прилагательных под ударением – О , без ударения – Е .
свеч Ó й – товарищ Ε м
больш Ó го - хорош Ε го
Запомни!
о ч ё м
нипоч ё м
ни при ч ё м
ещ ё
дириж ё р
стаж ё р
ретуш ё р
уч ё ба
тяж ё лый
никч ё мный
О, Е, Ё после шипящих в суффиксах и окончаниях слов
В суффиксах отглагольных существительных, прилагательных, причастий, глаголов под ударением пишется Ё :
туш Ë нка
жж Ë ный
освещ Ë нный
размеж Ё вывать
В окончаниях глаголов под ударением пишется Ё :
печ Ё т
Диктант «на засыпку»
Ч..порный ч..рт в ч..рной ш..лковой одеж..нке сидел на ж..стком диване и пил деш..вый желудёвый кофе, изредка ч..каясь со своим отражением в тяж..лом глянцевитом самоваре, стоящем на парч..вой скатерти ш..коладного цвета.
Ч..рт был больш..й обж..ра и, несмотря на изж..гу и больную печ..нку, объедался крыж..вником со сгущ..нным молоком.
Поев и погрозив своему отражению пальцем, ч..рт, молодцевато тряхнув ч..лкой, пустился танцевать чеч..тку.
Совершив один не совсем удачный скач..к, врезался в самовар и обж..г свой пятач..к, покрытый мягкой ш..рсткой.
Ож..г был очень тяж..л.
Огорч..нный ч..рт куцей овцой кинулся к боч..нку с моч..ными яблоками и сунул в него обожж..нный пятач..к.
«Правду говорят, что не береж..ного бог не береж..т», - чертыхнулся ч..рт чертовской пословицей.
Проверьте!
Ч о порный ч ё рт в ч ё рной ш ё лковой одеж о нке сидел на ж ё стком диване и пил деш ё вый желудёвый кофе, изредка ч о каясь со своим отражением в тяж ё лом глянцевитом самоваре, стоящем на парч о вой скатерти ш о коладного цвета.
Ч ё рт был больш о й обж о ра и, несмотря на изж о гу и больную печ ё нку, объедался крыж о вником со сгущ ё нным молоком. Поев и погрозив своему отражению пальцем, ч ё рт, молодцевато тряхнув ч ё лкой, пустился танцевать чеч ё тку. Совершив один не совсем удачный скач о к, врезался в самовар и обж ё г свой пятач о к, покрытый мягкой ш ё рсткой.
Ож о г был очень тяж ё л.
Огорч ё нный ч ё рт куцей овцой кинулся к боч о нку с моч ё ными яблоками и сунул в него обожж ё нный пятач о к.
«Правду говорят, что не береж ё ного бог не береж ё т», - чертыхнулся ч ё рт чертовской пословицей.
Рис. Насонов Сергей, 6Г
Д о м а ш н е е з а да н и е
Составьте текст диктанта «на засыпку», оформите его как презентацию или публикацию.
Придумайте «подсказки», помогающие запомнить правило, оформите их как буклет или публикацию.
Использованная литература
Панина А. «10 уроков русской орфографии в картинках».