Просмотр содержимого документа
«Презентация "Становление и развитие образования в России"»
Становление и развитие образования в России
Грамота – второй язык.
Грамота (от греческого grammata – «чтение и письмо») – это умение читать и писать.
В круг наших исследовательских интересов вошли следующие вопросы:
обучение грамоте на Руси;
становление и развитие образования на Дону в конце XVII – начале XIX веков;
- просвещение на Дону в XIX – начале XX веков;
- возникновение учебных заведений в ст. Грушевской в конце XIX – начале XX века;
- развитие школьной сети станицы Грушевской в XX веке
Цель работы:проследить становление и развитие образования в России (от древности до XXI века)
Задача данной работы:показать какие же процессы сопровождают становление и развитие образования в нашей стране.
Гипотеза:развитие российского образования имеет свои особенности, которые характерны для определенных этапов его развития.
Формы и методы работы:
посещение музея Истории Донского казачества;
изучение и анализ научного и архивного материала;
выделение закономерности в развитии образования;
- составление списков родителей и выпускников школы по уровню образования.
Обновление образования является одной из самыхактуальныхпроблем современной действительности.
Предполагаемымрезультатом нашей работыстанет формулировка выводов об особенностях развития российского образования, о его значимости на современном этапе.
Можете ли вы себе представить какой была древнерусская школа?
В старину по обычаю детей начинали учить грамоте на Святого пророка Наума-грамотника – 14 декабря (1 декабря – по старому стилю), а не 1 сентября, как в наше время.
Больше тысячи лет прошло с тех пор, как открылась на Руси первая школа по велению князя Владимира
В доме своем, от сна восстав, умыйся,
Прилучившимся плата краем добре утрися,
В поклонении святым образам продолжися,
Отцу и матери низко поклонися.
В школу тщательно идиИ товарища своего веди,
В школу с молитвой входи,Тако же вон исходи.
Малии в вас и велицыи все равны,Учений же ради вящих местом да будут знатны...Не потесняй ближнего твоегоИ не называй прозвищем товарища своего...Тесно друг к другу не сочитайтеся,Коленями и локтями не присвояйтеся...Данное тебе учителем кое место,Тут житие твое да будет вместно...
Книги ваши добре хранитеИ опасно на место кладите....Книгу, замкнув, печатью к высотеполагай,Указательного же древца в нею отнюдьне влагай...Книги к старосте в соблюдение,со молитвой, приносите,Тако же заутро принимая,с поклонением, относите...Книги свои не вельми разгибайте,И листов в них тож не пригибайте...Книг на седалищном местене оставляйте,Но на уготованном столедобре поставляйте...Книг аще кто не бережет,Таковый души своей не бережет...
Сперва аз да буки, а потом другие науки.
Ученик обязан был выучить названия и изображения букв в том порядке, как они шли в азбуке, и вразбивку.
Восковые дощечки – «буквицы» - имели на одной поверхности слой воска, а на другой их стороне вырезали все буквы алфавита, что служило подсказкой. Писали на них любыми острыми палочками, назывались они – «писало»
В азбуке, напечатанной в 1679 году, есть такие слова:
"Розга ум вострит, возбуждает память".
Благослови, Боже, оные леса,Иже розги родят на долгие времена...
Если кто урока не учит,
Таковый из школы свободного отпуста
не получит…
Становление и развитие образования на Донув конце XVII – начале XIX веков.
Грамотность среди жителей Земли войска Донского во второй половине XVIII века была редким явлением.
Просвещение на Дону в XIX - начале XX веков.
В 1804 г. в частных домах обучалось 259 детей, в том числе только 49 девочек.
В 1805 году на Дону, по официальным сведениям, в гимназиях, уездных и приходских училищах было всего 462 ученика.
В конце 50-х годов XIX в. один учащийся приходился на 400 казаков.
В 1805 году открытавойсковая гимназия, первое среднее учебное заведение на Дону
В конце учебного года ученики сдавали экзамены. Назывались они испытаниями.
Город Таганрог. Гимназия
Учебные заведения станицы Грушевской конца XIX – начала XX века
Когда возникли первые учебные заведения в станице?
Какими они были?
Кто в них обучался?
1747 год – первое упоминание о Грушевском хуторе.
1778 год – хутор стал называться Грушевским станом.
1790 год – хутор переименован в станицу Грушевскую
Первая церковь была заложена 18 июня 1780 года во имя великомученицы Варвары
Современный облик храма
Церковно-приходская смешанная школа при Варваринской церкви была с 1889 по 1902 год
Обучалось 10 мальчиков и 11 девочек
Попечитель: казак Филипп Михайлов
Заведующий и законоучитель: Мефодий Попов
Учитель: диакон Иоанн Девяткин
10 апреля 1906 года Областное Правление войска Донского утвердило план и смету на постройку двухклассного училища станицы Грушевской
Ведомость о церкви Варваринской Грушевской станицы Багаевского благочиния Донской епархии за 1909г.
В приходе церкви есть 2 министерских училища – мужское (45 учащихся) и женское (45 учащихся).
Заведующий мужским училищем – Петр Самсонович Чернышов
Заведующая женским училищем – девица Анна Ивановна Киреева
Законоучитель в обоих училищах – священник Павел Котельников
При церкви имеется церковно-приходская школа. В 1909 году в ней обучается 44 мальчика и 18 девочек.
Заведующий школой и законоучитель – священник Стратоник Стефанов.
Учительница – дочь священника, девица Варвара Погорелова
Церковь Иоанно-Богословская Грушевской станицы Багаевского благочиния Донской епархии построена в 1900 году
Школьная сеть Грушевской станицы Черкасского округа области Войска Донского. 1910 год
Грушевское 1-кл. приходское училище
Число учащихся в настоящее время – 90
при введении всеобщего обучения – 186
2) Грушевское 1-кл. женское училище 3-го разряда
Число учащихся в настоящее время – 47
при введении всеобщего обучения – 70
3) Грушевская 1-кл. церковно-приходская школа
Число учащихся в настоящее время – 61
при введении всеобщего обучения – 100
4) Грушевское 1-кл. Проектируемая новая школа.
Предполагаемое число учащихся обоего пола - 133
Памятная книжка области Войска Донского на 1915 год
Одноклассные приходские училища. Станичные и хуторские.
Анализируя собранные сведения, можно сделать вывод: за период с 1900 по 1915 год в станице Грушевской увеличилось число учебных заведений с одного до пяти.
Наблюдается рост детей, посещающих школу и обученных грамоте.
В станице на данное время проживало 655 детей 8-11 лет обоего пола, а обучалось только 198 человек, т.е. 30%
До революции неграмотным оставалось три четверти взрослого населения страны. Школа-семилетка приходилась на 70 тысяч человек, тогда как одна церковь – примерно на 2 тысячи жителей. Основную массу неграмотных составляли жители села, преимущественно женщины.
Пришел Октябрь 1917 года… Советская власть сделала образование, науку, культуру достоянием всего народа.
В 1919 году В.И.Лениным был подписан декрет Совнаркома «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР».
Декрет предусматривал обязанность каждого человека в возрасте до 50 лет, не умеющего читать или писать, «обучаться грамоте на родном языке».
Учебные заведения ст. Грушевской
МБОУ Грушевская СОШ
Грушевской основной школе – 93 года!
Основана в 1919 году. В избе-читальне обучалось около 30 человек.
В настоящее время в школе обучается 187 человек
Начальная школа хутора Чапаев
Здание школы в 1930-40х г.
Здание школы 1959-70 г.
Здание школы 1949-69 г.
Учителя Грушевской семилетней школы
Пятницына
Софья Ивановна
Михайлова
Зинаида Григорьевна
Учителя Грушевской восьмилетней школы
Купор Василий Маркович (директор)
Чебыкина Алла Александровна (завуч)
Отливанчик Евдокия Ефимовна
Кукаш Раиса Васильевна
Барыкина Людмила Ивановна
Матвеева
Раиса Григорьевна
Попереко
Алексеенко
Нонна Иосифовна
Надежда Павловна
Строительство здания восьмилетней школы
1967-1970г.
Подрядчиком строительства школы явилось Грушевское СМУ.
Комплексная строительная бригада под руководством бригадира Харитонова Николая Илларионовича
Новое здание восьмилетней школы
1970г.
Человек беспокойного сердца
(первый директор новой школы)
Гергель
Георгий Константинович
Коллектив учителей Грушевской школы, работавших 1980-90х годах
Политаева
Надежда Васильевна
Смелова
Татьяна Дмитриевна
Пятницын
Дмитрий Васильевич
Выпускники школы
Супрунов
Алексей Степанович
(с 1974г директор школы)
Куликова
Надежда Петровна
Позднякова
Надежда Семеновна
Пятницына
Валентина Ивановна
Ефименко
Екатерина Семеновна
(завуч)
Четверикова
Тамара Михайловна
Чернышова
Нина Ивановна
Мироненко
Ирина Анатольевна
Ганошенко
Людмила Мироновна
Чайченкова
Анна Ивановна
Летом 1990 года в школе произошел пожар. Пять лет ученики школы обучались во вторую смену в здании средней школы
По статистическим данным на 2013 год уровень образования родителей учащихся школы составляет:
Высшее образование
Среднее специальное образование
9,5%
Среднее образование
61%
Основное образование
24,5%
5%
Изучая уровень образования родителей учащихся и выпускников школы за 8 лет, пришли квыводу: окончив нашу школу, молодежь продолжает повышать свое образование:- 85% получает среднее специальное образование;- 15% - высшее.
Высшее образование имеют 80% учителей
(в том числе 1 человек имеет ученую степень кандидата педагогических наук),
средне-специальное – 20%.
высшую квалификационную категорию – 20% первую квалификационную категорию – 53% вторую квалификационную категорию – 27%