1.Закрепить умения анализировать текст, используя знания орфографии, лексики, пунктуации, синтаксиса.
2. Закрепить навыки работы с тестовыми заданиями
Развивать умения применения теоретических знаний при выполнении практических упражнений; воспитывать любовь к родной земле, уважение к родной стране; развивать кругозор учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация "Подготовка к ГИА. Задания части В"»
Урок русского языкаПодготовка к ГИАЗадания части В
Трегубова О. С.
Учитель русского языка МОУ «СОШ №1»
г. Валуйки
Цели
Закрепить умения анализировать текст, используя знания орфографии, лексики, пунктуации, синтаксиса.
Закрепить навыки работы с тестовыми заданиями
Развивать умения применения теоретических знаний при выполнении практических упражнений; воспитывать любовь к родной земле, уважение к родной стране; развивать кругозор учащихся.
Самая большая ценность народа – язык,на котором он пишет, говорит, думает(Д.Н. Лихачев)
Задания В1-В14 открытого типа ( без выбора ответа) проверяют языковую и лингвистическую компетенции
( умение анализировать прочитанный текст с использованием знаний орфографии, пунктуации и синтаксиса)
Структура заданий части В
В 6, В 7, В 13, В 14
В 9, В 12
В 1
Задания
В 8
В 2- В 4
В 5, В 10, В 11
Задание В-1
Задание В-4
Задание В-8
Задание В-9
Задание В-5
Задание В-10
Задание В-11
Задание В-6
Задание В-7
Задание В-13
Задание В-14
Задание В 1Лексика, стилистика
Синонимы- это слова одной части речи, у которых лексические значения полностью или в основном совпадают. Существуют лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические, стилистические и контекстные синонимы.
Укажите строку, в которой все слова являются синонимами
1. Правописание чередующейся безударной гласной в корне
2. Правописание приставок
3. Правописание суффиксов
Правописание о-а в корнях с чередованием зависит от
- А-
значения
ударения
согласной
-гар-
-гор-
-зар-
-зор-
-раст-
(перед ст)
-ращ-
(перед щ)
-рос-
(нет ст, щ)
Скак-скоч
(перед к – а,
перед ч – о)
МАК – МОК
РАВН - РОВН
-л а г- (-а)
-к а с- (-а-)
-л о ж-(-а-)
-к о с- (-а-)
Искл.: р о сток,
р о стовщик, Р о с-
тислав, Р о стов
на выр о ст;
отр а сль.
Искл.: зоревать
Найдите в предложениях слова с чередующейся гласной в корне
1)Я ощущал прикосновения человеческих ладоней.
2) Этого положения он добивался долго.
3) Маше приходилось снова протирать поверхность.
4) Конь легко перескочил препятствие.
5) На заре ты её не буди.
Правописание приставок и суффиксов
Приставки
На з-, с-
При-, пре-
Неизменяемые
Правописание
суффиксов
Н
-прилагательные
НН
-прилагательные
причастия
причастия
- наречия
-наречия
Ребята, берегите зрение!
Задание В 8Синтаксис. Словосочетание.
Словосочетание-
единица
синтаксиса
Согласование
Какой?
Сущ.+прил.
Сущ.+причаст.
Местоим.+прилаг.
Управление
Падежные вопросы
Глагол+сущ.
Сущ.+сущ.
Глаг.+местоим.
Примыкание
Глаг.+нареч.
Нареч.+деепр.
Задание 1
Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ
Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!
такая мама
В завершение повторите предлагаемые действия и их преимущества. Говорите убежденно и уверенно, и вы продадите свои идеи.
Задание 2
Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ
Успеет ли Земля выработать какое-нибудь противоядие?
- выработать противоядие
В завершение повторите предлагаемые действия и их преимущества. Говорите убежденно и уверенно, и вы продадите свои идеи.
Задание 3
Определите тип связи в словосочетании В ДЕЛАХ ДОБРА из предложения
Особое замечательное свойство внимания, что оно подчинено воле, что им можно управлять, им можно пользоваться в делах добра, равно как и зла.
- управление
В завершение повторите предлагаемые действия и их преимущества. Говорите убежденно и уверенно, и вы продадите свои идеи.
Задание 4
Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ
Ньютон был первым, кому удалось найти ясно сформулированный базис, исходя из которого он мог выводить широкое поле явлений посредством математического мышления.
-ясно сформулированный
В завершение повторите предлагаемые действия и их преимущества. Говорите убежденно и уверенно, и вы продадите свои идеи.
Задание 5
Из предложения выпишите словосочетание, в котором использована связь ПРИМЫКАНИЕ
Одно из самых очаровательных воспоминаний детства – это наслаждение, которое я испытал, когда наша учительница читала нам вслух на уроке "Капитанскую дочку".
- читала вслух
Задание 6
Из предложения выпишите словосочетание, в котором использована связь УПРАВЛЕНИЕ
Всё удивительно и интересно в жизни пчёл.
-в жизни пчёл
Замените словосочетаниебесконечная равнинасинонимичным, основанном на связи управление.
Замените словосочетаниегорное селосинонимичным, основанном на связи управление.
Замените словосочетаниеголос отцасинонимичным, основанном на связи согласование.
Замените словосочетаниеяростно хлесталисинонимичным, основанном на связи управление.
Задания В 9, В 12Грамматическая основа предложения
Найдите грамматическую основу в следующих предложениях :
Шестьдесят семь лет отделяют нас от Дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Валуйчане внесли достойный вклад в общее дело победы над врагом.
Читая книгу «Золотые звёзды Оренбуржья», мы узнаем имена героев-защитников Родины.
Биографии героев – это часть истории нашего края.
Укажите количество грамматических основ в предложениях
Николай Фёдорович Ватутин – уроженец Валуйского района, который воевал с 1941 года по 1944 год.
В июне 1940 года в действующую армию был призван Николай Фёдорович Ватутин, Курская битва стала его боевым крещением.
Укажите количество грамматических основ в предложениях
Звание Героя Советского союза Николаю Фёдоровичу Ватутину, уроженцу Валуйского района, присвоено 6 мая 1965года.
Герои-земляки проявляли мужество и боевое мастерство, многие дошли до Берлина, а после войны восстанавливали хозяйство.
Задания В 5, В 10, В 11
Синтаксис простого осложненного предложения
- вводные слова и конструкции
- однородные члены предложения
-обособленные члены предложения
Укажите цифры, обозначающие запятые при вводных словах и словосочетаниях
419 лет прошло со дня основания города Валуйки, (1) это,(2) конечно,(3) один из старейших населенных пунктов Белгородчины,(4) который,(5) по словам поэтов И. Овчинникова,(6) Б. Ковтуна ,(7) И. Ходеева,(8) прекрасен и неповторим.
Укажите цифры, обозначающие запятые при обособленном определении
Возникновение и развитие города Валуйки напрямую связано с историей реки Валуй,(1) до сих пор таящего много интересных фактов.
Археологи свидетельствуют, (2) что местность эта,(3) степная и вольная,(4) была заселена во втором тысячелетии до нашей эры.
Укажите цифры, обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве
Работая и отдыхая,(1) дружно живет многонациональный народ Валуйского района.
Широко распахнул двери Валуйский краеведческий музей,(2) приглашая посетителей.
Жители города, (3) школьники, (4) туристы, (5) гости узнают много интересного, (6) рассматривая экспонаты музея.
Укажите цифры, обозначающие запятые при однородных членах предложения
Мел всегда играл,(1) играет и будет играть исключительную роль в жизни человека.
Не менее важно его влияние на историю человечества: (2) обладание меловыми запасами усиливало власть, (3)отсутствие таковых создавало огромную социальную напряженность.
Объясните пунктуацию в предложениях:
Выросший из небольшого города мелодобытчиков,(1) преобразованного впоследствии в крепость,(2) город рос и становился зничительным торговым центром, (3) был свидетелем набегов крымских татар, (4)революционных событий, (5)пережил тяготы гражданской и Великой Отечественной войн.
В Валуйках развивается сфера туризма, (6)уникальные водоёмы привлекают сотни тысяч отдыхающих,(7) желающих поправить своё здоровье,(8) но настоящую славу и гордость города составляют, (9)несомненно,(10) живущие в нём люди – трудолюбивые,(11) талантливые,(12) толерантные.
Задания В 6, В 7, В 13, В 14
Синтаксис сложного предложения
Сложное
предложение
Бессоюзное
Сложно-
сочинённое
Сложно-
подчинённое
Выпишите цифры, обозначающие запятые между частямисложносочиненного предложения
12 апреля –(1) день космонавтики.
Гагаринский старт был рассчитан на 10 запусков,(2) но с него уже стартовало более 400 ракет, (3) на борту которых находились люди, (4) дерзнувшие бросить вызов земному притяжению.
Корабль отрывается от земли,(5) и астронавты отправляются в путешествие на орбиту нашей планеты.
ТИПЫ
ПРИДАТОЧНЫХ
ПРЕДЛОЖЕНИЙ
ОПРЕДЕЛИ-
ТЕЛЬНЫЕ
ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ
ОБСТОЯТЕЛЬ-
СТВЕННЫЕ
Укажите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью
Если говорить про саму идею реактивного движения и первую ракету, (1) то эта идея и её воплощение родились в Китае примерно во 2 веке н.э.
В 19 веке в России Н. Тихомиров вслед за К. Циолковским занимался изучением, (2) созданием реактивной ракеты.
В 1912 году,(3) когда он представил морскому министерству проект реактивной ракеты,(4) это стало прорывом.
Укажите цифры, обозначающие запятые между частями бессоюзного сложного предложения
К концу 2007 года в космосе побывали граждане 35 государств; (1) только три страны (Россия, США и Китай) имеют возможность самостоятельно осуществлять пилотируемые полеты.
108 космонавтов из России побывали на орбите, (2) более 300 астронавтов США изучали космическое пространство, (3) в последние десятилетия появились космические туристы.
Виды подчинения в СПП с несколькими придаточными
Последовательное подчинение
Однородное соподчинение
Параллельное подчинение
Последовательное подчинение
Он продолжал смотреть в небо, вместо того, чтобы идти в казармы, откуда слышались голоса.
[ = ],(что −=),(откуда−=)
39
39
Параллельное подчинение
Если бы между вымыслом и истиной удалось провести черту, вышло бы, что часть людей эту черту переступила.
,
(если −), [ − = ], (что = −)
Однородное подчинение
Помню, как ребёнком впервые привезла меня мама на свою Родину, как текли слёзы по её счастливому лицу, как долго молчали мы на пригорке с берёзами и ветер ласкал нас.
[ = ],(как = −),(как = − ), (как = − ) и (− = )
Определите вид подчинения
Из энциклопедии я узнал, что Коперник был древним исследователем Земли, что С. Королев- конструктор и основатель советской космонавтики.
Валентина Терешкова открыла путь к звёздам, так как стала первой женщиной- космонавтом, которой восхищались миллионы людей во всем мире.
Когда посещаешь музей космодрома Байконур, как бы становишься астронавтом, потому что видишь уникальные предметы космического быта: скафандры, пищу, космическое кресло.