kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация "Научный стиль"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации рассматриваются функции, характерные черты и особенности научного стиля.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Научный стиль"»

Научный стиль    Главное достоинство научного языка – ясность  (Д.С. Лихачёв)   Кто ясно мыслит, ясно излагает (Протагор)

Научный стиль Главное достоинство научного языка – ясность (Д.С. Лихачёв) Кто ясно мыслит, ясно излагает (Протагор)

Научный стиль русского литературного языка – это функциональная разновидность языка, сферой применения которой является наука.   Важнейшая задача научного стиля речи - объяснить причины явлений, сообщить, описать существенные признаки, свойства предмета научного познания.

Научный стиль русского литературного языка – это функциональная разновидность языка, сферой применения которой является наука.

Важнейшая задача научного стиля речи - объяснить причины явлений, сообщить, описать существенные признаки, свойства предмета научного познания.

В зависимости от конкретных задач и сферы использования выделяются подстили:

В зависимости от конкретных задач и сферы использования выделяются подстили:

Лингвистические особенности научного стиля обусловлены внеязыковыми особенностями. К экстралингвистическим особенностям научного стиля относятся : отвлеченность, абстрактность и обобщенность; точность, однозначность и определенность; логичность; отсутствие образности и эмоциональности.  Эти особенности выражаются специализированными и стандартизованными языковыми средствами на лексическом, словообразовательном, морфологическом и синтаксическом уровнях.

Лингвистические особенности научного стиля обусловлены внеязыковыми особенностями. К экстралингвистическим особенностям научного стиля относятся :

  • отвлеченность, абстрактность и обобщенность;
  • точность, однозначность и определенность;
  • логичность;
  • отсутствие образности и эмоциональности.

Эти особенности выражаются специализированными и стандартизованными языковыми средствами на лексическом, словообразовательном, морфологическом и синтаксическом уровнях.

Обобщенность и отвлеченность языка научной прозы диктуются спецификой научного мышления. Наука трактует о понятиях, выражает абстрактную мысль, поэтому язык ее лишен конкретности. И в этом отношении он противопоставлен языку художественной литературы.

Обобщенность и отвлеченность языка научной прозы диктуются спецификой научного мышления. Наука трактует о понятиях, выражает абстрактную мысль, поэтому язык ее лишен конкретности. И в этом отношении он противопоставлен языку художественной литературы.

Однако неверно было бы думать, что язык науки сух, невыразителен. Выразительность его заключает­ся не во внешних словесных украшениях — ярких ме­тафорах, броских эпитетах, разнообразных риториче­ских оборотах. Красота и выразительность языка на­учной прозы — в краткости и точности выражения мысли при максимальной информативной насыщен­ности слова, в энергии мысли.

Однако неверно было бы думать, что язык науки сух, невыразителен. Выразительность его заключает­ся не во внешних словесных украшениях — ярких ме­тафорах, броских эпитетах, разнообразных риториче­ских оборотах. Красота и выразительность языка на­учной прозы — в краткости и точности выражения мысли при максимальной информативной насыщен­ности слова, в энергии мысли.

Береза – наиболее часто встречающаяся лиственная порода в Северном полушарии. Различные виды березы (их около 120) распространены от субтропиков до тундры. Береза – красивое дерево высотой 30-45 м или кустарник с ажурной кроной. Главная отличительная особенность березы – покрытый берестой белый, желтоватый или розоватый ствол. Листья березы черешчатые круглой или ланцетной формы, цельные, зубчатые. Листья березы осенью приобретают желтый окрас.

Береза – наиболее часто встречающаяся лиственная порода в Северном полушарии. Различные виды березы (их около 120) распространены от субтропиков до тундры. Береза – красивое дерево высотой 30-45 м или кустарник с ажурной кроной. Главная отличительная особенность березы – покрытый берестой белый, желтоватый или розоватый ствол. Листья березы черешчатые круглой или ланцетной формы, цельные, зубчатые. Листья березы осенью приобретают желтый окрас.

Интеллектуальный характер научного познания обус­ловливает логичность языка науки, выражающуюся в предварительном продумывании сообщения, в моно­логическом характере и строгой последовательности изложения. В этом отношении научный стиль, как и некоторые другие книжные стили, противопоставлен разговорной речи.

Интеллектуальный характер научного познания обус­ловливает логичность языка науки, выражающуюся в предварительном продумывании сообщения, в моно­логическом характере и строгой последовательности изложения. В этом отношении научный стиль, как и некоторые другие книжные стили, противопоставлен разговорной речи.

«Менеджмент представляет собой сложное социально-экономическое, информационное и организационно-технологическое явление, процесс деятельности, имеющий дело со сменой состояний, качеств объекта, что предполагает наличие определенных тенденций и этапов. Отсюда он связан с закономерностями и принципами, которые составляют предмет любой науки. Здесь и генезис, и эволюция, и резкие скачки, и тупиковые ситуации, и целеполагание, и надежда. Менеджмент включает знания, навыки, умения, приемы, операции, процедуры, алгоритмы воздействия через мотивацию, т. е. все то, что входит в понятие социальных и человеческих технологий»  (Высшее образование в России. 1995. № 2).

«Менеджмент представляет собой сложное социально-экономическое, информационное и организационно-технологическое явление, процесс деятельности, имеющий дело со сменой состояний, качеств объекта, что предполагает наличие определенных тенденций и этапов. Отсюда он связан с закономерностями и принципами, которые составляют предмет любой науки. Здесь и генезис, и эволюция, и резкие скачки, и тупиковые ситуации, и целеполагание, и надежда. Менеджмент включает знания, навыки, умения, приемы, операции, процедуры, алгоритмы воздействия через мотивацию, т. е. все то, что входит в понятие социальных и человеческих технологий» 

(Высшее образование в России. 1995. № 2).

К общеупотребительной лексике  относятся слова об­щего языка, которые наиболее часто встречаются в научных текстах. Например:  Прибор работает как при высоких, так и при низких температурах.  Здесь нет ни одного специального слова. В любом научном тексте такие слова составляют основу изложения.  Слово в научной речи обычно называет не конк­ретный, индивидуально неповторимый предмет, а класс однородных предметов. По­этому в первую очередь отбираются слова с обобщен­ным и отвлеченным значением, например: Химия занимается только однородными телами. Здесь почти каждое слово обозначает общее поня­тие: химия вообще, тела вообще.

К общеупотребительной лексике  относятся слова об­щего языка, которые наиболее часто встречаются в научных текстах. Например:  Прибор работает как при высоких, так и при низких температурах.  Здесь нет ни одного специального слова. В любом научном тексте такие слова составляют основу изложения.

Слово в научной речи обычно называет не конк­ретный, индивидуально неповторимый предмет, а класс однородных предметов. По­этому в первую очередь отбираются слова с обобщен­ным и отвлеченным значением, например:

Химия занимается только однородными телами.

Здесь почти каждое слово обозначает общее поня­тие: химия вообще, тела вообще.

Общенаучная лексика  — второй значительный пласт научной речи. При помощи общенаучных слов описываются яв­ления и процессы в разных областях науки и техни­ки. Эти слова закреплены за определенными поняти­ями, но не являются терминами, например:  опера­ция, вопрос, задача, явление, базироваться, поглощать, абстрактный, ускорение  и др.  Так, слово  вопрос  как общенаучное имеет значе­ние

Общенаучная лексика  — второй значительный пласт научной речи. При помощи общенаучных слов описываются яв­ления и процессы в разных областях науки и техни­ки. Эти слова закреплены за определенными поняти­ями, но не являются терминами, например:  опера­ция, вопрос, задача, явление, базироваться, поглощать, абстрактный, ускорение  и др.

Так, слово  вопрос  как общенаучное имеет значе­ние "то или иное положение, обстоятельство как пред­мет изучения и суждения, задача, требующая реше­ния, проблема". Оно используется в разных отраслях науки в таких контекстах:  к вопросу о валентности; изучить вопрос; узловые вопросы; национальный вопрос; крестьянский вопрос.

Третий пласт лексики научного стиля —  термино­логия.  Это ядро научного стиля. Термин можно определить как слово или словосо­четание, точно и однозначно называющее предмет, явление или понятие науки и раскрывающее его со­держание ; в основе термина лежит научно построенная дефиниция (определение, истолкование понятия).  Благодаря тому, что термин обозначает научное по­нятие, он входит в систему понятий той науки, к ко­торой он принадлежит. И нередко системность тер­минов оформляется языковыми, словообразователь­ными средствами. Так, в медицинской терминологии с помощью суффикса  -ит  обозначают воспалительные процессы в органах человека:  аппендицит —  воспале­ние аппендикса;  бронхит —  воспаление бронхов.

Третий пласт лексики научного стиля —  термино­логия.  Это ядро научного стиля. Термин можно определить как слово или словосо­четание, точно и однозначно называющее предмет, явление или понятие науки и раскрывающее его со­держание ; в основе термина лежит научно построенная дефиниция (определение, истолкование понятия).

Благодаря тому, что термин обозначает научное по­нятие, он входит в систему понятий той науки, к ко­торой он принадлежит. И нередко системность тер­минов оформляется языковыми, словообразователь­ными средствами. Так, в медицинской терминологии с помощью суффикса  -ит  обозначают воспалительные процессы в органах человека:  аппендицит —  воспале­ние аппендикса;  бронхит —  воспаление бронхов.

Лексические Однозначные, неэкспрессивные термины Лексика с абстрактным значением Когнитивная лингвистика, метафора Стереотипные выражения Тенденция, закономерность Испытывать воздействие Преобладание существительных над глаголами, большое количество отглагольных существительных Словосокращения Уменьшение, преобладание С – секунда, ЯКМ – языковая картина мира, Нанизывание падежей Преобладание форм 3 лица наст. вр. Падение роста, установление признаков инфляции Авторское местоимение мы в значении «я» Служит, выделяют Мы установили, нами доказано Активное использование форм глаголов несовершенного вида Производные предлоги Происходит снижение В течение, ввиду,

Лексические

Однозначные, неэкспрессивные термины

Лексика с абстрактным значением

Когнитивная лингвистика, метафора

Стереотипные выражения

Тенденция, закономерность

Испытывать воздействие

Преобладание существительных над глаголами, большое количество отглагольных существительных

Словосокращения

Уменьшение, преобладание

С – секунда, ЯКМ – языковая картина мира,

Нанизывание падежей

Преобладание форм 3 лица наст. вр.

Падение роста, установление признаков инфляции

Авторское местоимение мы в значении «я»

Служит, выделяют

Мы установили, нами доказано

Активное использование форм глаголов несовершенного вида

Производные предлоги

Происходит снижение

В течение, ввиду,

К фразеологии научного стиля можно отнести также различного рода  речевые клише :  представляют собой, включает в себя, состоит из..., применяется в (для)..., заключается в..., относится к ... и т. п.

К фразеологии научного стиля можно отнести также различного рода  речевые клишепредставляют собой, включает в себя, состоит из..., применяется в (для)..., заключается в..., относится к ... и т. п.

Словообразовательными особенностями научного стиля являются: · использование значительного количества существительных, образованных от глаголов и прилагательных (измерение, деление, переменный); · употребление в текстах аббревиатур (ПС (программные средства), ЖЦ (жизненный цикл).

Словообразовательными особенностями научного стиля являются:

· использование значительного количества существительных, образованных от глаголов и прилагательных (измерение, деление, переменный);

· употребление в текстах аббревиатур (ПС (программные средства), ЖЦ (жизненный цикл).

Морфологические особенности научного стиля:

Морфологические особенности научного стиля:

  • практически не используются глаголы в 1-м и 2-м лице ед.ч.;
  • преобладание глаголов настоящего времени прогнозировании ( При раздражении определенных мест коры больших полушарий регулярно  наступают сокращения. Углерод  составляет  самую важную часть растения ); формы прошедшего времени используются при описании истории вопроса или истории возникновения и развития изучаемого предмета; формы будущего времени – при прогнозировании;
  • неупотребительность восклицательных частиц и междометий.
Значительными особенностями отличается синтаксис научной речи. Необходимость доказывать, аргументи­ровать высказываемые мысли, обнаруживать причи­ны и следствия анализируемых явлений ведет к преимущественному употреблению сложных предложений, а среди типов сложного предложения преобладает сложноподчиненное как наиболее емкая и характер­ная для научной речи языковая форма. 

Значительными особенностями отличается синтаксис научной речи. Необходимость доказывать, аргументи­ровать высказываемые мысли, обнаруживать причи­ны и следствия анализируемых явлений ведет к преимущественному употреблению сложных предложений, а среди типов сложного предложения преобладает сложноподчиненное как наиболее емкая и характер­ная для научной речи языковая форма. 

Синтаксические Частое использование страдательных конструкций Стагнация характеризуется, проблема решается Широкое использование прич. и дееприч. оборотов Исследуя данное явление, характеризующее состояние общества Широкое использование предложений без подлежащего (безличные, определённо-личные и т.д.) Отметим следующее; Широкое использование сложных предложений  В лаборатории изучают Откроются перспективы практического применения теории – работа приобретёт ярко выраженную практическую направленность

Синтаксические

Частое использование страдательных конструкций

Стагнация характеризуется, проблема решается

Широкое использование прич. и дееприч. оборотов

Исследуя данное явление, характеризующее состояние общества

Широкое использование предложений без подлежащего (безличные, определённо-личные и т.д.)

Отметим следующее;

Широкое использование сложных предложений

В лаборатории изучают

Откроются перспективы практического применения теории – работа приобретёт ярко выраженную практическую направленность

Таким образом, научный стиль является одним из наиболее надежных источников пополнения литературного языка.  Его нормированность способствует формированию навыков точной, ясной, понятной, чистой речи, что немаловажно для становления языковой личности.

Таким образом, научный стиль является одним из наиболее надежных источников пополнения литературного языка.

Его нормированность способствует формированию навыков точной, ясной, понятной, чистой речи, что немаловажно для становления языковой личности.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Презентация "Научный стиль"

Автор: Есимбекова Аида Сайлаубековна

Дата: 09.03.2017

Номер свидетельства: 398800

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "технологическая карта урока " Книжные стили.Научный стиль""
    ["seo_title"] => string(63) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-knizhnyie-stili-nauchnyi-stil"
    ["file_id"] => string(6) "275884"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452626259"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "технологическая карта урока "Научный стиль""
    ["seo_title"] => string(47) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-nauchnyi-stil"
    ["file_id"] => string(6) "275893"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452627099"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "презентация к уроку " Книжные стили.Научный стиль" 5 класс"
    ["seo_title"] => string(61) "priezientatsiia-k-uroku-knizhnyie-stili-nauchnyi-stil-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "275875"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1452625061"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Презентация по теме "Роль вводных слов в тексте научного стиля "(8 класс)."
    ["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia_po_tiemie_rol_vvodnykh_slov_v_tiekstie_nauchnogho_stilia_8_klass"
    ["file_id"] => string(6) "358892"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1479140176"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Деловой русский язык. Научный стиль речи."
    ["seo_title"] => string(43) "dielovoi_russkii_iazyk_nauchnyi_stil_riechi"
    ["file_id"] => string(6) "352796"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1477592098"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства