Просмотр содержимого документа
«Презентация "Научный стиль"»
Научный стильГлавное достоинство научного языка – ясность(Д.С. Лихачёв)Кто ясно мыслит, ясно излагает (Протагор)
Научный стиль русского литературного языка – это функциональная разновидность языка, сферой применения которой является наука.
Важнейшая задача научного стиля речи - объяснить причины явлений, сообщить, описать существенные признаки, свойства предмета научного познания.
В зависимости от конкретных задач и сферы использования выделяются подстили:
Лингвистические особенности научного стиля обусловлены внеязыковыми особенностями. К экстралингвистическим особенностям научного стиля относятся :
отвлеченность, абстрактность и обобщенность;
точность, однозначность и определенность;
логичность;
отсутствие образности и эмоциональности.
Эти особенности выражаются специализированными и стандартизованными языковыми средствами на лексическом, словообразовательном, морфологическом и синтаксическом уровнях.
Обобщенность и отвлеченность языка научной прозы диктуются спецификой научного мышления. Наука трактует о понятиях, выражает абстрактную мысль, поэтому язык ее лишен конкретности. И в этом отношении он противопоставлен языку художественной литературы.
Однако неверно было бы думать, что язык науки сух, невыразителен. Выразительность его заключается не во внешних словесных украшениях — ярких метафорах, броских эпитетах, разнообразных риторических оборотах. Красота и выразительность языка научной прозы — в краткости и точности выражения мысли при максимальной информативной насыщенности слова, в энергии мысли.
Береза – наиболее часто встречающаяся лиственная порода в Северном полушарии. Различные виды березы (их около 120) распространены от субтропиков до тундры. Береза – красивое дерево высотой 30-45 м или кустарник с ажурной кроной. Главная отличительная особенность березы – покрытый берестой белый, желтоватый или розоватый ствол. Листья березы черешчатые круглой или ланцетной формы, цельные, зубчатые. Листья березы осенью приобретают желтый окрас.
Интеллектуальный характер научного познания обусловливает логичность языка науки, выражающуюся в предварительном продумывании сообщения, в монологическом характере и строгой последовательности изложения. В этом отношении научный стиль, как и некоторые другие книжные стили, противопоставлен разговорной речи.
«Менеджмент представляет собой сложное социально-экономическое, информационное и организационно-технологическое явление, процесс деятельности, имеющий дело со сменой состояний, качеств объекта, что предполагает наличие определенных тенденций и этапов. Отсюда он связан с закономерностями и принципами, которые составляют предмет любой науки. Здесь и генезис, и эволюция, и резкие скачки, и тупиковые ситуации, и целеполагание, и надежда. Менеджмент включает знания, навыки, умения, приемы, операции, процедуры, алгоритмы воздействия через мотивацию, т. е. все то, что входит в понятие социальных и человеческих технологий»
(Высшее образование в России. 1995. № 2).
К общеупотребительной лексике относятся слова общего языка, которые наиболее часто встречаются в научных текстах. Например: Прибор работает как при высоких, так и при низких температурах. Здесь нет ни одного специального слова. В любом научном тексте такие слова составляют основу изложения.
Слово в научной речи обычно называет не конкретный, индивидуально неповторимый предмет, а класс однородных предметов. Поэтому в первую очередь отбираются слова с обобщенным и отвлеченным значением, например:
Химия занимается только однородными телами.
Здесь почти каждое слово обозначает общее понятие: химия вообще, тела вообще.
Общенаучная лексика — второй значительный пласт научной речи. При помощи общенаучных слов описываются явления и процессы в разных областях науки и техники. Эти слова закреплены за определенными понятиями, но не являются терминами, например: операция, вопрос, задача, явление, базироваться, поглощать, абстрактный, ускорение и др.
Так, слово вопрос как общенаучное имеет значение "то или иное положение, обстоятельство как предмет изучения и суждения, задача, требующая решения, проблема". Оно используется в разных отраслях науки в таких контекстах: к вопросу о валентности; изучить вопрос; узловые вопросы; национальный вопрос; крестьянский вопрос.
Третий пласт лексики научного стиля — терминология. Это ядро научного стиля. Термин можно определить как слово или словосочетание, точно и однозначно называющее предмет, явление или понятие науки и раскрывающее его содержание ; в основе термина лежит научно построенная дефиниция (определение, истолкование понятия).
Благодаря тому, что термин обозначает научное понятие, он входит в систему понятий той науки, к которой он принадлежит. И нередко системность терминов оформляется языковыми, словообразовательными средствами. Так, в медицинской терминологии с помощью суффикса -ит обозначают воспалительные процессы в органах человека: аппендицит — воспаление аппендикса; бронхит — воспаление бронхов.
Лексические
Однозначные, неэкспрессивные термины
Лексика с абстрактным значением
Когнитивная лингвистика, метафора
Стереотипные выражения
Тенденция, закономерность
Испытывать воздействие
Преобладание существительных над глаголами, большое количество отглагольных существительных
Словосокращения
Уменьшение, преобладание
С – секунда, ЯКМ – языковая картина мира,
Нанизывание падежей
Преобладание форм 3 лица наст. вр.
Падение роста, установление признаков инфляции
Авторское местоимение мы в значении «я»
Служит, выделяют
Мы установили, нами доказано
Активное использование форм глаголов несовершенного вида
Производные предлоги
Происходит снижение
В течение, ввиду,
К фразеологии научного стиля можно отнести также различного рода речевые клише : представляют собой, включает в себя, состоит из..., применяется в (для)..., заключается в..., относится к ... и т. п.
Словообразовательными особенностями научного стиля являются:
· использование значительного количества существительных, образованных от глаголов и прилагательных (измерение, деление, переменный);
практически не используются глаголы в 1-м и 2-м лице ед.ч.;
преобладание глаголов настоящего времени прогнозировании ( При раздражении определенных мест коры больших полушарий регулярно наступаютсокращения. Углерод составляет самую важную часть растения ); формы прошедшего времени используются при описании истории вопроса или истории возникновения и развития изучаемого предмета; формы будущего времени – при прогнозировании;
неупотребительность восклицательных частиц и междометий.
Значительными особенностями отличается синтаксис научной речи. Необходимость доказывать, аргументировать высказываемые мысли, обнаруживать причины и следствия анализируемых явлений ведет к преимущественному употреблению сложных предложений, а среди типов сложного предложения преобладает сложноподчиненное как наиболее емкая и характерная для научной речи языковая форма.
Синтаксические
Частое использование страдательных конструкций
Стагнация характеризуется, проблема решается
Широкое использование прич. и дееприч. оборотов
Исследуя данное явление, характеризующее состояние общества
Широкое использование предложений без подлежащего (безличные, определённо-личные и т.д.)
Отметим следующее;
Широкое использование сложных предложений
В лаборатории изучают
Откроются перспективы практического применения теории – работа приобретёт ярко выраженную практическую направленность
Таким образом, научный стиль является одним из наиболее надежных источников пополнения литературного языка.
Его нормированность способствует формированию навыков точной, ясной, понятной, чистой речи, что немаловажно для становления языковой личности.