kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока " Книжные стили.Научный стиль"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе "Книжные стили.Научный стиль" выполнена к УМК В.Я. Бабайцевой., сопровождается презентацией.Урок выполнен в соответствии с требованиями ФГОС, подробно расписаны все этапы и формируемые УУД. В результате усвоения материала, дети должны создать монологическое высказывание на тему "Научный стиль речи"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«технологическая карта урока " Книжные стили.Научный стиль"»

Книжные стили. Научный стиль речи. 5 класс


Цель деятельности учителя

Научить отличать научный стиль от других функциональных стилей речи, находить элементы, указывающие на данный стиль

Тип урока

Урок развития речи

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать особенности научного стиля речи, понимать отличие книжных и разговорного стилей речи; уметь создавать текст заданного стиля, редактировать текст.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность к осознанию целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

методы и формы
обучения

Поисковый, эвристический метод; индивидуальная, фронтальная

Образовательные (цифровые) ресурсы

Интернет-ресурсы:

http://www.uroki.net

http://www.zavuch.info

http://www.intergu.ru

http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html

http://festival.1september.ru/subjects

http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192

Оборудование

компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстра-
ционный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся

Основные понятия
и термины

Термин, научный стиль речи







Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность
учащихся

Формы
органи-

зации совзаимодействия

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Контроль результатов учебной деятельности

1

2

3

4

5

6

7

1. Мотивация (самоопределение)

к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся

к усвоению изучаемого материала

«Знать в совершенстве язык – значит владеть его стилями».

Г. Солганик

Вступительное слово.

Прозвенел звонок веселый,

На урок позвал нас снова.

По порядку мы сидим

И внимательно глядим.

Чтобы грамотными стать,

Надо много нам узнать.


Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем; размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками)
необходимые действия

Листы обратной связи

2. Актуализация
и пробное учебное дей-

ствие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Орфографическая разминка

– Обратите внимание на эпиграф к уроку (эпиграф записан на доске).

– Проверим, насколько хорошо вы знаете русский язык.

Орфографическая разминка.

Орфограмма, грамматика, суффикс, приставка, морфема, синтаксис, пунктуация, фонетика, разговорный стиль, официально-деловой стиль.

Выполняют задание

Фронтальная, индивидуальная

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Письменные работы

1

2

3

4

5

6

7

3. Выявление места
и причины затруднения

Эвристическая беседа.

– Как вы понимаете значение выражения «стили речи»? (слайд 2)

– Какие стили речи вам известны?

– К какому стилю речи относятся слова нашей орфографической разминки?

– На каком уроке вы могли бы встретить эти слова?

Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний у них недостаточно для полных ответов.

Фронтальная.

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

Устные ответы.


Физкультминутка

Танцевальная физминутка

Выполняют элементарные физические упражнения

Фронтальная

Личностные: проявляют заботу о своем физическом и психологическом благополучии и работоспособности на уроке

Выполнение упражнений











1

2

3

4

5

6

7

4. Целеполагание

и построение проекта выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

Словесно-иллюстративный рассказ

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

– Мы поговорим о научном стиле, его жанровых и языковых особенностях. Как и любой функциональный стиль, он имеет свои признаки:

• сферу употребления;

• основные функции;

• стилевые черты;

• языковые средства (слайды 3,4)

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем; воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины

Индивидуальная, групповая

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность

в парах и рабочих группах
с учетом конкретных учебно-познавательных задач

Вопросы для уточнения информации

5. твор-

ческая практическая деятельность

по реализации построенного проекта

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

Беседа, выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения

– Определите цель высказываний: в каком из текстов главное – обмен сведениями, в каком – передача научной информации.

Тексты на слайде: ( слайд 5)

1) – Скажи-ка, почему снегирей снегирями зовут?

– Не знаю.

– Думай! Снег – снегирь… Ну?..

– К нам со снегом прилетают?! Да?!

– Конечно. (Из разговора.)

2) Снегирь. Птица названа так потому, что прилетает к нам
с севера вместе с первым снегом и заморозками. (Из словаря.)

– В учебниках, словарях, энциклопедиях, научных статьях и книгах используется научный стиль речи. Основная цель научного стиля речи – точная передача научных знаний (научной информации). Для научного стиля характерны термины, сложные предложения и некоторые другие средства языка.

– Прочитайте тексты. Расскажите, какую информацию вы получили из содержания первого текста, второго, третьего. Сделайте вывод: к какому стилю они относятся, почему.

Тексты на слайде:

1. Большинство (приблизительно 75 %) слов русского литературно-

Выполняют упражнения; формулируют собственные мысли, высказывают
и обосновывают свою точку зрения; в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы; работа
с учебными пособиями

Фронтальная

Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее
в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его
в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкрет-

Устные ответы

1

2

3

4

5

6

7



го языка может употребляться в любом стиле речи. Такие слова, как я, ходить, лес, и многие другие, мы употребляем и тогда, когда говорим, и тогда, когда пишем, независимо от цели и обстоятельств, при которых мы говорим и пишем. (Из учебника русского языка.)( слайд 6)

2. Сколько всего на свете языков – никто не знает. Называют
и 2000, и 3000, и другие числа. Это и понятно. Если языки Европы можно перечислить довольно точно, то учесть, допустим, все негритянские наречия Африки или языки индейцев Америки невозможно… (Из детской энциклопедии.)( слайд 7)

3. Прилагательное синий в момент своего рождения значило блестящий, сияющий. Это общеславянское слово образовано было
с помощью суффикса -н- от той же основы си-, что и глагол сиять. (Н. М. Шанский. В мире слов.) ( слайд 8)

– Приведите свои примеры текстов научного стиля.

контролирует правильность приемов работы с книгой. Организует и сопровождает деятельность детей



ных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы


6. Первичное закрепление

с комментированием

во внешней речи

Обобщение

и систематизация знаний,
формирование рациональных способов применения их
на практике.

Эвристическая беседа, ответы

на вопросы, письменная

работа

– В научной речи для связи предложений чаще всего используются повторы существительных-терминов. Это позволяет выразить мысль наиболее точно и однозначно.

– Объясните письменно, используя термины русского языка:

• Почему в слове снегирь третья буква е?

• Почему в слове витамины вторая буква и? (слайд 9)

– В каждой группе слов, одинаковых или близких по значению, укажите такие, которые в научном стиле обычно не употребляют:

1) глаза, очи, буркалы;

2) хороший, славный, добрый;

3) молчать, помалкивать;

4) рядом, рядышком, рядком. (слайд 10)

– Приведите примеры слов, характерных для разговорного стиля
и не употребляющихся в научном (слайд 11)

Отвечают на вопросы, под руководством педагога выполняют задания, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Фронтальная,

индивидуальная

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения

Устные ответы;

письмен-ные работы

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

7. Самостоятельная работа

с самопроверкой
по эталону

Обобщение
и систематизация знаний,
формирование рациональных способов применения их
на практике.

Выполнение разноуровневых обучающих

упражнений

на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения; письменная работа, составление связных рассказов об изученных нормах

– Определите стиль текстов; докажите правильность своего ответа.

1. Слово витамин – международный научный термин, образованный от латинского вита («жизнь») и обозначающий: вещество, необходимое для жизни. (Л. Успенский.)

2. При сложении двух натуральных чисел получается новое натуральное число, называемое суммой этих чисел. Числа, которые складывают, называют слагаемыми. (Из учебника математики.)

– Определите стиль текста; перескажите его.

В русском литературном языке есть немало (приблизительно 20 %) слов, употребление которых ограничено определенными стилями речи… Например, слово электричка вполне уместно в обиходной разговорной речи (опоздал на электричку), но не употребляется
в железнодорожном справочнике, в котором вместо него используется слово электропоезд. (По И. С. Ильинской.)

Дополнительное задание.

1) Расскажите о связи предложений в тексте; отметьте термины.

В 1957 году нашими учеными впервые в мире был запущен искусственный спутник Земли. Слово искусственный означает «изготовленный людьми».

Теперь вокруг Земли вращается много искусственных спутников. Они движутся по орбитам на различных расстояниях от Земли.

2) Напишите изложение по данному тексту.

Организует и сопровождает деятельность детей. Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом

Выполняют задания; формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы

Индивидуальная, групповая

Личностные: осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Листы обратной связи, письменные работы

8. Включение
в систему знаний и по-

вторение

Обобщение
полученных
на уроке сведений, составление связных рассказов
об изученных нормах, оцени-

– Подготовьте монологическое высказывание на тему «Научный стиль речи» по плану:

1. Какова цель научного стиля речи?

2. Где он используется?

3. Какие слова и предложения для него характерны? (слайд 12)

Отвечают на вопросы, оценивают работы товарищей

Индивидуальная, групповая

Личностные: понимают значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Устные ответы;

оценивание учащихся
за работу
на уроке

Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7


вание результатов работы




Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения


9. Рефлексия учебной деятельности

Заключительная беседа
по вопросам

– Что нового узнали на уроке?

– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?

– Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

– Дайте оценку нашей работе (слайд 13)

Подводят итоги игры под руководством учителя, оценивают себя и товарищей; отвечают на вопросы

Фронтальная

Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний, умений, навыков
и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

Листы обратной связи



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
технологическая карта урока " Книжные стили.Научный стиль"

Автор: Гаврилова Татьяна Владимировна

Дата: 12.01.2016

Номер свидетельства: 275884


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства