Разработка для детей с ОВЗ. Использовалась на районном открытом уроке в рамках конкурса педагогических достижений.Обобщающий материал по теме:"Лексика"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация для урока русского языка "Лексика"»
Парфенова Ольга Викторовна
Учитель русского языка и литературы
ГБОУ ШИ № 20
Петроградский район
Санкт-Петербург
Обогащение словарного запаса учащихся; формирование умения употреблять слова в соответствии с их лексическим знанием, использовать синонимы и антонимы с целью обогащения речи; воспитание потребности пользоваться словарями.
Все слова языка образуют его словарный состав или лексику.
Лексические значения слов разъясняются в толковых словарях.
Слова в словарях располагаются по порядку.
Все слова языка образуют его словарный состав или лексику.Лексические значения слов разъясняются в толковых словарях.Слова в словарях располагаются по порядку.
По горизонтали:
2
3
1
н
а
а
к
л
1. Искусственное русло.
4. Стадо лошадей или оленей.
а
а
е
5. Наружный запекшийся слой хлеба.
4
т
а
н
у
б
По вертикали:
о
т
о
1. Площадка для катания на коньках.
5
к
р
а
к
о
2.Несколько инструментов, предназначенных для работы.
3.Узкая полоска ткани.
4
Слова, имеющие одно лексическое значение, называются о д н о з н а ч н ы м и .
Слова, имеющие, несколько лексических значений, называются м н о г о з н а ч н ы м и .
Многозначное слово называет разные предметы, признаки, действия, в чем-либо сходные между собой .
4
«Лучами красит солнышко стальное полотно .
Без устали, без устали, смотрю, смотрю в окно».
Какое еще бывает полотно ?
Что общего в значениях этого слова?
4
Запишите в два столбика словосочетания : в один - с прямым значением, в другой - с переносным значением слов
Тяжелый чемодан, тяжелый характер; легкая работа, легкая рука; олимпийское спокойствие, олимпийские игры; железная дисциплина, железный гвоздь.
4
Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются о м о н и м а ми.
4
С и н о н и м ы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.
Гиппопотам
Бегемот
4
Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением, называются а н т о н и м а м и .
4
Вопросы к уроку:
Что изучает лексика?
Какие бывают словари?
Скажите определение синонимов?
Какие слова называют омонимами?
Что такое антонимы?
Приведите свои примеры антонимов, синонимов, омонимов.