Презентация к уроку русского языка в 10 классе. Тема "Фонетика. Разновидности омонимов"
Презентация к уроку русского языка в 10 классе. Тема "Фонетика. Разновидности омонимов"
Презентация «Фонетика» в настоящее время достаточно актуальна.
Цель работы: повторение и углубление сведений о звуках речи, видах омонимии.
На слайдах № 10, 14, 21 приведены практические задания: отгадать мультфильмы, проверить расставленное ударение, найти и охарактеризовать все виды омонимии.
К одному из способов развития правильного произношения относятся специальные упражнения для развития артикуляционного аппарата.
Разноцветный, яркий и даже пёстрый фон слайдов подчёркивает многообразие звуков русского языка.
Слайды сопровождаются спокойной музыкой.
В состав презентации входят следующие компоненты:
Форматированный текст
Компьютерные рисунки
Анимация
Аудио звук, голосовое сопровождение
Диаграмма «Соотношение гласных и согласных звуков» выполнена в программе Microsoft Excel.
Общий объём презентации – 27 слайдов.
Переход от одного слайда к другому осуществляется с помощью щелчка мыши.
Данную разработку рекомендуется использовать в 5 – 6 классах при повторении темы «Фонетика» (слайды № 2 – 13, 22 – 27), в 10 классе – при изучении раздела лингвистики «Лексика», темы «Виды омонимии» (слайды № 14 – 27). Презентация предусмотрена как дополнительный материал к урокам русского языка в 5 – 6 и 10 кл.. Материал можно использовать как в середине, так и в конце урока, по усмотрению учителя. Допускается использование презентации при проведении факультативного курса по русскому языку в 5- 6, 9 – 10 классах, при кружковой работе.
Использованная литература:
Богданова Г. А. Уроки русского языка в 5 классе. М., «Просвещение», 1995.
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10 – 11 кл., М., «Просвещение», 2006.
Гольдин В. Е. Речь и этикет. М., «Просвещение», 1983.
Кирова Е.В. Презентация «Качества речи»
Постникова И.И. Фонетика – это интересно! М., «Просвещение», 1992.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка в 10 классе. Тема "Фонетика. Разновидности омонимов" »
ФонетикаУрок русского языка в 5 и 10 классах
Работу выполнила учитель русского языка и литературы МОУ «Дубровская СОШ» Оханского района Пермского края
Бушуева Т.В.
Цель:повторение и углубление сведений о звуках речи
Задачи:
Уметь различать гласные и согласные звуки.
Уметь определять вид омонимов.
Язык наш не только живописен,
но и звучен.
А.Бестужев.
Мы живем в мире звуков. Проснувшись утром, слышим тиканье часов, плеск воды в раковине, пыхтение чайника на плите.
Выходим из дома - нас окружают голоса улицы: чириканье воробьёв, шум ветра, шелест листьев,
шуршание шин по дороге.
В языке всё имеет звуковое выражение.
Звуковую сторону речи изучаетФОНЕТИКА.
Её название образовано от греческого словаphone(звук).
МЫ - ЗВУКИ РЕЧИ.
ИЗУЧАЕТ ФОНЕТИКА НАС.
МЫ - ЗВУКИ РЕЧИ.
.
ПРОИЗНОСЯТ И СЛЫШАТ НАС
Вопросами фонетики занимался
Высотский Сергей Сергеевич
Гласные тянутся
В песенке звонкой,
Могут заплакать
И закричать.
Могут в кроватке
Баюкать ребёнка,
Но не желают
Свистеть и ворчать.
И Ы У
Э О
А
Гласных звуков – шесть
А согласных -36!
А согласные … согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
С - с - с… - змеиный слышен свист.
Ш – ш - ш… - шуршит опавший лист.
Ж – ж - ж… - шмели в саду жужжат.
Р – р - р… - моторы тарахтят.
Свистит ветер :
ССССС! ССС! СССС!
Шумит лес:
ШШШШ! ШШШШ!
Шмель жужжит :
ЖЬ ЖЬ ЖЬ ЖЬ!
Насос:
ССССС! ССС! СССС!
Выключающийся пылесос :
ЖЖ ШШШ ШШШ!
Рубанок:
ЖЖЖЖ! ЖЖЖ! ЖЖ!
Сорока-сплетница : ТРР-
ТРР- ТРТР- ТРТР!
Соотношение гласных и согласных звуков
Отгадай мультфильмы
Р-с-л-чк-.
Кр-с-в-ц- и Ч-д-в-щ-.
Ч-п и Д-йл сп-ш-т н- п-м-щь.
К-н-к-л- в Пр-ст-кв-ш-н-.
Н-, п-г-д-!
РУССКИЙ ЯЗЫК НЕИСЧЕРПАЕМО БОГАТ
Для того, чтобы быстро и легко понимать друг друга, мы должны правильно говорить.
Что нужно для того, чтобы речь зазвучала?
Нужно ударение.
Ударный слог, ударный слог,
Он назван так недаром.
Мы в слове слог ударный
Найдем эле -мен - тар -но!
Ударение - это «паспорт» слова.
Определите, в каком из столбиков правильно расставлено ударение и произнесите слова грамотно
Определите, в каком из столбиков правильно расставлено ударение и произнесите слова грамотно
Оптóвые поставки
Проторённый путь
Каталóг
Бáнты
Кáмбала
Обеспéчение
Ячмéнь – ячменя ´ – ячменю ´
Танцóвщица
Я ´ слей
О ´ птовые
Протóренный
Катáлог
Банты′
Камбалá
Обеспечéние
Ячмéнь –ячмéня – ячмéню
Танцовщи ´ ца
Яслéй, я ´ сель
О ´ птовые
Протóренный
Катáлог
Банты′
Камбалá
Обеспечéние
Ячмéнь –ячмéня – ячмéню
Танцовщи ´ ца
Яслéй, я ´ сель
О ´ птовые
Протóренный
Катáлог
Банты′
Камбалá
Обеспечéние
Ячмéнь –ячмéня – ячмéню
Танцовщи ´ ца
Яслéй, я ´ сель
омоформы
омофоны
омографы
Омонимы, омоформы, омофоны используются в загадках, скороговорках, каламбурах, стихах
для созданияяркогообраза
Этослова, в которых происходит совпадение только отдельной формы слов, например:
Лечу (от лечить) – лечу (от летать),
Мой (притяжательное местоимение) –
мой (повелительное наклонение глагола МЫТЬ)
В русском языке есть слова, которые
пишутся по-разному, а произносятся
одинаково.
Это ОМОФОНЫ.
За деревней - луК?
А на грядке - луГ?
Там, на речке, - плоД?
А на груше - плоТ?
Или всё наоборот?
Слова, которые одинаково пишутся, но по-разному произносятся, называютсяомографами.
На двери замка
Нет замка.
Живет щегол здесь
Первый щёголь.
И утром белка из белка
Ему сбивает гоголь-моголь.
поЕм – поЁм, пОлет – полЁт, Атлас - атлАс
Косит косец,
А зайчишка косит.
Трусит трусишка,
А ослик трусит.
Найдите и охарактеризуйте все разновидности омонимов
Нёс медведь, шагая к рынку,
На продажу мёду крынку.
Вдруг на мишку – вот напасть! –
Осы вздумали напасть.
Мишка с армией осиной
Дрался вырванной осиной.
Мог ли в ярость он не впасть,
Если осы лезли в пасть,
Жалили куда попало,
Им за это и попало.
Нёс медведь, шагаяк рынку,
На продажу мёдукрынку.
Вдруг на мишку – вотнапасть!–
Осы вздумалинапасть.
Мишка с армиейосиной
Дрался вырваннойосиной.
Мог ли в ярость он невпасть,
Если осы лезлив пасть,
Жалили кудапопало,
Им за это ипопало.
омофоны
омоформы
омоформы
омофоны
омоформы
В некоторых языках ударение закреплено во всех словах за одним и тем же слогом: например, во французском языке оно всегда на последнем слоге, в чешском - наоборот - на первом.
В русском языке ударение
Т.е. свободное, подвижное. Оно может падать на любой слог.
Это позволяет различать слова-омографы:
мука - мука, орган - орган.
Глаголы разного вида: рассыпать - рассыпать.
Иногда литературная норма допускает
два варианта произношения одного и
того же слова:
мЫшление - мышлЕние
твОрог -творОг
Что значит -ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО?
Это значит, нужно чётко произносить звуки; так, чтобы