kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку русского языка в 10 классе. Тема "Фонетика. Разновидности омонимов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Презентация  «Фонетика» в настоящее время достаточно актуальна.

     Цель работы: повторение и углубление сведений о звуках речи, видах омонимии.

На слайдах № 10, 14, 21  приведены практические задания: отгадать  мультфильмы, проверить расставленное ударение, найти и охарактеризовать все виды  омонимии.

     К одному из способов развития правильного произношения относятся специальные упражнения для развития артикуляционного аппарата.

    Разноцветный, яркий и даже пёстрый фон слайдов подчёркивает многообразие звуков русского языка.

      Слайды сопровождаются спокойной музыкой.

      В  состав презентации входят следующие компоненты:

  • Форматированный текст
  • Компьютерные рисунки
  • Анимация
  • Аудио звук, голосовое сопровождение
  • Диаграмма «Соотношение гласных и согласных звуков»  выполнена в программе Microsoft Excel.

Общий объём презентации – 27 слайдов.

Переход от одного слайда к другому осуществляется с помощью щелчка мыши. 

     Данную разработку рекомендуется использовать в 5 – 6 классах при повторении темы «Фонетика» (слайды № 2 – 13, 22 – 27), в 10 классе – при изучении раздела лингвистики «Лексика», темы «Виды омонимии» (слайды № 14 – 27). Презентация предусмотрена как дополнительный материал к урокам русского языка в 5 – 6 и 10  кл.. Материал можно  использовать как в середине, так и в конце урока, по усмотрению учителя. Допускается использование презентации при проведении факультативного курса по русскому языку в 5- 6, 9 – 10 классах, при кружковой работе.

Использованная литература:

  1. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 5 классе. М., «Просвещение», 1995.
  2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.  Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10 – 11 кл., М., «Просвещение», 2006.
  3. Гольдин В. Е. Речь и этикет. М., «Просвещение», 1983.
  4. Кирова Е.В. Презентация «Качества речи»
  5. Постникова И.И. Фонетика – это интересно! М., «Просвещение», 1992.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка в 10 классе. Тема "Фонетика. Разновидности омонимов" »

Фонетика  Урок русского языка в 5 и 10 классах   Работу выполнила учитель русского языка и литературы МОУ «Дубровская СОШ» Оханского района Пермского края Бушуева Т.В.

Фонетика Урок русского языка в 5 и 10 классах

Работу выполнила учитель русского языка и литературы МОУ «Дубровская СОШ» Оханского района Пермского края

Бушуева Т.В.

Цель:  повторение и углубление сведений о звуках речи Задачи:

Цель: повторение и углубление сведений о звуках речи

Задачи:

  • Уметь различать гласные и согласные звуки.
  • Уметь определять вид омонимов .
Язык наш не только живописен, но и звучен.  А.Бестужев.  Мы живем в мире звуков. Проснувшись утром, слышим тиканье часов, плеск воды в раковине, пыхтение чайника на плите. Выходим из дома - нас окружают голоса улицы: чириканье воробьёв, шум ветра, шелест листьев, шуршание шин по дороге.

Язык наш не только живописен,

но и звучен.

А.Бестужев.

Мы живем в мире звуков. Проснувшись утром, слышим тиканье часов, плеск воды в раковине, пыхтение чайника на плите.

Выходим из дома - нас окружают голоса улицы: чириканье воробьёв, шум ветра, шелест листьев,

шуршание шин по дороге.

В языке всё имеет звуковое выражение. Звуковую сторону речи изучает ФОНЕТИКА. Её название образовано от греческого слова phone  (звук). МЫ - ЗВУКИ РЕЧИ. ИЗУЧАЕТ ФОНЕТИКА НАС. МЫ - ЗВУКИ РЕЧИ. . ПРОИЗНОСЯТ И СЛЫШАТ НАС

В языке всё имеет звуковое выражение.

Звуковую сторону речи изучает ФОНЕТИКА.

Её название образовано от греческого слова phone (звук).

МЫ - ЗВУКИ РЕЧИ.

ИЗУЧАЕТ ФОНЕТИКА НАС.

МЫ - ЗВУКИ РЕЧИ.

.

ПРОИЗНОСЯТ И СЛЫШАТ НАС

Вопросами фонетики занимался Высотский Сергей Сергеевич

Вопросами фонетики занимался

Высотский Сергей Сергеевич

Гласные тянутся
  • Гласные тянутся
  • В песенке звонкой,
  • Могут заплакать
  • И закричать.
  • Могут в кроватке
  • Баюкать ребёнка,
  • Но не желают
  • Свистеть и ворчать.

И Ы У

Э О

А

Гласных звуков – шесть

А согласных - 36!   А согласные … согласны Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь. С - с - с… - змеиный слышен свист. Ш – ш - ш… - шуршит опавший лист. Ж – ж - ж… - шмели в саду жужжат. Р – р - р… - моторы тарахтят.

А согласных - 36!

А согласные … согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

С - с - с… - змеиный слышен свист.

Ш – ш - ш… - шуршит опавший лист.

Ж – ж - ж… - шмели в саду жужжат.

Р – р - р… - моторы тарахтят.

Свистит ветер :  ССССС! ССС! СССС! Шумит лес:  ШШШШ! ШШШШ! Шмель жужжит :  ЖЬ ЖЬ ЖЬ ЖЬ! Насос:  ССССС! ССС! СССС!  Выключающийся пылесос :  ЖЖ ШШШ ШШШ! Рубанок:  ЖЖЖЖ! ЖЖЖ! ЖЖ! Сорока-сплетница : ТРР-  ТРР- ТРТР- ТРТР!

  • Свистит ветер :

ССССС! ССС! СССС!

  • Шумит лес:

ШШШШ! ШШШШ!

  • Шмель жужжит :

ЖЬ ЖЬ ЖЬ ЖЬ!

  • Насос:

ССССС! ССС! СССС!

  • Выключающийся пылесос :

ЖЖ ШШШ ШШШ!

  • Рубанок:

ЖЖЖЖ! ЖЖЖ! ЖЖ!

  • Сорока-сплетница : ТРР-

ТРР- ТРТР- ТРТР!

Соотношение гласных и согласных звуков

Соотношение гласных и согласных звуков

Отгадай мультфильмы

Отгадай мультфильмы

  • Р-с-л-чк-.
  • Кр-с-в-ц- и Ч-д-в-щ-.
  • Ч-п и Д-йл сп-ш-т н- п-м-щь.
  • К-н-к-л- в Пр-ст-кв-ш-н-.
  • Н-, п-г-д-!
РУССКИЙ ЯЗЫК НЕИСЧЕРПАЕМО БОГАТ Для того, чтобы быстро и легко понимать друг друга, мы должны правильно говорить.

РУССКИЙ ЯЗЫК НЕИСЧЕРПАЕМО БОГАТ

Для того, чтобы быстро и легко понимать друг друга, мы должны правильно говорить.

Что нужно для того, чтобы речь зазвучала? Нужно ударение. Ударный слог, ударный слог,  Он назван так недаром. Мы в слове слог ударный Найдем эле -мен - тар -но! Ударение - это «паспорт» слова.

Что нужно для того, чтобы речь зазвучала?

Нужно ударение.

Ударный слог, ударный слог,

Он назван так недаром.

Мы в слове слог ударный

Найдем эле -мен - тар -но!

Ударение - это «паспорт» слова.

Определите, в каком из столбиков правильно расставлено ударение и произнесите слова грамотно   Определите, в каком из столбиков правильно расставлено ударение и произнесите слова грамотно  Оптóвые поставки Проторённый путь Каталóг Бáнты Кáмбала Обеспéчение Ячмéнь – ячменя ´ – ячменю ´ Танцóвщица Я ´ слей   О ´ птовые Протóренный Катáлог Банты′ Камбалá Обеспечéние Ячмéнь –ячмéня – ячмéню Танцовщи ´ ца Яслéй, я ´ сель О ´ птовые Протóренный Катáлог Банты′ Камбалá Обеспечéние Ячмéнь –ячмéня – ячмéню Танцовщи ´ ца Яслéй, я ´ сель О ´ птовые Протóренный Катáлог Банты′ Камбалá Обеспечéние Ячмéнь –ячмéня – ячмéню Танцовщи ´ ца Яслéй, я ´ сель
  • Определите, в каком из столбиков правильно расставлено ударение и произнесите слова грамотно
  • Определите, в каком из столбиков правильно расставлено ударение и произнесите слова грамотно
  • Оптóвые поставки
  • Проторённый путь
  • Каталóг
  • Бáнты
  • Кáмбала
  • Обеспéчение
  • Ячмéнь – ячменя ´ – ячменю ´
  • Танцóвщица
  • Я ´ слей
  • О ´ птовые
  • Протóренный
  • Катáлог
  • Банты′
  • Камбалá
  • Обеспечéние
  • Ячмéнь –ячмéня – ячмéню
  • Танцовщи ´ ца
  • Яслéй, я ´ сель
  • О ´ птовые
  • Протóренный
  • Катáлог
  • Банты′
  • Камбалá
  • Обеспечéние
  • Ячмéнь –ячмéня – ячмéню
  • Танцовщи ´ ца
  • Яслéй, я ´ сель
  • О ´ птовые
  • Протóренный
  • Катáлог
  • Банты′
  • Камбалá
  • Обеспечéние
  • Ячмéнь –ячмéня – ячмéню
  • Танцовщи ´ ца
  • Яслéй, я ´ сель
омоформы омофоны омографы Омонимы, омоформы, омофоны используются в загадках, скороговорках, каламбурах, стихах для создания яркого образа

омоформы

омофоны

омографы

Омонимы, омоформы, омофоны используются в загадках, скороговорках, каламбурах, стихах

для создания яркого образа

Это  слова, в которых происходит совпадение только отдельной формы слов, например: Лечу (от лечить) – лечу (от летать), Мой (притяжательное местоимение) –  мой (повелительное наклонение глагола МЫТЬ)

Это слова, в которых происходит совпадение только отдельной формы слов, например:

Лечу (от лечить) – лечу (от летать),

Мой (притяжательное местоимение) –

мой (повелительное наклонение глагола МЫТЬ)

В русском языке есть слова, которые пишутся по-разному, а произносятся одинаково.  Это ОМОФОНЫ.

В русском языке есть слова, которые

пишутся по-разному, а произносятся

одинаково.

Это ОМОФОНЫ.

За деревней - луК? А на грядке - луГ? Там, на речке, - плоД? А на груше - плоТ? Или всё наоборот?

За деревней - луК?

А на грядке - луГ?

Там, на речке, - плоД?

А на груше - плоТ?

Или всё наоборот?

Слова, которые одинаково пишутся, но по-разному произносятся, называются  омографами. На двери з а мка Нет замк а.  Живет щег о л здесь Первый щ ё голь.  И утром б е лка из белк а   Ему сбивает гоголь-моголь.

Слова, которые одинаково пишутся, но по-разному произносятся, называются омографами.

На двери з а мка

Нет замк а.

Живет щег о л здесь

Первый щ ё голь.

И утром б е лка из белк а

Ему сбивает гоголь-моголь.

поЕм – поЁм, пОлет – полЁт, Атлас - атлАс К о сит косец, А зайчишка кос и т. Тр у сит трусишка, А ослик трус и т.

поЕм – поЁм, пОлет – полЁт, Атлас - атлАс

К о сит косец,

А зайчишка кос и т.

Тр у сит трусишка,

А ослик трус и т.

Найдите и охарактеризуйте все разновидности омонимов Нёс медведь, шагая к рынку, На продажу мёду крынку. Вдруг на мишку – вот напасть! – Осы вздумали напасть. Мишка с армией осиной Дрался вырванной осиной. Мог ли в ярость он не впасть, Если осы лезли в пасть, Жалили куда попало, Им за это и попало. Нёс медведь, шагая к рынку , На продажу мёду крынку. Вдруг на мишку – вот напасть! – Осы вздумали напасть. Мишка с армией осиной Дрался вырванной осиной. Мог ли в ярость он не впасть,  Если осы лезли в пасть, Жалили куда попало,  Им за это и попало.  омофоны   омоформы омоформы омофоны омоформы

Найдите и охарактеризуйте все разновидности омонимов

Нёс медведь, шагая к рынку,

На продажу мёду крынку.

Вдруг на мишку – вот напасть! –

Осы вздумали напасть.

Мишка с армией осиной

Дрался вырванной осиной.

Мог ли в ярость он не впасть,

Если осы лезли в пасть,

Жалили куда попало,

Им за это и попало.

Нёс медведь, шагая к рынку ,

На продажу мёду крынку.

Вдруг на мишку – вот напасть!

Осы вздумали напасть.

Мишка с армией осиной

Дрался вырванной осиной.

Мог ли в ярость он не впасть,

Если осы лезли в пасть,

Жалили куда попало,

Им за это и попало.

омофоны

омоформы

омоформы

омофоны

омоформы

В некоторых языках ударение закреплено во всех словах за одним и тем же слогом: например, во французском языке оно всегда на последнем слоге, в чешском - наоборот - на первом.

В некоторых языках ударение закреплено во всех словах за одним и тем же слогом: например, во французском языке оно всегда на последнем слоге, в чешском - наоборот - на первом.

В русском языке ударение Т.е. свободное, подвижное. Оно может падать на любой слог. Это позволяет различать слова- омографы : м у ка - мук а, о рган - орг а н. Глаголы разного вида: расс ы пать - рассып а ть.

В русском языке ударение

Т.е. свободное, подвижное. Оно может падать на любой слог.

Это позволяет различать слова- омографы :

м у ка - мук а, о рган - орг а н.

Глаголы разного вида: расс ы пать - рассып а ть.

Иногда литературная норма допускает два варианта произношения одного и того же слова: мЫшление - мышлЕние твОрог -творОг

Иногда литературная норма допускает

два варианта произношения одного и

того же слова:

мЫшление - мышлЕние

твОрог -творОг

Что значит - ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО?  Это значит, нужно чётко произносить звуки; так, чтобы шипящие действительно шипели, свистящие свистели, взрывные взрывались, а дрожащие вибрировали.

Что значит - ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО?

Это значит, нужно чётко произносить звуки; так, чтобы

шипящие действительно шипели,

свистящие свистели,

взрывные взрывались,

а дрожащие вибрировали.

Вы знакомы с В переводе с греческого это означает  «ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ». Произносите правильно гласные звуки! Произносите правильно согласные звуки!

Вы знакомы с

В переводе с греческого это означает

«ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ».

Произносите правильно

гласные звуки!

Произносите правильно

согласные звуки!

ПОЛЬЗУЙТЕСЬ СЛОВАРЯМИ! «Словарь - это вся вселенная в алфавитном порядке!» А.Франс

ПОЛЬЗУЙТЕСЬ СЛОВАРЯМИ!

«Словарь - это

вся вселенная в

алфавитном

порядке!»

А.Франс


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Презентация к уроку русского языка в 10 классе. Тема "Фонетика. Разновидности омонимов"

Автор: Бушуева Тамара Веденеевна

Дата: 25.09.2014

Номер свидетельства: 114799

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Презентация по русскому языку  в 10 классе.  Тема "Фонетика. Разновидности  омонимов". "
    ["seo_title"] => string(86) "priezientatsiia-po-russkomu-iazyku-v-10-klassie-tiema-fonietika-raznovidnosti-omonimov"
    ["file_id"] => string(6) "114786"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1411661797"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства