Урок русского языка, комбинированный. Для 8 класса. План урока в виде технологической карты, где соблюдены этапы урока в соответствии с новыми стандартами. На уроке используется частично-поисковый метод. На каждом этапе урока указаны УУД, также указана деятельность учителя и учащихся. Используются карточки с дефференцированными заданиями, также задание на дом носит также дефференцированный подход. Присутствует работа в парах, используются информационные технологии (презентация, ученики выполняют тесты на компьютерах) Присутствует инсценировка, задания творческого характера (составление диалога на определенную тему).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель урока: развивать умения находить предложения с прямой речью, косвенной речью, ставить знаки препинания в предложении с прямой речью, косвенной речью и диалогом.
Задачи урока:
Образовательные:
развить умение формулировать определение понятий;
ввести понятие диалога, монолога, реплики, прямой и косвенной речи;
формировать умение находить в прямой речи слова автора и прямую речь, ставить знаки препинания;
развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения.
Развивающие:
развитие внимания;
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
развитие умения формулировать проблему;
развитие умения работы в группах.
Воспитательные:
воспитание интереса и уважения к родному языку;
развитие коммуникативных УУД:
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
взаимодействие учащихся в паре: развитие уважения друг к другу.
Оборудование:
ПК;
мультимедийный проектор;
мультимедийная презентация к уроку;
тест, установленный на пк
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
Приветственное слово учителя.
- Ребята, урок я хотела бы начать урок с пожелания. Желаю вам хорошего настроения и хороших оценок. Я надеюсь на вашу активную работу. Пожелайте и вы друг другу что-нибудь доброе. (Слайд 1)
Приветствие учащихся.
УУД: личностные, коммуникативные.
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
2.Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания.
Прохождение теста на компьютерах
и
работа по карточкам с различной мотивацией
Карточка 1.
Списать, расставить знаки препинания, начертить схему прямой речи.
-Время ненадежно: ветер слегка подымается; — вишь, как он сметает порошу.
— Что ж за беда!
-А видишь там что? (Ямщик указал кнутом на восток.)
— Я ничего не вижу, кроме белой степи да ясного неба.
-А вон — вон: это облачко.
(Слайд 8)
Читают стихотворение.
УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).
- Кто участвует в разговоре? Сколько реплик принадлежит каждому? - Сформулируйте определение понятию диалог.
- Из каких частей состоит диалог? - Что такое реплика? - Обратим внимание, как диалог оформляется на письме. Итог беседы. - Что такое диалог? - Из каких частей он состоит? - Как диалог оформляется на письме? -Прочитаем определение в учебнике.
Отвечают на вопросы.
Подводят итог.
Работа с учебником.
Первичное закрепление знаний.
Физ. минутка (пауза релаксации)
1.Работа с текстом
Прочитанный отрывок оформите в виде диалога. Затем выполним взаимопроверку.
Слайд 9
-Что характерно для диалога?
-Ели после реплики следуют слова автора, что нужно сделать?
2. Работа с картинками.(Слайд 10)
- Под какой картинкой можно сделать подпись: “Реплика”, “Монолог”, “Диалог”. Почему?
- Как живёшь?
- Вот так! (поднимают вверх большой палец).
- Как идёшь?
- Вот так! (маршируют).
- Как бежишь?
- Вот так! (показывают на месте).
- Ночью спишь?
- Вот так! (складывают ладошки и кладут под щёку).
- Как даёшь?
- Вот так!
- Как берёшь?
- Вот так!
- Как плывёшь?
- Вот так!
- Как шалишь?
- Вот так! (дотрагиваются указательными пальцами до надутых щёк).
- Как грозишь?
- Вот так!
- Что представляет из себя наша физкультминутка?
(Диалог) (Слайд 11)
Оформляют в тетрадях отрывок в виде диалога.
Отвечают на вопросы учителя (тире в начале реплик, нет кавычек.
Поставить тире.)
Участвуют в диалоге с учителем.
Отвечают на вопросы, составляют предложения.
Физкультминутка
УУД: регулятивные
Закрепление изученного материала
1. Постановка проблемного вопроса.
-Как вы думаете, можно ли диалог перевести в прямую и косвенную речь?
Если да, то как?
2. 1 вариант- оформляют первую реплику в виде прямой речи, а второй вариант – в виде косвенной речи.
Проверка (слайд 12)
2.
Особенности оформления диалога без слов автора. Составление, чтение диалогов.
(Слайд 13)
Составьте небольшой диалог на тему «Разговор по телефону»
Отвечают на вопросы учителя
Работа в парах.
Составляют в парах диалог на заданную тему.
Самостоятельная работа. (Ролевая игра)
УУД: познавательные (опираются на уже известное); коммуникативные (учится способам взаимодействия, сотрудничества).
Анализ диалогов.
- В чём особенность каждого диалога?
- какие правила следует соблюдать, разговаривая по телефону?
Анализируя эти диалоги, учащиеся приходят к следующим выводам:
а) начиная разговор по телефону, не забудь поздороваться, представиться;
б) обращаясь к кому-либо с просьбой, вспомни слова: пожалуйста, извините, будьте добры, спасибо;
в) по окончании разговора не забудь попрощаться.
Слайд 14
Отвечают на вопросы, записывают в тетрадь
Запись слов в тетради.
Рефлексия деятельности.
Ответ на проблемный вопрос в начале урока.
- Посмотрите на слова. Что они обозначают? (Слайд 15)
Вывод. Чему я научился (-лась) сегодня на уроке?
- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.
Выставление оценок.
Отвечают на вопрос
УУД: познавательные, регулятивные
Домашнее задание.
1) Подобрать 6 предложений с диалогом из прочитанного произведения. (всем)
2) сильным учащимся найденный диалог перевести в прямую или косвенную речь.
3) остальным составить диалог по теме «На перемене».
Запись учащимися задания в дневники.
Карточка 1.
Списать, расставить знаки препинания, начертить схему прямой речи.