?Воспитывать внимание,доброе отношение друг к другу
?Воспитывать видеть и чувствовать прелести природы,беречь её дары
Повторение –мать учения
1.Что такое «Лексика»?
2.Что вы знаете о лексическом значении слов?
3. Какие слова называются однозначными?
4. Какие слова называются многозначными?
5. Какие слова называются синонимами?
6. Что такое синонимический ряд?
7. Что такое доминанта?Упражнение 120. Прочитайте. Определите тему текста, озаглавьте его, найдите антонимы.
Странный в сентябре лес – в нем рядом весна и осень. Желтый лист и зеленая травинка. Поблекшие травы и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Теплое солнце и холодный ветер.Увядание и расцвет. Песни и тишина.
И грустно, и радостно.
И нам с тобой пришел черед:
Сыграть в игру « Наоборот ».
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь …
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь …
Скажу я слово потерял
И скажешь ты …
Скажу тебе я слово трус
Ответишь ты …
Теперь начало я скажу
Ну,отвечай …
?Задания на дом:
?1. Найти пословицы, поговорки, загадки об осени и других временах года, записать в тетрадь и выучить.
?2. Составить мини-рассказ о красоте осенней природы (для сильных учащихся).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность.
Воспитывать эстетический вкус,чувство прекрасного
Воспитывать внимание,доброе отношение друг к другу
Воспитывать видеть и чувствовать прелести природы,беречь её дары
1
2
Эпиграф к уроку:
«Чтобы радость людям дарить,надо добрым и вежливым быть».
Проверка домашнего задания
Повторение –мать учения
Что такое «Лексика»?
Что вы знаете о лексическом значении слов?
Какие слова называются однозначными?
Какие слова называются многозначными?
Какие слова называются синонимами?
Что такое синонимический ряд?
Что такое доминанта?
Бывает он в холод,Бывает он в зной,Бывает он добрый,Бывает он злой.В открытые окна,Нежданно влетит,То что-то прошепчет,То вдруг загудит,Притихнет, умчится,Примчится опять.То вздумает по морюВолны гонять.
Вывод :
Все слова образуют его словарный состав,или лексику. Каждое слово имеет лексическое значение. Лексическое значение слова – это то,что обозначает данное слово. Лексическое значение слов разъясняется в толковых словарях (түсіндірме сөздігінде). Синонимы – это слова, очень близкие по значению. Они могут обозначать один и тот же предмет (дорога, путь), один и тот же признак предмета ( веселый, радостный ), одно и то же действие ( убирать, снимать урожай ).
Кроссворд « Спрятанное слово »
А
Н
Т
О
Н
Горький
И
темнота
Начинать
М
Буря
затишье
Рыхлый
ленивый
Трудолюбивый
длинный
плотный
Короткий
Свет
кончать
сладкий
Двадцать второе октября
Антонимы
Антонимы -
( От греческого Анти – против , оним – имя).
Это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.
оживляют речь, делают ее выразительнее.
старый
молодой
зима
лето
закат
рассвет
ночь
день
Слово – дело великое.Великое потому, что словом можносоединить людей , можно и разъединить их , словом можно служить любви и миру , словом же можно служить вражде и ненависти.Л.Н.Толстой
Игра «Смотри, не ошибись»
Большой (…), много (…), высокий (…), веселый (…),
Большой (…), много (…), высокий (…), веселый (…),
хорошо (…), день (…),
далеко (…), конец (…), Сабит (…), синий (…), я (…), мир (…), Уалихан (…), золотой (…),
десятый (…), черный( … ) ты (…).
Вывод :
Нет антонимов у имен собственных, местоимений, числительных, прилагательных, обозначающих
цвета(кроме черный –белый ), прилагательных, образованных от названия металлов.
Работа по картинке
Ранняя и поздняя осеньРабота по учебнику ( стр. 53 )
Выписываем из текста слова, противоположные по значению.
Упражнение 120. Прочитайте. Определите тему текста, озаглавьте его, найдите антонимы.
Странный в сентябре лес – в нем рядом весна и осень. Желтый лист и зеленая травинка. Поблекшие травы и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Теплое солнце и холодный ветер.Увядание и расцвет. Песни и тишина.
И грустно , и радостно.
Словарная работа
Странный – оғаш, әдеттен тыс
Поблёкшие травы – солып қалған шөптер
Зацветающие цветы – гүлдей бастаған гүлдер
Сверкающий иней – жалтылдаған қырау
Увядание и расцвет – солу мен гүлдеу
Игра: «Кто внимательный?»Найти антонимы к словам:
Да - …
Хороший - …
Алия - …
Зеленый -…
конец - …
Весело - …
Пять - …
утро - …
Он - …
Упражнение 123. Прочитайте диалог, а потом разыграйте по ролям. Какие антонимы можно подобрать к выделенным словам?
Быстрее -
Прохладно -
Грязно –
Конец –
Поздняя -
( от греческих слов моно- « один » + логос – « речь » ).
Монолог – речь одного лица.
( от греческого слова диалогос – «беседа»
Диалог – разговор двух или нескольких лиц.
Речь
Диалогическая
Монологическая
Немного отдохнем, и на загадки дадим отгадки.
Я – антоним к слову « лето »
В шубу снежную одета ,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я …
( Зима )
Я – антоним шума,стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха,для сна
Называюсь …
( Тишина)
Физкультминутка
Эстафета
1
2
богатый
больше
далеко
3
да
здоровый
плохой
умный
мало
горький
правда
хорошо
вперед
белый
веселый
черный
лучше
война
дешево
вверх
радость
тишина
Антонимы используются для характеристики героев в пословицах, поговорках, крылатых выражениях.
Правой рукой строит, а левой разрушает.
Ученье - свет, неученье – тьма.
Сытый голодного не разумеет
Творческий диктант
Легко сказать, да
( видит поперек )
Впереди беги , а
( жестко спать )
Мягко стелет , да
( трудно доказать )
Смотрит вдоль , а
( назад оглядывайся )
Игра в мяч
И нам с тобой пришел черед:
Сыграть в игру « Наоборот ».
Скажу я слово высоко ,
А ты ответишь …
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь …
Скажу я слово потерял
И скажешь ты …
Скажу тебе я слово трус
Ответишь ты …
Теперь начало я скажу
Ну,отвечай …
Обобщающее задание:
СКОЛЬКО ПАР АНТОНИМОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ?
Найти пары слов – антонимов в предложении, расположив их в следующем порядке: положительные - отрицательные.
Есть люди добрые и злые , храбрые и трусливые, красивые и уродливые , здоровые и больные , веселые и угрюмые , старые и молодые , прямые и скрытные, откровенные и хитрые.
— Что такое антонимы?— Для чего нужны эти слова?— А где можно уточнить лексическое значение слова, узнать о синонимах, антонимах, если есть затруднения?
Рефлексия
Выставление оценок
Задания на дом:
1. Найти пословицы, поговорки, загадки об осени и других временах года, записать в тетрадь и выучить.
2. Составить мини-рассказ о красоте осенней природы (для сильных учащихся).