ЦЕЛЬ ПРОВЕДЕНИЯ ОЛИМПИАД:
-дать возможность как можно большему количеству детей раскрыть свои творческие и интеллектуальные способности;
-развить интерес к учебе и уверенность в своих силах;
-привлечь внимание детей к русскому языку;
-создать для одаренных детей атмосферу радости и праздника.
Задание №1
Укажите, какими частями речи являются выделенные слова.
Шурка
Я смотрю – в избе мой брат,
У него шинель до пят.
Он с запиской отпускной
К нас пришел на выходной.
Шурка – слесарь в мастерской.
Он такой степенный,
Представительный такой,
Прямо как военный.
(А.Барто)
Ответ:
Отпускной – прилагательное
Выходной – существительное
Мастерской – существительное
Военный - существительное
Задание №2
К данным устойчивым словосочетаниям допишите близкий по значению глагол в том же лице и числе.
1)Вставляет палки в колёса.
2)Обведёшь вокруг пальца.
3)Выбьетесь из сил.
4)Пропускает мимо ушей.
5)Зарубить на носу.
Ответ:
1)Мешает.
2)Обманешь.
3)Устанете.
4)Не слушает (прослушивает)
5)Запомнить
Задание №3
Определите, сколько раз встречаются данные звуки в следующих предложениях.
[ш] Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для тела гож.
[а] Над солёной волной, над высокой волной холодное солнце встаёт.
Ответ:
[ш] – 4 раза
[а] – 7 раз
Задание №4
В каком из данных слов количество букв не совпадает не совпадает с количеством звуков?
Сел, съел, сяду, съешь, поёшь.
Ответ: съешь
Задание №5
Выпишите слова, в которых есть звук [й]:
И вскользь мне бросила змея:
«У каждого судьба своя!»
Но я-то знал, что так нельзя –
Жить, извиваясь и скользя.
(Л. Мартынов)
Ответ:
1)Змея
2)Своя
3)Извиваясь
Задание №6
Найдите неудачно использованные слова и замените их более подходящими словами, близкими по смыслу:
1)?Наши хоккеисты перещеголяли всех и получили высшую награду.
?2)В посёлке год назад возвел несколько одноэтажных домов.
?3)Он обратно опоздал на урок.
Ответ:
1)Наши хоккеисты победили всех и получили высокую награду.
2)В посёлке год назад построили несколько одноэтажных домов.
3)Он опять опоздал на урок.
Задание №7
Перед вами несколько фразеологических оборотов, в которых пропущено одно и то же слово. Какое это слово? Запишите, вставляя пропущенное слово.
1)… об … .
2) Из … вон плохо.
3) Мастер на все … .
4) Сидеть сложа … .
5) Золотые … .
6) Как … сняло.
Ответ:
1) Рука об руку.
2) Из рук вон плохо.
3) Мастер на все руки.
4) Сидеть сложа руки
5) Золотые руки.
6) Как рукой сняло.
Задание №8
Отгадайте загадку:
1)С «б» мучительной бываю,
2)С «м» одежду пожираю,
3)С «р» актёру я нужна,
4) С «с» для повара важна.
Ответ:
1)Боль
2)Моль
3)Роль
4)Соль
Задание №9
Расставьте данные слова парами так, чтобы в каждой паре оказались только формы одного и того же слова:
Читаю, читал, час, везите, читка, везти, часы, чтец, военный завод, военная походка, все были дома, чтецы, прошел мимо, читки, скорый, более скорый, скорее, пройдет мимо дома, шум в доме.
Ответ:
Читаю – читал,
Час – часы,
Везти – везите,
Читка – читки,
Чтецы – чтец,
Военный (завод) – военная (походка),
Прошел (мимо) – пройдёт (мимо дома),
Все были дома – шум в доме,
Скорый – более скорый – скорее.
Задание №10
Найдите общее прилагательное для каждой группы имён существительных:
1)Клён, малыш, парик –
2)Дорога, воля, дисциплина –
3)Пирог, поцелуй, сон –
4)Печаль, яма, мысль –
5)Деревня, тетеря, старушка –
Ответ:
1)Клён, малыш, парик – кудрявый.
2)Дорога, воля, дисциплина – железная.
3)Пирог, поцелуй, сон – сладкий.
4)Печаль, яма, мысль – глубокая.
5)Деревня, тетеря, старушка – глухая.
Задание №11
Запишите данные слова в родительном падеже, во множественном числе:
Туфля, весло, ботинок, чулок, апельсин, шляпа.
Ответ: туфель, весел, ботинок, чулок, апельсинов, шляп.
Задание №12
В каком из этих слов есть приставка?
1)Собственник
2)Соплеменник
3)Соусник
4)Солист
5)Сорняк
Ответ: 2) Соплеменник