Презентация "Лингвисты России" может быть использована на уроках русского языка в любых классах в качестве иллюстративного материала (фрагментарно) при изучении той темы, которую разрабатывал конкретный учёный-языковед. Например, при изучении раздела "Фонетика" знакомим с академиком Л.В. Щерба. Презентация также содержит материал о создателях славянской азбуки и истории первопечатания на Руси.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация "Лингвисты России" »
Лингвисты России
Учёные-языковеды.
(филологи)
Составила Мазур Т.И., учитель русского языка, школа № 104 филиал, гор. Челябинск.
Кирилл и Мефодий
Создатели славянской азбуки (кириллицы) и церковно-славянского языка около 863 года.
Первопечатник Иван Фёдоров.
В 1553 году Иоанн IV приказал построить в Москве особый дом для типографии.Первой печатной книгой, в которой указано имя Ивана Федорова (и помогавшего ему Петра Мстиславца), стал «Апостол» , работа над которым велась с 19 апреля 1563 по 1 марта 1564 года. Это — первая точно датированная русская книга.
Москва.
Львов.
МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ
ЛОМОНОСОВ
(1711 – 1765)
к упр. 28
1. Ломоносов был великий человек: историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец…, основатель Московского Университета в 1755 году (МГУ)
2. Как лингвист:
-опубликовал«Российскую грамматику»(1757). Это первое научное описание русского языка. На её основе созданы первые школьные учебники русского языка.
- создал«Краткое руководство к красноречию».Это первая книга по риторике (красноречию) на русском языке.
Александр ХристофоровичВостоков 1781 - 1864
Научные интересы необычайно широки:
-вслед за М.Ломоносовым создал научную грамматику;
-изучал памятники древней письменности;
изучал диалектную лексику;
занимался проблемами культуры речи; исследовал русское стихосложение;
редактировал «Опыт областного великорусского словаря» (1852)…
-стоял у истоков сравнительно-исторического изучения славянских языков;
-В труде «Рассуждение о славянском языке…» (1820) установил закономерные звуковые соответствия между ними как доказательство их исконной близости, родства.
Фёдор Иванович Буслаев.(1818-1897)План ( упр. 320)
Основные заслуги Ф.И.Буслаева в развитии филологии.
Продолжение традиций сравнительно-исторического изучения языков.
Преподавательская деятельность учёного.
Основной труд Ф.И.Буслаева – «О преподавании отечественного языка». (1844)
Кем был Ф.И.Буслаев?
Какие традиции русской филологии он продолжил?
Каковы педагогические заслуги учёного?
Каков основной труд Ф.И.Буслаева?
—— — — — — — — — — — —
« Родной язык так сросся с жизнью каждого, что учить оному значит вместе и развивать духовные способности учащегося».
Ф.Буслаев. «О преподавании отечественного языка».
Составители словарей русского языка, учёные-лингвисты
Владимир Иванович Даль 1801-1872
Дмитрий Николаевич Ушаков 1873-1942
Сергей Иванович Ожегов 1900-1964
Алексей АлександровичШахматов 1864 - 1920
Великий русский лингвист, языковед;
Возглавлял работу по созданию академического толкового словаря;
Возглавлял комиссию по реформе орфографии;
Выдающийся русский синтаксист.
-Известен труд «Синтаксис русского языка».
А.Шахматов первым в истории нашей науки:
выделил типы односоставных
предложений и описал
особенности их строения;
разработал классификацию
неполных предложений.
Яков Карлович Грот1812 -1893
- Талантливый учёный-филолог известен своими трудами по упорядочению русского правописания.
-Им разработаны также основные принципы составления словарей.
Его жизненное правило : «Пусть праздность и скука никогда не будут известны мне. В занятиях моих я должен для этого наблюдать как можно более разнообразия, должен начертать себе определённый план и твёрдо, но без педантизма следовать ему».
-1873 год – «Спорные вопросы русского правописания от Петра Великого доныне».
-1885 год – «Русское правописание». С этих пор установилась «единая система русского правописания и устранялись мучительные орфографические шатания» (акад. В.В.Виноградов)
Александр МатвеевичПешковский 1878 – 1933
Один из самых замечательных лингвистов XX века. Много лет работал в московских гимназиях и, желая познакомить своих учеников с настоящей, научной грамматикой,
Он обращает внимание на огромную значимость языковой культуры: «Умение говорить – это то смазочное масло, которое необходимо для всякой культурно-государственной машины и без которого она просто остановилась бы».
написал остроумную монографию «Русский синтаксис в научном освещении» (1914), в которой как будто беседует со своими учениками.
Первым показал, что интонация является грамматическим средством, что она помогает там, где другие грамматические средства (предлоги, союзы, окончания) не способны выразить значение
Лев Владимирович Щерба1880 - 1944
Русский языковед, академик.
Работал в области фонетики, орфоэпии, лексикологии, лексикографии, грамматики.
Принимал участие в составлении свода правил орфографии и пунктуации
В течение многих лет под редакцией Л. В. Щербы выходилшкольный учебник русского языка.
Виктор ВладимировичВиноградов1895 - 1969
Русский филолог, академик, ученик А. А. Шахматова и Л. В. Щербы.
Создал фундаментальные труды по истории русского литературного языка, по грамматике, работы о языке художественной литературы.
Занимался лексикологией, фразеологией, лексикографией.
Получил первую известность благодаря литературоведческим публикациям (о стиле писателей-классиков и современников: А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, Н. С. Лескова, А. А. Ахматовой и др.;
Под его редакцией была подготовлена «Грамматика русского языка» (1952—1954), первая«академическая грамматика»русского языка, созданная в советский период.