3. Прививать интерес к изучению предмета, к книге, показать богатство русского языка, слова.
Эпиграф
С русским языком можно творить чудеса, нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было передать словом.
К.Паустовский
Словарь
Лексикология - это раздел науки о языке, изучающий лексическое значение, употребление и происхождение слов
Лексика - это словарный состав языка
Лексическое значение слова - это смысловое содержание слова, то, что обозначает слово
Лексикон - это словарный запас человека
Словарная статья
Обрати внимание!
Построение словарной статьи
1.Слово даётся в начальной форме с обозначенным ударением.
2.Слово имеет грамматические ( окончание некоторых падежей, род) и другие пометы, например, особенности употребления. Пометы обычно сокращаются: разг. – разговорное, устар. – устаревшее.
3.Толкование слова.
4.Пример употребления слова в литературном языке.
5.Если слово заимствованное, указывается, из какого языка заимствовано и что оно обозначает.
Урок № 2
1.Дать понятие об однозначных, многозначных словах; прямом и переносном значении слова. Совершенствовать навыки определения значения слов.
3.Прививать интерес к предмету, к художественному слову, поэзии.
Эпиграф урока
Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последнего дня своей жизни.
К.Паустовский
Распределите словосочетания
•Жар солнца – жар чувства.
•Тяжесть багажа - тяжесть утраты.
•Гибкость ума – гибкость ветки.
•Каменное сердце – каменные груды.
•Зрелые плоды – зрелый человек.
•Строить мост – строить планы.
•Золотые руки - золотое кольцо.
•Хранить ценности – хранить молчание.
Найдите слова в переносном значении
Усталое солнце по небу гуляет.
Ленивая туча над лесом скучает.
На сонной березе щебечут синицы.
Спит ветер игривый средь поля пшеницы.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава.
Урок № 3
Цель урока
1.Дать понятие о синонимах, омонимах, антонимах; показать их роль в речи и художественных текстах; обучать умению подбирать синонимы, антонимы; совершенствовать навыки пользоваться словарём.
2.Развивать умение подбирать уместные по значению омонимы и синонимы, антонимы для более точной формулировки мысли;
3.Воспитывать культуру речи
Эпиграф
Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов
К.Паустовский
Урок № 4
Цель:
1.Повторить основные понятия темы «Лексика»; обобщить знания учащихся по теме; показать богатство русского языка.
2. Развивать речь, память, мышление.
Воспитывать любовь к родному языку, желание знать и изучать его
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
3. Прививать интерес к изучению предмета, к книге, показать богатство русского языка, слова.
ЭПИГРАФ УРОКА:
С русским языком можно творить чудеса, нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было передать словом.
К.Паустовский
5
Словарь
Лексикология - это раздел науки о языке, изучающий лексическое значение, употребление и происхождение слов
Лексика - это словарный состав языка
Лексическое значение слова- это смысловое содержание слова, то, что обозначает слово
Лексикон- это словарный запас человека
5
5
Толковые словари
5
Словарная статья
Обрати внимание!
Построение словарной статьи
Слово даётся в начальной форме с обозначенным ударением.
Слово имеет грамматические ( окончание некоторых падежей, род) и другие пометы, например, особенности употребления. Пометы обычно сокращаются: разг. – разговорное, устар. – устаревшее.
Толкование слова.
Пример употребления слова в литературном языке.
Если слово заимствованное, указывается, из какого языка заимствовано и что оно обозначает.
5
БОКС , - а, м. Вид спорта, кулачный бой по особым правилам. Заниматься боксом. Английский матрос, очевидно хорошо знакомый с правилами бокса, довольно ловко наносил Акиму удары. Станюкович, Пропавший матрос. [ От англ.box - боксировать]
5
С Л О В О
Лексическое
значение
(ЛЗ)
Грамматическое
значение
(ГЗ)
5
Гербарий
ЛЗ- собрание засушенных растений
ГЗ – имя существительное, м.р., нарицательное, неодушевленное, изменяется по падежам - Р.п . гербария
5
Тренировочные упражнения
5
Упражнение № 1Задание: определите, какие слова имеют следующее лексическое значение
Пищевой продукт из теста, высушенного в виде длинных трубочек.
Толстая короткая сосиска.
Овощи, каша, добавляемые к мясным и рыбным блюдам.
Студенистое жидкое кушанье.
Суп со свёклой и другими овощами.
Макароны
Сарделька
Гарнир
Кисель
Борщ
5
Упражнение № 2
Задание:сформулируйте самостоятельно лексическое значение слов . Затем проверьте по словарю, правильно ли вы определили их.
Трек – это специальная дорожка для гоночных состязаний
( мотоциклетный или велосипедный трек)
Букет – 1.Цветы, сложенные, подобранные в пучок.
2. Аромат и вкус чего- нибудь
5
Упражнение № 3
Задание : заполните клеточки, вписывая слова по их значению
1. Стальная пластинка с расщепленным концом для написания чернилами, тушью.
2. Длинная коробочка для ручек, карандашей, перьев.
3. Сшитые листы чистой бумаги в обложке.
4. Кусочек резины для стирания написанного.
5. Письменная принадлежность – графитная палочка, обычно оправленная в дерево.
5
Кроссворд к упр. № 3
1
2
3
4
5
Ответ
1. Перо
2. Пенал
3. Тетрадь
4. Резинка
5. Карандаш
У р о к № 2
Однозначные и многозначные слова
Прямое и переносное значение слов
Цель урока
Дать понятие об однозначных, многозначных словах; прямом и переносном значении слова. Совершенствовать навыки определения значения слов.
Прививать интерес к предмету, к художественному слову, поэзии.
Эпиграф урока
Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последнего дня своей жизни.
К.Паустовский
Прямое и переносное значение слова
прямое
Витяидётпо улице .
переносное
И дождьидёт.
РАСПРЕДЕЛИТЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ.
Жар солнца – жар чувства.
Тяжесть багажа - тяжесть утраты.
Гибкость ума – гибкость ветки.
Каменное сердце – каменные груды.
Зрелые плоды – зрелый человек.
Строить мост – строить планы.
Золотые руки - золотое кольцо.
Хранить ценности – хранить молчание.
ПЕРЕНОСНОЕ
ЗНАЧЕНИЕ
СЛОВА
ПРЯМОЕ
ЗНАЧЕНИЕ
СЛОВА
Найди слова с переносным значением.
ПЕРЕНОСНОЕ
ЗНАЧЕНИЕ
СЛОВА
Усталое солнце по небу гуляет.
Ленивая туча над лесом скучает.
На сонной березе щебечут синицы.
Спит ветер игривый средь поля пшеницы.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава.
ПРЯМОЕ
ЗНАЧЕНИЕ
СЛОВА
Однозначные и многозначные слова
ИмеютОДНОлексическое значение
Имеют несколько(МНОГО)значений
снеговик
язык
Сколько значений у словаключ? С каждым из них составьте свое предложение.
МНОГОЗНАЧНОЕ
СЛОВО
Много разных есть ключей:
Ключ-родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой,
И обычный ключ дверной.
ОДНОЗНАЧНОЕ
СЛОВО
ИЗ ТЕКСТА ВЫПИШИТЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА«ХВОСТ».
МНОГОЗНАЧНОЕ
СЛОВО
Есть хвост у падающих звезд,
И у семян бывает хвост.
У птиц, у самолета
Он нужен для полета.
Хвостом корова бьет слепней,
Когда они кусаются.
Для скорпионов хвост важнее:
Они хвостом сражаются.
У кошки хвост трубою,
Она хвостом гордится.
А нам, друзья, в учебе хвост
Совсем не пригодится.
ОДНОЗНАЧНОЕ
СЛОВО
У р о к № 3
СИНОНИМЫ
ОМОНИМЫ
АНТОНИМЫ
Цель урока
Дать понятие о синонимах, омонимах, антонимах; показать их роль в речи и художественных текстах; обучать умению подбирать синонимы, антонимы; совершенствовать навыки пользоваться словарём.
Развивать умение подбирать уместные по значению омонимы и синонимы, антонимы для более точной формулировки мысли;
Воспитывать культуру речи
Эпиграф урока:
Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов
Г. Паустовский
С Л О В А Р И
О ЧЕМ ИДЕТ РЕЧЬ?
В русском языке существует явление, когда один и тот же предмет, одну и ту же вещь, одно и то же событие можно назвать различными словами, сходными по смыслу, но различными по звучанию.
Что это?
СИНОНИМЫ
Загадка-шутка
Шли двое. Остановились.
Нет, этокрасная.
Один другого спрашивает:
А почему она белая?
Это черная?
Потому чтозеленая.
Задание:
Подобрать синонимы к словузеленаяв этом тексте.
Подберите русские синонимы к иноязычным словам
Алфавит - …
Гигант - …
Аплодировать - …
Коллекционировать -…
Аккуратный - …
Ароматный - …
Азбука
Великан
Рукоплескать
Собирать
Опрятный
Душистый
синонимы
градация
красный
алый
багровый
багряный
лицо
мордашка
физиономия
рожица
О ЧЕМ ИДЕТ РЕЧЬ?
День вступил в свои права,
Одинаково нас пишут,
Постучались в дверь слова.
Одинаково нас слышат.
Я открыл им, что за чудо?!
Но важна не только внешность.
Предо мною близнецы.
Потому не торопись,
Я спросил их: «Вы откуда,
Не всегда нужна поспешность,
Появились, молодцы?»
Ты до смысла доберись.
Наподобие начинки,
Отвечали мне слова:
Смысл запрятан в серединке.
«Заверяем, голова,
Схожим липам вопреки,
Что и раньше с нами встречи
Мы по смыслу далеки.
Ты имел наверняка.
Мы слова из русской речи,
Я.Козловский
Из родного языка.
Омонимы - слова, совпадающиев звучании и написании, но различные по значению .
Банка1
Банка2
Кран1
Кран2
Подберите значение омонимов.
ОМОНИМЫ
БАК сосуд для жидкости.
носовая часть корабля.
БОКС мужская стрижка.
вид спорта.
отгороженная часть помещения.
БЛОК писатель.
грузоподъемное устройство.
объединение государств, партий, стран.
СРЕДА день недели.
окружающая среда.
Антонимы
бездельничать
работать
весёлый
грустный
Запишите антонимы к значениям многозначного слова «свежий»:
СВЕЖИЙ ХЛЕБ
СВЕЖАЯ ГАЗЕТА
АНТОНИМЫ
- …
Запишите антонимы к значениям многозначного слова «свежий»:
АНТОНИМЫ
СВЕЖИЙ ВЕТЕР
СВЕЖАЯ РУБАШКА
АНТОНИМЫ
Закончите пословицу,подобрав антонимы:
Ученье свет, а неученье - …
Кто хочет много знать, тому надо … спать.
Корень учения горек, да плод его …
Полный колос к земле клонится - … к небу тянется.
…говори - больше делай.
…слава лежит, а худая бежит.
У Р О К № 4
Контрольный урок по теме:
« Лексика»
Цель урока:
Повторить основные понятия темы «Лексика»; обобщить знания учащихся по теме; показать богатство русского языка.
Развивать речь, память, мышление.
Воспитывать любовь к родному языку, желание знать и изучать его.
І вариант
1 . Укажите верное высказывание.
а) Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению, называются синонимами. б)Лексика – это словарный состав языка в) Слова, относящиеся к разным частям речи, называются антонимами
2. В каких словарях разъясняется лексическое значение слова?
а) В толковом словаре б) В орфографическом словаре
в) В орфоэпическом словаре
3. Укажите однозначные слова
а) крепкий б) джем в) манеж г) карандаш
4. Запишите 3 примера однозначных слов
5. Укажите словосочетания со словами в переносном значении:
а) серое утро б) тяжелый характер
в) мягкое кресло г) острое копьё
6. Запишите 3 примера словосочетаний со словами в переносном значении
7. Укажите слова, которые могут быть омонимами:
а) сувенир б) сосна в) мир г) скосить
8. Запишите 3 примера слов, которые могут бытьомонимами
9. Укажите пары антонимов:
а) польза – вред; б) грусть – тоска;
в) скупой – жадный; г) уважать - презирать
10. Запишите 3 примера антонимов
11. Укажите синонимы к словусмелость:
а) отвага; б) гордость;
в) настойчивость; г) храбрость
12. Запишите синонимы к словуогромный
ІІ вариант
1. Укажите верное высказывание.
а) Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению, называются паронимами б)Лексическое значение слова разъясняется в орфографических словарях в) Слова, одной и той же части речи с противоположным лексическим значением называются антонимами
2.Что такое лексическое значение слова?
а) Это то, что означает слово б) Это указание части речи и других
морфологических признаков в) Это многозначность слова
3. Укажите многозначные слова
а) звезда б) журнал в) море г) трюмо
4. Запишите 3 примера многозначных слов
5. Укажите словосочетания со словами в прямом значении:
а) деревянный дом б) ледяной взгляд
в) золотая серёжка г) бархатная трава
6. Запишите 3 примера словосочетаний со словами в прямом значении
7. Укажите слова, которые могут быть омонимами:
а) парта б) комната в) рысь г) брак
8. Запишите 3 примера слов, которые могут быть омонимами