kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку по теме "Имя существительное как часть речи". Обобщающий урок 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 5 классе по теме «Имя существительное как часть речи». Обобщающий урок направлен на развитие у учащихся регулятивных универсальных учебных действий. Ребята сами формулируют задачи урока. После каждого урок этап рефлексии, дети самостоятельно определяют задачи на следующий урок. Результаты деятельности учащихся: Предметные: различает морфологические признаки имени существительного; -определяет синтаксическую роль имени существительного; -использует полученные знания для правописания и образования имён существительных. метапредметные: - сравнивает различные объекты, выявляет сходство и различие; - обобщает полученную информацию; - прогнозирует учебную ситуацию; - выполняет учебные задания, соблюдая последовательность действий личностные: -развить умения слушать и слышать, культуру общения, осознание ответственности за общее дело; -адекватно понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности; -выполнять самооценку на основе успешности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«презентация к уроку по теме "Имя существительное как часть речи". Обобщающий урок 5 класс »

Тема: «Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя существительное». .

Тема: «Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя существительное».

.

Задачи

Задачи

  • повторить, что такое имя существительное
  • различать морфологические признаки имени существительного
  • определять синтаксическую роль имени существительного
  • использовать полученные знания для правописания и образования имён существительных.
  • употреблять имена существительные в речи.
Правила

Правила

  • - Говорим вполголоса!
  • - Общаемся культурно!
Актуализация знаний. Кластер. Имя  существительное  Непостоянные  признаки  Постоянные признаки Часть речи  Падеж, число   Собственное или нарицательное  Род: женский, мужской, средний   Синтаксическая роль в предложении   Одушевлённое или неодушевлённое   Склонение: 1, 2, 3

Актуализация знаний. Кластер.

Имя

существительное

Непостоянные

признаки

Постоянные

признаки

Часть речи

Падеж,

число

Собственное или

нарицательное

Род:

женский, мужской,

средний

Синтаксическая

роль в

предложении

Одушевлённое или

неодушевлённое

Склонение: 1, 2, 3

Лингвистическая разминка  Исключи одно лишнее:  а) портрет, акварель, кисть, портьера  б) шкаф, ковёр, диван, полки  в) конверт, телеграмма, марка, деньги  г) племянник, школьник, сестра, мачеха.  Объясни смысл высказываний:   Подарок Коле  Подарок Коли  Какие слова оказались здесь случайно?  Сани, кефир, реки, воздух, грабли, сахар, уши, брюки, ножницы, Москва, ворота.

Лингвистическая разминка

Исключи одно лишнее:

а) портрет, акварель, кисть, портьера

б) шкаф, ковёр, диван, полки

в) конверт, телеграмма, марка, деньги

г) племянник, школьник, сестра, мачеха.

Объясни смысл высказываний:

Подарок Коле

Подарок Коли

Какие слова оказались здесь случайно?

Сани, кефир, реки, воздух, грабли, сахар, уши, брюки, ножницы, Москва, ворота.

«Населите зоопарк». Кто будет в нём жить?. Продолжите данный список. Там, где можете, называйте кличку животного.

«Населите зоопарк». Кто будет в нём жить?. Продолжите данный список. Там, где можете, называйте кличку животного.

  • Хомячок, попугай, бурундучок, белая крыса Матильда с маленьким крысёнком…
  • Докажите, что все записанные вами существительные одушевлённые.
  • Какие из одушевлённых существительных являются собственными?
  • Приведите примеры собственных неодушевленных существительных.
Сгруппируйте имена существительные: А) по родам; Б) по типам склонения; В) найдите существительные только множественного числа;   Г) найдите существительные только единственного числа.             Объясните знаки препинания.
  • Сгруппируйте имена существительные:
  • А) по родам;
  • Б) по типам склонения;
  • В) найдите существительные только множественного числа;
  • Г) найдите существительные только единственного числа.
  • Объясните знаки препинания.

Подарки весны. Г. Сапгир.

-Что, Весна, ты принесла?

И ответила Весна:

-Принесла я вам, ребятки,

Лейки, грабли и лопатки,

Первые подснежники, жёлтые скворечники.

Принесла я вам грачей, и скворцов, и зябликов.

И несёт любой ручей

Целый флот корабликов.

И ещё я принесла много света и тепла,

Прыгалки и салки, новые считалки.

Все ребята удивились:

Как-то сразу появились

Почки клейкие в лесу,

Травка на опушке

И у Маши на носу

Первые веснушки.

Грабли, прыгалки, салки.

Свет, тепло.

Объясните знаки препинания.

Образуйте форму от существительных родительного падежа множественного числа. рельсов Рельс – Сапоги – Место – Кружево – Километр – Санаторий – Дело – Грузины - сапог мест кружев километров санаториев дел грузин

Образуйте форму от существительных родительного падежа множественного числа.

рельсов

  • Рельс –
  • Сапоги –
  • Место –
  • Кружево –
  • Километр –
  • Санаторий –
  • Дело –
  • Грузины -

сапог

мест

кружев

километров

санаториев

дел

грузин

Выпишите имена существительные.

Выпишите имена существительные.

  • Они, всходы, теплота, яблочный, трусость, нянчит, вождение, обедают.
  • Используя схему построения текста-рассуждения: тезис – аргументы – вывод, докажите, что данные слова являются существительными.
Выпишите словосочетания, в которых существительные оканчиваются на – И.

Выпишите словосочетания, в которых существительные оканчиваются на – И.

  • Гулять по улиц…, отдыхать в санатори…, заботиться о молодёж…, строить на побережь…, жить в селени….
Выпишите словосочетания, в которых существительные оканчиваются на –Е.

Выпишите словосочетания, в которых существительные оканчиваются на –Е.

  • Собраться на площад….
  • Писать о геро…. Расположиться в рощ….
  • Росли в тепл….
  • Прогуляться по алле…
Синтаксическая роль В предложении может быть:   На рассвете ребята услышали голос соловья.   сущ. в Им.п. гл. сущ. в Т.п. сущ. в Р.п. сущ. в В.п . . . . . подлежащее дополнение обстоятельство определение

Синтаксическая роль

В предложении может быть:

На рассвете ребята услышали голос соловья.

сущ. в Им.п.

гл.

сущ. в Т.п.

сущ. в Р.п.

сущ. в В.п .

.

.

.

.

подлежащее

дополнение

обстоятельство

определение

Зимой, чтобы не простудит ь ся, нужно надевать тёплое пальто.   Мы проснулись, а на кухне нас уже ждёт горячий кофе.  Кто-то играл на п и анино, которое  стояло в большой комнате.  Исход игры решил  досадный п е нальти.  В комнате отдыхала пожилая мадам.  ср. р. м. р . ср. р. м. р. ж.р.

Зимой, чтобы не простудит ь ся, нужно надевать тёплое пальто.

Мы проснулись, а на кухне нас уже ждёт горячий кофе.

Кто-то играл на п и анино, которое стояло

в большой комнате.

Исход игры решил досадный п е нальти.

В комнате отдыхала пожилая мадам.

ср. р.

м. р .

ср. р.

м. р.

ж.р.

По какому признаку, кроме морфологических, можно распределить эти существительные? В какие по значению группы  объединяются эти существительные? 2 конкретные 4 3 собирательные вещественные 1 отвлечённые молодёжь мечта детвора  комар сливки грач бег бензин

По какому признаку, кроме морфологических, можно распределить эти существительные?

В какие по значению группы объединяются эти существительные?

2

конкретные

4

3

собирательные

вещественные

1

отвлечённые

молодёжь

мечта

детвора

комар

сливки

грач

бег

бензин

Пропасть Ошибок

Пропасть Ошибок

  • Вставьте о-е-ё!
  • Плеч_м, чиж_м, ж_лудь, куниц_й, пальц_м, ш_в, 5 пальц_в, плащ_м, крыж_вник, ч_рточка, ш_пот, ш_колад, ч_лн, расч_ска, ш_рстка.
Надо подумать   Превратите имена нарицательные в имена собственные. Цветок роза – Плодородная земля – Воздушный шарик – Чёрная ворона – Роза, Черноземье, пёс Шарик, река Ворона

Надо подумать

  • Превратите имена нарицательные в имена собственные.
  • Цветок роза –
  • Плодородная земля –
  • Воздушный шарик –
  • Чёрная ворона –

Роза, Черноземье, пёс Шарик, река Ворона

Тест.

Тест.

  • 1.   Какие существительные имеют только одну форму числа?
  • А) сметана;  Б) очки;  В) линейка;   Г) страница.
  • 2. Найдите слова с окончанием –ие:
  • А) решение;  Б) далёкие;  В) предупреждение;  Г) большие.
  • 3.Найдите существительное, на конце которого пишется мягкий знак:
  • А) (много) сокровищ…;  Б) горячий ключ…;  В) из-за туч…;  Г) красивая брош… .
Тест.

Тест.

  • 4.В каком слове ударение падает на первый слог?
  • А) боязнь;  Б) щавель;  В) фарфор;  Г) ненависть.
  • 5. В окончаниях каких существительных во множественном числе именительного падежа пишется ?
  • А) шофер;  Б) директор;  В) инженер;  Г) столяр.
Тест.

Тест.

  • 6. Укажите НЕПРАВИЛЬНУЮ форму употребления родительного падежа множественного числа:
  • А) песни грузин;  Б) много солдат;  В) много дел;  Г) нет носок;  Д) нет полотенцев.
  • 7. Выберите ответ.
  • В предложении На вершине сосны сидел дятел и долбил ствол подчеркнутое слово является:
  • А) подлежащим;  Б) сказуемым;  В) дополнением;  Г) обстоятельством.
  •  
Проверим!

Проверим!

  • 1. А. Б.
  • 2. А. В.
  • 3. Г.
  • 4. Г.
  • 5. А. Б.
  • 6. Г. Д.
  • 7. В.
Рефлексия.

Рефлексия.

  • повторить, что такое имя существительное
  • различать морфологические признаки имени существительного
  • определять синтаксическую роль имени существительного
  • использовать полученные знания для правописания и образования имён существительных.
  • употреблять имена существительные в речи.
Итоги  «5» 15-16 б  «4» 12-14 б «3» 9-11 б

Итоги

«5» 15-16 б

«4» 12-14 б

«3» 9-11 б


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Овчинникова Наталья Николаевна

Дата: 28.03.2015

Номер свидетельства: 192846

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Лингвистические Олимпийские игры(Обобщающий урок по теме "Имя существительное")"
    ["seo_title"] => string(98) "linghvistichieskiie-olimpiiskiie-ighry-obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-imia-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "279620"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453273130"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "ПРОЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ НА ТЕМУ: "САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ". "
    ["seo_title"] => string(98) "proiekt-uroka-russkogo-iazyka-v-5-klassie-na-tiemu-samostoiatiel-nyie-i-sluzhiebnyie-chasti-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "114450"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411493131"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Местоимение (обобщающий урок). "
    ["seo_title"] => string(37) "miestoimieniie-obobshchaiushchii-urok"
    ["file_id"] => string(6) "101442"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402417514"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Обобщающий урок  по теме «Имя числительное» "
    ["seo_title"] => string(53) "obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-imia-chislitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "174323"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424107360"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Внеклассное мероприятие по русскому языку на тему "Урок-путешествие" в 5–8 х классов"
    ["seo_title"] => string(80) "vnieklassnoie_mieropriiatiie_po_russkomu_iazyku_na_tiemu_urok_putieshiestviie_v_"
    ["file_id"] => string(6) "382322"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485081579"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства