kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация для 5 класса по теме "Фразеологизмы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по теме "Фразеологизмы" помогает разобраться с тем, что такое фразеологизмы, что они характеризуют, где используются, знакомит с признаками фразеологизмов.Даёт толкование некоторым фразеологизмам. Предназначена для 5 классов, содержит теоретический и практический материал.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация для 5 класса по теме "Фразеологизмы"»

Фразеологизмы МБОУ «СОШ №19 имени Л.А.Попугаевой» г.Удачный, Мирнинский район, Республика Саха (Якутия) Учитель: Буханова А.М.

Фразеологизмы

МБОУ «СОШ №19 имени Л.А.Попугаевой»

г.Удачный, Мирнинский район, Республика Саха (Якутия)

Учитель: Буханова А.М.

В простоте слова – самая великая мудрость. Пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства вложено в них на целые книги.  М. Горький
  • В простоте слова – самая великая мудрость. Пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства вложено в них на целые книги.

  • М. Горький
Фразеология  Фразис – Логос –   «выражение» «учение»  Фразеология – раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов, цельные по своему значению.  Фразеологизмы  или фразеологические обороты – устойчивые сочетания слов, используемые для названия отдельных предметов, признаков, действий.

Фразеология

Фразис – Логос –

«выражение» «учение»

Фразеология – раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов, цельные по своему значению.

Фразеологизмы или фразеологические обороты – устойчивые сочетания слов, используемые для названия отдельных предметов, признаков, действий.

Фразеологизм и его признак. Признаки свободных словосочетаний Признаки фразеологизмов 1. Любое из слов можно заменить другими словами 1. В их составе нельзя заменять слова по своему желанию 2. Слова сохраняют свою смысловую самостоятельность 2. Слова теряют свою смысловую самостоятельность 3. Создаются в процессе речи, не требуют запоминания 3. Не создаются в речи, а, как и слова, используются готовыми, требуют запоминания

Фразеологизм и его признак.

Признаки свободных словосочетаний

Признаки фразеологизмов

1. Любое из слов можно заменить другими словами

1. В их составе нельзя заменять слова по своему желанию

2. Слова сохраняют свою смысловую самостоятельность

2. Слова теряют свою смысловую самостоятельность

3. Создаются в процессе речи, не требуют запоминания

3. Не создаются в речи, а, как и слова, используются готовыми, требуют запоминания

Фразеологизмы.  Фразеологизмы часто можно заменить одним словом, менее выразительным.  В предложении является одним членом предложения.  На краю света .  Далеко.  Намылить шею.  Проучить, наказать.  Пешком ходит под стол.  Маленький.

Фразеологизмы.

Фразеологизмы часто можно заменить одним словом, менее выразительным.

В предложении является одним членом предложения.

На краю света .

Далеко.

Намылить шею.

Проучить, наказать.

Пешком ходит под стол.

Маленький.

Фразеологизмы-синонимы. Два сапога пара. Одного поля ягоды. (Один другого не лучше.) Перековать мечи на орала .  Вложить меч в ножны. (Заключить мир.) На краю света. Куда ворон костей не заносил. (Далеко.) Орудие для пахоты.

Фразеологизмы-синонимы.

Два сапога пара.

Одного поля ягоды.

(Один другого не лучше.)

Перековать мечи на орала .

Вложить меч в ножны.

(Заключить мир.)

На краю света.

Куда ворон костей не заносил.

(Далеко.)

Орудие для пахоты.

Фразеологизмы-антонимы. Засучив рукава. Спустя рукава. Заварить кашу. Расхлебывать кашу. Тяжел на подъем. Легок на подъем. Возносить до небес. Втаптывать в грязь.

Фразеологизмы-антонимы.

Засучив рукава.

Спустя рукава.

Заварить кашу.

Расхлебывать кашу.

Тяжел на подъем.

Легок на подъем.

Возносить до небес.

Втаптывать в грязь.

Фразеологизмы.

Фразеологизмы.

  • Характеризуют все стороны жизни человека:
  • отношение к труду:
  • Золотые руки.
  • Бить баклуши.
  • отношение к другим людям:
  • Закадычный друг.
  • Медвежья услуга.
  • личные достоинства и недостатки:
  • Не теряет головы.
  • Водить за нос.
Работа с учебником.

Работа с учебником.

  • Упр. 264, 266.
Происхождение фразеологизмов. Собственно русские. Связаны с историей нашей Родины, с работой наших предков, с их обычаями. Бить челом. Тянуть канитель. Бить в набат. Заимствованные из других языков. Из пословиц. Гоняться за двумя зайцами. Садиться не в свои сани. Из художественных произведений. А судьи кто? (Грибоедов А.) Мёртвые души. (Гоголь Н.) Живой труп. (Толстой Л.) Человек в футляре. (Чехов А.) Из древнецерковнославянского языка. Ложь во спасение. Святая святых. Нести свой крест. Из мифов разных народов. Яблоко раздора. Дамоклов меч.

Происхождение фразеологизмов.

  • Собственно русские. Связаны с историей нашей Родины, с работой наших предков, с их обычаями.
  • Бить челом. Тянуть канитель. Бить в набат.
  • Заимствованные из других языков.
  • Из пословиц.
  • Гоняться за двумя зайцами. Садиться не в свои сани.
  • Из художественных произведений.
  • А судьи кто? (Грибоедов А.) Мёртвые души. (Гоголь Н.) Живой труп. (Толстой Л.) Человек в футляре. (Чехов А.)
  • Из древнецерковнославянского языка.
  • Ложь во спасение. Святая святых. Нести свой крест.
  • Из мифов разных народов.
  • Яблоко раздора. Дамоклов меч.

Использование фразеологизмов.

Использование фразеологизмов.

  • В обычной речи.
  • В художественных произведениях.
  • В публицистике.
  • Для чего нужны фразеологизмы?
  • Фразеологизмы придают высказыванию выразительность, служат средством создания образности.
Почему мы так говорим?

Почему мы так говорим?

  • Бить баклуши
  • Раньше ложки, вилки и разную посуду делали из дерева. Чтобы изготовить ложку, нужно было сначала от большого дерева отколок небольшой кусочек.
  • Этот кусочек назывался баклушей. Откалывать такие кусочки – дело совсем простое и легкое, никаких специальных умений и навыков не требующее. Поэтому заготавливать баклуши поручалось подмастерьям. Процесс заготовки назывался «бить баклуши». Опытные мастера подсмеивались над баклушечниками: мол, занимаются ерундой – баклуши бьют.
Почему мы так говорим?  Реветь белугой.  Так говорят, когда кто-то заливается слезами и кричит уж очень громко. Возникает вопрос: при чем здесь белуга? Ведь с детства нам внушают, что рыбы не разговаривают. Оказывается, речь здесь идет не о белуге, а о белухе. Так называют  полярного дельфина. А вот  он действительно ревет очень  громко.

Почему мы так говорим?

Реветь белугой.

Так говорят, когда кто-то заливается слезами и кричит уж очень громко. Возникает вопрос: при чем здесь белуга? Ведь с детства нам внушают, что рыбы не разговаривают. Оказывается, речь здесь идет не о белуге, а о белухе. Так называют

полярного дельфина. А вот

он действительно ревет очень

громко.

Почему мы так говорим?  Точить лясы  Лясы (балясы) – это точеные фигурные столбики перил у крылечка; приготовить такую красоту мог только настоящий мастер. Наверное, сначала «точить балясы» означало вести изящную, причудливую, витиеватую (как балясы) беседу. А умельцев вести такую беседу к нашему времени становилось все меньше и меньше. Вот и стало это выражение означать пустую болтовню.

Почему мы так говорим?

Точить лясы

Лясы (балясы) – это точеные фигурные столбики перил у крылечка; приготовить такую красоту мог только настоящий мастер. Наверное, сначала «точить балясы» означало вести изящную, причудливую, витиеватую (как балясы) беседу. А умельцев вести такую беседу к нашему времени становилось все меньше и меньше. Вот и стало это выражение означать пустую болтовню.

Мы сегодня работали не покладая рук.  Молодцы!

Мы сегодня работали не покладая рук.

Молодцы!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Презентация для 5 класса по теме "Фразеологизмы"

Автор: Буханова Анна Михайловна

Дата: 18.02.2015

Номер свидетельства: 175092

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект открытого урока на тему "Фразеологизмы" "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-otkrytogho-uroka-na-tiemu-frazieologhizmy"
    ["file_id"] => string(6) "222400"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1436264958"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Урок русского языка с презентацией по теме "Фразеологизмы" "
    ["seo_title"] => string(66) "urok-russkogho-iazyka-s-priezientatsiiei-po-tiemie-frazieologhizmy"
    ["file_id"] => string(6) "170155"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423503329"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Мультимедийное приложение к уроку русского языка в 6 классе по теме "Фразеологизмы" "
    ["seo_title"] => string(93) "mul-timiediinoie-prilozhieniie-k-uroku-russkogho-iazyka-v-6-klassie-po-tiemie-frazieologhizmy"
    ["file_id"] => string(6) "146810"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1419261997"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока русского языка в 3 классе  по теме: «Устойчивые сочетания слов». "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-tiemie-ustoichivyie-sochietaniia-slov"
    ["file_id"] => string(6) "217464"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433352772"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Разработка урока по русскому языку для 8 класса "Фразеологизмы" "
    ["seo_title"] => string(65) "razrabotka-uroka-po-russkomu-iazyku-dlia-8-klassa-frazieologhizmy"
    ["file_id"] => string(6) "181719"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425388231"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства