kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мультимедийное приложение к уроку русского языка в 6 классе по теме "Фразеологизмы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мультимедийное приложение к уроку русского языка в 6 классе по теме"Фразеологизмы".Презентация состоит из пятидесяти одного слайда.Эту презентацию можно использоватаь как во время урока,так и во внеурочное время.В данной работе представлены задания для развития речи,например:Когда мы так говорим? Вымыть руки...Держать себя в руках...Взять голыми руками...Также очень интересным является задание "Лингвистический эксперимент".После каждого задания  даются правильные ответы с выводами.При помощи данной презентации Ваш урок или внеклассное мероприятие пройдет удачно,с пользой для учеников.

Просмотр содержимого документа
«Мультимедийное приложение к уроку русского языка в 6 классе по теме "Фразеологизмы" »

Мультимедийное приложение  к уроку русского языка в 6 классе  по теме

Мультимедийное приложение к уроку русского языка в 6 классе по теме "Фразеологизмы"

Фразеологизмы

Фразеологизмы

Когда мы так говорим? Вымыть руки Держать себя в руках Взять голыми руками

Когда мы так говорим?

Вымыть руки

Держать себя в руках

Взять голыми руками

Вымыть руки Держать себя в руках Взять голыми руками Когда мы так говорим? Когда хотим помыть руки О выдержанном человеке Легко одолеть

Вымыть руки

Держать себя

в руках

Взять голыми руками

Когда мы так говорим?

Когда хотим

помыть руки

О

выдержанном

человеке

Легко одолеть

Найдите «третий лишний»

Найдите «третий лишний»

  • Вымыть руки.
  • Держать себя в руках.
  • Взять голыми руками.
Лингвистический эксперимент Замените в данных словосочетаниях подчеркнутое слово синонимом:    куда глаза глядят ? Можно ли «обновить» устаревшее слово «зеница» в данной фразе:     беречь как зеницу ока?

Лингвистический эксперимент

  • Замените в данных словосочетаниях подчеркнутое слово синонимом:

куда глаза глядят ?

  • Можно ли «обновить» устаревшее слово «зеница» в данной фразе:

беречь как зеницу ока?

  • Можно ли заменить грамматическое число компонентов данных словосочетаний : сбиться с ног на сбиться с ноги ?
Каков результат лингвистического эксперимента? Изменился    смысл     высказываний!

Каков результат лингвистического эксперимента?

Изменился

смысл

высказываний!

Вывод 1.

Вывод 1.

  • Кроме свободных словосочетаний в русском языке существуют несвободные, устойчивые, или фразеологизмы (фразеологические обороты).
  • Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, входящие как единое целое в словарный состав языка и являющиеся предметом изучения фразеологии.
Отгадайте фразеологические загадки.  Его вешают, приходя в уныние; Его задирают, зазнаваясь; Его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело

Отгадайте фразеологические загадки.

Его вешают, приходя в уныние;

Его задирают, зазнаваясь;

Его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело

Отгадайте фразеологические загадки. Ее заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело; Ее не сваришь с тем, с кем трудно сговориться; Ее «просит» рваная обувь; Она в голове у вечных путаников.

Отгадайте фразеологические загадки.

Ее заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело;

Ее не сваришь с тем, с кем трудно сговориться;

Ее «просит» рваная обувь;

Она в голове у вечных путаников.

Отгадайте фразеологические загадки. Ее толкут или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом; Ее набирают в рот, когда молчат; Ею нельзя разлить неразлучных друзей; В нее прячут концы нечестные люди, иногда они выходят из нее сухими

Отгадайте фразеологические загадки.

Ее толкут или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом;

Ее набирают в рот, когда молчат;

Ею нельзя разлить неразлучных друзей;

В нее прячут концы нечестные люди, иногда они выходят из нее сухими

Отгадайте фразеологические загадки. Его проглатывают, упорно не желая говорить; Он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко; За него тянут или дергают, заставляя высказаться; Его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего

Отгадайте фразеологические загадки.

Его проглатывают, упорно не желая говорить;

Он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко;

За него тянут или дергают, заставляя высказаться;

Его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего

Отгадайте фразеологические загадки. Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; Его советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез; На него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.

Отгадайте фразеологические загадки.

Он в голове у легкомысленного,

несерьезного человека;

Его советуют искать в поле, когда

кто-либо бесследно исчез;

На него бросают слова и деньги

те, кто их не ценит.

Найдите фразеологизм в данных предложениях. Определите, каким членом предложения является фразеологизм .

Найдите фразеологизм в данных предложениях. Определите, каким членом предложения является фразеологизм .

  • Ваня махнул рукой и подбежал к нам.
  • Петр давно махнул рукой на свою жизнь и живет нехотя.
Вывод 2.

Вывод 2.

  • В отличие от свободного словосочетания у фразеологического оборота лексическое значение имеет не каждое слово в отдельности, а весь фразеологизм в целом.
  • В предложении фразеологизмы выступают как неделимое словосочетание.
Происхождение фразеологизмов Фразеологизмы Заимствованные Исконно русские Неславянские языки Славянские языки Старославянский Французский Древнегреческий Латинский Немецкий Английский

Происхождение фразеологизмов

Фразеологизмы

Заимствованные

Исконно русские

Неславянские языки

Славянские языки

Старославянский

Французский

Древнегреческий

Латинский

Немецкий

Английский

Презентация фразеологизмов

Презентация фразеологизмов

  • Дым коромыслом
  • Тёртый калач
  • Реветь белугой
  • Точить лясы
  • Коломенская верста
  • Непутёвый человек
Дым коромыслом

Дым коромыслом

  • Шум,
  • гам,
  • суматоха
Дым коромыслом В старой Руси избы часто топили «по-чёрному»: дым уходил не через печную трубу (её вообще не было), а через специальное окошко или дверь. И по форме дыма предсказывали погоду. Идё1т дым «столбом» - будет ясно, «волоком» - к туману, дождю, «коромыслом» - к ветру, непогоде, а то и буре.

Дым коромыслом

В старой Руси избы часто топили «по-чёрному»: дым уходил не через печную трубу (её вообще не было), а через специальное окошко или дверь. И по форме дыма предсказывали погоду. Идё1т дым «столбом» - будет ясно, «волоком» - к туману, дождю, «коромыслом» - к ветру, непогоде, а то и буре.

Тёртый калач

Тёртый калач

  • Так называют опытного человека, которого трудно провести
Тёртый калач Раньше и на самом деле был такой сорт хлеба – «тертый калач». Тесто для него очень долго мяли, месили, «тёрли», отчего калач получался необыкновенно пышным. И ещё была пословица – «не тёрт, не мят, не будет калач». То есть человека учат испытания и беды. Выражение и пошло от пословицы, а не от названия хлеба .

Тёртый калач

Раньше и на самом деле был такой сорт хлеба – «тертый калач». Тесто для него очень долго мяли, месили, «тёрли», отчего калач получался необыкновенно пышным. И ещё была пословица – «не тёрт, не мят, не будет калач». То есть человека учат испытания и беды. Выражение и пошло от пословицы, а не от названия хлеба .

Реветь белугой

Реветь белугой

  • Громко кричать или плакать
Реветь белугой «Нем, как рыба» - это вам известно давным-давно. И вдруг «реветь белугой»? Оказывается речь здесь идёт не о белуге, а о белухе, так называют полярного дельфина. Вот он действительно ревёт очень громко.

Реветь белугой

«Нем, как рыба» - это вам известно давным-давно. И вдруг «реветь белугой»? Оказывается речь здесь идёт не о белуге, а о белухе, так называют полярного дельфина. Вот он действительно ревёт очень громко.

Точить лясы Пустословить, заниматься бесполезной болтовнёй

Точить лясы

  • Пустословить, заниматься бесполезной болтовнёй

Точить лясы Лясы(балясы) – это точёные фигурные столбики перил у крылечка; изготовить такую красоту мог только настоящий мастер. Наверное, сначала «точить балясы» означало вести изящную, причудливую, витиеватую (как балясы) беседу. А умельцев вести такую беседу к нашему времени становилось все меньше и меньше. Вот и стало это выражение обозначать пустую болтовню.

Точить лясы

Лясы(балясы) – это точёные фигурные столбики перил у крылечка; изготовить такую красоту мог только настоящий мастер. Наверное, сначала «точить балясы» означало вести изящную, причудливую, витиеватую (как балясы) беседу. А умельцев вести такую беседу к нашему времени становилось все меньше и меньше. Вот и стало это выражение обозначать пустую болтовню.

Коломенская верста

Коломенская верста

  • Так называют человека очень высокого роста.
Коломенская верста В подмосковном селе коломенском находилась летняя резиденция царя Алексея Михайловича. Дорога туда была оживленной, широкой и считалась главной в государстве. А уж когда поставили огромные верстовые столбы, каких в Росси еще не бывало, слава этой дороги возросла еще больше. Смекалистый народ не преминул новинкой и окрестил долговязого человека коломенской верстой. Так до сих пор и величает…

Коломенская верста

В подмосковном селе коломенском находилась летняя резиденция царя Алексея Михайловича. Дорога туда была оживленной, широкой и считалась главной в государстве. А уж когда поставили огромные верстовые столбы, каких в Росси еще не бывало, слава этой дороги возросла еще больше. Смекалистый народ не преминул новинкой и окрестил долговязого человека коломенской верстой. Так до сих пор и величает…

Непутёвый человек

Непутёвый человек

  • Значит легкомысленный, безалаберный, беспутный
Непутевый человек В старину на Руси путем называли не только дорогу, но и еще и разные должности при дворе князя. Путь сокольничий – ведающий княжеской охотой, путь ловчий – псовой охотой, путь конюший – экипажами и лошадьми. Бояре всеми правдами и неправдами старались заполучить у князя путь-должность. А кому это не удавалось, о тех с пренебрежением отзывались: непутевый человек. Так эта неодобрительная оценка и сохранилась.

Непутевый человек

В старину на Руси путем называли не только дорогу, но и еще и разные должности при дворе князя. Путь сокольничий – ведающий княжеской охотой, путь ловчий – псовой охотой, путь конюший – экипажами и лошадьми. Бояре всеми правдами и неправдами старались заполучить у князя путь-должность. А кому это не удавалось, о тех с пренебрежением отзывались: непутевый человек. Так эта неодобрительная оценка и сохранилась.

Источники пополнения фразеологизмов

Источники пополнения фразеологизмов

  • Крестьянский быт
  • Наблюдения над животными
  • Народные обычаи
  • Профессиональная среда
  • Исторические события
  • Литературные произведения
  • Фольклор (сказки, пословицы и поговорки
Подобрать антонимы Видимо-невидимо  Воды в рот набрал  Кот наплакал Язык без костей За тридевять земель  Развязать язык  Рукой подать Прикусить язык Идти в ногу Держать себя в руках  Кто во что горазд  Выйти из себя

Подобрать антонимы

Видимо-невидимо

Воды в рот

набрал

Кот наплакал

Язык

без костей

За тридевять

земель

Развязать язык

Рукой подать

Прикусить

язык

Идти в ногу

Держать себя

в руках

Кто во что

горазд

Выйти из себя

Подбери синонимы Стреляный воробей  Намылить шею Тёртый калач Намять бока Во всю прыть Молоть вздор Сломя голову Молоть ерунду Сидеть сложа руки Вилами на воде писано Бить баклуши Бабушка надвое сказала

Подбери синонимы

Стреляный

воробей

Намылить шею

Тёртый калач

Намять бока

Во всю прыть

Молоть вздор

Сломя голову

Молоть ерунду

Сидеть сложа

руки

Вилами на воде

писано

Бить баклуши

Бабушка надвое

сказала

Найдите фразеологизмы   И вот нашли большое поле:   Есть разгуляться где на воле!    Построили редут.   У наших ушки на макушке!   Чуть утро осветило пушки   И леса синие верхушки –    Французы тут как тут.

Найдите фразеологизмы

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

Построили редут.

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки –

Французы тут как тут.

Поэтический перевал И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле!  Построили редут. У наших ушки на макушке ! Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки –  Французы тут как тут. О каких событиях идёт речь в этой строфе баллады М.Ю.Лермонтова?  Как вы думаете, для чего автор использует фразеологизмы в этом отрывке?

Поэтический перевал

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

Построили редут.

У наших ушки на макушке !

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки –

Французы тут как тут.

  • О каких событиях идёт речь в этой строфе баллады М.Ю.Лермонтова?

  • Как вы думаете, для чего автор использует фразеологизмы в этом отрывке?

Выводы:

Выводы:

  • Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, входящие как единое целое в словарный состав языка и являющиеся предметом изучения фразеологии.
  • У фразеологического оборота лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом. В предложении фразеологизмы выступают как неделимое словосочетание.
  • Источники возникновения новых фразеологизмов разнообразны. Они могут появиться в любой момент.
  • Фразеологизмы делают речь яркой, выразительной.
Тест по теме «Фразеологизмы»   I. Найди соответствия.

Тест по теме «Фразеологизмы» I. Найди соответствия.

  • Как снег на голову
  • Держать язык за зубами
  • Намять бока
  • Не в бровь, а в глаз
  • Метко
  • Набить
  • Молчать
  • Неожиданно
II . Продолжи фразеологизмы, используя слова для  справок (форму слов можно изменить)

II . Продолжи фразеологизмы, используя слова для справок (форму слов можно изменить)

  • Вода
  • Осиновый лист
  • Рукавицы
  • Сок
  • Дрожит как
  • Держать в ежовых рукавицах
  • Вариться в собственном
  • Выводить на чистую
III. Найди «четвёртый лишний» в каждом столбце. 1. 2.

III. Найди «четвёртый лишний» в каждом столбце.

1.

2.

  • Хоть пруд пруди
  • Кот наплакал
  • Тьма-тьмущая
  • Яблоку негде упасть
  • Во все лопатки
  • Сломя голову
  • Черепашьим шагом
  • В мгновение ока
III. Найди «четвёртый лишний» в каждом столбце. 3. 4.

III. Найди «четвёртый лишний» в каждом столбце.

3.

4.

  • Слово в слово
  • Тютелька в тютельку
  • Вилами на воде писано
  • Комар носа не подточит
  • Попасть впросак
  • Попасть на седьмое небо
  • Попасть в переделку
  • Попасть в переплёт
Ключ к тесту № задания № вопроса 1 I. d 2 II. b 3 c III. b b c 4 d a c c a b

Ключ к тесту

задания

вопроса

1

I.

d

2

II.

b

3

c

III.

b

b

c

4

d

a

c

c

a

b

Составить рассказ о мужестве защитников нашей Родины в годы Великой Отечественной войны, используя данные фразеологизмы: становиться на пути, стар и мал, стоять грудью, держать оборону, разбить в пух и прах, сложить оружие, беречь как зеницу ока. Словарик: Становиться на пути – Мешать, препятствовать . Стар и мал – Все без различия возраста . Стоять грудью – Мужественно защищать. Держать оборону – Не отступать. Разбить в пух и прах – Победить. Сложить оружие – Сдаться. Беречь как зеницу ока – Заботливо, тщательно беречь

Составить рассказ

  • о мужестве защитников нашей Родины в годы Великой Отечественной войны, используя данные фразеологизмы:
  • становиться на пути, стар и мал, стоять грудью, держать оборону, разбить в пух и прах, сложить оружие, беречь как зеницу ока.

Словарик:

Становиться на пути Мешать, препятствовать .

Стар и мал Все без различия возраста .

Стоять грудью Мужественно защищать.

Держать оборону Не отступать.

Разбить в пух и прах Победить.

Сложить оружие Сдаться.

Беречь как зеницу ока Заботливо, тщательно беречь

Идиомы , или фразеологизмы  Общее стилистическое значение идиом:  выступая синонимами к словам и сочетаниям слов, обогащают лексику;

Идиомы , или фразеологизмы

Общее стилистическое значение идиом:

  • выступая синонимами к словам и сочетаниям

слов, обогащают лексику;

  • составляя характерную особенность русского языка (обычно идиомы не переводимы дословно на другие языки), они придают речи ярко выраженный национальный характер.
тянуть канитель нужен до зарезу на дню семь пятниц без году неделя типун на язык мерить на свой аршин не до жиру, быть бы живу смотреть в кусты чудеса в решете свинью подложить Бытовая речь: не покладая рук   образы с чертами комизма, придающими речи живописный характер,  алогизмы и гиперболы,  черты давно оставленных и забытых верований, нередко комически переосмысляемых.
  • тянуть канитель
  • нужен до зарезу
  • на дню семь пятниц
  • без году неделя
  • типун на язык
  • мерить на свой аршин
  • не до жиру, быть бы живу
  • смотреть в кусты
  • чудеса в решете
  • свинью подложить

Бытовая речь:

  • не покладая рук
  • образы с чертами комизма, придающими речи живописный характер,
  • алогизмы и гиперболы,
  • черты давно оставленных и забытых верований, нередко комически переосмысляемых.
Фольклорная идиоматика: жить-поживать за тридевять земель в некотором царстве, в некотором государстве три кита по щучьему велению сума переметная сказка про белого бычка  Особый оттенок сказочности

Фольклорная идиоматика:

  • жить-поживать
  • за тридевять земель
  • в некотором царстве, в некотором государстве
  • три кита
  • по щучьему велению
  • сума переметная
  • сказка про белого бычка

Особый оттенок сказочности

  • Привычные формулы сказок
всеми фибрами души без зазрения совести великое переселение народов танцевать от печки хватать с неба звезды маг и волшебник на точке замерзания  Интеллигентское просторечие: книжное происхождение  непринужденная разговорная, литературная речь  отсутствуют в народной (диалектной) речи

  • всеми фибрами души
  • без зазрения совести
  • великое переселение народов
  • танцевать от печки
  • хватать с неба звезды
  • маг и волшебник
  • на точке замерзания

Интеллигентское просторечие:

книжное происхождение

  • непринужденная разговорная, литературная речь

  • отсутствуют в народной (диалектной) речи

Комически-архаическая идиоматика

Комически-архаическая идиоматика

  • им же имя легион
  • притча во языцех
  • темна вода во облацех
  • козел отпущения
  • избиение младенцев
  • вавилонское столпотворение
  • во время оно
  • иерихонская труба
  • переосмысленные и иронически сниженные выражения религиозных текстов
проходить красной нитью поставить точки Книжная речь  над
  • проходить красной нитью
  • поставить точки

Книжная речь

над "и"

  • привычные обороты, используемые обычно при изложении научных и литературных тем в качестве готовых формул, причем лежащая в их основе образность является стертой
  • привести к общему знаменателю
  • подготовить почву
  • лежать вне рамок
  • удельный вес
  • ведущая роль
  • животрепещущий вопрос
  • заколдованный круг
  • в первую голову
  • двигатель внутреннего сгорания
Крылатые слова

Крылатые слова

  • гордиев узел
  • дамоклов меч
  • ахиллесова пята
  • сизифов труд
  • гомерический смех
  • аттическая соль
  • лукулловский обед
  • между Сциллой и Харибдой
  • рог изобилия
  • связаны с теми или иными литературными произведениями и историческими событиями
  • предполагают знакомство с литературой и историей
властитель дум краеугольный камень выпить горькую чашу лебединая песня сжечь свои корабли с открытым забралом творимая легенда  Риторическая фразеология

  • властитель дум
  • краеугольный камень
  • выпить горькую чашу
  • лебединая песня
  • сжечь свои корабли
  • с открытым забралом
  • творимая легенда

Риторическая фразеология

  • носит характер торжественности и приподнятости с налетом архаичности
Литературные реминисценции

Литературные реминисценции

  • не мудрствуя лукаво
  • очутиться у разбитого корыта
  • ну как не порадеть родному человечку
  • ври, да знай же меру
  • рожденный ползать летать не может
  • уж сколько раз твердили миру
  • а ларчик просто открывался
  • слона-то я и не приметил
  • яркие образные выражения из литературных произведений, благодаря чему используемое выражение вызывает в памяти сложный художественный образ и служит понятным намеком на этот образ : человек в футляре
  • если представление о связи цитаты с произведением и художественным образом утеряно, то вместо литературной реминисценции получается крылатое выражение, не дополняемое контекстом произведения.
Идиомы очень редки в строго деловой речи, в ней отсутствуют идиомы, имеющие характер живописности, и находит место лишь фразеология книжной речи, представляющая ходовые обороты, потерявшие образность.

Идиомы очень редки

в строго деловой речи, в ней отсутствуют идиомы, имеющие характер живописности, и находит место лишь фразеология книжной речи, представляющая ходовые обороты, потерявшие образность.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Мультимедийное приложение к уроку русского языка в 6 классе по теме "Фразеологизмы"

Автор: Тренгулова Иркя Ряшитовна

Дата: 22.12.2014

Номер свидетельства: 146810

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект урока по теме: "Систематизация и обобщение знаний по теме "Деепричастие" "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-po-tiemie-sistiematizatsiia-i-obobshchieniie-znanii-po-tiemie-dieieprichastiie"
    ["file_id"] => string(6) "146404"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419171632"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Евгений шварц. Сказка о потерянном времени. "
    ["seo_title"] => string(50) "ievghienii-shvarts-skazka-o-potieriannom-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "115533"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412007460"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "занятие по внеурочной деятельности "Умники и умницы", 3 класс"
    ["seo_title"] => string(57) "zaniatiiepovnieurochnoidieiatielnostiumnikiiumnitsy3klass"
    ["file_id"] => string(6) "265075"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449837673"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства