kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация по русскому языку "Способы образования слов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации содержится обобщающий материал по основным способам словообразования в русском языке. Рассмотрены типичные ошибки и пути их устранения при определении способа образования слова.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по русскому языку "Способы образования слов"»

Способы образования слов

Способы образования слов

Основные термины:

Основные термины:

  • Непроизводное слово – это слово, которое не образовано от других слов
  • Производное слово – это слово, которое образовано от другого слова
  • Производящее слово – это слово, от которого образовано другое слово
  • Производящее слово может быть производным и непроизводным .
Определить производящие, производные и непроизводные слова

Определить производящие, производные и непроизводные слова

  • Рыба → рыбак
  • Дом → домашний
  • Мысль → размышлять → размышление
  • Выходить → выход
  • Паровоз → паровозный
Типы и способы словообразования Морфологические Неморфологические 1. Суффиксальный: лекция → лекци онн ый 1. Изменение значения существующего слова: кулак (рука) – кулак (крестьянин) 2. Приставочный (префиксальный): 3. Приставочно-суффиксальный: 2. Переход из одной части речи в другую: писать → пере писать адвербиализация: удивлен чудом (сущ.) → чудом спасся (нар.) стол → на столь н ый адъективация: блест ящ ая карьера (прил.) 4. Бессуффиксный: высокий → высь, привозить → привоз субстантивация: военный врач (прил.) → военный (сущ.) 5. Сложение:  слов: диван-кровать, платье-костюм  частей слов: спецкор, стенгазета  частей слов с суффиксацией: первоклассник  первых букв или звуков слов: МГУ, вуз 3. Слияние слов в словосочетании: быстро растворимый – быстрорастворимый, сей час → сейчас

Типы и способы словообразования

Морфологические

Неморфологические

1. Суффиксальный:

лекция → лекци онн ый

1. Изменение значения существующего слова: кулак (рука) – кулак (крестьянин)

2. Приставочный (префиксальный):

3. Приставочно-суффиксальный:

2. Переход из одной части речи в другую:

писать → пере писать

  • адвербиализация: удивлен чудом (сущ.) → чудом спасся (нар.)

стол → на столь н ый

  • адъективация: блест ящ ая карьера (прил.)

4. Бессуффиксный:

высокий → высь, привозить → привоз

  • субстантивация: военный врач (прил.) → военный (сущ.)

5. Сложение:

  • слов: диван-кровать, платье-костюм
  • частей слов: спецкор, стенгазета
  • частей слов с суффиксацией: первоклассник
  • первых букв или звуков слов: МГУ, вуз

3. Слияние слов в словосочетании: быстро растворимый – быстрорастворимый,

сей час → сейчас

Самые частотные словообразующие морфемы :   1.Приставки: без-бес, воз-вос, до-, за-, из-, ис-, на-, о-, об-, от-, ото-, пере-, по-, под-, подо-, пре-, пред-, предо-, при-, с-, со-, у-, чрез-, чрес-; 2.Суффиксы существительных: -тель, -щик, - щиц(а), -чик, - чиц(а), -ник, -ниц(а), -ец, -к(а), -анин, -янин, -к, -ин, -ость, -изн, -от, - ени, -ни, - к, -б, -ик, -чик, -ок, ец, -оньк, -еньк, -ечк, -очк, -ышк, ищ, -ин, -ств, -еств; 3.Суффиксы прилагательных: -к, -лив, -чив, -ист, -оват, -еват, - чат, -ов, -ск, -н, -ан, - ян, - енн, -онн, -ий, -ин;

Самые частотные словообразующие морфемы :

1.Приставки: без-бес, воз-вос, до-, за-, из-, ис-, на-, о-, об-, от-, ото-, пере-, по-, под-, подо-, пре-, пред-, предо-, при-, с-, со-, у-, чрез-, чрес-;

2.Суффиксы существительных: -тель, -щик, - щиц(а), -чик, - чиц(а), -ник, -ниц(а), -ец, -к(а), -анин, -янин, -к, -ин, -ость, -изн, -от, - ени, -ни, - к, -б, -ик, -чик, -ок, ец, -оньк, -еньк, -ечк, -очк, -ышк, ищ, -ин, -ств, -еств;

3.Суффиксы прилагательных: -к, -лив, -чив, -ист, -оват, -еват, - чат, -ов, -ск, -н, -ан, - ян, - енн, -онн, -ий, -ин;

Самые частотные словообразующие морфемы : 4. Суффиксы наречий: -а, -о, -ых, -ому, -ему, -и, -у; 5. Суффиксы глаголов: - и, -е, -а, -о, -ова, -ева, - ирова, -нича, - ва, -ива, - ствова; 6. Суффиксы причастий: -ащ, -ящ, ущ, -ющ, -вш, -ш, -енн, -нн, -т, ем, -ом; 7. Суффиксы деепричастий: -вши, -ши, -в, -а, -я.

Самые частотные словообразующие морфемы :

4. Суффиксы наречий: -а, -о, -ых, -ому, -ему, -и, -у;

5. Суффиксы глаголов: - и, -е, -а, -о, -ова, -ева, - ирова, -нича, - ва, -ива, - ствова;

6. Суффиксы причастий: -ащ, -ящ, ущ, -ющ, -вш, -ш, -енн, -нн, -т, ем, -ом;

7. Суффиксы деепричастий: -вши, -ши, -в, -а, -я.

Формообразующие суффиксы служат для образования форм слова и не меняют лексического значения слова. К ним относятся:

  • Суффиксы сравнительной и превосходной степени:   -ее, -е  (быстр-ый – быстр-ее,),  -ейш-, -айш-  (скучн-ый – скучн-ейш-ий, велик-ий – велич-айш-ий) ; Суффикс прошедшего времени глаголов:   -л-  (писа-л, сиде-л-а) ; Суффиксы причастий:  -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-  (пиш-ущ-ий, чита-ющ-ий, стро-ящ-ий, дыш-ащ-ий),  -ш-, -вш-, -нн-, -енн-, -т-  (нес-ш-ий, писа-вш-ий, разодра-нн-ый, купл-енн-ый, обу-т-ый),  -ем-, -ом-, -им-  (преследу-ем-ый, вед-ом-ый, гон-им-ый) ; Суффиксы деепричастий:  -а, -я  (крич-а, чита-я),  -учи, -ючи  (крад-учи-сь, жале-ючи),  -в, -вши, -ши  (увиде-в, умы-вши-сь, вынес-ши) ; Суффикс повелительного наклонения:     (попрос-и) .
  • Суффиксы сравнительной и превосходной степени:   -ее, -е  (быстр-ый – быстр-ее,),  -ейш-, -айш-  (скучн-ый – скучн-ейш-ий, велик-ий – велич-айш-ий) ;
  • Суффикс прошедшего времени глаголов:   -л-  (писа-л, сиде-л-а) ;
  • Суффиксы причастий:  -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-  (пиш-ущ-ий, чита-ющ-ий, стро-ящ-ий, дыш-ащ-ий),  -ш-, -вш-, -нн-, -енн-, -т-  (нес-ш-ий, писа-вш-ий, разодра-нн-ый, купл-енн-ый, обу-т-ый),  -ем-, -ом-, -им-  (преследу-ем-ый, вед-ом-ый, гон-им-ый) ;
  • Суффиксы деепричастий:  -а, -я  (крич-а, чита-я),  -учи, -ючи  (крад-учи-сь, жале-ючи),  -в, -вши, -ши  (увиде-в, умы-вши-сь, вынес-ши) ;
  • Суффикс повелительного наклонения:     (попрос-и) .

Распространённые ошибки 1) Иногда бывает сложно определить способ образования слова, например: никому, перерыв . Основные шаги при выполнении этого задания.    Чтобы определить способ образования данного слова, нужно выделить его основу и подобрать однокоренное слово  (однокоренные слова), ближайшее по составу и по смыслу, т.е. включающее как можно больше тех же морфем и связанное с ним лексически, например: никому ←  кому.   Производное слово обычно имеет больше морфем в своем составе. Но бывает наоборот (чаще при бессуфиксном способе): перерывать – перерыв

Распространённые ошибки

1) Иногда бывает сложно определить способ образования слова, например: никому, перерыв .

Основные шаги при выполнении этого задания.

Чтобы определить способ образования данного слова, нужно выделить его основу и подобрать однокоренное слово (однокоренные слова), ближайшее по составу и по смыслу, т.е. включающее как можно больше тех же морфем и связанное с ним лексически, например: никому ←  кому.

Производное слово обычно имеет больше морфем в своем составе. Но бывает наоборот (чаще при бессуфиксном способе): перерывать – перерыв

Распространённые ошибки 2) Неверный подбор слова с производящей основой в словообразовательном звене, в результате которого неправильно определяют и способ словообразования, например: переход ← ход (приставочный способ)

Распространённые ошибки

2) Неверный подбор слова с производящей основой в словообразовательном звене, в результате которого неправильно определяют и способ словообразования, например: переход ← ход (приставочный способ)

Распространённые ошибки Основные шаги при выполнении этого задания.   По лексическому значению слово переход ближе к глаголу переходить , чем к существительному ход , поэтому словом с производящей основой в данном случае является глагол переходить , от которого слово переход образовано бессуффиксным способом: переход ←переходить (бессуффиксный способ словообразования).

Распространённые ошибки

Основные шаги при выполнении этого задания.

По лексическому значению слово переход ближе к глаголу переходить , чем к существительному ход , поэтому словом с производящей основой в данном случае является глагол переходить , от которого слово переход образовано бессуффиксным способом:

переход ←переходить (бессуффиксный способ словообразования).

Распространённые ошибки Производные и иноязычные по происхождению приставки можно спутать с корнем и вследствие этого ошибочно определить способ словообразования как сложение, например: сверхновый, постиндустриальный Основные шаги при выполнении этого задания.  Запомните наиболее распространённые приставки, которые не следует путать с корнем: меж-, сверх-, супер-, пост-, контр-, дез-.

Распространённые ошибки

  • Производные и иноязычные по происхождению приставки можно спутать с корнем и вследствие этого ошибочно определить способ словообразования как сложение, например: сверхновый, постиндустриальный

Основные шаги при выполнении этого задания.

Запомните наиболее распространённые приставки, которые не следует путать с корнем:

  • меж-, сверх-, супер-, пост-, контр-, дез-.

Проверь себя 1. Каким способом образовано слово ПОСЛЕЗАВТРА ? 2. Каким способом образовано слово ОБИДНЫЙ ? 3. Каким способом образовано слово БЕЗОБЛАЧНЫЙ ? 4. Каким способом образовано слово ВЗРЫВ ? 5. Каким способом образовано слово ЛЕДОКОЛ ? 6. Каким способ образовано слово ПРАВНУК ?

Проверь себя

1. Каким способом образовано слово ПОСЛЕЗАВТРА ?

2. Каким способом образовано слово ОБИДНЫЙ ?

3. Каким способом образовано слово БЕЗОБЛАЧНЫЙ ?

4. Каким способом образовано слово ВЗРЫВ ?

5. Каким способом образовано слово ЛЕДОКОЛ ?

6. Каким способ образовано слово ПРАВНУК ?

Проверь себя 7. Каким способом образовано слово УЧИТЕЛЬ ? 8. Каким способом образовано слово ГНИЛЬ ? 9. Каким способом образовано слово СОВЕТОВАТЬ ? 10. Каким способом образовано слово БОЛЬНОЙ в предложении  Больной уснул ? 11. Каким способом образовано слово ВАГОНОРЕМОНТНЫЙ ? 12. Каким способом образовано слово НЕПОГОДА ?

Проверь себя

7. Каким способом образовано слово УЧИТЕЛЬ ?

8. Каким способом образовано слово ГНИЛЬ ?

9. Каким способом образовано слово СОВЕТОВАТЬ ?

10. Каким способом образовано слово БОЛЬНОЙ в предложении Больной уснул ?

11. Каким способом образовано слово ВАГОНОРЕМОНТНЫЙ ?

12. Каким способом образовано слово НЕПОГОДА ?

Ответы 1 – приставочный 2 – суффиксальный 3 – приставочно-суффиксальный 4 – бессуффиксный 5 – сложение основ 6 – приставочный 7 – суффиксальный 8 – бессуффиксный 9 – суффиксальный 10 – переход одной части речи в другую 11 – сложение основ 12 – приставочный

Ответы

1 – приставочный

2 – суффиксальный

3 – приставочно-суффиксальный

4 – бессуффиксный

5 – сложение основ

6 – приставочный

7 – суффиксальный

8 – бессуффиксный

9 – суффиксальный

10 – переход одной части речи в другую

11 – сложение основ

12 – приставочный


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация по русскому языку "Способы образования слов"

Автор: Бондарева Ирина Анатольевна

Дата: 08.06.2022

Номер свидетельства: 609204

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Словообразование. Основные способы образования слов. "
    ["seo_title"] => string(53) "slovoobrazovaniie-osnovnyie-sposoby-obrazovaniia-slov"
    ["file_id"] => string(6) "151643"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420728552"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Презентация  по русскому языку в 6 классе по теме: "Основные способы образования слов в русском языке"."
    ["seo_title"] => string(95) "priezientatsiiaporusskomuiazykuv6klassiepotiemieosnovnyiesposobyobrazovaniiaslovvrusskomiazykie"
    ["file_id"] => string(6) "268088"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1450541122"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Конспект урока "Основные способы образования слов в русском языке" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-osnovnyie-sposoby-obrazovaniia-slov-v-russkom-iazykie"
    ["file_id"] => string(6) "118600"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413199809"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Конспект урока по русскому языку "Как образуются слова" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-kak-obrazuiutsia-slova"
    ["file_id"] => string(6) "150161"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420441753"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "«Основные способы образования слов в русском языке» "
    ["seo_title"] => string(53) "osnovnyie-sposoby-obrazovaniia-slov-v-russkom-iazykie"
    ["file_id"] => string(6) "153627"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421055458"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства