kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация "Организация работы в группах на уроках литературы и русского языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация предназначена для педагогов, применяющих технологию группового обучения на уроках. В презентации отражены виды групповой работы, формы заданий в группе, содержатся советы учителю.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Организация работы в группах на уроках литературы и русского языка"»

Организация работы в группах на уроках литературы и русского языка Автор: учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №6» г. Луга Дудкова В.В.

Организация работы в группах на уроках литературы и русского языка

Автор: учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №6» г. Луга Дудкова В.В.

Ключевые компетенции

Ключевые компетенции

  • Готовность делать осознанный и ответственный выбор.
  • Технологическая компетентность.
  • Готовность к самообразованию (образованию через всю жизнь).
  • Информационная компетентность.
  • Социальная компетентность (готовность к продуктивному социальному взаимодействию).
  • Коммуникативная компетентность
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами.   Моя главная задача – помочь им раскрыться и развить собственные идеи». И.Г. Песталоцци

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами.  Моя главная задача – помочь им раскрыться и развить собственные идеи».

И.Г. Песталоцци

Групповая форма работы дает возможность реализовать сотрудничество в педагогике.

Групповая форма работы дает возможность реализовать сотрудничество в педагогике.

  • Основная идея, положенная в организацию рабочего процесса в режиме групповой мыследеятельности (ГМД), состоит в том, что обучение ведется в активном взаимодействии обучаемых с педагогом и между собой с того уровня (развитие потребностей – способностей), на котором находятся обучаемые.
Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».

Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».

  • Групповая форма – одна из форм деятельностного подхода к обучению, психологическую основу которого составляет положение: усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит не путем передачи ему некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности. Знания приобретаются и проявляются только в деятельности
Работа в группах ведется с целью

Работа в группах ведется с целью

  • Выявить и рассмотреть проблему с нестандартной точки зрения
  • Предложить самые неожиданные и разнообразные формы участия в решении проблемы
  • Раскрыть творческий потенциал всех без исключения учащихся (дается возможность каждому проявить себя так, как как он хочет. Учитель не диктует ,что надо делать , формы деятельности предлагают сами ученики.
  • Сформировать и активизировать коммуникативные навыки в процессе речевого взаимодействия
  • Мотивировать учащихся на более глубокое проникновение в изучаемую тему
Правила работы в группе

Правила работы в группе

  • 1. Вы свободно обмениваетесь мнениями. Вы имеете право на ошибку. Критика запрещается.
  • 2. Вы уважаете мнение каждого участника
Варианты комплектования групп

Варианты комплектования групп

  • 1 . По желанию
  • 2.Случайным образом
  • 3.По определенному признаку
  • 4. По выбору «лидера»
  • 5. По выбору педагога
Виды групповой работы

Виды групповой работы

  • Работа в парах
  • Мозговой штурм
  • И гр а «Продолжи»
  • Охота за сокровищами
  • Снежный ком
  • Метод «Д ельфи »
  • Мозаичная группа
  • Прием «Зигзаг» (Метод пилы)
Работа в парах

Работа в парах

  • Каждый ученик получает карточку со словами
  • Сначала один ученик диктует по одному слову напарнику, тот четко проговаривает его по слогам. Добившись правильного произношения слова, диктующий разрешает записать слово в тетрадь, при этом контролирует правильность написания.
  • Затем ученики меняются ролями.
  • По окончании работы происходит смена состава пары.
Мозговой штурм

Мозговой штурм

  • Используется для генерации идей
  • Соблюдается жесткий регламент
  • Распределяются роли внутри группы (ведущего, секретаря, хронометриста)
  • После выработки коллективного решения внутри группы делаются доклады,сообщения от разных групп
И гр а «Продолжи»  Основана на выполнении заданий разного   рода группой «по цепочке».

И гр а «Продолжи»

  • Основана на выполнении заданий разного

рода группой «по цепочке».

  • M ожно использовать на уроках по разным предметам (например, при написании сочинения на родном или иностранном языке, на уроке природоведения при составлении рассказа о каком-либо животном, на истории при составлении обзора исторических событий)
Снежный ком

Снежный ком

  • Работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания.
  • Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их. После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее.
  • Далее две пары объединяются и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них.
  • В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады .
Мозаичная группа

Мозаичная группа

  • Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы.
  • Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы.
  • В заключение работы составляется резюме
Лови ошибку

Лови ошибку

  • Учитель дает каждой группе несколько грамматических (синтаксических или других) правил. Одно или несколько из них — неверны. Нужно найти и доказать ошибочность.
  • Группа выполняет задание вместе, спикер группы представляет решение на весь класс.
  • Выслушав спикера каждой группы, класс выбирает верное решение.
Пресс-конференция

Пресс-конференция

  • Каждая группа составляет вопросы по тексту.
  • Группы работают над одним и тем же текстом (или частью лекции), но одни из них - над вопросами репродуктивного характера, другие — над расширяющими или развивающими. Можно иначе: группы работают над разными частями одного текста.
  • Полученные вопросы учителем могут использоваться по-разному: оцениваются сами вопросы; вопросы используются в качестве контрольного материала; устраивается пресс-конференция (приглашенный «литературный герой», если вопросы составлялись по прочитанному произведению)
Своя опора

Своя опора

  • Группа составляет опорный конспект урока или темы на листе большого формата.
  • Проходит презентация схем-опор.
  • Лучшая опора размещается в качестве стенда в классе или записывается в тетрадь- конспект.
Водоворот

Водоворот

  • Используется при закреплении материала.
  • Каждая группа получает карточки с разными заданиями, выполнив которые, передают на проверку другой группе.
  • Группа, получив карточку с заданием и его решением, ничего не исправляя, проверяет и выставляет оценку.
  • Таким образом, каждая группа знакомится со всеми выполненными заданиями.
  • Учитель озвучивает правильное решение для каждой карточки. Выставляются оценки каждой группе.
Прием « Зигзаг » . Или метод пилы. Эксперты

Прием « Зигзаг » . Или метод пилы.

Эксперты

  • Используется при изучении нового материала.
  • Каждая группа получает дидактический материал (текст для наблюдения, вопросы и т. п.), в результате работы над которым делают теоретические выводы. Группа становится экспертом в данном вопросе.
  • Представитель от группы знакомит с теорией все остальные группы.
Прием «Зигзаг». Или метод пилы.

Прием «Зигзаг». Или метод пилы.

  • Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты.
  • Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».
  • Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы).
Формы заданий в группах на уроках русского языка

Формы заданий в группах на уроках русского языка

  • Составь словарь, таблицу, статью(по пройденному материалу)
  • Проверь соседа
  • Генеалогическая цепочка (этимология слова)
  • Составь цепочку (словообразовательную, однокоренных слов и т.д.)
  • Напиши статью о…(значение слова, происхождение фразеологизма и т.д.)
  • Составь алгоритм решения орфографической задачи

Например, после прочтения рассказа И.С. Тургенева «Муму» и составления на уроке планов для пересказа-извлечения на темы «История Татьяны», «Причудливая старуха», «Самое замечательное лицо» ребята получают в качестве домашнего задания вопросы для групповой деятельности. 

1-я группа. «Причудливая старуха»:

  • Почему Тургенев назвал барыню «причудливой старухой»? 
  • Каким изображает Тургенев патриархальное барское поместье в Москве? Каковы взаимоотношения многочисленной челяди с барыней? Почему? 
  • Как отзывались «причуды» барыни на судьбах окружающих людей? 

Вывод: Что дает барыне право «творить» свои причуды?  

 

3-я группа. «Самое замечательное лицо» среди дворовых»:  

  • Чем отличается Герасим от остальной «челяди» барыни? 
  • Как проявляется в нем способность к сильным и глубоким чувствам? 
  • Какие изменения в характере Герасима вы заметили в последних частях по сравнению с началом рассказа? 
  • Какие сравнения использует писатель для описания чувства героя и свое отношение к нему?  

2-я группа. «История жизни Татьяны»:  

  • Чем полюбилось Герасиму Татьяна? 
  • Почему Герасим отказывается жениться на Татьяне? 
  • Почему Татьяна решилась притвориться пьяной? 
  • Каким вы представляете будущее Татьяны? 

Вывод: Достойна ли Татьяна счастья? Почему она так и не обрела его в жизни? 

Вывод: Почему И.С. Тургенев назвал Герасима «самым замечательным лицом» среди дворовых? 

Критерии эффективности групповой работы

Критерии эффективности групповой работы

  • Параметр 1. Адекватность выбора групповой формы работы этапу и типу урока:
  • 0 уровень (0 баллов): ГР была необходима, но не использовалась;
  • 1 уровень (1 балл): ГР разворачивалась на одном из этапов урока, но использовалась неадекватно;
  • 2 уровень (2 балла): ГР разворачивалась на основном этапе урока и была адекватна цели урока;
  • 3 уровень (3 балла): ГР разворачивалась на основном этапе урока и по ситуации на уроке.
  • Параметр 2. Целеполагание (цель групповой работы):
  • 0 уровень: цель для работы в группе либо не озвучивается, либо не понята учащимися;
  • 1 уровень: цель работы объявляет учитель;
  • 2 уровень: цель работы выдвигают учащиеся;
  • 3 уровень: цель работы выдвигают учащиеся, учитель проверяет понимание и удержание цели в ходе групповой работы.
Критерии эффективности групповой работы

Критерии эффективности групповой работы

  • Параметр 3. Содержание групповой работы (каждый показатель оценивается по 1 баллу):
  • учитель обучает ведению диалога, дискуссии в группе и между группами;
  • учитель обучает приёмам моделирования, схематизации группами своего решения;
  • обращается внимание на координацию действий в группе;
  • организуется групповая и межгрупповая коммуникация;
  • организуется работа по самокоррекции своих действий группами и индивидуально;
  • учитель работает с пониманием и непониманием учащихся, точно фиксируя все детские версии (нет искажения или подмены детских версий своим пониманием); работа идёт со всеми версиями детей, а не только с «верными».
  • Параметр 4. Организация рефлексии групповой работы:
  • 0 уровень (0 баллов): на уроке отсутствует;
  • 1 уровень (1 балл): учителем даётся оценка работы групп (результата и процесса) по готовым критериям;
  • 2 уровень (2 балла): учащимися даётся оценка работы группы (результата и процесса) по готовым критериям;
  • 3 уровень (3 балла): оценку и рефлексию работы групп осуществляют учащиеся по критериям, которые обсуждаются и дорабатываются.
Поведение учителя во время проведения групповой работы.

Поведение учителя во время проведения групповой работы.

  • 1.     Он может контролировать.
  • 2.     Организовывать.
  • 3.     Оценивать работу учеников.
  • 4.     Участвовать в работе группы.
  • 5.     Предлагать участникам разные варианты решений.
  • 6.     Выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.
Чего  не следует  делать учителю, который хочет организовать эффективную групповую работу:

Чего  не следует  делать учителю, который хочет организовать эффективную групповую работу:

  •   сидеть за своим столом, проверяя тетрадки;
  • ·         воспринимать групповую работу как «законную передышку», когда можно позволить себе выйти из класса;
  • ·         уделять все свое внимание одной группе, забывая об остальных;
  • ·         исправлять допущенные ошибки (кроме тех случаев, когда ученики просят об этом сами);
  • ·         оказывать давление на участников или мешать им высказываться.
  • ·         нельзя исправлять или критиковать первые высказывания, даже если они содержат грубейшие ошибки, эту работу должны выполнить ученики в доброжелательной форме;
  • ·         нельзя давать слишком категоричных оценок – они действуют на участников подавляюще;
  • ·         не следует отвечать на вопрос, если на него может ответить кто-то из учеников.
  • ·         и не следует ходить по классу или стоять около учеников в начале групповой работы: ученики часто стесняются высказываться в присутствии учителя. Но ближе к концу обсуждения, когда участники уже разговорились, учитель тоже может включаться в работу: слушать, как идет обсуждение в группах, направлять и поддерживать участников, отвечать на вопросы.
  •  
Советы учителю.

Советы учителю.

  • нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;
  • ·         следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;
  • ·         нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. Пусть в классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик);
  • ·         нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.
  • В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.
  •  
Алгоритм групповой рефлексии

Алгоритм групповой рефлексии

  • Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания?
  • делало её более эффективной
  • тормозило выполнение задания
  • не позволило точно выполнить задачу, испортило отношения в группе
  • На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе?
  • обмен информацией
  • взаимодействие
  • взаимопонимание
  • были равномерно задействованы все уровни
  • Какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники группы при выполнении задания?
  • недостаток информации
  • недостаток средств коммуникации (речевых образцов, текстов и др.)
  • трудности в общении
Алгоритм групповой рефлексии

Алгоритм групповой рефлексии

  • Какой стиль общения преобладал в работе?
  • ориентированный на человека
  • ориентированный на выполнение задания
  • Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания?
  • в группе сохранилось единство и партнерские отношения
  • единство группы в ходе работы было нарушено
  • Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе?
  • лидер, выдвинувшийся в ходе работы
  • нежелание наладить контакт большинства участников группы
  • непонимание задачи, поставленной для совместной работы
  • сама задача оказалась неинтересной, трудной
  •  
Плюсы и минусы групповой работы Плюсы Минусы

Плюсы и минусы групповой работы

Плюсы

Минусы

  • Групповой работе надо сначала научить
  • Организация групповой работы требует от учителя особых умений, усилий
  • Некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных учеников
  • Для некоторых детей деление на группы – процесс болезненный
  • Повышается учебная и познавательная мотивация
  • Снижается уровень тревожности учащихся
  • В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.
  • Улучшается психологический климат в классе
Что почитать о групповой форме работы?

Что почитать о групповой форме работы?

  • Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь. М.: Новая жизнь, 1994.
  • Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск : Пеленг, 1993.
  • Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988
  • Курятов В.М. Как организовать обучение в малых группах. СПб.: Педагогика, 2000
  • Асмолов А.Г. "Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий" М, "Просвещение", 2011 г.
  • Ривин А.Г. "Сотрудничество в обучении” М., 1991 г.
  • .


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Презентация "Организация работы в группах на уроках литературы и русского языка"

Автор: Дудкова Валентина Васильевна

Дата: 28.10.2019

Номер свидетельства: 524598

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Методическая рекомендация "Организация проектной деятельности учащихся по русскому языку как одна из активных форм обучения" "
    ["seo_title"] => string(148) "mietodichieskaia-riekomiendatsiia-orghanizatsiia-proiektnoi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-po-russkomu-iazyku-kak-odna-iz-aktivnykh-form-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "187425"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1426515067"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Презентация к уроку по русскому языку: «Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями». "
    ["seo_title"] => string(115) "priezientatsiia-k-uroku-po-russkomu-iazyku-razvitiie-umieniia-pisat-ghlagholy-s-biezudarnymi-lichnymi-okonchaniiami"
    ["file_id"] => string(6) "199207"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1428523783"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Статья : Использование новых технологии на уроках русского языка и литературы."
    ["seo_title"] => string(74) "statiaispolzovaniienovykhtiekhnologhiinaurokakhrusskoghoiazykailitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "289780"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454859136"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Урок по русской литературе.Творчество С.Есенина. Лирика"
    ["seo_title"] => string(60) "urok-po-russkoi-litieraturie-tvorchiestvo-s-iesienina-lirika"
    ["file_id"] => string(6) "303661"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457585897"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект урока по русскому языку  "Сложное предложение""
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekturokaporusskomuiazykuslozhnoiepriedlozhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "261973"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449238588"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства