Презентация "Организация работы в группах на уроках литературы и русского языка"
Презентация "Организация работы в группах на уроках литературы и русского языка"
Презентация предназначена для педагогов, применяющих технологию группового обучения на уроках. В презентации отражены виды групповой работы, формы заданий в группе, содержатся советы учителю.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация "Организация работы в группах на уроках литературы и русского языка"»
Организация работы в группах на уроках литературы и русского языка
Автор: учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №6» г. Луга Дудкова В.В.
Ключевые компетенции
Готовность делать осознанный и ответственный выбор.
Технологическая компетентность.
Готовность к самообразованию (образованию через всю жизнь).
Информационная компетентность.
Социальная компетентность (готовность к продуктивному социальному взаимодействию).
Коммуникативная компетентность
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться и развить собственные идеи».
И.Г. Песталоцци
Групповая форма работы дает возможность реализовать сотрудничество в педагогике.
Основная идея, положенная в организацию рабочего процесса в режиме групповой мыследеятельности (ГМД), состоит в том, что обучение ведется в активном взаимодействии обучаемых с педагогом и между собой с того уровня (развитие потребностей – способностей), на котором находятся обучаемые.
Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».
Групповая форма – одна из форм деятельностного подхода к обучению, психологическую основу которого составляет положение: усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит не путем передачи ему некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности. Знания приобретаются и проявляются только в деятельности
Работа в группах ведется с целью
Выявить и рассмотреть проблему с нестандартной точки зрения
Предложить самые неожиданные и разнообразные формы участия в решении проблемы
Раскрыть творческий потенциал всех без исключения учащихся (дается возможность каждому проявить себя так, как как он хочет. Учитель не диктует ,что надо делать , формы деятельности предлагают сами ученики.
Сформировать и активизировать коммуникативные навыки в процессе речевого взаимодействия
Мотивировать учащихся на более глубокое проникновение в изучаемую тему
Правила работы в группе
1. Вы свободно обмениваетесь мнениями. Вы имеете право на ошибку. Критика запрещается.
2. Вы уважаете мнение каждого участника
Варианты комплектования групп
1 . По желанию
2.Случайным образом
3.По определенному признаку
4. По выбору «лидера»
5. По выбору педагога
Виды групповой работы
Работа в парах
Мозговой штурм
Игра«Продолжи»
Охота за сокровищами
Снежный ком
Метод«Дельфи»
Мозаичная группа
Прием «Зигзаг» (Метод пилы)
Работа в парах
Каждый ученик получает карточку со словами
Сначала один ученик диктует по одному слову напарнику, тот четко проговаривает его по слогам. Добившись правильного произношения слова, диктующий разрешает записать слово в тетрадь, при этом контролирует правильность написания.
Затем ученики меняются ролями.
По окончании работы происходит смена состава пары.
Мозговой штурм
Используется для генерации идей
Соблюдается жесткий регламент
Распределяются роли внутри группы (ведущего, секретаря, хронометриста)
После выработки коллективного решения внутри группы делаются доклады,сообщения от разных групп
И гр а «Продолжи»
Основана на выполнении заданий разного
рода группой «по цепочке».
M ожно использовать на уроках по разным предметам (например, при написании сочинения на родном или иностранном языке, на уроке природоведения при составлении рассказа о каком-либо животном, на истории при составлении обзора исторических событий)
Снежный ком
Работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания.
Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их. После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее.
Далее две пары объединяются и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них.
В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады .
Мозаичная группа
Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы.
Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы.
В заключение работы составляется резюме
Лови ошибку
Учитель дает каждой группе несколько грамматических (синтаксических или других) правил. Одно или несколько из них — неверны. Нужно найти и доказать ошибочность.
Группа выполняет задание вместе, спикер группы представляет решение на весь класс.
Выслушав спикера каждой группы, класс выбирает верное решение.
Пресс-конференция
Каждая группа составляет вопросы по тексту.
Группы работают над одним и тем же текстом (или частью лекции), но одни из них - над вопросами репродуктивного характера, другие — над расширяющими или развивающими. Можно иначе: группы работают над разными частями одного текста.
Полученные вопросы учителем могут использоваться по-разному: оцениваются сами вопросы; вопросы используются в качестве контрольного материала; устраивается пресс-конференция (приглашенный «литературный герой», если вопросы составлялись по прочитанному произведению)
Своя опора
Группа составляет опорный конспект урока или темы на листе большого формата.
Проходит презентация схем-опор.
Лучшая опора размещается в качестве стенда в классе или записывается в тетрадь- конспект.
Водоворот
Используется при закреплении материала.
Каждая группа получает карточки с разными заданиями, выполнив которые, передают на проверку другой группе.
Группа, получив карточку с заданием и его решением, ничего не исправляя, проверяет и выставляет оценку.
Таким образом, каждая группа знакомится со всеми выполненными заданиями.
Учитель озвучивает правильное решение для каждой карточки. Выставляются оценки каждой группе.
Прием«Зигзаг». Или метод пилы.
Эксперты
Используется при изучении нового материала.
Каждая группа получает дидактический материал (текст для наблюдения, вопросы и т. п.), в результате работы над которым делают теоретические выводы. Группа становится экспертом в данном вопросе.
Представитель от группы знакомит с теорией все остальные группы.
Прием «Зигзаг». Или метод пилы.
Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты.
Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».
Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы).
Составь цепочку (словообразовательную, однокоренных слов и т.д.)
Напиши статью о…(значение слова, происхождение фразеологизма и т.д.)
Составь алгоритм решения орфографической задачи
Например, после прочтения рассказа И.С. Тургенева «Муму» и составления на уроке планов для пересказа-извлечения на темы «История Татьяны», «Причудливая старуха», «Самое замечательное лицо» ребята получают в качестве домашнего задания вопросы для групповой деятельности.
1-я группа. «Причудливая старуха»:
Почему Тургенев назвал барыню «причудливой старухой»?
Каким изображает Тургенев патриархальное барское поместье в Москве? Каковы взаимоотношения многочисленной челяди с барыней? Почему?
Как отзывались «причуды» барыни на судьбах окружающих людей?
Вывод: Что дает барыне право «творить» свои причуды?
3-я группа. «Самое замечательное лицо» среди дворовых»:
Чем отличается Герасим от остальной «челяди» барыни?
Как проявляется в нем способность к сильным и глубоким чувствам?
Какие изменения в характере Герасима вы заметили в последних частях по сравнению с началом рассказа?
Какие сравнения использует писатель для описания чувства героя и свое отношение к нему?
2-я группа. «История жизни Татьяны»:
Чем полюбилось Герасиму Татьяна?
Почему Герасим отказывается жениться на Татьяне?
Почему Татьяна решилась притвориться пьяной?
Каким вы представляете будущее Татьяны?
Вывод: Достойна ли Татьяна счастья? Почему она так и не обрела его в жизни?
Вывод: Почему И.С. Тургенев назвал Герасима «самым замечательным лицом» среди дворовых?
Критерии эффективности групповой работы
Параметр 1. Адекватность выбора групповой формы работы этапу и типу урока:
0 уровень (0 баллов): ГР была необходима, но не использовалась;
1 уровень (1 балл): ГР разворачивалась на одном из этапов урока, но использовалась неадекватно;
2 уровень (2 балла): ГР разворачивалась на основном этапе урока и была адекватна цели урока;
3 уровень (3 балла): ГР разворачивалась на основном этапе урока и по ситуации на уроке.
0 уровень: цель для работы в группе либо не озвучивается, либо не понята учащимися;
1 уровень: цель работы объявляет учитель;
2 уровень: цель работы выдвигают учащиеся;
3 уровень: цель работы выдвигают учащиеся, учитель проверяет понимание и удержание цели в ходе групповой работы.
Критерии эффективности групповой работы
Параметр 3. Содержание групповой работы (каждый показатель оценивается по 1 баллу):
учитель обучает ведению диалога, дискуссии в группе и между группами;
учитель обучает приёмам моделирования, схематизации группами своего решения;
обращается внимание на координацию действий в группе;
организуется групповая и межгрупповая коммуникация;
организуется работа по самокоррекции своих действий группами и индивидуально;
учитель работает с пониманием и непониманием учащихся, точно фиксируя все детские версии (нет искажения или подмены детских версий своим пониманием); работа идёт со всеми версиями детей, а не только с «верными».
Параметр 4. Организация рефлексии групповой работы:
0 уровень (0 баллов): на уроке отсутствует;
1 уровень (1 балл): учителем даётся оценка работы групп (результата и процесса) по готовым критериям;
2 уровень (2 балла): учащимися даётся оценка работы группы (результата и процесса) по готовым критериям;
3 уровень (3 балла): оценку и рефлексию работы групп осуществляют учащиеся по критериям, которые обсуждаются и дорабатываются.
Поведение учителя во время проведения групповой работы.
1. Он может контролировать.
2. Организовывать.
3. Оценивать работу учеников.
4. Участвовать в работе группы.
5. Предлагать участникам разные варианты решений.
6. Выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.
Чего не следует делать учителю, который хочет организовать эффективную групповую работу:
сидеть за своим столом, проверяя тетрадки;
· воспринимать групповую работу как «законную передышку», когда можно позволить себе выйти из класса;
· уделять все свое внимание одной группе, забывая об остальных;
· исправлять допущенные ошибки (кроме тех случаев, когда ученики просят об этом сами);
· оказывать давление на участников или мешать им высказываться.
· нельзя исправлять или критиковать первые высказывания, даже если они содержат грубейшие ошибки, эту работу должны выполнить ученики в доброжелательной форме;
· нельзя давать слишком категоричных оценок – они действуют на участников подавляюще;
· не следует отвечать на вопрос, если на него может ответить кто-то из учеников.
· и не следует ходить по классу или стоять около учеников в начале групповой работы: ученики часто стесняются высказываться в присутствии учителя. Но ближе к концу обсуждения, когда участники уже разговорились, учитель тоже может включаться в работу: слушать, как идет обсуждение в группах, направлять и поддерживать участников, отвечать на вопросы.
Советы учителю.
нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;
· следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;
· нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. Пусть в классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик);
· нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.
В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.
Алгоритм групповой рефлексии
Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания?
делало её более эффективной
тормозило выполнение задания
не позволило точно выполнить задачу, испортило отношения в группе
На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе?
обмен информацией
взаимодействие
взаимопонимание
были равномерно задействованы все уровни
Какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники группы при выполнении задания?
недостаток информации
недостаток средств коммуникации (речевых образцов, текстов и др.)
трудности в общении
Алгоритм групповой рефлексии
Какой стиль общения преобладал в работе?
ориентированный на человека
ориентированный на выполнение задания
Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания?
в группе сохранилось единство и партнерские отношения
единство группы в ходе работы было нарушено
Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе?
лидер, выдвинувшийся в ходе работы
нежелание наладить контакт большинства участников группы
непонимание задачи, поставленной для совместной работы
сама задача оказалась неинтересной, трудной
Плюсы и минусы групповой работы
Плюсы
Минусы
Групповой работе надо сначала научить
Организация групповой работы требует от учителя особых умений, усилий
Некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных учеников
Для некоторых детей деление на группы – процесс болезненный
Повышается учебная и познавательная мотивация
Снижается уровень тревожности учащихся
В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.
Улучшается психологический климат в классе
Что почитать о групповой форме работы?
Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь. М.: Новая жизнь, 1994.
Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск : Пеленг, 1993.
Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988
Курятов В.М. Как организовать обучение в малых группах. СПб.: Педагогика, 2000
Асмолов А.Г. "Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий" М, "Просвещение", 2011 г.
Ривин А.Г. "Сотрудничество в обучении” М., 1991 г.