kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по русской литературе.Творчество С.Есенина. Лирика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Коммунальное государственное казенное предприятие «Колледж транспорта» управления образования Восточно-Казахстанского областного акимата

 

План занятия № 23

Предмет: русский язык и  литература.

Преподаватель: Антонова О.С.

Группа 11 ДМ. (Специальность:  техническая эксплуатация дорожно -строительных машин.   Квалификация:  техник-механик.)                                                                                                

Тема занятия: С.Есенин. Лирика.

Цель занятия: раскрыть художественное своеобразие лирики   Сергея Есенина.  

- учебная:  определить место С. Есенина в историко-литературном процессе конца 19 начала 20 веков; ознакомить с основными темами лирики поэта; выявить специфику творческих приемов и исследовать цветовую символику в творчестве поэта.   Показать влияние творчества С. Есенина на поэтов конца 20 и начала 21 веков на примере поэта - концептуалиста Т. Кибирова.

 - развивающая: способствовать развитию навыков анализа лирического произведения, совершенствовать умение пользоваться литературоведческими терминами при анализе лирического произведения; навыков выразительного чтения, навыков  исследовательской работы; развитие восприятия, памяти, мышления (сравнение, обобщение), внимания; развитие культуры речи, культуры чтения; научить применять ранее полученные знания в незнакомой ситуации, сопоставлять исторические и литературные факты на примере конкретного автора;

- воспитательная:   содействовать воспитанию любви к природе через знакомство с лирикой С. Есенина, любви к родному краю посредством анализа стихотворений, формированию понимания единства человека и мира природы, гуманистического мировоззрения; формированию интереса к многогранному миру поэзии и музыки.

Тип занятия: урок ознакомления с новым материалом.

Вид занятия: урок-портрет.

Методы, используемые на уроке: методы словесной передачи информации и  слухового восприятия информации – беседа,  рассказ;  метод  наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации- видеофильм; метод передачи информации с помощью практической деятельности и тактильного кинестетического   восприятия –  рефлексия, конспектирование. Методы стимулирования и мотивации: эмоциональный- поощрения –порицания; познавательные - выполнение творческого задания; волевой - прогнозирование будущей деятельности. Метод контроля: устный опрос- викторина. Формы   организации работы на уроке: индивидуальная, групповая.

Региональный компонент: перекличка творчества С. Есенина и М. Жумабаева.

Межпредметные связи:  казахский язык и литература,   культурология, основы философии.

 Опережающие задания для учащихся:

1. прочитать произведения С.А.Есенина и книги о поэте;

2.ознакомится с биографией поэта;

2. выучить стихотворения;

3. выучить «О себе»;

Оснащение:  мультимедиа (презентация, видео  и аудио материал),   информационные карточки, рефлексия, тексты произведений, рисунок ствола и листья  березы, карточки настроения, жетоны.

Структура занятия:

Элементы структуры занятия

Время

I.

Организационный момент  

2 мин.

II

Презентация темы занятия

5 мин.

III.

Изложения нового материала с поэтапным закреплением

65мин.

IV

Рефлексия

10 мин.

V

Домашнее задание

1 мин.

VI

Подведение итогов урока

7 мин.

Ход занятия 

I Орг. момент:

- приветствие;

- отметка отсутствующих;

- проверка внешнего вида учащихся;

-подготовка к уроку: учащиеся поднимают карточки цвета своего настроения: красный, желтый, зеленый, белый.

II. Презентация темы занятия:

- связь с прошлым уроком: фронтальный опрос;

- запись даты и темы урока в тетрадь;

- просмотр отрывка видеофильма «Сергей Есенин»; 

- художественное чтение  «Доброе слово» преподавателем; 

- сообщение целей и хода урока, критерий оценок.

 III. Изложение  нового материала с поэтапным закреплением:

1. вступительное слово преподавателя: описание внешности поэта;

2. работа с эпиграфом:  запись  слов Николая Тихонова: «Есенин – это вечное…», обсуждение с учащимися, чтение  стихотворения Н.Брауна «Сергей Есенин»;

3. чтение произведения «О себе»;    

4.викторина: разделы  «О себе», «Литературная география», «Персоналии» (просмотр видео отрывка встреча с Блоком из художественного фильма, прослушивание аудио фрагмента «До свиданья, друг мой, до свиданья»)

5.работа с информационными карточками: понятие имажинизм;

6. голос Есенина: просмотр отрывка видеофильма «Сергей Есенин»;

7.темы лирики, поэмы: лекция преподавателя, конспектирование учащимися;

 Учащимся в ходе прослушивания стихотворений на уроке предлагается заполнение таблицы:

Название стихотворения

Цвет

8.Тема природы  и Родины в лирике С. Есенина: чтение «Гой ты, Русь, моя родная…»;

9. Тема братьев меньших в лирике С. Есенина: чтение «Песнь о собаке», история создания стихотворения «Собаке Качалова» и его чтение;

10. Любовная лирика Есенина. История создания  цикла  «Персидские мотивы»: чтение «Я спросил сегодня у менялы…», «Свет вечерний шафранового края»;

11. Цикл «Страна Советская»:  чтение  «Письмо матери»;

12.проверка заполнения таблицы: цвет.

13.слово преподавателя: вывод – запись в тетрадь.

14.Анализ стихотворений (Песенное начало):

А)  просмотр видео   «Шаганэ ты моя, Шаганэ!.» С.Есенина. Анализ стихотворения  с помощью   приема инсерт:  при чтении текста учащиеся   расставляют пометки карандашом  на полях вдоль текста.

       «+» - знал,      «!» - новый материал (узнал)      

Б) работа с информационными карточками;

В) аудио отрывок   «Шаганэ ты моя, Шаганэ!.» Т. Кибирова. Покуплетное сравнение произведений С.Есенина и Т.Кибирова:  мировоззренческая -ассоциативная картина двух стихотворений.  Составление ассоциативных карт.

 IV.   Рефлексия:

-1 часть обучающихся: работа с плакатом - «Одеваем березу»: Каждый обучающийся получил в начале урока желтые листья, на которых они пишут строки или название любимого стихотворения Есенина, прикрепляют их на березу, в результате получится «газета – плакат». 

-2 часть обучающихся: составление  «синквейна»:  это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет  осуществлять рефлексию на основе полученных знаний;

- вся группа работает с  «рефлексивным экраном»: обучающиеся по цепочке высказываются одним предложение, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.

 V. Домашняя работа (дифференцированное- трехуровневое):

На «5»-  написать сочинение «Мое любимое  стихотворение С.Есенина»

и  читать поэму С. Есенина “Анна Снегина»;

На «4» прочитать и законспектировать  по учебнику Уч. № 2, ч.1,  с. 203-234 и читать поэму С. Есенина “Анна Снегина”;

На «3»   читать поэму С. Есенина “Анна Снегина”.

 VI. Подведение итогов урока:

- заключительное слово преподавателя;

- комментирование и выставление оценок.

Преподаватель:                        Антонова О. С. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по русской литературе.Творчество С.Есенина. Лирика»

32


Министерство образования и науки Республики Казахстан

Коммунальное государственное казенное предприятие «Колледж транспорта» управления образования Восточно-Казахстанского областного акимата


План занятия № 23

Предмет: русский язык и литература.

Преподаватель: Антонова О.С.

Группа 11 ДМ. (Специальность: техническая эксплуатация дорожно -строительных машин. Квалификация: техник-механик.)

Тема занятия: С.Есенин. Лирика.

Цель занятия: раскрыть художественное своеобразие лирики Сергея Есенина.

- учебная: определить место С. Есенина в историко-литературном процессе конца 19 начала 20 веков; ознакомить с основными темами лирики поэта; выявить специфику творческих приемов и исследовать цветовую символику в творчестве поэта. Показать влияние творчества С. Есенина на поэтов конца 20 и начала 21 веков на примере поэта - концептуалиста Т. Кибирова.


- развивающая: способствовать развитию навыков анализа лирического произведения, совершенствовать умение пользоваться литературоведческими терминами при анализе лирического произведения; навыков выразительного чтения, навыков исследовательской работы; развитие восприятия, памяти, мышления (сравнение, обобщение), внимания; развитие культуры речи, культуры чтения; научить применять ранее полученные знания в незнакомой ситуации, сопоставлять исторические и литературные факты на примере конкретного автора;


- воспитательная: содействовать воспитанию любви к природе через знакомство с лирикой С. Есенина, любви к родному краю посредством анализа стихотворений, формированию понимания единства человека и мира природы, гуманистического мировоззрения; формированию интереса к многогранному миру поэзии и музыки.


Тип занятия: урок ознакомления с новым материалом.

Вид занятия: урок-портрет.


Методы, используемые на уроке: методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации – беседа, рассказ; метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации- видеофильм; метод передачи информации с помощью практической деятельности и тактильного кинестетического восприятия – рефлексия, конспектирование. Методы стимулирования и мотивации: эмоциональный- поощрения –порицания; познавательные - выполнение творческого задания; волевой - прогнозирование будущей деятельности. Метод контроля: устный опрос- викторина. Формы организации работы на уроке: индивидуальная, групповая.

Региональный компонент: перекличка творчества С. Есенина и М. Жумабаева.

Межпредметные связи: казахский язык и литература, культурология, основы философии.

Опережающие задания для учащихся:

1. прочитать произведения С.А.Есенина и книги о поэте;

2.ознакомится с биографией поэта;

2. выучить стихотворения;

3. выучить «О себе»;

Оснащение: мультимедиа (презентация, видео и аудио материал), информационные карточки, рефлексия, тексты произведений, рисунок ствола и листья березы, карточки настроения, жетоны.

Структура занятия:

Элементы структуры занятия Время

I.

Организационный момент

2 мин.

II

Презентация темы занятия

5 мин.

III.

Изложения нового материала с поэтапным закреплением

65мин.

IV

Рефлексия

10 мин.

V

Домашнее задание

1 мин.

VI

Подведение итогов урока

7 мин.



Ход занятия

I Орг. момент:

- приветствие;

- отметка отсутствующих;

- проверка внешнего вида учащихся;

-подготовка к уроку: учащиеся поднимают карточки цвета своего настроения: красный, желтый, зеленый, белый.

II. Презентация темы занятия:

- связь с прошлым уроком: фронтальный опрос;

- запись даты и темы урока в тетрадь;

- просмотр отрывка видеофильма «Сергей Есенин»;

- художественное чтение «Доброе слово» преподавателем;

- сообщение целей и хода урока, критерий оценок.

III. Изложение нового материала с поэтапным закреплением:

1. вступительное слово преподавателя: описание внешности поэта;

2. работа с эпиграфом: запись слов Николая Тихонова: «Есенин – это вечное…», обсуждение с учащимися, чтение стихотворения Н.Брауна «Сергей Есенин»;

3. чтение произведения «О себе»;

4.викторина: разделы «О себе», «Литературная география», «Персоналии» (просмотр видео отрывка встреча с Блоком из художественного фильма, прослушивание аудио фрагмента «До свиданья, друг мой, до свиданья»)

5.работа с информационными карточками: понятие имажинизм;

6. голос Есенина: просмотр отрывка видеофильма «Сергей Есенин»;

7.темы лирики, поэмы: лекция преподавателя, конспектирование учащимися;

Учащимся в ходе прослушивания стихотворений на уроке предлагается заполнение таблицы:

Название стихотворения

Цвет


8.Тема природы и Родины в лирике С. Есенина: чтение «Гой ты, Русь, моя родная…»;

9. Тема братьев меньших в лирике С. Есенина: чтение «Песнь о собаке», история создания стихотворения «Собаке Качалова» и его чтение;

10. Любовная лирика Есенина. История создания цикла «Персидские мотивы»: чтение «Я спросил сегодня у менялы…», «Свет вечерний шафранового края»;

11. Цикл «Страна Советская»: чтение «Письмо матери»;

12.проверка заполнения таблицы: цвет.

13.слово преподавателя: вывод – запись в тетрадь.

14.Анализ стихотворений (Песенное начало):

А) просмотр видео «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..» С.Есенина. Анализ стихотворения с помощью приема инсерт: при чтении текста учащиеся расставляют пометки карандашом на полях вдоль текста.

       «+» - знал,      «!» - новый материал (узнал)      

Б) работа с информационными карточками;

В) аудио отрывок «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..» Т. Кибирова. Покуплетное сравнение произведений С.Есенина и Т.Кибирова: мировоззренческая -ассоциативная картина двух стихотворений. Составление ассоциативных карт.

IV. Рефлексия:

-1 часть обучающихся: работа с плакатом - «Одеваем березу»: Каждый обучающийся получил в начале урока желтые листья, на которых они пишут строки или название любимого стихотворения Есенина, прикрепляют их на березу, в результате получится «газета – плакат».

-2 часть обучающихся: составление «синквейна»: это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет осуществлять рефлексию на основе полученных знаний;

- вся группа работает с «рефлексивным экраном»: обучающиеся по цепочке высказываются одним предложение, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.

V. Домашняя работа (дифференцированное- трехуровневое):

На «5»- написать сочинение «Мое любимое стихотворение С.Есенина»

и читать поэму С. Есенина “Анна Снегина»;

На «4» прочитать и законспектировать по учебнику Уч. № 2, ч.1, с. 203-234 и читать поэму С. Есенина “Анна Снегина”;

На «3» читать поэму С. Есенина “Анна Снегина”.

VI. Подведение итогов урока:

- заключительное слово преподавателя;

- комментирование и выставление оценок.



Преподаватель: Антонова О. С.



Лекционный материал

Тема курса: Русская литература начала 20 века.

Тема урока: С. Есенин. Лирика.


  1. Орг. Момент:

Вступительное слово преподавателя:

- приветствие: - Здравствуйте ребята, садитесь.

- отметка отсутствующих;

- проверка внешнего вида учащихся;

-подготовка к уроку: учащиеся поднимают карточки цвета своего настроения: красный - тревога, желтый - радость, зеленый- спокойствие, белый - готов к работе.


II. Презентация темы занятия:

- связь с прошлым уроком: фронтальный опрос:

1.Дайте определение модернизму.

(литературное течение, ориентированное на создание нового с сохранением традиций)

2.Дайте определение авангардизму.

(литературное течение, которое объявляет о разрыве с традицией в процессе создания нового)

3.Перечислите направления модернизма и назовите их представителей (Символизм: старший - И. Анненский, З. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб;

младший- А.Блок А. Белый;

Акмеизм- А.Ахматова, Н. Гумилев, О. Мантельштамп;

Имажинизм-С.Есенин)

4.Перечислите основные направления авангардизма (кубофутуризм- В.Маяковский, эго футуризм-И.Северянин)


Сегодня мы приступаем к изучению творчества одного из представителей серебряного века имажиниста С. Есенина.

- запись даты и темы урока в тетрадь: Откройте свои рабочие тетрадки: на полях поставьте дату 10 декабря и запишите тему урока: Творчество Сергея Есенина. Лирика. Обратите внимание на портреты поэта, которые у вас на пиджаках.


- просмотр отрывка видеофильма «Сергей Есенин» (всего 02.11 с.)

- художественное чтение «Доброе слово» преподавателем под музыкальное сопровождение;

Есть поэты и поэты. Одних быстро забывают, другие вечно живут в душах многих и многих поколений, в сердце каждого человека. Есенин, мы мыслим и чувствуем его стихами. Они учат нас любить Родину, помогают по-новому видеть нашу прекрасную природу, бередят душу, рождая в ней любовь, нежность и огромную щемящею боль. Есенин…

- сообщение целей и хода урока, критерий оценок:

Изучению творчества Есенина будут посвящены два урока: на первом уроке мы изучим лирику, на втором проанализируем поэму «Анна Снегина».

Таким образом, сегодня мы

1.познакомимся с поэтом как личностью, с биографией;

2.наметим тематическое своеобразие лирики поэта;

3.постараемся определить место С. Есенина в историко – литературном процессе начала 20 века;

4. выясним специфику творческих приемов поэта на примере стихотворения «Шагане, ты моя Шагане…».


III. Изложение нового материала с поэтапным закреплением:


1. Вступительное слово преподавателя: Всего поэт прожил тридцать лет. Родился 1895 и умер 1925 году.

Современники отмечали необычайно стремительное вхождение его в литературу.

Обратите внимание на доску, на портреты С. Есенина. По воспоминаниям ученика Репина Антона Комашка молодой поэт выглядел так: « Нельзя было не обратить внимания на его внешность. Свежее лицо, прямой девической красоты, со светлыми глазами, с вьющимися кудрями цвета золотого льна, элегантно одетый в серый костюм.»

Ю. Анненнков в «Дневниках мох встреч» по - другому видел С. Есенина: «Лицо Есенина (ему тогда было едва ли двадцать лет) действительно удивляло «девической красотой», но волосы не были ни цвета «золотистого льна», ни цвета «спелой ржи», как любят выражаться другие: они были русые, это приближается к пригашенной бесцветности березовой стружки».


2.(эпиграф) Эпиграфом к сегодняшнему уроку мы возьмем слова Николая Тихонова: « Есенин – это вечное…» (запись в тетрадь)


  • Со школьной скамьи вы знакомы с лирикой С. Есенина, готовясь, к сегодняшнему уроку, вы еще раз перечитали стихотворения, которые вам больше всего запомнились, а некоторые, может быть, впервые открыли для себя мир поэзии С. Есенина.

  • Ответьте - как вы понимаете слова Николая Тихонова: «Есенин – это вечное…»? Какие ассоциации возникают при этом у вас?

Следуют ответы учащихся.


Подведение слов учащихся: Все, что вы сказали можно выразить словами Юрия Прокушева: «Есенин ушел из жизни, но живет уже полувека неповторимое, песенное есенинское творчество…Из далеких 20 – х годов поэт незримо шагнул в наше время и дальше – в будущее».

И в дополнение сказанного обратимся к стихотворению

Николая Брауна.

Индербиев Саша: «Сергей Есенин»

В этом имени – слово «есень».

Осень, ясень, осенний цвет.

Что – то есть в нем от русских песен-

Поднебесье, тихие веси,

Сень березы

И синь рассвет.


Что – то есть в нем и от весенней

Грусти, юности, чистоты…

Только скажут:

Сергей Есенин –

В сей России встают черты:


И над заводью месяц тонкий,

И в степи, у заросших троп,

Красногривого жеребенка

Неуклюжий, смешной галоп…


…Над Россией летят…Есенин!

Осень, осень, осенний цвет.

Все равно – этот цвет весенний,

Сень березы

И синь, - рассвет.


3. Биография «О себе»: Обратимся к его биографии, написанной им самим незадолго до смерти, 1 октября 1925 года.

Приглашаем наших биографов. Прошу внимательно слушать, т.к. после будет викторина. Текс произведения «О себе» у вас на партах.


(выступления учащихся).

«О СЕБЕ»


Устименко Андрей:

Родился в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, Рязанского уезда. Кузьминской волости, в селе Константинове.

С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками, и, пока не захлебывался, он все кричал: «Эх! Стерва! Ну куда ты годишься?..» «Стерва» у него было слово ласкательное. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям.


Тюленев Аман:

Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его не трожь, он так будет крепче!». Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности ее не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти игарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Но и масло помогало. Всегда я орал благим матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе.

Каримов Ардак


Пахнет рыхлыми драчёнами;

У порога в дёжке квас,

Над печурками точёными

Тараканы лезут в паз.


Вьётся сажа над заслонкою,

В печке нитки пепелищ,

А на лавке за солонкою –

Шелуха сырых яиц.


Амангельдинов Ербол на каз.яз.

Апам әуре болып жүр,

Тындыра алмай бір істі.

Кәрі мысық торып жүр

Сүт құюлы ыдысты.


Мекиендер безектеп

Әлденені шұқиды.

Қораз біткен кезекпен

Намаздарын оқиды.



Терезелі үйшікте

Айқай шыққан уақытта

Барақ жүнді күшіктер

Тығылады қамытқа.

(Мать с ухватами не сладится,

Нагибается низко,

Старый кот к махотке крадется

На парное молоко.


Квохчут куры беспокойные

Над оглоблями сохи,

На дворе обедню стройную

Запевают петухи.


А в окне на сени скатые,

От пугливой шумоты,

Из углов щенки кудлатые

Заползают в хомуты.)


Так протекло мое детство. Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя и потому отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую я должен был поступить в Московский учительский институт. К счастью, этого не случилось.


Щербинин Артем:

Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам.

  Манатбеков Олжас


Вот оно, глупое счастье

С белыми окнами в сад!

По пруду лебедем красным

Плавает тихий закат.

 

Здравствуй, златое затишье,

С тенью березы в воде!

Галочья стая на крыше

Служит вечерню звезде.

 

 1918

 

 

  Тюленев Аман

Timidly, over   the garden

Where the guelder-rose springs,

A girl in a snow-white  garment

A beautiful melody sings.

 

Like a blue gown, the evening

Cold from the meadow sweeps…

Happiness, sweet silly feeling!

Virginal blush of the cheeks!

 

1918

Некоторые стихи этих лет помещены в «Радунице».

18 лет я был удивлен, разослав свои стихи по журналам, тем, что их не печатают, и поехал в Петербург. Там меня приняли весьма радушно. 1-ый кого я увидел, был Блок, 2-ой – Городецкий. Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в 1-ый раз видел живого поэта. Городецкий свел меня с Клюевым, о котором я раньше не слыхал ни слова. С Клюевым у нас завязалась при всей нашей внутренней распре большая дружба.

В эти же годы я поступил в Университет Шанявского, где пробыл всего 1,5 года, и снова уехал в деревню.

В Университете я познакомился с поэтами Семеновским, Наседкиным, Колоколовым и Филипченко.

Из поэтов-современников, нравились мне больше всего Блок, Белый и Клюев. Белый дал мне много в смысле формы, а Блок и Клюев научили меня лиричности.


Чернов Андрей:

В 1919 году я с рядом товарищей опубликовал манифест имажинизма. Имажинизм был формальной школой, которую мы хотели утвердить. Но эта школа не имела под собой почвы и умерла сама собой, оставив правду за органическим образом.

От многих моих религиозных стихов и поэм я бы с удовольствием отказался, но они имеют большое значение как путь поэта до революции.

С 8 лет бабка таскала меня по разным монастырям, из-за нее у нас вечно ютились всякие странники и странницы. Распевались разные духовные стихи. Дед напротив, был не дурак выпить. С его стороны устраивались вечные невенчанные свадьбы.

После, когда я ушел из деревни, мне долго пришлось разбираться в своем укладе. В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном. В смысле формального развития теперь меня тянет все больше к Пушкину. Что касается остальных автобиографических сведений, - они в моих стихах.


Преподаватель: Обратимся к вашим информационным карточкам. Радуница - что это?


Ответ обучающегося: Радуница – день поминовения умерших, обычно первый понедельник после Светлой Пасхи Христовой. Само слово обозначает «блестящая», «просветлённая». Радуницей называли и первые весенние дни.


4. Викторина- работа с биографическими данными:

Преподаватель: Проверим, как вы внимательно слушали произведение.

В начали «О себе», потом «Литературная география», и последний раздел «Персоналии». Первые два раздела в любой последовательности выбираем вопрос, а третий раздел по очереди с 1 по

1 раздел «О себе»:

  1. Что рассказывает о своих деревенских «деде» и «бабе» поэт?

С восьми лет бабка таскала меня по разным монастырям, из-за нее у нас вечно ютились всякие странники и странницы. Распевали разные духовные стихи. Дед - напротив. Был не дурак выпить. С его стороны устраивались вечные повенчанные свадьбы»).

2.Чьи портреты описывает автор в произведении?

(родственников, Блока, коллег по цеху)

3.Как называлась первая книга Есенина?

(«Радуница»)

4. Продолжите «После, когда я ушел из деревни, мне долго… (…пришлось разбираться в своем укладе», - признается он, под «укладом» надо понимать мировоззрение).

5. Как Есенин определяет свою политическую позицию в 1917 году?

(«В годы революции был всецело на стороне Октября, но понимал все по-своему, с крестьянским уклоном».)


2 раздел «Литературная география»:

  1. Где родился Есенин?

(В Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости, в с. Константиново)

  1. В каких странах побывал Есенин?

(В Германии, Франции, Бельгии, Италии, Албании)

  1. В одной из зарубежных столиц в книжных магазинах (на языке этой страны) появились томики стихов Есенина. Назовите столицу.

(Токио)

  1. Назовите стихотворение, в котором поэт признается в любви Азербайджану.

(«Прощай, Баку!»)

  1. В одном из стихотворений Есенин сожалеет о том, что «Никогда я не был на …» Где не был Есенин?

(На Босфоре)


  1. раздел «Персоналии»:

  1. О каком представителе казахской литературе говорил критик В.Шестериков: «… что внешне он чем-то, даже, похож на Сергея Есенина — то ли волнами вьющихся волос, только не русых, а черных, … о ли по-есенински пронзительными до слез, полными глубочайшего лиризма стихами, музыка которых понятна душе»

(О Магжане Жумабаева)

  1. С каким первым поэтом встретился С.Есенин?

(встреча с Блоком)

- Как Есенин описывает эту встречу в произведении «О себе». Зачитайте: 18 лет я был удивлен, разослав свои стихи по журналам, тем, что их печатают, и поехал в Петербург. Там меня приняли весьма радушно. 1-ый кого я увидел, был Блок, 2-ой – Городецкий. Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в 1-ый раз видел живого поэта.

Предлагаю посмотреть видео сюжет встречи Есенина и Блока (просмотр видео отрывка встреча с Блоком) время: 02.22с.

3. Перечислите имена жен С.Есенина (Анна Изрядноаа, Зинаида Райх, Айсидора Дункан и Софья Толстая, внучка знаменитого писателя Л.Н. Толстого)


Дункан ( Дополнительный вопрос)

Преподаватель: Давайте обратимся к теме знакомства Дункан и Есенина. Как они познакомились?


Обучающийся: Дорохов

Великую американскую танцовщицу Айседору Дункан называли “царицей жеста”. В голодном 1921 году Айседора Дункан приехала в Москву, чтобы основать в России школу пластического танца. Во время своего пребывания в Москве Айседора познакомилась с Сергеем Есениным, который был моложе её на 18 лет...

2 мая 1922 г. Сергей Есенин и Айседора Дункан решили закрепить свой брак по советским законам, так как им предстояла поездка в Америку. Они расписались в загсе Хамовнического Совета. Оба пожелали носить двойную фамилию - “Дункан – Есенин”.


Обучающийся: Каримов Ардак

Есенин и Дункан были вместе чуть более года и почти всё это время за границей. За это время Есенин не посвятил Дункан ни одного стихотворения. За этот период тесного общения с Айседорой написаны самые горькие и мрачные стихи цикла “Москва кабацкая”.

Преподаватель: Что мы знаемо жизни Э. Дункан после расставания с Есениным?


Обучающийся: Исаев Нурсултан

После развода с Есениным Айседора Дункан возвратилась в США (1925), где подвергалась травле как “большевистская шпионка”. В результате была вынуждена переехать во Францию, где и оставалась до последних дней жизни. Трагически погибла блиц Ниццы. Когда обвивавший её шарф (Сценический атрибут исполняющегося ею танца “Марсельеза”) был затянут колесом машины, в которой она ехала и задушил её.


4.За день до трагического конца, Есениным было написано стихотворение, которое он отдал знакомому ленинградскому поэту Вольфу Эрлиху. Как называлось оно?

(«До свидания, друг мой, до свидания»)

Дополнительно преподаватель: По воспоминаниям Е.А.Устиновой, Есенин вырвал из блокнота написанное утром кровью (в чернильнице не оказалось чернил) стихотворение и сунул Эрлиху во внутренний карман пиджака. Предлагаю прослушать аудио фрагмент этого стихотворения.

Прослушивание ауди.(00.00.-00.40. с.)

До свиданья, друг мой, до свиданья.

Милый мой, ты у меня в груди.

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди.


До свиданья, друг мой, без руки,

без слова,

Не грусти и не печаль бровей,-

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.


5. Как называлась гостиница в Ленинграде, в которой умер Есенин? («Англетер»)

6. Назовите основные версии о причинах смерти Есенина. (Существуют две версии: самоубийство и убийство)



Смерть поэта


Преподаватель:



В 1915 г. молодой, задорный, полный жизненных сил Сергей Есенин написал строчки, ставшие пророческими:

По тому ль песку,
И меня ль по ветряному свею,
Полюбить тоску.
Поведут с веревкою на шее...

Или

«В зеленый вечер под окном / На рукаве своем повешусь...»

Что вы знаете о смерти поэта?


Обучающийся: Манатбеков Олжас«Ты, обреченный на заклание... радуйся закланию своему...» — написал Николай Клюев в письме к Есенину.


Обучающийся: Жармухамбетов Жумабай

Сам поэт предчувствовал трагическую кончину. «Я буду жертвой...», — говорил он своему литературному секретарю Г. Бениславской, а за несколько дней до гибели прямо сознался В.Эрлиху: «Меня хотят убить! Я, как зверь, чувствую это!»


Преподаватель: Позже  поэзия Есенина была запрещена, за чтение стихов поэта людей привлекали по 58-й статье   Уголовного кодекса РСФСР, противодействия контрреволюционной деятельности). Кампания борьбы с «есенинщиной» продолжалась несколько  десятилетий.


«Что касается остальных автобиографических сведений, - заявляет сам поэт, - они… где? … в моих стихах». И прежде чем перейти к ним запишем тематическое разнообразие лирики М. Есенина.


5.Работа с информационными карточками:

Имажинизм - декадентское литературное направление в русской поэзии начала 20в., утверждающее, что цель творчества состоит в создании отдельного образа.

Запишите признаки имажинизма:

Имажинизм


  • От англ. и фр. image - образ.

  • Провозглашал самоценность поэтического образа как такового.

  • Поедание образом смысла.

  • Против политизации искусства.

  • Используется свободный стих.

  • С. А. Есенин, В. Шершневич,

  • А. Мариенгоф


Что вы самостоятельно прочитали и узнали об имажинистах?


Обучающийся: Аманжолов Алтай

Есенин подружился с поэтами Мариенгофом и Шершеневичем. Вместе решили основать «Орден имажинистов». В январе 1919 года «Декларация» была напечатана, а накануне в Союзе поэтов состоялся первый поэтический вечер имажинистов.

Обучающийся: Амангельдинов Ербол

Уже к сентябрю Есенин и Мариенгоф разработали устав «Ассоциации вольнодумцев», который подписали все члены группы и официально утвердил нарком просвещения Луначарский.

Обучающийся: Жумагул Асылбек

Такое официальное утверждение позволило открыть при «Ассоциации» несколько коммерческих заведений: уже к концу года в Москве работало литературное кафе имажинистов «Стойло Пегаса», и два книжных магазина, где за прилавками стояли сами поэты. Им же принадлежал небольшой кинотеатр «Лилипут». Выручаемые средства шли на жизнь и на издание книг.

Обучающийся: Мустафин Айдос

После поездки за границу (он пробыл там с 10 мая 1922 года по 3 августа 1923 года), имажинизм стал Есенину тесен. «Сейчас я отрицаю всякие школы. Считаю, что поэт и не может держаться определенной какой-нибудь школы. Это связывает его по рукам и ногам. Только свободный художник может принести свободное слово».


6.Голос Есенина:

Преподаватель: В 21 век –век интернета и цифровой информации у нас есть возможность не только видеть Сергея Есенина, но слышать. Послушаем голос из далекого прошлого,


Просмотр отрывка видеофильма «Сергей Есенин» (всего 01.33 с.)


Преподаватель: Когда впервые слушаешь запись голоса Есенина, его чтение кажется неожиданным

Вопросы: Как читает Есенин свои стихи?

Так вы представляли голос Есенина?

Какой голос С.Есенина?

.

Предполагаемый ответы обучающихся:

- Поэт, который, казалось бы, должен произносить свои строки проникновенно, задумчиво, певуче читает неистово, бурно, громогласно.
- Голос его немного хриплый, подчас срывающийся, такой взволнованный голос.


Преподаватель: А вот как описывает чтение Есенина литератор Иван Евдокимов: «...Понемногу звуки вырастали, исчезала начальная хрипотца — и строфа за строфой лились жарко, хмельно, страстно».
Горький писал: «Голос поэта звучал несколько хрипло, крикливо, надрывно… Даже не верилось, что этот маленький человек обладает такой огромной силой чувства, такой совершенной выразительностью».

Преподаватель: В 1965 году были переписаны с фоноваликов на магнитофонную ленту все остальные записи голоса Есенина.

7. Темы лирики: ( Запись в тетрадь)

«Что касается остальных автобиографических сведений, - заявляет сам поэт, - они… где? … в моих стихах». И прежде чем перейти к ним запишем тематическое разнообразие лирики М. Есенина.

А) Природа (пейзажная лирика) Цикл «Радуница» 1916г., («Гой ты, Русь, моя родная», «Топи за болота»), «Голубень» 1918г., («Преображение» 1918 г., «Нивы сжаты, рощи голы».)

Б) Русь, Россия Цикл «Радуница» 1916г., «Трядница» 1920г.

В) Любовная лирика Цикл «Персидские мотивы» 1925г., «Москва Кабацкая» 1924г., «Исповедь хулигана» 1921г.

Г) Советская лирика Цикл «Страна Советская» 1925г., («Русь советская», «Письмо матери».)


Поэмы: 1. «Пугачев» 1921г.

2. «Страна негодяев» 1922-1923гг.

3. «Песнь о великом походе» 1924г.

4. «Поэма о 36» 1924г.

5. «Анна Снегина» Батум 1925г.

6. «Черный человек» 1925г. 14 декабря.


Прозаические произведения: «Яр», «У белой воды», «Бобыль и Дружок», «Железный Миргород».


Преподаватель: Есенин – единственный среди русских великих лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел. Все, написанное им, проникнуто «чувством родины». Как писал сам поэт: «Чувство родины – основное в моем творчестве». Заметим, что не «тема», а «чувство».

Задание: в ходе прослушивания стихотворений на уроке предлагается заполнение таблицы письменно:


Название стихотворения

Цвет






8.Тема природы и Родины в лирике С. Есенина:

Преподаватель: Однажды в разговоре с Сергеем отец спросил: «Кому нужны твои стихи? Кто их понимает?» Улыбнувшись, Сергей ответил: «Э, папаша, меня поймут через 100 лет.»

Но его поняли раньше, потому что он писал о светлом образе Родины.


Разрешите прочесть «Гой ты, Русь, моя родная…»

Акжолтаев Марлен

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты - в ризах образа...
Не видать конца и края -
Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:
"Кинь ты Русь, живи в раю!"
Я скажу: "Не надо рая,
Дайте Родину мою".

9. Тема братьев меньших в лирике С. Есенина:

Преподаватель: Есенина роднит с народной поэзией не только представление о природе и человека, но – и это главное – отношение к природе и человеку.

Не зря М. Горький особенно любил « Песнь о собаке».

  • «Песнь о собаке» Айдынбеков Шалкар

  • Утром в ржаном закуте,
    Где златятся рогожи в ряд,
    Семерых ощенила сука,
    Рыжих семерых щенят.

    До вечера она их ласкала,
    Причесывая языком,
    И струился снежок подталый
    Под теплым ее животом.

    А вечером, когда куры
    Обсиживают шесток,
    Вышел хозяин хмурый,
    Семерых всех поклал в мешок.

    По сугробам она бежала,
    Поспевая за ним бежать...
    И так долго, долго дрожала
    Воды незамерзшей гладь.

    А когда чуть плелась обратно,
    Слизывая пот с боков,
    Показался ей месяц над хатой
    Одним из ее щенков.

    В синюю высь звонко
    Глядела она, скуля,
    А месяц скользил тонкий
    И скрылся за холм в полях.

    И глухо, как от подачки,
    Когда бросят ей камень в смех,
    Покатились глаза собачьи
    Золотыми звездами в снег.
    1915

Преподаватель: Чем, по вашему мнению, могло поразить это стихотворение Горького?


Предполагаемый ответ обучающегося: Трагедия собаки – матери становится близкой человеческому сердцу. Обнажается характерное для Есенина ощущение родства человека со всем живым на земле. Это говорит о том, как бессердечны люди, утратившие это ощущение; они даже не замечают собственного бессердечия, оно становится привычным.

Преподаватель: О «братьях наших меньших» поэт рассказывал с неизменной нежностью. Обратимся еще к одному стихотворению «Собаке Качалова», но прежде послушаем его историю создания:

Сергазиев Рустем – история создания:

«Я отыграл спектакль, прихожу домой… - вспоминал впоследствии (в 1929 г.) Василий Иванович Качалов. – Поднимаюсь по лестнице и слышу радостный лай Джима… Тогда Джиму было всего четыре месяца. Я вошел и увидел Есенина и Джима – они уже познакомились и сидели на диване, вплотную прижавшись друг другу. Есенин одной рукой обнял Джима за шею , а другой держал его лапу и хриплым баском приговаривал: «Что это за лапа, я сроду не видал такой». Джим радостно взвизгивал, стремительно высовывал голову из под мышки Есенина и лизал его лицо… Через несколько дней стихи были готовы. Прихожу как – то домой – вскоре после моего первого знакомства с Есениным. Мои домашние рассказывают, что без меня заходили трое: Есенин, Пильняк и еще кто – то – Тихонов, кажется. У Есенина на голове был цилиндр, и он объяснил, что надел цилиндр для парада, что он пришел к Джиму с визитом и со специально ему написанными стихами, но так как акт вручения стихов Джиму требует присутствия хозяина, то он придет в другой раз. И все трое молча ушли.»


Чтение стихотворения

Сурин Евгений

«Собаке Качалова».

Дай, Джим, на счастье лапу мне,

Такую лапу не видал я сроду.

Давай с тобой полаем при луне

На тихую, бесшумную погоду.

Дай, Джим, на счастье лапу мне.


Пожалуйста, голубчик, не лижись.

Пойми со мной хоть самое простое.

Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,

Не знаешь ты, что жить на свете стоит.


Хозяин твой и мил и знаменит,

И у него гостей бывает в доме много,

И каждый, улыбаясь, норовит

Тебя по шерсти бархатной потрогать.


Ты по-собачьи дьявольски красив,

С такою милою доверчивой приятцей,

И, никого ни капли не спросив,

Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.


Мой милый Джим, среди твоих гостей

Так много всяких и не всяких было,

Но та, что всех безмолвней и грустней,

Сюда случайно вдруг не заходила?


Она придёт, даю тебе поруку.

И без меня, в её уставясь взгляд,

Ты за меня лизни её нежно руку

За всё, в чём был и не был виноват.

(1925)


10. Любовная лирика Есенина:

О любви Есенин пишет уже в самых ранних своих стихах. Любовь к женщине – лишь акцент в проявлении чувства любви ко всему земному, любимая часто представляется в образе природы. Стихотворения, посвященные этой теме, сосредоточены в циклах: «Москва Кабацкая», «Персидские мотивы», а так же в цикле «Страна Советская».

Поэт любил Зинаиду Райх до последних дней своей жизни. Называют три стихотворения, так или иначе посвящённых Райх. В первую очередь знаменитое “Письмо к женщине”.


Андрей Устименко:

Письмо к женщине”

Вы помните,

Вы всё, конечно. Помните

Как я стоял.

Приблизившись к стене,

Взволнованно ходили вы по комнате

И что-то резкое

В лицо бросали мне.

Вы говорили;

Нам пора расстаться,

Что вас измучила

Моя шальная жизнь.

Что вам пора за дело приниматься.

А мой удел -

Катиться дальше вниз.


Любимая!

Я мучил вас.

У вас была тоска

В глазах усталых:

Что я пред вами напоказ

Себя растрачивал в скандалах.


Простите мне…

Я знаю: вы не та –

Живёте вы

С серьёзным, умным мужем;

Что не нужна вам наша маета.

И сам я вам

Ни капельки не нужен.


Живите так.

Как вас ведёт звезда,

Под кущей обновлённой сени.

С приветствием,

Вас помнящий всегда.

Знакомый ваш

Сергей Есенин.


Преподаватель: история создания цикла «Персидские мотивы».


В 1925 году Есенин создаёт на Кавказе замечательный цикл лирических стихотворений «Персидские мотивы». Стихи писались на Кавказе, а выбор поэта для пейзажа пал на Персию, куда он планировал поездку, но она не состоялась. Тому было много причин.

Романтический сюжет о любви северянина и дикарки-южанки Есенин воспринял через поэзию Пушкина и Лермонтова, об этом говорит весь цикл его стихов.


чтение «Я спросил сегодня у менялы…» ______________________


Я спросил сегодня у менялы,
Что дает за полтумана по рублю,
Как сказать мне для прекрасной Лалы
По-персидски нежное «люблю»?

Я спросил сегодня у менялы
Легче ветра, тише Ванских струй,
Как назвать мне для прекрасной Лалы
Слово ласковое «поцелуй»?

И еще спросил я у менялы,
В сердце робость глубже притая,
Как сказать мне для прекрасной Лалы,
Как сказать ей, что она «моя»?
И ответил мне меняла кратко:
О любви в словах не говорят,
О любви вздыхают лишь украдкой,
Да глаза, как яхонты, горят.

Поцелуй названья не имеет,
Поцелуй не надпись на гробах.
Красной розой поцелуи веют,
Лепестками тая на губах.

От любви не требуют поруки,
С нею знают радость и беду.
«Ты — моя» сказать лишь могут руки,
Что срывали черную чадру.


Чтение «Свет вечерний шафранового края».


Свет вечерний шафранного края,
Тихо розы бегут по полям.
Спой мне песню, моя дорогая,
Ту, которую пел Хаям.

Тихо розы бегут по полям.


Лунным светом Шираз осиянен,
Кружит звезд мотыльковый рой.
Мне не нравится, что персияне
Держат женщин и дев под чадрой.

Лунным светом Шираз осиянен.


Иль они от тепла застыли,
Закрывая телесную медь?
Или, чтобы их больше любили,
Не желают лицом загореть,
Закрывая телесную медь?


Дорогая, с чадрой не дружись,
Заучи эту заповедь вкратце,
Ведь и так коротка наша жизнь,
Мало счастьем дано любоваться.
Заучи эту заповедь вкратце.


Даже все некрасивое в роке
Осеняет своя благодать.
Потому и прекрасные щеки
Перед миром грешно закрывать,
Коль дала их природа-мать.


Тихо розы бегут по полям.
Сердцу снится страна другая.
Я спою тебе сам, дорогая,
То, что сроду не пел Хаям…
Тихо розы бегут по полям..

11.В цикле «Страна Советская» есть стихотворения, посвященные матери, деду, женщине… «Письмо матери» – одно из самых популярных произведений Есенина. А. Марченко пишет, что Есенин шепотом признавался: «Я Россию очень люблю. И мать свою люблю» .Это стихотворение написано в 1924 году. Поэт был очень заботливым, постоянно высылал домой деньги, покупал одежду сестрам.

Чтение стихотворения «Письмо матери». Айткожа Нурсултан


Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.


Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто xодишь на дорогу

В старомодном ветxом шушуне.


И тебе в вечернем синем мраке

Часто видится одно и то ж:

Будто кто-то мне в кабацкой драке

Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.

Это только тягостная бредь.

Не такой уж горький я пропойца,

Чтоб, тебя не видя, умереть.


Я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.




Кеткен кезде гүл басып әр төбені,

Жетем мініп сағыныш кертөбелін.

Оятқандай сегіз жыл бұдан бұрын

Оятатын болма тек ерте мені.


Қолжетпесті ешқашан еске салма,

Жарытпады арман да төске самғап.

Шаршаудайын шаршадым жүрегіммен,

Тым ертерек түсті де басқа салмақ.


Қайыра алмас ескілік қарымын да,

Енді айналып келмейді бәрі мұнда.

Сенсің жалғыз сүйеніш – қуанышым,

Сенсің жалғыз тіл жетпес жарығым да.


Қай – қайдағы түсе ме әлде ойыңа,

Құдай мені жазған ғой маңдайыңа.

Желбегейің жамылып

Жиі – жиі

Шықпай – ақ қой, анашым, жол бойына.



Работа с фотографиями:

Обратите внимание на эту фотографию. Фото сделано в 1946 году. 20 лет прошло, как нет её любимого сына. Деревенская женщина – об этом говорит важная деталь: на голове платок. Он и повязан по-деревенски – узлом спереди и чуть надвинут на лоб. Морщинистое, усталое лицо. . Аккуратность во всём: в одежде, в манере держать себя… Она как будто ждёт, что он сейчас зайдёт и скажет: «Послушай, мама, как я написал».

А вот другой снимок «За самоваром». Он сделан в Брюсовском переулке в марте 1925 года. Сергей читал тогда матери поэму «Анна Снегина». Неграмотная, она отлично понимала стихи сына и многие из них запоминала во время чтения.


  1. проверка заполнения таблицы: цвет.

Преподаватель: Предлагаю подытожить работу с таблицами по цветовой символике стихотворений С.Есенина:

Какие оттенки использует автор в стихотворениях? Называйте название стихотворения и выделенный вами цвет.

(учащиеся отвечают) Предположительная таблица:

Название стихотворения

Цвет

Гой ты, Русь, моя родная,

Только синь сосет глаза.
На приволь зеленых лех,

«Песнь о собаке»


Семерых ощенила сука,
Рыжих семерых щенят.
В синюю высь звонко

«Собаке Качалова».



Письмо к женщине”



«Я спросил сегодня у менялы…»


Красной розой поцелуи веют,
Лепестками тая на губах.

«Ты — моя» сказать лишь могут руки,
Что срывали черную чадру.


«Свет вечерний шафранового края»


Свет вечерний шафранного края,
Лунным светом Шираз осиянен,
Закрывая телесную медь?

«Письмо матери»

Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.

И тебе в вечернем синем мраке

я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.



Вывод (под запись): В стихах Есенина разнообразны оттенки красного цвета: розовый, алый, малиновый, багреный, оттенки желтого часто приобретают «металлическое» звучание: золотой, медный, много зеленого цвета, синего и голубого. Есть белый и черный, и серые цвета. Но в целом стихи Есенина окрашены в чистые, ясные, то нежные, то яркие цвета и оттенки.


2 часть урока:

Преподаватель: «Родился я с песнями» - сказал поэт. В самом деле, песня была постоянной его спутницей.

Есенин пишет в автобиографии: «Часто собирались у нас дома слепцы, странствующие по сёлам. Пели духовные песни о прекрасном рае … И дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, печальные…»

Татьяна Фёдоровна, мать поэта, была в молодости большой певуньей. Она щедро наделила сына песенным даром. Не случайно сам поэт их часто называет песней: «Песнь о собаке», «Песнь о великом походе», «Песнь о хлебе…».

Его стихи написаны как песни и легко могут быть положены на музыку.

На стихи С. Есенина написано более 120 песен и романсов.

Послушаем «Шагане, ты моя Шагане...» в современной обработке.


Видео: песня «Шагане, ты моя Шагане…» С.Есенина.

Время: 04.мин.12 с.


Анализ стихотворение «Шаганэ ты моя Шаганэ…»

Работа по раздаточным материалам.


Вопросы и задания:

  1. Какие настроения и чувства выражает поэт в этом стихотворении?

  2. В каких строках стихотворения наиболее остро звучит тема любви к Родине?

  3. Как отразился в стихотворении восточный колорит? Найдите в нем реальные приметы Востока. Отражает ли это стихотворение подлинную реальность Востока или передает дух восточной поэзии?

  4. Какие картины вышей родной природы вызывают у вас чувство, близкое тому, какое выражает поэт в стихотворении «Шаганэ ты моя, Шаганэ…»

Преподаватель: С помощью ассоциаций нарисуйте образ своей малой Родины. Какая она? Какие цвета, звуки, запахи.

Вывод: Надо любить свою малую Родину, быть патриотом отечества.


Шаганэ ты моя, Шаганэ…


1. Шаганэ ты моя, Шаганэ! А

2. Потому, что я с севера, что ли, Б

3. Я готов рассказать тебе поле, Б

4. Про волнистую рожь при луне, А

5. Шаганэ ты моя, Шаганэ. А


1. Потому, что я с севера, что ли,

2. Что луна там огромней в сто раз,

3. Как бы ни был красив Шираз,

4. Он не лучше рязанских раздолий.

5. Потому, что я с севера, что ли.


1. Я готов рассказать тебе поле,

2. Эти волосы взял я у ржи,

3. Если хочешь, на палец вяжи –

4. Я ни сколько не чувствую боли.

5. Я готов рассказать тебе поле.


1. Про волнистую рожь при луне

2. По кудрям ты моим догадайся.

3. Дорогая, шути, улыбайся,

4. Не буди только память во мне

5. Про волнистую рожь при луне.


1. Шаганэ ты моя, Шаганэ!

2. Там, на севере, девушка тоже,

3. На тебя она страшно похожа,

4. Может, думает обо мне

5. Шаганэ ты моя, Шаганэ!


- Переверните лист, прочитайте задание.

Задание: Прочитайте о стихотворении «Шаганэ ты моя, Шаганэ…». Карандашом отметьте на полях листа: «+» то, что было сказано при работе со стихотворением «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «!» то, что новое вы узнали.


О стихотворении «Шаганэ ты моя, Шаганэ…».

Цикл «Персидские мотивы» Был создан Есениным во время пребывания в Баку. Есенин собирался посетить Персию, но побывать в этой стране не удалось. Восток для поэта обладал огромной притягательной силой, но при этом оставался во многом лишь условностью.

Стихотворения персидского цикла не только воссоздают подлинную реальность Востока, сколько передают дух восточной поэзии с ее светлым, радостным отношением к жизни, опоэтизированным чувством любви к женщине.

В стихотворении нет экзотических примет Востока, разве только в названии города Шираз и в самом имени Шаганэ.

Интересно, что Шаганэ – это не вымышленное лицо, а реальная женщина (Шаганэ Нерсесовна Тертерян). Есенин познакомился с ней в Батуми и проникся к ней искренней симпатией. Между ними установились дружеские отношения. Есенин читал ей свои стихи, рассказывал о своей Родине, родном селе, о своей жизни.

В стихотворении поэт, по сути, говорит о России, о ее природе, ее полях с волнистой рожью, о рязанских раздольях. Чувство любви к Родине связывается в сознании поэта со светлым и поэтическим чувством к женщине. Любовь к женщине и к Родине неотделимы друг от друга.

Стихотворение необычайно мелодично. Мелодичность создается своеобразной строфикой и рифмовкой. Стихотворение состоит из 5 – ти строф (катренов), в каждой из которых 5 строк. Строфы построены так, что конец строфы повторяет ее начало. Каждая следующая строфа начинается одной из строк 1 – ой строфы и развивает ее тему.

1 – ая строка рифмуется с 4 – ой и 5 – ой,

2 – ая трока рифмуется с 3 – ей по схеме: а б б а а.

Рифмы мужские - ударение падает на последний слог (луне – Шагенэ) и женские – ударение падает на предпоследний слог (что ли поле); точные рифмы (раз – Шираз) и по звучанию (ассонансы) – (что ли раздолий).

Своеобразная строфика и рифмовка стихотворения усиливают ощущение мелодичности и напевности.


Ответы учащихся.


Преподаватель: «Малая родина» поэта была неиссякаемым источником вдохновения поэта.

Теперь предлагаю обратиться к современной литературе, ее представителю Тимуру Кибирову. Коротко о нем.


БИОГРАФИЯ

Тимур Кибиров (настоящее имя — Тимур Юрьевич Запоев) родился 15 февраля 1955 года. Отец — офицер советской армии. Мать — учительница в средней школе. Окончил историко-филологический факультет МОПИ. В 1998 году являлся главным редактором издания «Пушкин». Работал в телекомпании НТВ, на радиостанции «Культура». Переводил стихи Ахсара Кодзати с осетинского языка. С 1995 года — член русского Пен-центра. С 1997 года член редсовета журнала «Литературное обозрение».

ТВОРЧЕСТВО

Дебютировал в печати в конце 1980-х годов. Его поэзию относят к постмодернизму и концептуализму. Для Кибирова характерно пересмешничество, пародия, установка на скрытое и открытое цитирование как классической литературы, так и советских, идеологических или рекламных штампов.

Обратимся к информационным карточкам, к терминам:

  1. Постмодерн — состояние современной культуры, включающее в себя своеобразную философскую позицию, до-постмодернистское искусство, а также массовую культуру этой эпохи.

  2. Концептуализм (от слова концепт – "идея") – стилевое течение в русской поэзии 1980-х–начала 1990-х годов, продолжают традиции авангардистов и кубофутуристов, в частности В.Маяковского: поиск новых слов, форм стиха, новые художественные приемы.

  3. Пересмешничество — пародирование, высмеивание.

Теперь прослушаем аудио отрывок: Текст Т.Кибирова, исполняет Петр Кошелев.

Звучит аудио отрывок. «Шагане, ты моя Шагане…» Т.Кибирова

Время: 03.мин.20 с.


Шаганэ ты моя, Шаганэ,
Потому что я с Севера, что ли,
По афганскому минному полю
Я ползу с вещмешком на спине...
Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Тихо розы бегут по полям...
Нет, не розы бегут - персияне.
Вы куда это, братья-дехкане? Дехка́не   — «землевладелец») —

обозначение среднеазиатских крестьян
Что ж вы не верите нам?..

Тихо розы бегут по полям...

Я сегодня сержанта спросил:
"Как сказать мне "Люблю" по-душмански?"
Но бессмысленным и хулиганским,
И бесстыжим ответ его был.
Я сегодня сержанта спросил.

Я вчера замполита спросил:
"Разрешите, - спросил, - обратиться?
Обряжать в наш березовый ситец
Гулистан этот хватит ли сил?"
Зря, наверно, его я спросил.

Шаганэ-маганэ ты моя!
Бензовоз догорает в кювете.
Мы в ответе за счастье планеты.
А до дембеля 202 дня.
Шаганэ ты, чучмечка моя. (темнокожая)

Шаганэ ты моя, маганэ!
Там, на Севере, девушка Таня.
Там я в клубе играл на гармони.
Там Есенин на белой стене...
Не стреляй, дорогая, по мне!

И ползу я по этому полю -
синий май мой, июнь голубой!
Что со мною, скажи, что со мной -
я нисколько не чуствую боли!
Я нисколько не чуствую боли...



Преподаватель: По мотивам трех стихотворений Есенина из цикла «Персидские мотивы» путем их словослияния Тимур Кибиров создал одноименное есенинскому произведение «Шаганэ ты моя, Шаганэ…»

Назовите эти три стихотворения, которые использованы Т.Кибировым как прямое цитирование.


Ответы учащихся: В основе стихотворения Кибирова лежат есенинские «Шаганэ ты моя, Шаганэ», «Я спросил сегодня у менялы…» и «Свет вечерний шафранного края».


Преподаватель: Предлагаю покуплетное сравнение произведений Есенина и Кибирова.


Шаганэ ты моя, Шаганэ,

Потому что я с Севера, что ли,

По афганскому минному полю

Я ползу с вещмешком на спине…

Шаганэ ты моя, Шаганэ (Кибиров);

Шаганэ ты моя, Шаганэ,

Потому что я с Севера, что ли,

Я готов рассказать тебе поле,

Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ ( Есенин).


Вывод 1: Кибиров точно воспроизвел первые два есенинских стиха (в том числе и рефренный – начальный и закольцовывающий пятистишие) и сохранил исходный образ поля, однако совершенно изменил его семантику, преобразовав его из благодатно-урожайного в убийственно-военное минное:

Тихо розы бегут по полям…

Нет, не розы бегут – персияне.

Вы куда это, братья-дехкане?

Что ж вы, не верите нам?…

Тихо розы бегут по полям…


Вывод 2: В основание этого пятистишия положен есенинский стих «Тихо розы бегут по полям» являющийся рефреном (повтором) в первой и последней строфах из есенинского «Свет вечерний шафранного края».


Я сегодня сержанта спросил:

«Как сказать мне “люблю” по-душмански?»

Но бессмысленным и хулиганским,

И бесстыжим ответ его был.

Я сегодня сержанта спросил,

Я вчера замполита спросил:

«Разрешите, – спросил, – обратиться?

Обряжать в наш березовый ситец

Гулистан этот хватит ли сил?»

Зря, наверно, его я спросил.


Вывод 3: Пародируемым первоисточником этих двух строф стал обширный фрагмент есенинского стихотворения «Я спросил сегодня у менялы…», в котором лирический герой трижды вопрошал у восточного ростовщика о переводе любовной лексики на персидский язык и получил ответ мудреца:


Я спросил сегодня у менялы,

Что дает за полтумана по рублю,

Как сказать мне для прекрасной Лалы

По-персидски нежное «люблю»?

И ответил мне меняла кратко:

О любви в словах не говорят,

О любви вздыхают лишь украдкой,

Да глаза, как яхонты, горят


Шаганэ-маганэ ты моя!

Бензовоз догорает в кювете.

Мы в ответе за счастье планеты.

А до дембеля 202 дня.

Шаганэ ты, чучмечка моя.

Шаганэ ты моя, маганэ!

Там, на Севере, девушка Таня.

Там я в клубе играл на баяне.

Там Есенин на белой стене…

Не стреляй, дорогая, по мне!


Вывод 4: Придуманная Кибировым насмешливая двойная форма «Шаганэ-ма-ганэ» создана по типу словообразовательной модели «исходное имя + омофон с начальным звуком «м». Примеры: «гоголь-моголь», «каля-маля».

Понятно, что обращение «дорогая» к стреляющему в упор врагу может быть употреблено только в ироническом смысле: так идеальная и недосягаемая героиня оказалась вовлеченной уже не в любовные, а в кровопролитные военные игры. Есенинское сопоставление оставленной на родине девушки-северянки с персиянкой Шаганэ как равно желанных возлюбленных снято Кибировым, ибо для бойца невозможна любовь к непобежденному противнику.


Фонетическая замена словосочетания «девушка тоже» на созвучие «девушка Таня» произведена с учетом имени матери Есенина, часто повторяемого в его творчестве, напр.: «Хороша была Танюша, краше не было в селе» и «Тани нет. Тани нет. // А мне ее надо»; Татьяной названа и дочь поэта в его браке с З. Н. Райх.

А в общем виде анализируемые две строфы Кибирова восходят к есенинскому фрагменту:


Дорогая, шути, улыбайся,

Не буди только память во мне

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Там, на севере, девушка тоже,

На тебя она страшно похожа,

Может, думает обо мне…


Вывод 5: И, наконец, трагическое завершение кибировского сюжета вполне оригинально; кровавая развязка логично следует из перипетии неожиданной встречи лирического героя-бойца, наследовавшего нежные чувства к восточной красавице, но столкнувшегося с совершенно иной, не романтической действительностью. И только любимый цвет родного неба остался прежним – таким, как у Есенина: «Синий май. Заревая теплынь…»:

И ползу я по минному полю —

Синий май мой, июнь голубой!

Что со мною, скажи, что со мной —

Я нисколько не чувствую боли!

Я нисколько не чувствую боли…


Вывод 6: В результате получилось очень емкое в содержательном плане авторское произведение, лишь по форме напоминающее исходные тексты Есенина. Пародией его назвать никак нельзя. Т. Ю. Кибиров полностью сместил мировоззренческие акценты.

О чем это стихотворение?

Какую картину рисует поэт?


Составление ассоциативных карт.

Преподаватель: предлагаю вам в тетрадях составить ассоциативную карту двух стихотворений С.Есенина и Т. Кибирова., т.е. два столбика и написать слова, которые у вас возникали при прослушивании первого стихотворения С.Есенина и второго Т.Кибирова. Время: 20 секунд. Музыка звучит.

Учащиеся озвучивают свои ответы, а преподаватель записывает их на ватмане маркером: С.Есенина – зеленым цветом, Т.Кибирова- черным цветом.

IV. Рефлексия:


Береза

Преподаватель:

Особенно часто в лирике поэта встречается образ дерева. Образ девушки постоянно связан с образом тонкой березки, образ души – с весенним цветением, образ лирического героя – с кленом.

В ранних стихах поэта берёзы – лишь часть пейзажа: они стоят, как большие свечки, отражаясь в воде.

В поэзии Есенина мы видим берёзу во все времена года. Как символ жизни, красоты, девичьей чистоты останется в нашей памяти берёзка в стихотворении «Берёза». Напомните мне строки из этого стихотворения.

(чит.Николай или Бобров):

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились листья

Белой бахромой.

И стоит берёза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво обходя кругом,

Обсыпает ветки новым серебром.

«Одеваем березу»

Звучит музыка на слова Есенина.

Преподаватель: часть группы (1 ряд) Именно поэтому предлагаю вам написать на листьях березы строки или название любимого стихотворения Есенина - озвучить и прикрепить их на березу, в результате получится «газета – плакат».


А 2 часть ребят: 3 ряд и половинка 2 ряда будет составлять «синквейн» по сегодняшней теме урока прямо на карточках. Время 20 секунд:

Составление синквейна

Первая строка – название темы.

Вторая строка – описание темы в двух словах-признаках.

Третья строка – описание действия тремя словами.

Четвертая строка – это фраза из четырех слов,

показывающая отношение к теме.

Пятая строка – синоним из одного слова,

который обобщает суть темы, вывод.


Ребята работают у доски и березой, потом 2 часть- 3 студента озвучивают синквейн.


Преподаватель: Теперь обратимся к «рефлексивному экрану». По цепочке закончите выражения: «Продолжить фразу»:

1. Я сегодня узнал…

2. Мне было интересно…

3. Мне было трудно…

4. Я выполнял задания…

5. Я понял, что…

6. Теперь я могу…

7. Я почувствовал, что…

8. Я научился…

10. У меня получилось …

11. Я попробую…

13. Меня удивило…

14. Урок дал мне для жизни…

15. Мне захотелось…

16. Следующий урок будет посвящен изучению… (поэмы Есенина «Анна Снегина»)


V. Домашняя работа (дифференцированное- трехуровневое):

На «5»- написать сочинение «Мое любимое стихотворение С.Есенина»

и читать поэму С. Есенина “Анна Снегина»;

На «4» прочитать и законспектировать по учебнику Уч. № 2, ч.1, с. 203-234 и читать поэму С. Есенина “Анна Снегина”;

На «3» читать поэму С. Есенина “Анна Снегина”.

VI. Подведение итогов урока:

- заключительное слово преподавателя: сегодня на уроке мы все выполнили, что было запланированы. Прозвучали в вашем исполнении стихи поэта, мы доказали актуальность эпиграфа «Есенин- это вечное…»

- комментирование и выставление оценок: В течение урока вы ребята получали жетоны разных цветов. Пришло время открыть свои карты.

Главенствующий цвет в лирике Есенина – это оттенки синего цвета, означали полный ответ или отличное прочтение стихотворения,

металлические оттенки: желтый, медный означали хороший ответ и хорошее прочтение стихотворения,

а зеленый цвет жетона- не полный ответ или не качественное прочтение стихотворения.

И так приступаем к выставлению оценок.



Преподаватель: Антонова О. С.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Урок по русской литературе.Творчество С.Есенина. Лирика

Автор: Антонова Ольга Сергеевна

Дата: 10.03.2016

Номер свидетельства: 303661


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства