Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: "Безличные предложения"»
Тема урока:Как сказать о действии, которое совершается без субъекта действия.Безличные предложения.
8-класс
Учитель русского языка и литературы шк.№2
города Янгиюля: Н.Э.Умирзакова
Эпиграф урока:
«Богатство русского языка неизмеримо»К.Г. Паустовский
Цели урока:
Дать понятие о безличном предложении
Научить конструировать предложения
Эстетическое воспитание
Обогатить словарь учащихся.
Объяснение нового материала
Односоставные предложения, в которых нет и не может быть подлежащего, называютсябезличными.
Например:
Мне хочется есть.
Им неплохо живётся.
По структуре простые предложения делятся надвусоставныеиодносоставные…
Если в предложении только один главный член- этоодносоставное предложение.
Двусоставное предложение- предложение, грамматическая основа которого состоит из двух членов: и подлежащего и сказуемого.
В безличном предложенииглавный член может быть выражен:
1.Безличным глаголом-Под вечер подморозило.
2.Личным глаголом в безличном значении-Понаехало гостей.
3.Инфинитивом-Эту дверь не открыть.
4.Кратким страдательным причастием среднего рода-Об экзамене уже сообщено.
5.Словами категории состояния-Было жарко.
6.Отрицательным словом НЕТ, глаголом НЕ БЫЛО, с отрицанием НЕ-Друзей нет. (не было, не нашлось )
-Давайте же вспомним определение глагола.Глагол- самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета или лица и отвечает на вопросы что делать? что сделать?- Верно. Глаголы всегда обозначают какое-то действие, связанное с кем-то или с чем-то, кто это действие производит.
- Посмотрите пожалуйста, еще на несколько предложений:
1.Весной рано светает.
2. Потеплело.
3. Смеркается.
-Какое лицо действует в наших предложениях?
- Есть здесь действующее лицо?
- Как можно назвать глаголы без лица?(Безличные)
Чем отличаются данные предложения друг от друга?
Он хорошо работает.
Мама не спит
Они неплохо живут.
Я хочу есть
Мы веселимся..
Ему хорошо работается
Ей не спится
Им неплохо живётся
Мне хочется есть..
Нам весело.
В качестве сказуемого в безличных предложениях могут употребляться и наречия (ravish).Такие сказуемые могут иметь глагол-связку.
Например:
Нам весело.
Нам стало весело.
ЗакреплениеУпражнение 150.(стр.66)Перестройте личные предложения в безличные. Образец:Я (И.п. – кто?) хочу прочитать эту книгу. –Мне (Д.п. – кому?) хочется прочитать эту книгу.
1.Мне хочется поехать в летний лагерь.
2. Хорошо живётся в летнем лагере в горах.
3. В хорошую погоду не сидится дома.
4. Больному не спится.
5. Ему хочется в Самарканд. Сестре хочется побывать в Бухаре.
1. Я хочу поехать в летний лагерь.
2. Дети хорошо живут в летнем лагере в горах.
3. В хорошую погоду ребята не сидят дома.
4. Больной совсем не спит.
5. Друг хочет поехать в Самарканд. Его сестра хочет побывать вБухаре
Речевая тема урока:
Музыка
Музыка
Музыка занимает в нашей жизни большое место. Она
звучит повсюду: в передачах по радио и телевидению, в
театре и в концертном зале. Ни один праздник не обходится
без музыки. С музыкой связаны многие события в жизни
людей. Под тихую мелодию колыбельной засыпает малыш,
под звуки оркестра маршируют войска на параде. Молодежь
любит танцевальные мотивы, джаз, исполнение певцами и
ансамблями популярных мелодий.
Музыкой можно поднять настроение. Звучанием скрипки
можно навеять грусть, а боем барабана и игрой гитары –
пробудить энергию. Игрой на музыкальных инструментах
и пением можно передать любые образы, которые задумал
композитор.
(М.Н. Канн) (Упражнение 152, стр.167)
Словарная работа
повсюду –
колыбéльная –
маршировáть –
молодёжь-
настроение-
навеять грусть –
пробудить энергию- –
har yerda
alla
harbiycha qadam tashlash
yoshlar
kayfiyat
homushlik yog`dirish
quvvat uyg`otish
Упражнение 153. (стр.67) По тексту предыдущего упражнения ответьте на вопросы. Где это возможно, в ответах используйте безличные предложения.
–Вам нравится музыка?
–Умеете ли вы играть на каком-либо музыкальном инструменте?
–Нужно ли воспитывать музыкальную культуру в человеке?
Примерные ответы:
1. Люблю слушать музыку.
2. Мечтаю научиться играть на гитаре.
3. Необходимо воспитать музыкальную культуру в человеке.
Домашнее задание:Упражнение 155.Прочитайте предложения. Укажите в них сказуемое. Спишите, подчёркивая сказуемое.