Презентация к уроку русского языка в 9 классе "Сложносочиненное предложение"
Презентация к уроку русского языка в 9 классе "Сложносочиненное предложение"
закрепление теоретических сведений о сложносочинённых предложениях.
отработка умений расставлять знаки препинания в сложносочинённых предложениях разного вида (с общим второстепенным членом, с односоставными предложениями в составе ССП), различать ССП и простые предложения с однородными членами.
развивать умения аргументировать, доказывать; развивать навыки постановки знаков препинания в ССП в тексте и в заданиях типа предлагаемых на ОГЭ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка в 9 классе "Сложносочиненное предложение"»
«Друзья мои, прекрасен наш союз!»
19 октября 1811 года
МБОУ «Семецкая СОШ»
Учитель русского языка и литературы
Белоножко Людмила Валерьевна
2024-2025 учебный год
Сложносочиненное предложение
Урок русского языка
в 9 классе
С. Семцы, 2024
Цели:
Повторять
Сведения о сложносочиненном предложении; группы сложносочиненных предложений по значению и союзам
Усваивать
Особенности сложносочиненного предложения; отличие ССП от ПР с однородными членами предложения
И, наконец, будем вновь учиться
правильно ставить знаки препинания в ССП и ПП с однородными членами, связанными сочинительными союзами, строить схемы ССП и готовиться к ГИА
Проверь!
1.Г;
2. Сложносочиненное;
3. Б;
4.В них перечисляются явления, которые происходят одновременно, или явления, которые следуют одно за другим.
Или; либо; то-то; не то-не то
ССП с противительными союзами.
5 Б
Запомни!
Сложносочиненное предложение – это такое сложное предложение, части которого связаны сочинительными союзами.
Пример: Небо было пасмурно, но дождя не было.
По союзам и по значению ССП делятся на 3 группы
Сложносочиненные предложения с соединительными союзами
Сложносочиненные предложения с разделительными союзами
и, да (в значении и), не только...но и, также, тоже, и…и, ни…ни, как…так и
Сложносочиненные предложения с противительными союзами
или, или…или, либо, либо…либо, то…то, то ли…то ли, не то…не то
Воздух дышит весенним ароматом, и вся природа оживляется.
Будет очень жарко, или разразится гроза.
а, да (в значении но), но, зато, однако, однако же, всё же
Красота приглядится, а ум пригодится.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении
Запятая ставится
Перед одиночным союзом:
Солнце село,имне уже пора было идти домой.
2. Перед второй и последующими частями при повторяющихся союзах:
Илион сам разговаривал с кем-нибудь,иликто-нибудь задавал ему вопросы.
Запятая не ставится, если в сложносочиненном предложении имеются
Общий второстепенный член:
Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь.
2. Общее вводное слово:
К счастью, зима была снежной и весна наступила рано.
3. Общую вопросительную, побудительную или восклицательную интонацию:
Но где мой дом и где рассудок мой? (!)
Словарная работа
Отрок - мальчик-подросток
Лелеять - нежить, холить, заботливо ухаживать за кем или чем-нибудь
,
Д
Младых бесе.. оставя блеск и шум
Я знал и тру… и вдохновенье
И сладос..но мне было жа рких дум
Уед.. ненное волнение.
(А.С. Пушкин)
д
,
,
т
и
Спишите, предложение, выполните его синтаксический разбор.
,
лл
Смуглый отрок бродил по а.. еям
У озерных грустил б..регов
И столетие мы леле ..м
Еле слышный шелест шагов
(А.А.Ахматова)
е
,
е
1 .С утра девятого октября 1811 года возле директорского дома началось оживление. 2 .Со стуком подъезжали кареты, и из них степенно выходили мальчики-подростки в сопровождении родных. 3 . Лица детей были грустны и растерянны, а лица взрослых торжественно серьёзны. 4. Они приехали не в гости . 5. Это начали съезжаться будущие воспитанники Царскосельского лицея. 6 Кто привез Пушкина- неизвестно.
7. Встречал приезжающих сам директор- Василий Федорович Малиновский. 8 . Было ему уже за сорок, и его открытое лицо с благородными чертами говорило об уме и доброте. 9. Держался он и скромно, и просто, и приветливо. 10. Он прекрасно понимал, что творилось в душе привезенных к нему мальчиков, и старался их успокоить.
11. Новобранцы прибывали по одному. 12. Сопровождающие не задерживались, не желая продлевать тягостные минуты расставания и помня пословицу «Долгие проводы - лишние слёзы»
13 Родные уехали, а воспитанники остались с гувернерами и инспектором. 14 . После вечернего чая всех повели переодеваться и мальчики преобразились. 15. На каждом был синий двубортный сюртук со стоячим красным воротничком, с красным кантом на манжетах, блестящими гладкими пуговицами, синий суконный жилет, длинные прямые панталоны синего сукна, полусапожки. 16 Мальчики бросились к зеркалу, разглядывали друг друга, вертелись. 17 Одни уже воображали себя министрами, а другие просто наслаждались своим парадным видом. 18 . Довольны были все. (М. Басина)
1.Найдите в тексте ССП . Укажите их номера.
2..Укажите ПП с однородными членами, связанными сочинительными союзами. Объясните пунктуацию.
3. Определите вид 14 предложения.
4. Почему в нем не стоит запятая перед союзом И?
5. Из предложений 7-13 найдите ССП, состоящее из двух частей, одна из которых является односоставным предложением . Напишите его номер.
6. Подберите синоним к слову новобранцы.
7. Выпишите из 1 абзаца слово, написание которого соответствует правилу: «В кратких именах прилагательных пишется столько же Н-, сколько и в полных»
Проверь!
1 - 2,3,8, 13,14,17
2. - 9, 12
3. - ССП с общим второстепенным членом
4.
5. - 8
6. - новички
7. - грустны и растерянны
Знаю –
Узнал –
Умею
Домашнее задание
Написать сочинение-рассуждение на тему «Какую роль сыграл Царскосельский Лицей в жизни и творчестве А.С.Пушкина?
Или выполнить упр. 61-62.
Спасибо за урок
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Вспомним
Сложные предложения
Союзные (части связаны союзами и союзными словами)
Бессоюзные (части связаны при помощи интонации)
Сложносочиненные (части связаны сочинительными союзами)
Сложноподчиненные (части связаны подчинительными союзами и союзными словами
Подумай
Солнце уже пряталось, и на поляне растянулись вечерние тени.
Какое это предложение по количеству грамматических основ?
Каким союзом связаны части сложного предложения?
Можно ли от одной части предложения задать вопрос к другой части?
Выполни задания
Укажите, где имеются ССП и где – предложения с однородными сказуемыми. Расставьте знаки препинания.
1. Ветерок перебирает пеструю листву и в нем уже чудится осенний шелест и осенняя прохлада.
2. Вот присел я у забора и стал прислушиваться.
3. Солнце село и тусклые тучи висели над тёмной степью.
4. Через полчаса мы сидели дома пили чай и рассказывали давно ожидавшим товарищам свои приключения.
5. Бурлила мутная вода почуяв близкие оковы и вдаль куда-то облака осенний ветер гнал сурово.
6. Оба слишком оживлённо и естественно слушали и говорили и это не понравилось Анне Павловне.
7. Мы стали искать для ночлега горную трещину и вдруг увидали спокойный огонь.
8. Ночью дождь утих и мир оцепенел в покое и сне.
9. Раз гуляя по лесу я чуть-чуть не заблудился но к счастью набрёл на тропу и она привела меня к морю.
Укажите ССП, в которых есть общий второстепенный член. Расставьте знаки препинания.
1. Справа и слева непролазно лежали вывернутые с корнем ели и сосны и одиноко стояли обгорелые снизу осины.
2. Изредка пропоёт комар да ветерок качнёт вершину.
3. Асфальт уже высох и только на цветах газонов блестели чистые крупные капли.
4. Сверху жарко палило солнце и до раскалённой кабинки невозможно было дотронуться.
5. В сентябре лес реже и светлее и птичьи голоса тише.
6. Лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит или коней табун игривый молчанье дола возмутит.
7. Вдруг в нижнем этаже под балконом заиграла скрипка и запели два нежных голоса.
8. На строительной площадке работал кран и забивали в землю бетонные сваи.
В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую(ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
1. Денег у нас было мало,(1) и мы купили то,(2) что смогли. Всё выбирал хозяин,(3) и мне оставалось только удивляться,(4) зачем,(5) например,(6) нужны два десятка белых бумажных скатертей.
2. В сыроватой низине нашли несколько листьев ландыша с красной, (1) как пуговица, (2) завязью. Ландыши и завязь мы сорвали и выбросили, (3) но их длинные корни забрали: их можно было посадить в горшок с землей, (4) поливать теплой водой, (5) и тогда бы в январе вырос настоящий цветок ландыша.
3. Он любит читать детективы, (1) и я ему купила целых два тома. Он будет такой довольный! – прозвенел в вагоне счастливый девичий голос и смех. – А бабушке… Мы завтра будем на практике, (2) там рядом хороший магазин для диабетиков. Я уже всё разглядела. Бабушка болеет, (3) а ей тоже хочется вкусненького.
4. Вдруг вспыхивает солнечный луч, (1) и Сережка забывает, (2) что минуту назад он был физиком. Темнеют вдалеке стены Кремля, (3) и их охраняет на высоком берегу стрелец Сыроежкин.