kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку русского языка в 9 классе "Сложносочиненное предложение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • закрепление теоретических сведений о сложносочинённых предложениях.
  • отработка умений расставлять знаки препинания в сложносочинённых предложениях разного вида (с общим второстепенным членом, с односоставными предложениями в составе ССП), различать ССП и простые предложения с однородными членами.
  • развивать умения аргументировать, доказывать; развивать навыки постановки знаков препинания в ССП в тексте и в заданиях типа предлагаемых на ОГЭ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка в 9 классе "Сложносочиненное предложение"»

«Друзья мои, прекрасен наш союз!» 19 октября 1811 года

«Друзья мои, прекрасен наш союз!»

19 октября 1811 года

МБОУ «Семецкая СОШ» Учитель русского языка и литературы Белоножко Людмила Валерьевна 2024-2025 учебный год
  • МБОУ «Семецкая СОШ»
  • Учитель русского языка и литературы
  • Белоножко Людмила Валерьевна
  • 2024-2025 учебный год
Сложносочиненное предложение Урок русского языка в 9 классе   С. Семцы, 2024

Сложносочиненное предложение

Урок русского языка

в 9 классе

С. Семцы, 2024

Цели:

Цели:

  • Повторять
  • Сведения о сложносочиненном предложении; группы сложносочиненных предложений по значению и союзам
  • Усваивать
  • Особенности сложносочиненного предложения; отличие ССП от ПР с однородными членами предложения
  • И, наконец, будем вновь учиться
  • правильно ставить знаки препинания в ССП и ПП с однородными членами, связанными сочинительными союзами, строить схемы ССП и готовиться к ГИА
Проверь!

Проверь!

  • 1.Г;
  • 2. Сложносочиненное;
  • 3. Б;
  • 4.В них перечисляются явления, которые происходят одновременно, или явления, которые следуют одно за другим.
  • Или; либо; то-то; не то-не то
  • ССП с противительными союзами.
  • 5 Б
Запомни! Сложносочиненное предложение – это такое сложное предложение, части которого связаны сочинительными союзами. Пример: Небо было пасмурно, но дождя не было.

Запомни!

Сложносочиненное предложение – это такое сложное предложение, части которого связаны сочинительными союзами.

Пример: Небо было пасмурно, но дождя не было.

По союзам и по значению ССП делятся на 3 группы Сложносочиненные предложения с соединительными союзами Сложносочиненные предложения с разделительными союзами и, да (в значении и), не только...но и, также, тоже, и…и, ни…ни, как…так и  Сложносочиненные предложения с противительными союзами или, или…или, либо, либо…либо, то…то, то ли…то ли, не то…не то Воздух дышит весенним ароматом, и вся природа оживляется.   Будет очень жарко, или разразится гроза. а, да (в значении но), но, зато, однако, однако же, всё же  Красота приглядится, а ум пригодится.

По союзам и по значению ССП делятся на 3 группы

Сложносочиненные предложения с соединительными союзами

Сложносочиненные предложения с разделительными союзами

и, да (в значении и), не только...но и, также, тоже, и…и, ни…ни, как…так и

Сложносочиненные предложения с противительными союзами

или, или…или, либо, либо…либо, то…то, то ли…то ли, не то…не то

Воздух дышит весенним ароматом, и вся природа оживляется.

Будет очень жарко, или разразится гроза.

а, да (в значении но), но, зато, однако, однако же, всё же

Красота приглядится, а ум пригодится.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении Запятая ставится Перед одиночным союзом: Солнце село, и мне уже пора было идти домой. 2. Перед второй и последующими частями при повторяющихся союзах: Или он сам разговаривал с кем-нибудь, или кто-нибудь задавал ему вопросы.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении

Запятая ставится

  • Перед одиночным союзом:

Солнце село, и мне уже пора было идти домой.

2. Перед второй и последующими частями при повторяющихся союзах:

Или он сам разговаривал с кем-нибудь, или кто-нибудь задавал ему вопросы.

Запятая не ставится, если в сложносочиненном предложении имеются Общий второстепенный член: Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь. 2. Общее вводное слово: К счастью, зима была снежной и весна наступила рано. 3. Общую вопросительную, побудительную или восклицательную интонацию: Но где мой дом и где рассудок мой? (!)

Запятая не ставится, если в сложносочиненном предложении имеются

  • Общий второстепенный член:

Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь.

2. Общее вводное слово:

К счастью, зима была снежной и весна наступила рано.

3. Общую вопросительную, побудительную или восклицательную интонацию:

Но где мой дом и где рассудок мой? (!)

Словарная работа

Словарная работа

  • Отрок - мальчик-подросток
  • Лелеять - нежить, холить, заботливо ухаживать за кем или чем-нибудь
, Д Младых бесе.. оставя блеск и шум Я знал и тру… и вдохновенье И сладос..но мне было жа рких дум Уед.. ненное волнение. (А.С. Пушкин) д , , т и

,

Д

  • Младых бесе.. оставя блеск и шум
  • Я знал и тру… и вдохновенье
  • И сладос..но мне было жа рких дум
  • Уед.. ненное волнение.
  • (А.С. Пушкин)

д

,

,

т

и

Спишите, предложение, выполните его синтаксический разбор. , лл Смуглый отрок бродил по а.. еям У озерных грустил б..регов И столетие мы леле ..м Еле слышный шелест шагов  (А.А.Ахматова) е , е

Спишите, предложение, выполните его синтаксический разбор.

,

лл

  • Смуглый отрок бродил по а.. еям
  • У озерных грустил б..регов
  • И столетие мы леле ..м
  • Еле слышный шелест шагов
  • (А.А.Ахматова)

е

,

е

  • 1 .С утра девятого октября 1811 года возле директорского дома началось оживление. 2 .Со стуком подъезжали кареты, и из них степенно выходили мальчики-подростки в сопровождении родных. 3 . Лица детей были грустны и растерянны, а лица взрослых торжественно серьёзны. 4. Они приехали не в гости . 5. Это начали съезжаться будущие воспитанники Царскосельского лицея. 6 Кто привез Пушкина- неизвестно.
  • 7. Встречал приезжающих сам директор- Василий Федорович Малиновский. 8 . Было ему уже за сорок, и его открытое лицо с благородными чертами говорило об уме и доброте. 9. Держался он и скромно, и просто, и приветливо. 10. Он прекрасно понимал, что творилось в душе привезенных к нему мальчиков, и старался их успокоить.
  • 11. Новобранцы прибывали по одному. 12. Сопровождающие не задерживались, не желая продлевать тягостные минуты расставания и помня пословицу «Долгие проводы - лишние слёзы»
  • 13 Родные уехали, а воспитанники остались с гувернерами и инспектором. 14 . После вечернего чая всех повели переодеваться и мальчики преобразились. 15. На каждом был синий двубортный сюртук со стоячим красным воротничком, с красным кантом на манжетах, блестящими гладкими пуговицами, синий суконный жилет, длинные прямые панталоны синего сукна, полусапожки. 16 Мальчики бросились к зеркалу, разглядывали друг друга, вертелись. 17 Одни уже воображали себя министрами, а другие просто наслаждались своим парадным видом. 18 . Довольны были все. (М. Басина)
1.Найдите в тексте ССП . Укажите их номера. 2..Укажите ПП с однородными членами, связанными сочинительными союзами. Объясните пунктуацию. 3. Определите вид 14 предложения. 4. Почему в нем не стоит запятая перед союзом И? 5. Из предложений 7-13 найдите ССП, состоящее из двух частей, одна из которых является односоставным предложением . Напишите его номер. 6. Подберите синоним к слову новобранцы. 7. Выпишите из 1 абзаца слово, написание которого соответствует правилу: «В кратких именах прилагательных пишется столько же Н-, сколько и в полных»
  • 1.Найдите в тексте ССП . Укажите их номера.
  • 2..Укажите ПП с однородными членами, связанными сочинительными союзами. Объясните пунктуацию.
  • 3. Определите вид 14 предложения.
  • 4. Почему в нем не стоит запятая перед союзом И?
  • 5. Из предложений 7-13 найдите ССП, состоящее из двух частей, одна из которых является односоставным предложением . Напишите его номер.
  • 6. Подберите синоним к слову новобранцы.
  • 7. Выпишите из 1 абзаца слово, написание которого соответствует правилу: «В кратких именах прилагательных пишется столько же Н-, сколько и в полных»
Проверь!

Проверь!

  • 1 - 2,3,8, 13,14,17
  • 2. - 9, 12
  • 3. - ССП с общим второстепенным членом
  • 4.
  • 5. - 8
  • 6. - новички
  • 7. - грустны и растерянны
Знаю – Узнал – Умею
  • Знаю –
  • Узнал –
  • Умею
Домашнее задание

Домашнее задание

  • Написать сочинение-рассуждение на тему «Какую роль сыграл Царскосельский Лицей в жизни и творчестве А.С.Пушкина?
  • Или выполнить упр. 61-62.
Спасибо  за урок Друзья мои, прекрасен наш союз!

Спасибо за урок

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Вспомним Сложные предложения Союзные (части связаны союзами и союзными словами) Бессоюзные (части связаны при помощи интонации) Сложносочиненные (части связаны сочинительными союзами) Сложноподчиненные (части связаны подчинительными союзами и союзными словами

Вспомним

Сложные предложения

Союзные (части связаны союзами и союзными словами)

Бессоюзные (части связаны при помощи интонации)

Сложносочиненные (части связаны сочинительными союзами)

Сложноподчиненные (части связаны подчинительными союзами и союзными словами

Подумай Солнце уже пряталось, и на поляне растянулись вечерние тени.

Подумай

Солнце уже пряталось, и на поляне растянулись вечерние тени.

  • Какое это предложение по количеству грамматических основ?
  • Каким союзом связаны части сложного предложения?
  • Можно ли от одной части предложения задать вопрос к другой части?
Выполни задания Укажите, где имеются ССП и где – предложения с однородными сказуемыми. Расставьте знаки препинания. 1. Ветерок перебирает пеструю листву и в нем уже чудится осенний шелест и осенняя прохлада. 2. Вот присел я у забора и стал прислушиваться. 3. Солнце село и тусклые тучи висели над тёмной степью. 4. Через полчаса мы сидели дома пили чай и рассказывали давно ожидавшим товарищам свои приключения. 5. Бурлила мутная вода почуяв близкие оковы и вдаль куда-то облака осенний ветер гнал сурово. 6. Оба слишком оживлённо и естественно слушали и говорили и это не понравилось Анне Павловне. 7. Мы стали искать для ночлега горную трещину и вдруг увидали спокойный огонь. 8. Ночью дождь утих и мир оцепенел в покое и сне. 9. Раз гуляя по лесу я чуть-чуть не заблудился но к счастью набрёл на тропу и она привела меня к морю.

Выполни задания

Укажите, где имеются ССП и где – предложения с однородными сказуемыми. Расставьте знаки препинания.

1. Ветерок перебирает пеструю листву и в нем уже чудится осенний шелест и осенняя прохлада.

2. Вот присел я у забора и стал прислушиваться.

3. Солнце село и тусклые тучи висели над тёмной степью.

4. Через полчаса мы сидели дома пили чай и рассказывали давно ожидавшим товарищам свои приключения.

5. Бурлила мутная вода почуяв близкие оковы и вдаль куда-то облака осенний ветер гнал сурово.

6. Оба слишком оживлённо и естественно слушали и говорили и это не понравилось Анне Павловне.

7. Мы стали искать для ночлега горную трещину и вдруг увидали спокойный огонь.

8. Ночью дождь утих и мир оцепенел в покое и сне.

9. Раз гуляя по лесу я чуть-чуть не заблудился но к счастью набрёл на тропу и она привела меня к морю.

Укажите ССП, в которых есть общий второстепенный член. Расставьте знаки препинания.

Укажите ССП, в которых есть общий второстепенный член. Расставьте знаки препинания.

  • 1. Справа и слева непролазно лежали вывернутые с корнем ели и сосны и одиноко стояли обгорелые снизу осины.
  • 2. Изредка пропоёт комар да ветерок качнёт вершину.
  • 3. Асфальт уже высох и только на цветах газонов блестели чистые крупные капли.
  • 4. Сверху жарко палило солнце и до раскалённой кабинки невозможно было дотронуться.
  • 5. В сентябре лес реже и светлее и птичьи голоса тише.
  • 6. Лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит или коней табун игривый молчанье дола возмутит.
  • 7. Вдруг в нижнем этаже под балконом заиграла скрипка и запели два нежных голоса.
  • 8. На строительной площадке работал кран и забивали в землю бетонные сваи.

В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую(ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

1. Денег у нас было мало,(1) и мы купили то,(2) что смогли. Всё выбирал хозяин,(3) и мне оставалось только удивляться,(4) зачем,(5) например,(6) нужны два десятка белых бумажных скатертей.

2. В сыроватой низине нашли несколько листьев ландыша с красной, (1) как пуговица, (2) завязью. Ландыши и завязь мы сорвали и выбросили, (3) но их длинные корни забрали: их можно было посадить в горшок с землей, (4) поливать теплой водой, (5) и тогда бы в январе вырос настоящий цветок ландыша.

3. Он любит читать детективы, (1) и я ему купила целых два тома. Он будет такой довольный! – прозвенел в вагоне счастливый девичий голос и смех. – А бабушке… Мы завтра будем на практике, (2) там рядом хороший магазин для диабетиков. Я уже всё разглядела. Бабушка болеет, (3) а ей тоже хочется вкусненького.

4. Вдруг вспыхивает солнечный луч, (1) и Сережка забывает, (2) что минуту назад он был физиком. Темнеют вдалеке стены Кремля, (3) и их охраняет на высоком берегу стрелец Сыроежкин.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация к уроку русского языка в 9 классе "Сложносочиненное предложение"

Автор: Белоножко Людмила Валерьевна

Дата: 01.11.2024

Номер свидетельства: 658832

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Презентация для урока русского языка "Сложносочиненные предложения" 9 класс"
    ["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia_dlia_uroka_russkogho_iazyka_slozhnosochiniennyie_priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "431415"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1507495579"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Презентация по русскому языку" Сложносочиненное предложение. Тренировочные задания к урокам.""
    ["seo_title"] => string(106) "priezientatsiia-po-russkomu-iazyku-slozhnosochiniennoie-priedlozhieniie-trienirovochnyie-zadaniia-k-urokam"
    ["file_id"] => string(6) "251866"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447308766"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Среднесрочное планирование уроков русского языка в 9 классе по разделу "
    ["seo_title"] => string(79) "sriedniesrochnoie-planirovaniie-urokov-russkogho-iazyka-v-9-klassie-po-razdielu"
    ["file_id"] => string(6) "122054"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1414146364"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Конспект урока русского языка. презентация к уроку "Подготовка к ГИА" "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-priezientatsiia-k-uroku-podghotovka-k-gia"
    ["file_id"] => string(6) "150888"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420566576"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Презентация к уроку русского языка в 8 классе  "Сложносочиненное предложение" "
    ["seo_title"] => string(89) "priezientatsiia-k-uroku-russkogho-iazyka-v-8-klassie-slozhnosochiniennoie-priedlozhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "165362"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422800693"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства