Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка и литературы в 10 классе на тему: " Наука и техника"»
Этические проблемы науки
10.3.2 определение стиля текста
10.2.4 - создание высказывания
Критерии
Дескрипторы
10.3.2 определяет структурные, лексические особенности текста научно-популярного подстиля (статья)
определяет главную информацию текста, отвечая на вопросы и определяя микротемы
определяет структурные особенности статьи (заголовок, лид, подзаголовки, заключение)
определяет лексические особенности публицистического стиля (опора на памятку о публицистическом стиле);
приводит соответствующие примеры из прочитанного текста
10.2.4 - создает высказывание (информационную речь), используя приёмы привлечения внимания и учитывая целевую аудиторию
создает высказывание (информационную речь)
использует приёмы привлечения внимания (информативно-смысловые)
учитывает целевую аудиторию
Предтекстовая работаСловарная работа:Этика науки , технологизация социального пространства, эвтаназия, клонирование
Работа с текстомhttps://studopedia.org/10-102906.htmlЗадание 1. Озаглавьте текст. 2. Определите микротемы текста. 3. Что необходимо для проведения любого научного исследования? 4. Кто часто является объектом исследований? 5. Какие области наук представляют угрозу для жизни и здоровья человека? 6. Определите проблему статьи, указывая на ее вид (социальная, нравственная, экологическая и пр.) 7. Определите структурные особенности текста (заголовок, лид, подзаголовки, заключение), окрасив цветными маркерами каждую часть текста. 8. Заполните таблицу «Лексические признаки научно - популярного стиля». В работе над лексическими особенностями предлагается для поддержки памятка №1.
1. Название (заголовок) (Этические проблемы науки)2. Введение (Этические проблемы современной науки имеют некоторые особенности, которые определяются всем комплексом социокультурных условий в обществе.)3. Основная часть
повторение ключевых слов (Этические проблемы, современная наука, особенности, научное исследование, угрозу для жизни и здоровья человека, воздействие этических норм);
абстрактные понятия (отглагольные существительные: проявление, использование, воздействие, мечтание)
2. Угроза для жизни и здоровья человека.)
4. Заключение (Таким образом, тесное, непосредственное воздействие этических норм на научное познание является сегодня не прекраснодушным мечтанием, но повседневной реальностью.)
Признак 3.
Использование синтаксических конструкций
Пример из текста.
Вводные слова: « по мнению ряда философов», «в свою очередь» и др.
Сложные предложения: Этические проблемы современной науки имеют некоторые особенности, которые определяются всем комплексом социокультурных условий в обществе.
Научно-популярный подстиль: адресат - широкие слои населения, цель – повышение общего культурного уровня массового читателя, популяризация научного знания (данный подстиль применяется в научно-популярных статьях, книгах, лекциях и др.); отличительная черта - изложение научных данных в доступной и занимательной форме, использование элементов художественного и публицистического изложения.
Требования к языку (лексике)научно-популярного подстиляЯзыковые средства, характерные научномустилю 1) научная лексика (терминология); 2) повторение ключевых слов; 3) абстрактные понятия (отглагольные существительные); 4) конкретная лексика - для обозначения общих понятий; 5) словосочетание «существительное +существительное в родительном падеже»; 6) сложные предложения; 7) прямой порядок слов. Роль языковых средств: строгая последовательность в изложении, смысловая точность, достоверность.
Структурно-смысловые компоненты: – название (заголовок), – введение, – основная часть, – заключение.
10.2.4 Создание высказыванияЗадание 1. Изучите памятку о приемах удержания информации. 2. Создайте высказывание (информационную речь) на тему «В чем заключаются этические проблемы науки?», используя приёмы привлечения внимания и учитывая целевую аудиторию (научная общественность).
Полезные выражения для диалогов (слова и словосочетания для выражения связи между абзацами): ● вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и др. (последовательность развития мысли); ● однако, между тем, в то время как, тем не менее(отношения противоречия, противопоставления); ● следовательно, поэтому, благодаря этому, вследствие этого, кроме того, к тому же (причинно-следственные отношения); ● обратимся к..., вспомним также, остановимся на..., перейдём к...,необходимо остановиться на..., необходимо рассмотреть... (переход от одной мысли к другой); ● итак, таким образом, значит, в заключение хочу отметить, всё сказанное позволяет сделать вывод, подводя итог, следует сказать... итог, вывод).
Сформулируйте идею урока, опираясь на полученные знания.
Рефлексия «3 М»: Что я могу? Что я могу? Что я могу?