Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка 5 класс по теме "Обращение"»
Двадцать четвертое ноября.Классная работа.
Запомни!
Вежливость — черта характера, которая характеризует личность хорошими манерами, добрыми делами и образованностью. Под вежливостью обычно понимают умение уважительно и тактично общаться с людьми
подлежащее
Вспоминаем то, что знаем
Обсуждение в парах
Какой раздел науки о языке изучает словосочетание, предложение, текст, а также правила их построения– …
Грамматическая основа предложения – это
и …………..
3. Однородные члены разделяются …
4.Однородные члены соединяются … и
…. .
5. Перечислите известные вам второстепенные члены предложения
Двух мальчиков попросили прочитать предложение и сосчитать, сколько девочек успешно сдали экзамен. Ответы ребят оказались разными (было выдвинуто 2 версии: 3 девочки и 2 девочки), но каждый из них был по-своему прав.А каково ваше мнение?
Обращение. Знаки препинания при обращении.
Назовите тему урока. Проверьте свои предположения.
Поработайте в парах.
Сформулируйте основной вопрос темы.
Проверьте себя.
Как найти обращение в предложении?
Задачи урока
Знать:
что такое обращениеспособ выражениякак при обращении ставятся знаки препинания
что такое обращение
способ выражения
как при обращении ставятся знаки препинания
Уметь:
опознавать его в предложенииотличать от подлежащегопунктуационно оформлять на письме
опознавать его в предложении
отличать от подлежащего
пунктуационно оформлять на письме
Что такое обращение?
Как не спутать подлежащее с обращением?
Какое оно бывает?
Какие знаки препинания при обращении?
Как они ставятся?
Ура! Подвигаемся !
Открываем новые знания
Здравствуйте, Мария Петровна!
Барсик, Барсик, кис – кис – кис!
Я люблю тебя, жизнь!
Свет мой, зеркальце, скажи…
к человеку
к природе
к явлению
к предмету
Обобщите наблюдения: к кому или к чему может обратиться человек с речью?
Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее лицо или предмет, к которому обращается говорящий.
Сравните ваше предположение с текстом определения.
Лингвистический эксперимент
Определите цель высказывания каждого предложения.
Укажите грамматическую основу.
Школьники помогают инвалидам, старикам, детям.
Школьники, помогайте инвалидам, старикам, детям!
vvvvvvvvvv
Обращение не входит в основу предложения,
к нему нельзя поставить вопрос от сказуемого.
Выделите признак, сопоставление которого помогает отличить обращение от подлежащего.
Прочитайте предложение.
Ты, Пилюлькин, всё трудишься, всё другим помогаешь?
Найдите слова, которые стоят в именительном падеже.
Ты, Пилюлькин.
Местоимения ты, вы никогда не бывают обращениями и не выделяются запятыми
Можем ли мы задать вопрос к слову Пилюлькин в этом предложении?
Нет, задать вопрос нельзя.
Обращение не является членом предложения.
Будет ли обращение членом предложения?
Запомним рифмовку
Всем нам при общении Поможет обращение. К людям, звёздам или птицам Можно смело обратиться. Только, друг, не забывай: Запятые расставляй.
(В. Валгина)
Какой совет вы получили в этой рифмовке?
Обращение нужно выделять запятыми.
Сравните свои наблюдения с правилом в учебнике.
Прочитайте § 42
Что нового узнали из текста?
Сравним:
Дети идут в лес.
Дети, идите в лес!
Подлежащее является главным членом предложения и действует со сказуемым, аобращениеслужебное слово, не является членом предложения.
С чем можно спутать обращения? Почему?
Как их различить?
Проверьте себя
Открываем новые знания
[О,…]
VVVv
Рассмотрите схемы. Какое пунктуационное правило иллюстрируют схемы?
[…,О,…]
VVVv
[ …,О]
vVVV
[ О !…]
vvvv
Составим алгоритм
1) Нахожу обращение.
2) Устанавливаю его границы
3) Определяю место обращения в предложении
4) Выбираю нужный знак препинания:
, / !
Выполни задание по алгоритму
Выпишите только те предложения, в которых есть обращения. Расставьте недостающие знаки препинания.
1. Дениска ты можешь выступить в концерте?
2. Дениска не хотел выступить в концерте.
3. Мама не знала, что я умею громко петь.
4. Мама разве ты не знаешь, что я умею громко петь?
5. Ты что про меня пишешь Карнаухова?
6. Брюквин постоянно мешал Карнауховой.
1. Дениска, ты можешь выступить в концерте?
Мама, разве ты не знаешь, что я умею громко петь?
3. Ты что про меня пишешь, Карнаухова?
Проверьте себя.
Подводимитогиурока
1.Обращениеназывает того, к кому обращаются с речью.
2.Обращениене является членом предложения.
3.Обращениявыделяются на письме запятыми.
4.Обращениевсегда стоит в именительном падеже.
5.Обращениеможет стоять в начале, середине и конце предложения.