Презентация к проектной работе учащегося "Словари русского языка"
Презентация к проектной работе учащегося "Словари русского языка"
На уроках русского языка при изучении разделов « Лексика» и « Фонетика», мы прибегаем к помощи словарей. Занятие это увлекательное. В условиях научного прогресса в обиход входят новые слова, многие из которых трудны и непонятны. Ученик не всегда знают, где и каким образом они могут получить необходимую информацию. Обращение к словарям открывает перед учащимися богатства человеческой мысли, способствует формированию целостного научного представления о системе языка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация к проектной работе учащегося "Словари русского языка"»
Автор проекта: Бардаков Илья Олегович, обучающийся 7 «А» класса Наставник проекта: Добренькая Е. Г., учитель русского языка и литературы
Цель : познакомиться со словарями русского языка и научиться пользоваться ими.
Задачи :
1.пользуясь различными информационными источниками, собрать необходимый для работы материал;
2. развивать способность краткого и яркого изложения своих мыслей;
3. приобрести навыки работы в системе Power Point и учиться использовать ресурсы Интернета при сборе материала;
4. провести анкетирование среди учащихся класса с целью узнать, что известно моим одноклассникам о словарях;
5. побудить одноклассников чаще пользоваться словарями, прививать интерес к русскому слову.
В условиях научного прогресса в обиход входят новые слова, многие из которых трудны и непонятны. Обращение к словарям открывает перед учащимися богатства человеческой мысли, способствует формированию целостного научного представления о системе языка.
В условиях научного прогресса в обиход входят новые слова, многие из которых трудны и непонятны. Обращение к словарям открывает перед учащимися богатства человеческой мысли, способствует формированию целостного научного представления о системе языка.
Что такое «лицензия» или «эскалатор»?
Толковый словарь объяснит значение любого слова, даст его грамматическую и стилистическую характеристику, приведет примеры употребления в речи.
Указывает нормы написания слов какого-либо языка в соответствии с системой правил, определяющих единообразие способов передачи речи на письме.
Помогает находить части слова и точно определять границы между ними.
Черный – белый,
Длинный – короткий,
День- ночь,
Прогресс - ?
Нужный - ?
Уважение - ?
Ответить на эти вопросы
поможет словарь антонимов. Помогает подобрать антонимы, объясняет значение каждого из них.
Указывает нормативное литературное произношение слов какого-либо языка.
Помогает подобрать синонимы, дает толкование слов-синонимов, отмечает их стилистические особенности.
Кого «водят за нос»?
Почему «бьют баклуши»?
Можно ли «висеть на телефоне»?
Узнать ответы на эти вопросы можно в словаре фразеологизмов. Объясняет значения фразеологизмов, рассказывает об их происхождении, приводит фразеологические синонимы и антонимы.
Чем ведает медведь и родственник ли он ведьме? Что такое «авось» и почему сумку называют «авоськой»?
О происхождении слов расскажет этимологический словарь .
Дает объяснение иноязычных слов; указывает, из какого языка заимствовано слово.
В анкетировании принимали участие 20 учащихся 7«А».
№
1
Вопросы
Знаете ли вы что такое словарь?
2
да
нет
20
Часто ли вы пользуетесь словарями?
3
0
Возникают ли у вас трудности при работе со словарем?
5
4
15
4
Какие словари вы знаете?
16
Смотри таблицу 2
№
Какие словари вы знаете?
1
2
Ответы
Толковый словарь
Орфографический словарь
3
18
11
Словообразовательный словарь
4
Словарь антонимов
0
5
6
1
Словарь синонимов
Орфоэпический словарь
3
7
4
Фразеологический словарь
8
Этимологический словарь
0
9
1
Словарь иностранных слов
5
1. Слова в словаре расположены в алфавитном порядке.
2. Словарь состоит из предисловия и словарных статей.
3. Словарная статья рассказывает о разных сторонах слова: его написании, правильном произношении, истории слова, его составе и способах образования, лексическом значении и т.д.
4. В большинстве словарей в начале страницы указаны жирным шрифтом слова, которыми начинается и кончается данная страница, либо парные три буквы этих слов. Это облегчит поиск нужного слова.
5. В целях экономии многие пояснения в словарной статье даются в сокращенном виде. Разъяснение к системе сокращений дается в начале словаря.
В результате работы над проектом я научился:
искать нужную информацию в интернете;
выяснил значение термина «словарь»;
узнал, какие бывают словари по назначению и функциональной принадлежности;
подготовил буклет «Как пользоваться словарями» и раздал учащимся в виде памяток.
Чтение словарей, постоянное обращение к ним повышает культуру речи. Словари обогащают нашу речь, расширяют наше познание языка, углубляют понимание слова, способствуют развитию логического мышления.
1. Рассказы о русских словарях. Книга для учащихся. М.- Русское слово, 2013
2.Тихонова М.А., Алексеев Ф.С., Фокмна А.С.: 5 школьных словарей русского языка в одной книге. Изд-во: АСТ, 2019