Просмотр содержимого документа
«Презентация" Бессоюзное сложное предложение. Обобщение.»
Тема: Бессоюзное сложное предложение. Обобщение. Учителя русского языка и литературы: Чернаковой Т. П
Цели урока:
1) обобщение и систематизация изученного о бессоюзном сложном предложении; закрепление пунктуационных навыков, освоенных в процессе изучения бессоюзного сложного предложения;
2) развивать умение анализировать, обобщать, систематизировать и оценивать собственную деятельность.
3)воспитание уважения к уроку и предмету в целом, воспитание взаимоуважения.
Эпиграф:
Людей неинтересных в мире нет,
Их судьбы как истории планет,
У каждой всё особое, своё,
И нет планет, похожих на неё.
Е.Евтушенко.
Мозговая атака.
1) Что такое сложное предложение?
2) Что такое грамматическая основа предложения?
3) Какие сложные предложения вы изучали?
4) Что такое сложносочиненное предложение?
5) Что такое сложноподчиненное предложение?
Мозговой штурм
Что такое БСП?
Из чего они состоят?
Как выражаются смысловые отношения между частями бессоюзных предложений?
При помощи каких знаков в них соединяются простые?
Практическая работа.
Прочитайте выразительно строки А. А. Фета.
Объясните для чего автор использует БСП, составьте схему предложения.
На заре ты ее не буди,
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.
«На заре ты ее не буди...» А. А. Фет,
Вывод:
Бессоюзное сложное предложение придает лаконичность, эмоциональность, выразительность стихотворению. БСП позволяет емки выразить глубокое содержание текста, помогает избежать излишней загруженности текста союзами. Схема предложения:[ - = ], [ - =]; [ -,= ,=]
Слуховой диктант.
Задание:
Можем ли мы, воспринимая текст на слух, узнать бессоюзное сложное предложение?
Если можем, что помогает это сделать?
1.Я знал: удар судьбы меня не пройдет.
(дополнение) – понижение голоса в конце 1 предложения
2. Солнце зашло за горизонт - день на исходе. (время)
3. Мы увидели неожиданную картину: на опушке стоял лось. (пояснение)
4. Сердце Марии колотилось, руки дрожали. (значение одновременности)- интонация перечислительная
5. Добрый человек оставляет добрую память - злой человек будет быстро забыт.(противопоставление)- повышение голоса в 1 предл. и понижение во 2-м.
1 2 3 4 5
: - : , -
Графический диктант.
Задание: учитель диктует предложения, учащиеся выстраивают только схемы, расставляя знаки препинания, объясняют их постановку.
1. Наступил вечер () шёл дождь() с севера прерывисто дул ветер.
2. Я понимал () выручить нас может только случайность.
3. За всё браться () ничего не сделать.
4. Всю дорогу от станции до хутора молчали () говорить мешала тряская езда.
5. Служить бы рад () прислуживаться тошно.
6. Бревно на избах было темно и старо () многие крыши сквозили, как решето.
Проверка задания:
1. Наступил вечер, шёл дождь, с севера прерывисто дул ветер.
2. Я понимал: выручить нас может только случайность.
3. За всё браться – ничего не сделать.
4. Всю дорогу от станции до хутора молчали: говорить мешала тряская езда.
5. Служить бы рад – прислуживаться тошно.
6. Бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето.
Самопроверка графического диктанта.
Схемы:
1. [ = - ], [= - ], [ = -]. (последоват. событий)
2. [ - = ]: [ = - ]. (дополн.)
3. [ = ] – [ = ]. (условие)
4. [ = ] : [ = - ]. (причина)
5. [ = ] – [ = ]. (противопоставление)
6. [ - = и =]; [ - = ]. (последов. событий)
«Найти третье лишнее предложение»
1) Помни про школу:
только с ней
станешь строителем радостных дней.
(В. Маяковский.)
2) Таким друзьям на свете
не страшно ничего:
один за всех в ответе
И все за одного.
(С. Михалков.)
3) Как отчий дом, как старый горец горы
люблю я землю: тень её лесов,
и моря рокоты, и звёзд узоры,
и странные строенья облаков. (В. Брюсов)
Исправь ошибку.
Задание:
Найдите предложения, в которых допущены ошибки в расстановке знаков препинания, исправив ошибки.
1. Грянул гром – по дебрям влажным эхо резко засмеялось.
2. Настанет вечер, - загорятся в небе звезды.
3. Полюбуйся: весна наступает, журавли караваном летят, в ярком золоте день утопает.
4. Я подошел к окну - : снегопад был в полном великолепии.
Правильный ответ:
Ошибки:
2. [время]-[ ]
4. [ ] : [дополнение]
Тест по теме «Бессоюзные сложные предложения»
1. Перестройте сложные союзные предложения в бессоюзные. Запишите их, расставляя знаки препинания.
1) Любите книгу, так как она откроет вам много интересного.
2) Я повторил приглашение, но он ничего не ответил.
2 .Найдите правильное объяснение постановки двоеточия в БСП:
Летом скворцов не видно: они прячутся в густых темных лесах.
1) Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чем говорится в первой.
2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами.
3) Обобщающее слово стоит после однородных членов.
4) Вторая часть БСП указывает на причину того, о чем говорится в первой.
3. Найдите правильное объяснение постановки тире в БСП:Будь вы порядочные господа — вам же бы стыдно было!
1) Содержание первой части сравнивается с содержанием второй.
2) Первая часть указывает на условие того, о чем говорится во второй части.
3) Содержание первой части противопоставляется содержанию второй.
4) Части предложения рисуют быструю смену событий или неожиданный результат действия.
4. В каком бессоюзном сложном предложении между частями ставится двоеточие?
1) Стекло разлеталось во все стороны и билось со звоном и громом рассыпанная мука вертелась столбом.
2) Я оборачиваюсь мутно-зеленые облака плывут по бледно-алому закату.
3) Ширь даль зелень.
4) Не хватит света факел сердца выну.
5. В каком бессоюзном сложном предложении между частями ставится тире?
1) Синеватые леса темнели по долине светлой местами алой сталью блестела река в камышах и высокой луговой зелени.
2) Нынешней осенью вдруг я почувствовал со старым другом надо увидеться.
3) Спускаюсь с мостика заглядываю в каюту народу человек восемь.