Презентация к уроку русского языка в 9 классе по теме "Бессоюзные сложные предложения". Урок - обобщение полученных знаний. Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, произведения И.С. Тургенева ("Голуби", "Первая любовь","Бежин луг").
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация "Бессоюзное сложное предложение"»
Урок русского языка в 9 классе
учитель русского языка и
литературы
МБОУ СОШ№45
г.Сургута
Мосейчук Г.Г.
Обобщение по теме« Бессоюзные сложныепредложения»
Цель урока: обобщить и систематизировать знания о бессоюзном сложном предложении.
Образовательные:
- повторить материал о бессоюзных сложных предложениях, закрепить пунктуационные навыки в
предложениях данного типа.
Развивающие:
- пронаблюдать, как изученные конструкции предложений помогают выразить стиль писателя ;
развивать творческие способности учащихся,
постигать красоту родного слова.
Воспитательные:
- содействовать воспитанию любви к природе,
родному языку, бережному отношению, интереса к нему.
Цели учащихся :
1.Обобщить и систематизировать материал о бессоюзных сложных предложениях.
2.Качественно подготовиться к зачёту.
3.Выполнить самостоятельно исследование по теме «Частотность употребления конструкций
БСП в произведениях И.С.Тургенева»
4.Проявить свои творческие способности с
использованием БСП.
5.Овладеть методами сравнения, наблюдения.
беседа, анализ текстов
Оборудование урока:
экран
проектор
мультимедийные слайды
репродукции картин
I.Организационный момент.
Знакомство с темой и целью урока.
Учащиеся выбирают свои цели урока.
II.Эвристическая ситуация.
Как сердцу высказать себя?
Как передать радость и боль, тоску и
восторг, счастье, раздумья, своичувства?Изучая русский язык, мы
много раз убеждаемся, какие безграничные возможности для выражения наших мыслей и чувствдаёт он. Сегодня мы попробуем увидеть экспрессивные возможности БСП. Попытаемся понять, какова роль БСП в художественном тексте.
III. Словарная работа
Экспрессия-выражение чувств,
переживаний, выразительность.
(С.И.Ожегов «Словарь русского языка)
IV.Метод эмпатии.
Язык Тургенева … Поразительно красив и светел. Музыка тургеневского слова… Она завораживает, чарует, учит любить родную природу.
Послушайте отрывок из стихотворения в прозе Тургенева
«Голуби»
И.С.Тургенев «Голуби»
Я стоял на вершине пологого холма ; передо мною- то золотым, посеребренным морем – раскинулась и пестрела рожь. Но не бегало зыби по этому морю ; не струился душный воздух : назревала гроза великая. Около меня солнце ещё светило – горячо и тускло, но там, за рожью, не слишком далеко, тёмно-синяя туча лежала грузной громадой на целой половине небосклона.
Всё притаилось… всё изнывало под зловещим блеском последних солнечных лучей. Не слыхать, не видать ни одной птицы ; попрятались даже воробьи. Только где-то вблизи упорно шептал и хлопал одинокий лист лопуха.
Как сильно пахнет полынь на межах! Я глядел на синюю громаду и смутно было на душе. «Ну скорей же, скорей! – думалось мне, - сверкни, золотая змейка, дрогни, гром! Двинься, покатись, пролейся туча, прекрати тоскливое томленье!»
Но туча не двигалась. Она по-прежнему давила безмолвную землю…и только словно пухла да темнела.
И вот по одноцветной её синеве замелькало что-то ровно и плавно ; ни дать, ни взять белый платочек или снежный комок То летел, летел – всё прямо и прямо… и потонул за лесом Прошло несколько мгновений –та же стояла жестокая тишь… Но глядь! Уже два платка мелькают, два комочка несутся назад : то летят домой ровным полётом два белых голубя…
Обратите внимание, каких предложений в тексте больше ?
( В произведении Тургенева очень много БСП) Какую картину создаёт писатель, используя экспрессивные возможности БСП ? (Писатель создаёт яркую картину природы)
V.Проверка домашнего задания
VI.Минуты творчества.VI.Минуты творчества.Мы тоже учимся с вамиписать, выражать свои мысли и чувства.Предлагаю вам написать сочинение по данному началу, используя экспрессивные возможности БСП «Вхожу в зимний лес…»
VII.Чтение работ.Рецензирование.Проанализируйте в своих текстах употребление БСП.
VIII. Работа с текстом Тургенева по группам с учётом учебных возможностей учащихся.
Но вот наступает вечер. З..ря запылала пожаром и обхв..тила полнеба.Солнце садит(?)ся. Воздух (в)близи как(то) особенно прозрачен словно стекля(н,нн)ый (в)дали л..жит(?)ся мя..кий пар тёплый на вид вместе с р..сой падает алый блеск на поляны ещё
(не)давно облитые потоком жи..кого золота (от) высоких ст..гов сена поб..жали дли(н,нн)ые тени.
Задание:
Списать, расставить знаки препинания,
подчеркнуть грамматические основы.
1группа-обозначить орфограммы,
объяснить написание слов.
2группа-пунктуационный разбор последнего предложения, составить
схему.
3группа- определить стиль, тип речи, найти художественные средства выразительности, выписать