Обращение – смысловой отрезок, его признаки. Распространённые и нераспространённые обращения
РУССКИЙ ЯЗЫК, 5-й КЛАСС, Ч. 1
Вспоминаем то, что знаем
Прочитайте предложение, найдите в нём слова в именительном падеже.
Кудесник, ты лживый, безумный старик, презреть бы твоё предсказанье. (А.С. Пушкин)
Кудесник, ты, старик.
С каким из них обращаются к собеседнику, привлекая его внимание?
Кудесник.
Кудесник – волшебник, колдун; тот, кто делает что-то сверхъестественное.
Кто такой кудесник? Подберите синонимы к этому слову.
Да, у него есть дополнительное значение – называет лицо, к которому обращаются, привлекают его внимание.
Будет ли это слово смысловым отрезком?
Обращение. Признаки обращения.
Назовите тему урока. Проверьте свои предположения.
Поработайте в парах. Сформулируйте вопросы по этой теме.
Проверьте себя.
Что такое обращение?
Какое оно бывает?
Какие знаки препинания при обращении?
Как они ставятся?
Открываем новые знания
Понаблюдайте за своей речью. Какие слова вы используете, если нужно обратиться к другу, к учителю, к родным?
Прочитайте текст упр. 266. Найдите слова, называющие лицо или предмет, к которому обращаются.
Дайте определение: что такое обращение?
В каких речевых ситуациях используется обращение?
Обращение – это слово (или словосочетание), называющее лицо или предмет, к которому обращается говорящий.
Сравните ваше предположение с текстом определения.
Перечитайте предложение.
Кудесник, ты лживый, безумный старик, презреть бы твоё предсказанье.
Вспомните слова, которые стоят в именительном падеже.
Кудесник, ты, старик.
Можно ли обратиться собеседнику со словами ты , старик ?
Местоимение ты никогда не бывает обращением, это невежливо – сказать человеку – ты .
Можем ли мы задать вопрос к слову кудесник в этом предложении?
Нет, задать вопрос нельзя.
Будет ли обращение членом предложения?
Обращение не является членом предложения.
Запомним рифмовку
Всем нам при общении Поможет обращение. К людям, звёздам или птицам Можно смело обратиться. Только, друг, не забывай: Запятые расставляй.
(В. Валгина)
Какой совет вы получили в этой рифмовке?
Обращение нужно выделять запятыми.
Сравните свои наблюдения с правилом в учебнике.
Рефлексия
Выпишите только те предложения, в которых есть обращения. Расставьте недостающие знаки препинания.
1. Дениска ты можешь выступить в концерте?
2. Дениска не хотел выступить в концерте.
3. Мама не знала, что я умею громко петь.
4. Мама разве ты не знаешь, что я умею громко петь?
5. Ты что про меня пишешь Карнаухова?
6. Брюквин постоянно мешал Карнауховой.
1. Дениска, ты можешь выступить в концерте?
- Мама, разве ты не знаешь, что я умею громко петь?
3. Ты что про меня пишешь, Карнаухова?
Проверьте себя.