Разработка поможет обобщить знания пятиклассников по теме "Предложения с обращениями" и позволит подвести итог урока по данной теме.
Просмотр содержимого документа
«Предложения с обращениями»
Предложения с обращениями
Урок русского языка
в 5 классе
Наши цели, задачи и способы действия
Как?
Зачем?
Работаем
в группах
Интонация
Что?
Наблюдаем
Обращение
Знаки
препинания
Делаем
выводы
В речи вполне можно обойтись без обращений.(нет) Обращение - это уточнение подлежащего. (нет) Обращение произносится с особой интонацией.(да) Обращение имеет форму именительного падежа. (да) Обращение является подлежащим. (нет) Обращением может быть одно слово или сочетание слов. (да) Обращение может находиться только в начале предложения. (нет) Обращение выделяется запятыми. (да) По обращению можно понять, каков тот человек, который обращается, и тот, к кому обращаются. (да ) Не оставь меня, кум милый!... Кумушка, мне странно это…
Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью. Обращение всегда имеет форму именительного падежа и может быть выражено собственным или нарицательным существительным.
Правила работы в группе
В группе должен быть ответственный. Если не понял, переспроси. Один говорит, другие слушают. Свое несогласие высказывай вежливо. Работать должен каждый на общий результат .
На слове-обращении голос повышается, затем – понижается, а после обращения соблюдается пауза. Это называется звательной интонацией .
Схемы
Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?
Голубушка, как хороша!... Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица, при красоте такой и петь ты мастерица… Потешь же, миленький дружочек!
Обращение может состоять из одного слова, т.е. быть нераспространенным . Если обращение состоит из нескольких слов, то оно является распространенным .
В предложении обращение может занимать любое место: в начале, в середине или в конце предложения. Обращение выделяется запятыми. Это знаки выделения .
Упражнение № 1
Какой член предложения, как и обращение,
может быть выражен существительным в
именительном падеже? Расставьте знаки
препинания, объясните свой выбор.
Мой куманёк пришёл ко мне на ужин. Тебя мой куманёк век слушать я готова.
Упражнение № 2
Составьте предложения так, чтобы в одном
случае данные слова были подлежащими, а в
других – обращениями:
гражданин тётушка Николай Петрович
Упражнение № 3 Найдите обращения, расставьте знаки препинания
1. Соседка перестань срамиться, тебе ль с слоном возиться?
2. Соседушка мой свет Пожалуйста покушай… Потешь же миленький дружочек! Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек! Еще хоть ложечку! Да кланяйся жена!
3. Давно Полканушка мне больно самому, что, бывши одного двора с тобой собаки, мы дня не проживем без драки.
4. Друзья К чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры…
5. Ну, что ж Хавронья там ты видела такого?
6. Послушай-ка дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище.
Что нового вы сегодня узнали на уроке?