kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правописание е-и в корнях с чередованием.

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Данный урок русского языка проводился согласно рабочей программе, составленной на основе федерального государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования (Примерные программы  основного общего образования. Русский язык – В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова, М.: Дрофа, 2015 г.)  

Тема: Правописание гласных о-е в корнях с чередованием.

     Урок полностью соответствовал возрасту обучающихся, их познавательным интересам.

     Планирование урока построено на основе системно-деятельностного подхода     Применение соответствующего иллюстративного, аудио- и мультимедийного учебного материала вызвало повышенный интерес обучающихся к изучению данного материала, желанию самостоятельно находить информацию и доносить её до своих одноклассников.

     На уроке были реализованы следующие принципы: принцип направленности обучения на комплексное решение задач; принцип доступности обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Правописание е-и в корнях с чередованием.»

Урок открытия новых знаний в 5 классе. Литвинова Лариса Ивановна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории  ГБОУ лицей № 395  г. Санкт-Петербург 2014 г.

Урок открытия новых знаний в 5 классе.

Литвинова Лариса Ивановна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

ГБОУ лицей № 395

г. Санкт-Петербург 2014 г.

Проверяем домашнее задание Прикоснуться- прикасаться Расти - подрос Положить - располагать Выращивать - срослись Касаться – коснуться Предполагать - сложить Растирать - растереть Найдите лишнюю пару

Проверяем домашнее задание

  • Прикоснуться- прикасаться
  • Расти - подрос
  • Положить - располагать
  • Выращивать - срослись
  • Касаться – коснуться
  • Предполагать - сложить
  • Растирать - растереть

Найдите лишнюю пару

Проверяем домашнее задание Прикоснуться- прикасаться Расти - подрос Положить - располагать Выращивать - срослись Касаться - коснуться Предполагать - сложить Растирать - растереть Найдите лишнюю пару

Проверяем домашнее задание

  • Прикоснуться- прикасаться
  • Расти - подрос
  • Положить - располагать
  • Выращивать - срослись
  • Касаться - коснуться
  • Предполагать - сложить
  • Растирать - растереть

Найдите лишнюю пару

Найдите видовые пары Литература И молвил он, сверкнув очами: «Ребята! не Москва ль за нами? Умрёмте ж под Москвой, Как наши братья умирали!» И умереть мы обещали. И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой.

Найдите видовые пары

Литература

И молвил он, сверкнув очами:

«Ребята! не Москва ль за нами?

Умрёмте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!»

И умереть мы обещали.

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

Немного биологии Каждый корень обладает способностью ветвиться, стелиться, укрепляться.  Искусственный газон расстилается обычно на спортивных площадках.

Немного биологии

Каждый корень обладает способностью ветвиться, стелиться, укрепляться.

Искусственный газон расстилается обычно на спортивных площадках.

Немного истории В древнем Риме для выступления в амфитеатре подбирали самых сильных, ловких мужчин. Как назывались те рабы, которых выберут?

Немного истории

В древнем Риме для выступления в амфитеатре подбирали самых сильных, ловких мужчин. Как назывались те рабы, которых выберут?

- мер- -мир-  -стел- -стил-  -бер- -бир- Падает ли на них ударение? Можно ли слова в этих корнях проверить ударением? Какой фонетический процесс происходит в названных словах?

- мер- -мир-

-стел- -стил-

-бер- -бир-

Падает ли на них ударение?

Можно ли слова в этих корнях проверить ударением?

Какой фонетический процесс происходит в названных словах?

Буквы е–и в корнях с чередованием.

Буквы е–и в корнях с чередованием.

Что мы знаем о чередующихся корнях?

Что мы знаем о чередующихся корнях?

  • -кас- -кос-
  • -лаг- -лож-
  • -раст- -ращ- -рос-
«Зри в корень!»

«Зри в корень!»

Открываем новые знания Прочитайте слова. Назовите корни и буквы чередующихся гласных в них. разберу отпереть задеру вытереть замереть блестеть расстелить выжег разбирать отпирать задирать вытирать замирать блистать расстилать выжигать

Открываем новые знания

Прочитайте слова. Назовите корни и буквы чередующихся гласных в них.

разберу

отпереть

задеру

вытереть

замереть

блестеть

расстелить

выжег

разбирать

отпирать

задирать

вытирать

замирать

блистать

расстилать

выжигать

Решаем проблему раз б и р а ть от п и р а ть за д и р а ть вы т и р а ть за м и р а ть раз б и р ать от п и р ать за д и р ать вы т и р ать за м и р ать бл и ст ать бл и ст а ть рас ст и л а ть вы ж и г а ть рас ст и л ать вы ж и г ать раз б е р у от п е р еть за д е р у вы т е р еть за м е р еть бл е ст еть рас ст е л ить вы ж е г  Почему И? Почему Е?

Решаем проблему

раз б и р а ть

от п и р а ть

за д и р а ть

вы т и р а ть

за м и р а ть

раз б и р ать

от п и р ать

за д и р ать

вы т и р ать

за м и р ать

бл и ст ать

бл и ст а ть

рас ст и л а ть

вы ж и г а ть

рас ст и л ать

вы ж и г ать

раз б е р у

от п е р еть

за д е р у

вы т е р еть

за м е р еть

бл е ст еть

рас ст е л ить

вы ж е г

Почему И? Почему Е?

В корнях с чередованием е – и буква и пишется, если за корнем есть суффикс а, и буква е , если этого суффикса нет .  И  А  Е  А

В корнях с чередованием е – и буква и пишется, если за корнем есть суффикс а, и буква е , если этого суффикса нет .

И А Е А

Запомним рифмовки! Ира терем уб…рает, Пыль везде прот…рает Так, что все бл…стает, Скатерть расст…лает, Ведь гостей поджидает. Соб…рать, ст…рать, зад…ра Повнимательней гляди Если в слове имя – ИРА В корне пишем букву … .

Запомним рифмовки!

Ира терем уб…рает,

Пыль везде прот…рает

Так, что все бл…стает,

Скатерть расст…лает,

Ведь гостей поджидает.

Соб…рать, ст…рать, зад…ра

Повнимательней гляди

Если в слове имя – ИРА

В корне пишем букву …

.

Ослик говорит: «И-а!» Так и ты пиши в словах: Соберу, но ……., Замереть, но …., Затереть, но ……, Запереть, но ……, Выдеру, но ……...  На приставку не гляди, Крики ослика ищи.

Ослик говорит: «И-а!»

Так и ты пиши в словах:

Соберу, но …….,

Замереть, но ….,

Затереть, но ……,

Запереть, но ……,

Выдеру, но ……...

На приставку не гляди,

Крики ослика ищи.

Ослик говорит: «И-а!» Так и ты пиши в словах: Соберу, но собирать, Замереть, но замирать, Затереть, но затирать, Запереть, но запирать, Выдеру, но выдирать.  На приставку не гляди, Крики ослика ищи.

Ослик говорит: «И-а!»

Так и ты пиши в словах:

Соберу, но собирать,

Замереть, но замирать,

Затереть, но затирать,

Запереть, но запирать,

Выдеру, но выдирать.

На приставку не гляди,

Крики ослика ищи.

Алгоритм Выделить в слове корень  Поставить ударение  Найти безударную гласную в корне. Вспомнить корни с чередованием. Проверить наличие или отсутствие суффикса -а- . Если суффикс -а- есть после корня, пишется буква и, а если нет – е. .

Алгоритм

  • Выделить в слове корень
  • Поставить ударение
  • Найти безударную гласную в корне.
  • Вспомнить корни с чередованием.
  • Проверить наличие или отсутствие суффикса -а- .
  • Если суффикс -а- есть после корня, пишется буква и, а если нет – е.

.

Рефлексия Запишите слова. Вставьте пропущенные буквы. Расстелить, убирать, замереть, запирать, обжигать, задеру, вытирать, блистать. Расст…лить, уб…рать, зам…реть, зап…рать, обж…гать, зад…ру, выт…рать, бл…стать. Проверьте себя

Рефлексия

Запишите слова. Вставьте пропущенные буквы.

Расстелить, убирать, замереть, запирать, обжигать, задеру, вытирать, блистать.

Расст…лить, уб…рать, зам…реть, зап…рать, обж…гать, зад…ру, выт…рать, бл…стать.

Проверьте себя

Если после корня – а , В корне будет и всегда! (Вот пример запоминай: «Ноги вы тер ? Вы тир а й!») Задание: напишите синквейн на тему «Чередование»

Если после корня – а ,

В корне будет и всегда!

(Вот пример запоминай:

«Ноги вы тер ? Вы тир а й!»)

Задание: напишите синквейн на тему «Чередование»

Творческое задание . Ваша мама попросила вас научить младшего брата (сестру) правилам поведения за столом. Используя глаголы с чередованием в корне, составьте памятку с советами. 1. Вымыв руки пред едой, …….. их тщательно. 2. ……….. салфетку на колени. 3. ……….. локти со стола. 4. ……….. рот не рукавом, а салфеткой. 5. После еды ……..за собой посуду. 6. Не поленись, ………..крошки и другой мусор.

Творческое задание .

Ваша мама попросила вас научить младшего брата (сестру) правилам поведения за столом. Используя глаголы с чередованием в корне, составьте памятку с советами.

1. Вымыв руки пред едой, …….. их тщательно.

2. ……….. салфетку на колени.

3. ……….. локти со стола.

4. ……….. рот не рукавом, а салфеткой.

5. После еды ……..за собой посуду.

6. Не поленись, ………..крошки и другой мусор.

Смелый умирает один раз, а трус каждый день.(И)  · Смерть чинов не разбирает.(И)  · Солдат службы не выбирает.(И)  · Кабы знал, где упасть, соломки бы подстелил.Е)  · Кто детям потакает, сам слезы вытирает.(И)  · Не знаешь, где найдешь, где потеряешь.(Е)  · Не силой дерутся – умением.(Е)  · Не задирай нос высоко – споткнешься (

Смелый умирает один раз, а трус каждый день.(И)

· Смерть чинов не разбирает.(И)

· Солдат службы не выбирает.(И)

· Кабы знал, где упасть, соломки бы подстелил.Е)

· Кто детям потакает, сам слезы вытирает.(И)

· Не знаешь, где найдешь, где потеряешь.(Е)

· Не силой дерутся – умением.(Е)

· Не задирай нос высоко – споткнешься (

Какую мы цель ставили?  Удалось ли достичь поставленной цели?  Каким способом мы ее достигли?  Где вы будете применять новые знания? С какими трудностями столкнулись? Оцените свою работу на уроке.

Какую мы цель ставили?

Удалось ли достичь поставленной цели?

Каким способом мы ее достигли?

Где вы будете применять новые знания?

С какими трудностями столкнулись?

Оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание: 1. Выучить корни с чередованием и любую подсказку. 2. С оставьте тест из 10 заданий на тему «Чередующиеся гласные в корне слова» 3. Написать сочинение, используя одну из пословиц.

Домашнее задание:

1. Выучить корни с чередованием и любую подсказку.

2. С оставьте тест из 10 заданий на тему «Чередующиеся гласные в корне слова»

3. Написать сочинение, используя одну из пословиц.

СПАСИБО ЗА УРОК!

СПАСИБО ЗА УРОК!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Правописание е-и в корнях с чередованием.

Автор: Литвинова Лариса Ивановна

Дата: 02.02.2016

Номер свидетельства: 286803

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Технологическая карта урока по русскому языку (ФГОС) "Правописание корней с чередованием гласных о-а (кас-кос, гар-гор, раст-рос)""
    ["seo_title"] => string(120) "tiekhnologhichieskaiakartaurokaporusskomuiazykufgospravopisaniiekornieischieriedovaniiemghlasnykhoakaskosgharghorrastros"
    ["file_id"] => string(6) "301504"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456932925"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Технологическая карта урока по русскому языку (ФГОС) "Правописание корней с чередованием гласных о-а (кас-кос, гар-гор, раст-рос)""
    ["seo_title"] => string(121) "tiekhnologhichieskaiakartaurokaporusskomuiazykufgospravopisaniiekornieischieriedovaniiemghlasnykhoakaskosgharghorrastros1"
    ["file_id"] => string(6) "301505"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456932935"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Правописание корней с черелованием О-А "
    ["seo_title"] => string(44) "pravopisaniie-korniei-s-chierielovaniiem-o-a"
    ["file_id"] => string(6) "186071"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426269431"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Правописание корней с чередованием гласных А-О"
    ["seo_title"] => string(56) "pravopisaniie-korniei-s-chieriedovaniiem-ghlasnykh-a-o-1"
    ["file_id"] => string(6) "275558"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452597353"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Правописание  корней с чередованием Е-И "
    ["seo_title"] => string(45) "pravopisaniie-korniei-s-chieriedovaniiem-ie-i"
    ["file_id"] => string(6) "213454"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432056873"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства