kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правописание союзов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с правописанием союзов. Таблицы, упражнения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Правописание союзов»

Найди неверное утверждение

Найди неверное утверждение

  • 1.Союз-служебная часть речи.
  • 2.Союз является членом предложения.
  • 3.Союз соединяет однородные члены в предложении.
  • К союзу нельзя задать вопрос.
Какие слово(а) не являются союзами?

Какие слово(а) не являются союзами?

  • 1.такие
  • 2.чтобы
  • 3. или
  • 5. что
  • 6.что-либо
  • 7.зато
  • 8.словно
Сочинительными союзами являются

Сочинительными союзами являются

  • 1) а
  • 2 ) то-то
  • 3 ) однако
  • 4 ) как
К разделительным союзам относятся

К разделительным союзам относятся

  • 1)то -то
  • 2) то ли - то ли
  • 3)зато
  • 4) или
Четвертый «лишний»

Четвертый «лишний»

  • 1 ) (в) течение ночи,(в) продолжение урока, (в)следствии по делу, благодаря хорошей игре;
  • 2) (во)первых, дважды, сгоряча, первый;
  • 3)зато, не только…но и, да(и),тоже;
  • 4)чтобы, тоже, то_ же, зато.
кластер «СОЮЗ»

кластер «СОЮЗ»

  • Союз – служебная часть речи;
  • Служит для соединения однородных членов предложения и простых частей в составе сложного;
  • Бывают сочинительные и подчинительные;
  • Бывают простые и составные.
Проблемная ситуация   Он тоже пришёл и рассказал то же самое.  Что бы мне почитать, чтобы не скучать в дороге?   Зато я спрятался за то дерево Брат также учился в институте. Я учился так же хорошо, как и брат.  Формулируем тему урока и цели.

Проблемная ситуация

  •   Он тоже пришёл и рассказал то же самое.
  • Что бы мне почитать, чтобы не скучать в дороге?
  •   Зато я спрятался за то дерево
  • Брат также учился в институте. Я учился так же хорошо, как и брат.

Формулируем тему урока и цели.

ЦЕЛИ

ЦЕЛИ

  • сформировать навыки написания и употребления союзов в соответствии с литературной нормой
  • усвоить алгоритм действия для  различения омонимичных частей речи
  • развивать логическое и творческое мышление
  • развивать устную и письменную речь
Различайте союзы и омонимичные им самостоятельные части речи Самостоятельные части речи Союзы Тоже = также = И Я тоже (=и) прочел эту книгу. Я также прочел эту книгу. И я прочёл эту книгу.   Местоимение то же Наречие так же. Частицу же можно опустить. Я читал то же , что и вы. - Я читал то , что и вы. Знаю это так же, как и вы. - Знаю это так , как и вы. Чтобы = для того чтобы Я пришел в библиотеку, чтобы прочитать нужную мне книгу. Я пришёл в библиотеку, для того чтобы прочитать эту книгу. Местоимение с частицей что бы. Частицу можно отделить и перенести в другое место: Что бы мне прочитать по этому вопросу? Что мне прочитать бы по этому вопросу?

Различайте союзы и омонимичные им самостоятельные части речи

Самостоятельные части речи

Союзы

Тоже = также = И

Я тоже (=и) прочел эту книгу.

Я также прочел эту книгу.

И я прочёл эту книгу.

Местоимение то же

Наречие так же.

Частицу же можно опустить.

Я читал то же , что и вы. - Я читал то , что и вы.

Знаю это так же, как и вы. - Знаю это так , как и вы.

Чтобы = для того чтобы

Я пришел в библиотеку, чтобы прочитать нужную мне книгу.

Я пришёл в библиотеку, для того чтобы прочитать эту книгу.

Местоимение с частицей что бы.

Частицу можно отделить и перенести в другое место:

Что бы мне прочитать по этому вопросу?

Что мне прочитать бы по этому вопросу?

Самостоятельные части речи Союзы Зато = но Становилось все холоднее, зато (=но) дождь прекратился. Предлог  за с местоимением то. Спрячься за  то дерево.  Причём = притом Предлог при с местоимениями чём, том. Ученикам раздали листочки с заданиями, причем (=притом) предупредили о сложности работы. При  том заявлении приложены документы. При  чём же ты останешься? Оттого что = потому что = так как   Оттого что  (= потому  что, так как)  ярко светило солнце, все были веселы. Предлог от с местоимением тот. От  того дома (от дома) надо было свернуть направо.

Самостоятельные части речи

Союзы

Зато = но

Становилось все холоднее, зато (=но) дождь прекратился.

Предлог за с местоимением то.

Спрячься за то дерево.

Причём = притом

Предлог при с местоимениями чём, том.

Ученикам раздали листочки с заданиями, причем (=притом) предупредили о сложности работы.

При том заявлении приложены документы.

При чём же ты останешься?

Оттого что = потому что = так как

Оттого что (= потому что, так как) ярко светило солнце, все были веселы.

Предлог от с местоимением тот.

От того дома (от дома) надо было свернуть направо.

Самостоятельные части речи Союзы оттого (что) = потому (что)   потому (что) = оттого (что)   поэтому = так что  Предлог по, от с местоимениями этот, тот. Грустно,  оттого что  (= потому что) осень скоро.  Пора браться за учебник,  потому   что  (= оттого что) на носу контрольная.   От какого?   От  того места до города было уже недалеко.  По какому? Будет дождь,  поэтому  (= так что) захвати зонт.  По  этому берегу идти опасно.

Самостоятельные части речи

Союзы

оттого (что) = потому (что)  потому (что) = оттого (что)  поэтому = так что

Предлог по, от с местоимениями этот, тот.

Грустно,  оттого что  (= потому что) осень скоро.

Пора браться за учебник,  потому   что  (= оттого что) на носу контрольная.

  • От какого?  От того места до города было уже недалеко.
  • По какому?

Будет дождь,  поэтому  (= так что) захвати зонт.

По этому берегу идти опасно.

РАЗЛИЧАЙ!!! Зачем

РАЗЛИЧАЙ!!!

  • Зачем

  • за чем
Союз Местоимение или наречие нельзя поставить вопрос  не являются членами предложения  пишутся слитно  можно заменить другим союзом  можно поставить вопрос являются членами предложения. с частицами же, бы и предлогами пишутся раздельно

Союз

Местоимение или наречие

  • нельзя поставить вопрос
  • не являются членами предложения
  • пишутся слитно
  • можно заменить другим союзом

  • можно поставить вопрос
  • являются членами предложения.
  • с частицами же, бы и предлогами пишутся раздельно

Следует запомнить!

Следует запомнить!

  • Во что бы то ни стало
  • Будто
  • Как будто
  • Потому что
  • Оттого что
  • Так как
  • Так что
  • Как только
  • Не только … но и
  • Не то … не то
  • То есть
  • Несмотря на то что
Эти конструкции надо запомнить!!! То же самое Одно и то же В то же время Так же, как и А также

Эти конструкции надо запомнить!!!

  • То же самое
  • Одно и то же
  • В то же время
  • Так же, как и
  • А также

Объясните написание выделенных слов

Объясните написание выделенных слов

  • Чтобы много знать, надо хорошо учиться.
  • Я учусь так же хорошо, как и мой брат.
  • Оттого что начались каникулы, все были веселы.
  • Его прозвали Знайкой за то , что он много знал.
  • Что бы она ни делала, все получалось у нее быстро и красиво.
  • Коротко, зато ясно.
  • От того , как человек ведет себя, часто зависит отношение к нему окружающих.
Я то(же) хочу наряжать ёлку.

Я то(же) хочу наряжать ёлку.

Небо потемнело, и в то (же) мгновение сверкнула молния.

Небо потемнело, и в то (же) мгновение сверкнула молния.

Всё так(же), как когда-то, здесь цвела сирень.

Всё так(же), как когда-то, здесь цвела сирень.

В шуты он так(же) не годится.

В шуты он так(же) не годится.

Что(бы) мне выбрать из такого изобилия?

Что(бы) мне выбрать из такого изобилия?

Что(бы) получить хороший урожай, нужно много трудиться.

Что(бы) получить хороший урожай, нужно много трудиться.

В России холодная зима,  за(то) можно кататься с горки.

В России холодная зима, за(то) можно кататься с горки.

Мальчик в красной футболке спрятался за(то) дерево.

Мальчик в красной футболке спрятался за(то) дерево.

Слитно или раздельно?  так же 1.Истина необходима человеку так ? же ,  как слепому поводырь.  чтобы 2.Мне хотелось бы, что ? бы счастье приш-  ло, как заслуга. 3.Все лучшие минуты его жизни вдруг в  то  же одно и то ? же время вспомнились ему.

Слитно или раздельно?

так же

1.Истина необходима человеку так ? же ,

как слепому поводырь.

чтобы

2.Мне хотелось бы, что ? бы счастье приш-

ло, как заслуга.

3.Все лучшие минуты его жизни вдруг в

то же

одно и то ? же время вспомнились ему.

4.Ученые доказали, что у животных  тоже  так ? же есть язык, правда, очень прими-  тивный по сравнению с человеческим.  за  то 5.Берись за ? то , к чему ты сроден, коль  чтоб хочешь, чт ? б успешный был конец.
  • 4.Ученые доказали, что у животных

тоже

так ? же есть язык, правда, очень прими-

  • тивный по сравнению с человеческим.

за то

  • 5.Берись за ? то , к чему ты сроден, коль

чтоб

  • хочешь, чт ? б успешный был конец.
6.Все мои друзья решили летом поехать  тоже в деревню, я то ? же решил примкнуть к  ним. 7.Сегодня у меня ничто не клеилось,
  • 6.Все мои друзья решили летом поехать

тоже

  • в деревню, я то ? же решил примкнуть к

ним.

  • 7.Сегодня у меня ничто не клеилось,

что бы

за что ? бы я ни брался.

Закончите данные предложения Что бы ни случилось, … Надо беречь природу сегодня,чтобы… Я был благодарен другу за то, … Дома было всё то же: …

Закончите данные предложения

Что бы ни случилось, …

Надо беречь природу сегодня,чтобы…

Я был благодарен другу за то, …

Дома было всё то же: …

Выпишите номера предложений,  в которых использованы   союзы «тоже», «также», «чтобы». 1) Я то (же) это прочитаю. 2) Это было то (же) самое место. 3) Мы делали все что(бы) праздник удался. 4) Что(бы) ребенок не плакал ему дали игрушку. 5) Молодые сыны его то(же)оглядывали себя с головы до ног. 6) Он умел веселить так(же) как и мой отец. 7) Он долго тренировался что(бы) переплыть реку. 8) Работа была выполнена так(же) хорошо как и в прошлый раз.

Выпишите номера предложений, в которых использованы   союзы «тоже», «также», «чтобы».

1) Я то (же) это прочитаю.

2) Это было то (же) самое место.

3) Мы делали все что(бы) праздник удался.

4) Что(бы) ребенок не плакал ему дали игрушку.

5) Молодые сыны его то(же)оглядывали себя с головы до ног.

6) Он умел веселить так(же) как и мой отец.

7) Он долго тренировался что(бы) переплыть реку.

8) Работа была выполнена так(же) хорошо как и в прошлый раз.

Графический диктант + - 1 .(Что )бы ни нарисовал художник на своих полотнах, наполнено любовью к родному краю. 2. На картине А. Саврасова «Грачи прилетели» изображен пасмурный, (за)то по- весеннему радостный день. 3. (Что)бы рассказать людям об удивительном окружающем мире, художник тщательно прописал каждую веточку не только на дереве, но и на снегу.  4. На переднем плане (так)же с любовью изображен грач с веточкой в клюве.  5. Пейзаж прост, за(то) за этой простотой чувствуется душа художника, которому все это дорого и близко. 6 От(того) пейзажа веет свежестью и теплотой.

Графический диктант + -

1 .(Что )бы ни нарисовал художник на своих полотнах, наполнено любовью к родному краю.

2. На картине А. Саврасова «Грачи прилетели» изображен пасмурный, (за)то по- весеннему радостный день.

3. (Что)бы рассказать людям об удивительном окружающем мире, художник тщательно прописал каждую веточку не только на дереве, но и на снегу.

4. На переднем плане (так)же с любовью изображен грач с веточкой в клюве.

5. Пейзаж прост, за(то) за этой простотой чувствуется душа художника, которому все это дорого и близко.

6 От(того) пейзажа веет свежестью и теплотой.

Проверка

Проверка

  • 1-
  • 2+
  • 3+
  • 4+
  • 5+
  • 6-
тест А. Укажите слова, которые пишутся слитно.  1) Я не знал, что(бы) такое придумать.  2) Что(бы) не заблудиться в лесу, надо знать приметы.  3) Он так(же) пришёл с небольшим опозданием.  4) Я мог бы опоздать так(же), как и он.  5) Все говорили то(же), что и председатель.  Б. Укажи слова, которые пишутся слитно.  1) Он то(же) взял слово.  2) Он не пришёл (от)того, что плохо себя чувствовал.  3) Всё будет зависеть (от)того, как я буду себя чувствовать.  4) Я не пришёл на собрание, потому(что) заболел.  5) Он был молод, но (за)то очень опытен.

тест

А. Укажите слова, которые пишутся слитно.

1) Я не знал, что(бы) такое придумать.

2) Что(бы) не заблудиться в лесу, надо знать приметы.

3) Он так(же) пришёл с небольшим опозданием.

4) Я мог бы опоздать так(же), как и он.

5) Все говорили то(же), что и председатель.

Б. Укажи слова, которые пишутся слитно.

1) Он то(же) взял слово.

2) Он не пришёл (от)того, что плохо себя чувствовал.

3) Всё будет зависеть (от)того, как я буду себя чувствовать.

4) Я не пришёл на собрание, потому(что) заболел.

5) Он был молод, но (за)то очень опытен.

Проверка теста. А – 2, 3; Б – 1, 2, 5.

Проверка теста.

  • А – 2, 3;
  • Б – 1, 2, 5.

Объясните написание слов, пользуясь алгоритмом *Незнакомец был невысок ростом, за(то) плечист.  *Мы закрыли стеклянную дверь на балкон, что(бы) из сада не несло жаром.  *Убранство комнат так(же) не отличалось особым комфортом.

Объясните написание слов, пользуясь алгоритмом

*Незнакомец был невысок ростом, за(то) плечист.

*Мы закрыли стеклянную дверь на балкон, что(бы) из сада не несло жаром.

*Убранство комнат так(же) не отличалось особым комфортом.

ЗАПИШИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, РАСКРЫВ СКОБКИ: 1. Все очень устали, за(то) цели достигли. 2. Так(же), как в море, над лугами дуют свежие ветры. 3. Его прозвали Знайкой за(то), что он много знал. 4. Мы остановились у колодца, что(бы) набрать воды.

ЗАПИШИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, РАСКРЫВ СКОБКИ:

1. Все очень устали, за(то) цели достигли.

2. Так(же), как в море, над лугами дуют свежие ветры.

3. Его прозвали Знайкой за(то), что он много знал.

4. Мы остановились у колодца, что(бы) набрать воды.

Допишите недостающие слоги «ТО», «ЖЕ», «БЫ» День был ветреный, за _ тёплый. Мои друзья пошли в театр, я то _ пошёл. Что _ ты подумал о человеке, который не сдержал слово? Книга показалась мне то_ интересной. Что _ быть по-настоящему грамотным человеком, нужно постоянно обращаться к книгам.

Допишите недостающие слоги «ТО», «ЖЕ», «БЫ»

День был ветреный, за _ тёплый.

Мои друзья пошли в театр, я то _ пошёл.

Что _ ты подумал о человеке, который не сдержал слово?

Книга показалась мне то_ интересной.

Что _ быть по-настоящему грамотным человеком, нужно постоянно обращаться к книгам.

ВОССТАНОВИМ ПРАВИЛО Союзы ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО пишутся ___. Их следует отличать от сочетаний ТАК ЖЕ, ТО ЖЕ , ЧТО БЫ, ЗА ТО . В этих сочетаниях ___ ЖЕ, БЫ могут быть опущены или переставлены на другое место. Союзы ТАКЖЕ, ТОЖЕ можно __ союзом И , союз ЧТОБЫ - союзом ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ , а союз ЗАТО – союзом НО .

ВОССТАНОВИМ ПРАВИЛО

Союзы ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО пишутся ___. Их следует отличать от сочетаний ТАК ЖЕ, ТО ЖЕ , ЧТО БЫ, ЗА ТО .

В этих сочетаниях ___ ЖЕ, БЫ могут быть опущены или переставлены на другое место.

Союзы ТАКЖЕ, ТОЖЕ можно __ союзом И , союз ЧТОБЫ - союзом ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ , а союз ЗАТО – союзом НО .

Выпишите предложения с союзами Что(бы) он ни делал, всё у него получалось хорошо. Дождь прекратился, ветер то(же) затих. Выполни то(же) задание, что и вчера. Марьяна улыбалась редко, за(то) её улыбка всегда поражала. В деревню мы собирались за(тем), чтобы отдохнуть, собрать грибов и ягод.

Выпишите предложения с союзами

Что(бы) он ни делал, всё у него получалось хорошо.

Дождь прекратился, ветер то(же) затих.

Выполни то(же) задание, что и вчера.

Марьяна улыбалась редко, за(то) её улыбка всегда поражала.

В деревню мы собирались за(тем), чтобы отдохнуть, собрать грибов и ягод.

Вспомните, какие цели мы определили в начале нашего урока.    Достигли мы целей?  Пригодится ли нам изученный на уроке материал в жизни?  Я научилась (ся).. Я запомнил(а).. Я рад (а) Мне хочется сказать.. Теперь я.. Мне это пригодиться…(где? когда?)

Вспомните, какие цели мы определили в начале нашего урока.

Достигли мы целей?

Пригодится ли нам изученный на уроке материал в жизни?

Я научилась (ся)..

Я запомнил(а)..

Я рад (а)

Мне хочется сказать..

Теперь я..

Мне это пригодиться…(где? когда?)

Домашнее задание Что(бы) рыбку съесть, надо в воду лезть. Что(бы) ни говорили, а я выполню эту работу. Мои спутники то(же) осматривали берег, но (в)виду имели совсем другое. Они так(же), как и он, обжились в деревне. Что сходит с рук ворам, за(то) воришек бьют. Этот зверь осторожен, за(то) неприхотлив в еде. Ружье – вещь благородная, при(том) и украшение в комнате приятное. Все громко заговорили, при(чем) старались перекричать друг друга. При(том) материале прилагается справка. (ОБЪЯСНИТЬ)

Домашнее задание

  • Что(бы) рыбку съесть, надо в воду лезть.
  • Что(бы) ни говорили, а я выполню эту работу.
  • Мои спутники то(же) осматривали берег, но (в)виду имели совсем другое.
  • Они так(же), как и он, обжились в деревне.
  • Что сходит с рук ворам, за(то) воришек бьют.
  • Этот зверь осторожен, за(то) неприхотлив в еде.
  • Ружье – вещь благородная, при(том) и украшение в комнате приятное.
  • Все громко заговорили, при(чем) старались перекричать друг друга.
  • При(том) материале прилагается справка.

(ОБЪЯСНИТЬ)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Правописание союзов

Автор: Шаяхметова Лариса Викторовна

Дата: 28.03.2018

Номер свидетельства: 463921

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Правописание союзов. Урок с использованием ЭОР  и ИКТ в 7 классе."
    ["seo_title"] => string(55) "pravopisaniiesoiuzovuroksispolzovaniiemeoriiktv7klassie"
    ["file_id"] => string(6) "268076"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450538354"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Конспект урока "Правописание союзов" (6 класс) "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-pravopisaniie-soiuzov-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "192793"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427524628"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Конспект урока на тему :"Правописание союзов" "
    ["seo_title"] => string(46) "konspiekt-uroka-na-tiemu-pravopisaniie-soiuzov"
    ["file_id"] => string(6) "129054"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415631536"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "конспект урока по русскому языку в 9 классе: правописание союзов с презентацией "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-9-klassie-pravopisaniie-soiuzov-s-priezientatsiiei"
    ["file_id"] => string(6) "178946"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424912430"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект урока русскогоязыка "Правописание союзов" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-russkoghoiazyka-pravopisaniie-soiuzov"
    ["file_id"] => string(6) "236917"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444200398"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства