Урок русского языка в 5 классе. Тема . Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Составила: Воробьева Оксана Александровна, учитель ОСШ № 35 им. М. Маметовой г. Шымкент, Республика Казахстан
- Здравствуйте, меня зовут профессор Всевед. Сегодня я приглашаю вас на свой урок в страну Морфологии.
Вспомните, что изучает морфология:
- Части речи и их грамматические признаки?
_________
- Словосочетание и предложение?
- А предложение изучает синтаксис.
Заглянем туда?
Синтаксическая разминка .
Прочитайте предложения, расставьте знаки препинания, составьте схему предложений.
1. Родился ландыш… в майский день и лес его хранит. Схема _____________
2. Ж…лаем успехов ж…лаем удач… ж…лаем р…шения трудных задач... . Схема ________________
3. Мы читали ска…ки Андерсена «Дюймовоч…ка» «Га…кий утенок» «Принце(с,сс)а на г…рош…н...». Схема __________________
4. В синем небе м…рцают звезды а на белом ине… дружно искрят…ся нежные пуш…нки. Схема ____________
Молодцы! А теперь повторим орфограммы :
Какие буквы пишутся в этих словах?
Вставьте пропущенные буквы и выделите корень.
Отр…стить ч…лку _______, предл…гать ш…колад ______, тяж…лый человек _______, неясный ш..пот _________, красивый капюш…н _______, черствый человек ___________, ровный ш…в ______, маленькая щ…лка __________, выр…стить крыж…вник ________.
- - На какие правила русского языка вы опирались при выполнении задания?
- А какие буквы нужно писать после шипящих в этих словах?
Светить свеч…й, идти с поклаж…й, быть молодц…м, прослыть удальц…м, вытирать полотенц…м, окружить кольц…м.
Вот мы и подошли к новой теме.
Нужно знать, что буквы о и е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц пишутся по своим законам .
Я предлагаю вам поработать в группах, провести исследовательскую работу и самостоятельно раскрыть этот “ секрет ” правописания О и Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц.
Словарный материал для наблюдения.
1) анализирует слова 2-го склонения с основой на шипящий звук.
над чертежом, с кирпичом, за ландышем, с малышом
2) анализирует слова 2-го склонения с основой на Ц.
с певцом, за красавцем , с молодцем , перед огурцом
1) анализирует слова 1 –го склонения с основой на шипящий звук.
за тучей, над рощей, со свечой, с лапшой
2) анализирует слова 1 –го склонения с основой на Ц.
- с овцой, за больницей, с птицей, с ленцой
В исследовании вам поможет эта инструкция.
- Прочитайте слово.
- Найдите ударную гласную, поставьте знак ударения.
- Под безударной гласной в окончании поставьте точку.
- Выделите окончание.
- Выделите основу. Обратите внимание, на какой звук оканчивается основа, подчеркните букву.
- Обратите внимание, какая гласная буква стоит в ударных окончаниях, какая - в безударных.
- Какие выводы можно сделать?
Словарный материал для наблюдения.
1) анализирует слова 2-го склонения с основой на шипящий звук.
над чертежом, с кирпичом, за ландышем, с малышом
2) анализирует слова 2-го склонения с основой на Ц.
с певцом, за красавцем , с молодцем , перед огурцом
1) В словах
за тучей, над рощей, за больницей, с птицей - пишется
2) в словах
- с овцой,, с ленцой, со свечой, с лапшой -
- пишется
Запомните!
В окончаниях существительных в творительном падеже после шипящих и ц пишется:
- под ударением о : бить ключом , суп с лапшой , укрыться плащом , свернуться ужом , салат с яйцом ;
- без ударения е : с громким плачем , с товарищем , согнуться под ношей , мучиться над задачей , погнаться за зайцем .
- Используя таблицу, расскажите о правописании о / е после шипящих и ц в разных частях слова.
Написание о или е после шипящих в именах существительных зависит
В суффиксе и окончании – от ударения
под ударением пишем о
в безударной позиции пишем е
Дружок,
ключом
В корне – от наличия проверочного слова с е
Орешек
тучей
есть проверочное слово – пишем е.
нет проверочного слова – пишем о.
Черный - ч е рнеть
Шоссе, шов
- А теперь применим полученные знания при выполнении уже знакомого вам задания.
Распределите словосочетания по колонкам.
Светить свеч…й, идти с поклаж…й, быть молодц…м, прослыть удальц…м, вытирать полотенц…м, окружить кольц…м.
О
Е
И снова задания.
- Напишите существительные с предлогами. Докажите правильность написания окончания существительных.
за ( нож) , с ( орлица) , перед ( Серёжа) , с ( борщ) ,
под ( кожа) .
- Выберите имена существительные из данных слов, где будете применять это правило.
Адрес, столица, вагон, вокзал, улица, квартира, февраль, север, лестница, магазин, больница.
- Мой помощник нарисовал для вас картину. Рассмотрите ее и найдите изображения, слова которых соответствуют теме нашего урока. Запишите в тетрадь словосочетания.