kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правописание О-Е после шипящих в окончаниях имен существительных

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация является рабочим материалом для урока русского языка в 5 классе. Тема презентации: Правописание букв О-Е после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных.  Подача материала – в игровой форме. Включает в себя повторение понятий морфологии, орфографических правил, словарный материал для наблюдения и инструкцию к деятельности учащихся на уроке. Презентация предполагает различные виды деятельности учащихся.Данная презентация является рабочим материалом для урока русского языка в 5 классе. Тема презентации: Правописание букв О-Е после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных.  Подача материала – в игровой форме. Включает в себя повторение понятий морфологии, орфографических правил, словарный материал для наблюдения и инструкцию к деятельности учащихся на уроке. Презентация предполагает различные виды деятельности учащихся.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого презентации
«Буквы О-Е после шипящих и ц в окончаниях сущ.»

Урок русского языка в 5 классе.   Тема . Буквы о и е после шипящих и ц   в окончаниях существительных.   Составила: Воробьева Оксана Александровна,  учитель ОСШ № 35 им. М. Маметовой  г. Шымкент, Республика Казахстан

Урок русского языка в 5 классе. Тема . Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Составила: Воробьева Оксана Александровна, учитель ОСШ № 35 им. М. Маметовой г. Шымкент, Республика Казахстан

- Здравствуйте, меня зовут профессор Всевед. Сегодня я приглашаю вас на свой урок в страну Морфологии.

- Здравствуйте, меня зовут профессор Всевед. Сегодня я приглашаю вас на свой урок в страну Морфологии.

Вспомните, что изучает морфология: Части речи и их грамматические признаки? _________

Вспомните, что изучает морфология:

  • Части речи и их грамматические признаки?

_________

  • Словосочетание и предложение?
- А предложение изучает     синтаксис. Заглянем туда?

- А предложение изучает синтаксис.

Заглянем туда?

Синтаксическая разминка .  Прочитайте предложения, расставьте знаки препинания, составьте схему предложений. 1. Родился ландыш… в майский день и лес его хранит. Схема _____________ 2. Ж…лаем успехов ж…лаем удач… ж…лаем р…шения трудных задач... . Схема ________________ 3. Мы читали ска…ки Андерсена «Дюймовоч…ка» «Га…кий утенок» «Принце(с,сс)а на г…рош…н...». Схема __________________ 4. В синем небе м…рцают звезды а на белом ине… дружно искрят…ся нежные пуш…нки. Схема ____________

Синтаксическая разминка .

Прочитайте предложения, расставьте знаки препинания, составьте схему предложений.

1. Родился ландыш… в майский день и лес его хранит. Схема _____________

2. Ж…лаем успехов ж…лаем удач… ж…лаем р…шения трудных задач... . Схема ________________

3. Мы читали ска…ки Андерсена «Дюймовоч…ка» «Га…кий утенок» «Принце(с,сс)а на г…рош…н...». Схема __________________

4. В синем небе м…рцают звезды а на белом ине… дружно искрят…ся нежные пуш…нки. Схема ____________

Молодцы!  А теперь повторим орфограммы :  Какие буквы пишутся в этих словах? Вставьте пропущенные буквы и выделите корень.  Отр…стить ч…лку _______, предл…гать ш…колад ______, тяж…лый человек _______, неясный ш..пот _________, красивый капюш…н _______, черствый человек ___________, ровный ш…в ______, маленькая щ…лка __________, выр…стить крыж…вник ________.

Молодцы! А теперь повторим орфограммы :

Какие буквы пишутся в этих словах?

Вставьте пропущенные буквы и выделите корень.

Отр…стить ч…лку _______, предл…гать ш…колад ______, тяж…лый человек _______, неясный ш..пот _________, красивый капюш…н _______, черствый человек ___________, ровный ш…в ______, маленькая щ…лка __________, выр…стить крыж…вник ________.

  • - На какие правила русского языка вы опирались при выполнении задания?
- А какие буквы нужно писать после шипящих в этих словах?  Светить свеч…й, идти с поклаж…й, быть молодц…м, прослыть удальц…м, вытирать полотенц…м, окружить кольц…м.

- А какие буквы нужно писать после шипящих в этих словах?

Светить свеч…й, идти с поклаж…й, быть молодц…м, прослыть удальц…м, вытирать полотенц…м, окружить кольц…м.

Вот мы и подошли к новой теме.  Нужно знать, что буквы о и е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц пишутся по своим законам .  Я предлагаю вам поработать в группах, провести исследовательскую работу и самостоятельно раскрыть этот “ секрет ” правописания О и Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц.

Вот мы и подошли к новой теме.

Нужно знать, что буквы о и е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц пишутся по своим законам .

Я предлагаю вам поработать в группах, провести исследовательскую работу и самостоятельно раскрыть этот “ секрет ” правописания О и Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц.

Словарный материал для наблюдения.   2 группа   1) анализирует слова 2-го склонения с основой на шипящий звук.  над чертежом, с кирпичом, за ландышем, с малышом 2) анализирует слова 2-го склонения с основой на Ц. с певцом, за красавцем , с молодцем , перед огурцом 1 группа   1) анализирует слова 1 –го склонения с основой на шипящий звук.  за тучей, над рощей, со свечой, с лапшой  2) анализирует слова 1 –го склонения с основой на Ц.

Словарный материал для наблюдения.

  • 2 группа

1) анализирует слова 2-го склонения с основой на шипящий звук.

над чертежом, с кирпичом, за ландышем, с малышом

2) анализирует слова 2-го склонения с основой на Ц.

с певцом, за красавцем , с молодцем , перед огурцом

  • 1 группа

1) анализирует слова 1 –го склонения с основой на шипящий звук.

за тучей, над рощей, со свечой, с лапшой

2) анализирует слова 1 –го склонения с основой на Ц.

  • с овцой, за больницей, с птицей, с ленцой
В исследовании вам поможет эта инструкция.

В исследовании вам поможет эта инструкция.

  • Прочитайте слово.
  • Найдите ударную гласную, поставьте знак ударения.
  • Под безударной гласной в окончании поставьте точку.
  • Выделите окончание.
  • Выделите основу. Обратите внимание, на какой звук оканчивается основа, подчеркните букву.
  • Обратите внимание, какая гласная буква стоит в ударных окончаниях, какая - в безударных.
  • Какие выводы можно сделать?
Словарный материал для наблюдения.   Выводы 2 группы   1) анализирует слова 2-го склонения с основой на шипящий звук.  над чертежом, с кирпичом, за ландышем, с малышом 2) анализирует слова 2-го склонения с основой на Ц. с певцом, за красавцем , с молодцем , перед огурцом Выводы 1 группы   1) В словах  за тучей, над рощей, за больницей, с птицей - пишется  2) в словах

Словарный материал для наблюдения.

  • Выводы 2 группы

1) анализирует слова 2-го склонения с основой на шипящий звук.

над чертежом, с кирпичом, за ландышем, с малышом

2) анализирует слова 2-го склонения с основой на Ц.

с певцом, за красавцем , с молодцем , перед огурцом

  • Выводы 1 группы

1) В словах

за тучей, над рощей, за больницей, с птицей - пишется

2) в словах

  • с овцой,, с ленцой, со свечой, с лапшой -
  • пишется
Запомните!    В окончаниях существительных в творительном падеже после шипящих и ц пишется:  - под ударением о : бить ключом , суп с лапшой , укрыться плащом , свернуться ужом , салат с яйцом ;  - без ударения е : с громким плачем , с товарищем , согнуться под ношей , мучиться над задачей , погнаться за зайцем .

Запомните!

В окончаниях существительных в творительном падеже после шипящих и ц пишется:

- под ударением о : бить ключом , суп с лапшой , укрыться плащом , свернуться ужом , салат с яйцом ;

- без ударения е : с громким плачем , с товарищем , согнуться под ношей , мучиться над задачей , погнаться за зайцем .

- Используя таблицу, расскажите о правописании о / е после шипящих и ц в разных частях слова. Написание о или е  после шипящих в именах существительных зависит В суффиксе и окончании – от ударения под ударением пишем о в безударной позиции пишем е  Дружок,  ключом В корне – от наличия проверочного слова с е  Орешек  тучей есть проверочное слово – пишем е. нет проверочного слова – пишем о.  Черный - ч е рнеть  Шоссе, шов

- Используя таблицу, расскажите о правописании о / е после шипящих и ц в разных частях слова.

Написание о или е после шипящих в именах существительных зависит

В суффиксе и окончании – от ударения

под ударением пишем о

в безударной позиции пишем е

Дружок,

ключом

В корне – от наличия проверочного слова с е

Орешек

тучей

есть проверочное слово – пишем е.

нет проверочного слова – пишем о.

Черный - ч е рнеть

Шоссе, шов

- А теперь применим полученные знания при выполнении уже знакомого вам задания.   Распределите словосочетания по колонкам.  Светить свеч…й, идти с поклаж…й, быть молодц…м, прослыть удальц…м, вытирать полотенц…м, окружить кольц…м. О Е

- А теперь применим полученные знания при выполнении уже знакомого вам задания.

Распределите словосочетания по колонкам.

Светить свеч…й, идти с поклаж…й, быть молодц…м, прослыть удальц…м, вытирать полотенц…м, окружить кольц…м.

О

Е

И снова задания.  Напишите существительные с предлогами. Докажите правильность написания окончания существительных.  за ( нож) , с ( орлица) , перед ( Серёжа) , с ( борщ) ,  под ( кожа) .   Выберите имена существительные из данных слов, где будете применять это правило.   Адрес, столица, вагон, вокзал, улица, квартира, февраль, север, лестница, магазин, больница.

И снова задания.

  • Напишите существительные с предлогами. Докажите правильность написания окончания существительных.

за ( нож) , с ( орлица) , перед ( Серёжа) , с ( борщ) ,

под ( кожа) .

  • Выберите имена существительные из данных слов, где будете применять это правило.

Адрес, столица, вагон, вокзал, улица, квартира, февраль, север, лестница, магазин, больница.

- Мой помощник нарисовал для вас картину.  Рассмотрите ее и найдите изображения, слова которых соответствуют теме нашего урока. Запишите в тетрадь словосочетания.

- Мой помощник нарисовал для вас картину. Рассмотрите ее и найдите изображения, слова которых соответствуют теме нашего урока. Запишите в тетрадь словосочетания.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Правописание О-Е после шипящих в окончаниях имен существительных

Автор: Воробьёва Оксана Александровна

Дата: 16.02.2015

Номер свидетельства: 174314

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "конспект урока русского языка "Правописание гласных в окончаниях имен существительных после шипящих и ц»."
    ["seo_title"] => string(126) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-pravopisaniie-ghlasnykh-v-okonchaniiakh-imien-sushchiestvitiel-nykh-poslie-shipiashchikh-i-ts"
    ["file_id"] => string(6) "290893"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455031518"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Конспект урока по теме "«Правописание «О» и «Е» в окончаниях имен существительных после шипящих и «Ц»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_teme_pravopisanie_o_i_e_v_okonchaniiakh_imen_sushchestvitelnyk"
    ["file_id"] => string(6) "483222"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1541139980"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Правописание мягкого знака после букв шипящих в конце имен существительных "
    ["seo_title"] => string(94) "pravopisaniie-miaghkogho-znaka-poslie-bukv-shipiashchikh-v-kontsie-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "183513"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425895346"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект урока на тему: " Гласные о и е после шипящих  в суффиксах существительных" "
    ["seo_title"] => string(96) "konspiekt-uroka-na-tiemu-glasnyie-o-i-ie-poslie-shipiashchikh-v-suffiksakh-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "182290"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425487423"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Правописание букв О-Е после шипящих и ц в суффиксах имен прилагательных "
    ["seo_title"] => string(86) "pravopisaniie-bukv-o-ie-poslie-shipiashchikh-i-ts-v-suffiksakh-imien-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "126194"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415123972"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства