kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правописание -Н-, -НН- в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных образованных от глаголов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация: "Правописание -Н-, -НН- в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных образованных от глагола" имеет цель: формировать умения различать отглагольные прилагательные и причастия, правильно писать оду и две буквы Н в суффиксах. В ходе урока ставвятся проблемные вопросы, проводится  словарня, тестовая работа. Результаты деятельности проверяются на каждом этапе урока.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Правописание -Н-, -НН- в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных образованных от глаголов »

казенное образовательное учреждение Омской области «Осташковская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»  РУССКИЙ ЯЗЫК 10 класс Учитель русского языка и литературы Карташова Вера Петровна

казенное образовательное учреждение Омской области

«Осташковская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»

РУССКИЙ ЯЗЫК

10 класс

Учитель

русского языка и литературы

Карташова Вера Петровна

Н И НН В СУФФИКСАХ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ОБРАЗОВАННЫХ ОТ ГЛАГОЛОВ

Н И НН В СУФФИКСАХ

СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ

И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ОБРАЗОВАННЫХ ОТ ГЛАГОЛОВ

Цели урока:

Цели урока:

  • Повторение правил написания – Н - и – НН - в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов.
  • Формирование умения различать отглагольные прилагательные и причастия и правильно писать – Н - и – НН - в суффиксах.
Во всём мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте. До сущности протекших дней, До их причины, До оснований, до корней, До сердцевины. Всё время, охватывая нить Судеб, событий, Жить, думать, чувствовать, любить, Свершать открытия.  Б.Л.Пастернак

Во всём мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До их причины,

До оснований, до корней,

До сердцевины.

Всё время, охватывая нить

Судеб, событий,

Жить, думать, чувствовать, любить,

Свершать открытия.

Б.Л.Пастернак

I. «Верю – не верю» 1. Причастия могут быть действительными и  страдательными. (ДА? НЕТ?) 2. Причастие, обозначающее признак того предмета,  который сам совершает действие, называется  страдательным. (ДА? НЕТ?) 3. –УЩ-,-ЮЩ-,-АЩ-,-ЯЩ- – это суффиксы  страдательных причастий прошедшего времени. (ДА? НЕТ?) 4. Причастный оборот - это причастие + зависимое слово. (ДА? НЕТ?) 5. Причастие - особая форма глагола, которая  обозначает признак по действию. (ДА? НЕТ?) 6. Страдательные причастия прошедшего времени образуются с помощью суффиксов –ОМ-,-ЕМ-,-ИМ- (ДА? НЕТ?)

I. «Верю – не верю»

1. Причастия могут быть действительными и

страдательными. (ДА? НЕТ?)

2. Причастие, обозначающее признак того предмета,

который сам совершает действие, называется

страдательным. (ДА? НЕТ?)

3. –УЩ-,-ЮЩ-,-АЩ-,-ЯЩ- – это суффиксы

страдательных причастий прошедшего времени. (ДА? НЕТ?)

4. Причастный оборот - это причастие + зависимое слово. (ДА? НЕТ?)

5. Причастие - особая форма глагола, которая

обозначает признак по действию. (ДА? НЕТ?)

6. Страдательные причастия прошедшего времени образуются с помощью суффиксов –ОМ-,-ЕМ-,-ИМ- (ДА? НЕТ?)

ПРОВЕРЬ СЕБЯ! ДА : 1,4,5 НЕТ : 2,3,6

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

ДА : 1,4,5

НЕТ : 2,3,6

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!  В) 1,4

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

В) 1,4

СЛОВАРНАЯ РАБОТА АЛГ О РИТМ [лат.] – последовательность проведения вычислительных операций для определения искомого результата, искомой величины. Последовательность действий для выполнения какой-либо задачи. порядок действий, правила, используемые в процессе какой-либо деятельности. Задание: Составить со словом алг о ритм простое предложение, осложнённое причастным оборотом.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

АЛГ О РИТМ [лат.] –

  • последовательность проведения вычислительных операций для определения искомого результата, искомой величины. Последовательность действий для выполнения какой-либо задачи.
  • порядок действий, правила, используемые в процессе какой-либо деятельности.

Задание: Составить со словом алг о ритм простое предложение, осложнённое причастным оборотом.

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ    Н НН 1. Образовано от глагола несовершенного вида (топленый - что делать ? топить)-отглаг. прилагат. 1. Образовано от глагола совершенного вида (брошенный - что сделать? бросить)- причастие 2. Нет приставки (кроме НЕ, она роли не играет) 2. Есть приставка ( рас топленное масло) 3. Нет зависимого слова (топленое масло) 3. Есть зависимое слово (топленное на слабом огне масло) 4. Нет –ОВА-, -ЕВА-, -ИРОВА- 4. Есть –ОВА-, -ЕВА-, -ИРОВА- (асфальтированный) Исключения:  кованый, жёваный, смышлёный, незваный, названый, посажёный, раненый;  невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, желанный, читанный.

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

Н

НН

1. Образовано от глагола несовершенного вида (топленый - что делать ? топить)-отглаг. прилагат.

1. Образовано от глагола совершенного вида (брошенный - что сделать? бросить)- причастие

2. Нет приставки (кроме НЕ, она роли не играет)

2. Есть приставка ( рас топленное масло)

3. Нет зависимого слова (топленое масло)

3. Есть зависимое слово (топленное на слабом огне масло)

4. Нет –ОВА-, -ЕВА-, -ИРОВА-

4. Есть –ОВА-, -ЕВА-, -ИРОВА- (асфальтированный)

Исключения: кованый, жёваный, смышлёный, незваный, названый, посажёный, раненый;

невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, желанный, читанный.

АЛГОРИТМ   Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и в отглагольных прилагательных   1.В суффиксах причастий пишется две буквы Н.  2.В суффиксах отглагольных прилагательных – одна Н .   Вопрос: как отличить причастие от отглагольного прилагательного?     I.  Причастия:   Образуются от бесприставочных глаголов совершенного вида . Вопрос что с делать? Броше нн ый (от слова бросить- что с делать?) Реше нн ый (от слова решить- что с делать?) 2. Имеют зависимые слова : вяза нн ый (кем?) бабушкой шарф. 3. Имеют приставки (кроме НЕ-): за штопа нн ые носки. 4. Оканчиваются на –ованный-, -ёванный-: марин ованные огурцы.   В суффиксах кратких страдательных причастий всегда пишется одна буква Н.    Броше н , решё н , вяза н   Исключения: ране н ый (сов.вид), кова н ый, жёва н ый (на -ованный-, -ёванный-).   II. У отглагольных прилагательных этих признаков нет, они пишутся с одной буквой Н и образованы от глаголов несовершенного вида (вопрос что делать?) Гружё н ый вагон, вяза н ая кофта, лома н ая линия, печё н ый картофель.  

АЛГОРИТМ

 

Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и в отглагольных прилагательных

 

1.В суффиксах причастий пишется две буквы Н.

2.В суффиксах отглагольных прилагательных – одна Н .

 

Вопрос: как отличить причастие от отглагольного прилагательного?

 

  I. Причастия:

 

Образуются от бесприставочных глаголов совершенного вида .

Вопрос что с делать?

Броше нн ый (от слова бросить- что с делать?)

Реше нн ый (от слова решить- что с делать?)

2. Имеют зависимые слова : вяза нн ый (кем?) бабушкой шарф.

3. Имеют приставки (кроме НЕ-): за штопа нн ые носки.

4. Оканчиваются на –ованный-, -ёванный-: марин ованные огурцы.

 

В суффиксах кратких страдательных причастий всегда пишется одна буква Н.

  Броше н , решё н , вяза н

 

Исключения: ране н ый (сов.вид), кова н ый, жёва н ый

(на -ованный-, -ёванный-).

 

II. У отглагольных прилагательных этих признаков нет, они пишутся с одной буквой Н и образованы от глаголов несовершенного вида (вопрос что делать?)

Гружё н ый вагон, вяза н ая кофта, лома н ая линия, печё н ый картофель.

 

Рвать, скосить, нагрузить, пугать, ломать, жарить, написать, пилить, утопить, напугать, посеять, покрасить, задержать, решать, решить. Пример:Рассуждаем устно: избаловать (что с делать?)– сов.вид избалова нн ый (причастие)

Рвать, скосить, нагрузить, пугать, ломать, жарить, написать, пилить, утопить, напугать, посеять, покрасить, задержать, решать, решить.

Пример:Рассуждаем устно: избаловать (что с делать?)– сов.вид избалова нн ый (причастие)

Рвать – рва н ый (нес.вид, имя прилагательное) Скосить – с коше нн ый (причастие) Нагрузить – на груже нн ый (причастие) Пугать – пуга н ый (нес.вид, имя прилагательное) Ломать – лома н ый (нес.вид, имя прилагательное) Жарить – жаре н ый (нес.вид, имя прилагательное) Написать – на писа нн ый (причастие) Пилить – пиле н ый (нес.вид, имя прилагательное) Утопить – у топле нн ый (причастие) Напугать – на пуга нн ый (причастие) Посеять – по сея нн ый (причастие) Покрасить – по краше нн ый (причастие) Задержать – за держа нн ый (причастие) Решать – реше н ый (нес.вид, имя прилагательное) Решить – решё нн ый (сов. вид., причастие)

Рвать – рва н ый (нес.вид, имя прилагательное)

Скосить – с коше нн ый (причастие)

Нагрузить – на груже нн ый (причастие)

Пугать – пуга н ый (нес.вид, имя прилагательное)

Ломать – лома н ый (нес.вид, имя прилагательное)

Жарить – жаре н ый (нес.вид, имя прилагательное)

Написать – на писа нн ый (причастие)

Пилить – пиле н ый (нес.вид, имя прилагательное)

Утопить – у топле нн ый (причастие)

Напугать – на пуга нн ый (причастие)

Посеять – по сея нн ый (причастие)

Покрасить – по краше нн ый (причастие)

Задержать – за держа нн ый (причастие)

Решать – реше н ый (нес.вид, имя прилагательное)

Решить решё нн ый (сов. вид., причастие)

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА  Тушёные овощи Тушённые в духовке овощи Потушенные овощи  ВНЕШНЕ СЛОВА ОДИНАКОВЫЕ, А ПИШУТСЯ ПО-РАЗНОМУ. ПОЧЕМУ?

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА

Тушёные овощи

Тушённые в духовке овощи

Потушенные овощи

ВНЕШНЕ СЛОВА ОДИНАКОВЫЕ, А ПИШУТСЯ ПО-РАЗНОМУ. ПОЧЕМУ?

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 1) Ржа..ой хлеб, 2) фасова..ые продукты, 3) вычище..ый колодец, 4) купле..ый в магазине,5) вяза..ый шарф, 6) ягоды собра..ы, 7) газирова..ая вода, 8) гружё..ые повозки, 9) варё..ый в котелке, 10) неезже..ые дороги, 11) усыпа..ая тропинка, 12) кваше..ая в бочке капуста, 13) неслыха..ый успех, 14) купле..ый карандаш, 15) льви..ая грива, 16) ране..ый в плечо . 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 КЛЮЧ 1 н 2 3 нн 4 нн нн 5 н 6 н 7 нн 8 н 9 нн 10 11 н нн 12 13 нн нн 14 15 нн 16 н нн  

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1) Ржа..ой хлеб, 2) фасова..ые продукты, 3) вычище..ый колодец, 4) купле..ый в магазине,5) вяза..ый шарф, 6) ягоды собра..ы, 7) газирова..ая вода, 8) гружё..ые повозки, 9) варё..ый в котелке, 10) неезже..ые дороги, 11) усыпа..ая тропинка, 12) кваше..ая в бочке капуста, 13) неслыха..ый успех, 14) купле..ый карандаш, 15) льви..ая грива, 16) ране..ый в плечо .

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

КЛЮЧ

1

н

2

3

нн

4

нн

нн

5

н

6

н

7

нн

8

н

9

нн

10

11

н

нн

12

13

нн

нн

14

15

нн

16

н

нн

 

Выпиши слова с пропущенной буквой, обозначь орфограмму. 1)Но я открыть упорно не хотела зажмурен*ых от мыльной пены глаз. 2.Из тьмы выступали гружён*ые платформы. 3.Блестели отшлифован*ые росой рельсы.  4.Распахан*ое поле широко простиралось вдаль. 5.Он вспомнил размерен*ый грохот копыт по улицам Ростова. 6.Тусклый свет едва пробивался сквозь полуразрушен*ые окна. 7.Дорога шла между двумя живыми изгородями стрижен*ого кустарника. 8.Дальше пролегала дорога, кое-где посыпан*ая щебнем. 9.Они расположились вокруг полирован*ого стола. 10.Босые ноги чуть покалывает свежескошен*ая трава.  Работа по учебнику страница175, упражнение 267. (Взаимопроверка. Вывод о написании в словах Н,НН)

Выпиши слова с пропущенной буквой,

обозначь орфограмму.

1)Но я открыть упорно не хотела зажмурен*ых от мыльной пены глаз.

2.Из тьмы выступали гружён*ые платформы.

3.Блестели отшлифован*ые росой рельсы.

4.Распахан*ое поле широко простиралось вдаль.

5.Он вспомнил размерен*ый грохот копыт по улицам Ростова.

6.Тусклый свет едва пробивался сквозь полуразрушен*ые окна.

7.Дорога шла между двумя живыми изгородями стрижен*ого кустарника.

8.Дальше пролегала дорога, кое-где посыпан*ая щебнем.

9.Они расположились вокруг полирован*ого стола.

10.Босые ноги чуть покалывает свежескошен*ая трава.

Работа по учебнику страница175, упражнение 267. (Взаимопроверка. Вывод о написании в словах Н,НН)

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!  за жмуре нн ых гружё н ые от шлифова нн ые рас паха нн ое раз мере нн ый полу раз руше нн ые стриже н ого по сыпа нн ая полир ова нн ого свеже скоше нн ая

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

за жмуре нн ых

гружё н ые

от шлифова нн ые

рас паха нн ое

раз мере нн ый

полу раз руше нн ые

стриже н ого

по сыпа нн ая

полир ова нн ого

свеже скоше нн ая

Тест: «Правописание Н и НН в словах» 1. В словах какого ряда пишется одно Н? А) выкачан*ый воздух, ставни затворён*ые Б) продемонстрирован*ый, разгорожен*ый В) сказан*ое, взлелеян*ый Г) тушё*ный, жарен*ый 2. В словах какого ряда пишется А? А) узн_нный, заброш_нный Б) асфальтиров_нный, призн_нный В) прикле_нный, связ_нный Г) постриж_нный, выкач_нное колесо 3. В словах какого ряда пишется два НН? А) мин..ое поле, окон..ое стекло Б) тетради провере..ы, письмен..ый стол В) оловя..ая ложка, утин.ая охота Г) стеклян..ая витрина, лошадин..ая грива

Тест: «Правописание Н и НН в словах»

1. В словах какого ряда пишется одно Н?

А) выкачан*ый воздух, ставни затворён*ые

Б) продемонстрирован*ый, разгорожен*ый

В) сказан*ое, взлелеян*ый

Г) тушё*ный, жарен*ый

2. В словах какого ряда пишется А?

А) узн_нный, заброш_нный

Б) асфальтиров_нный, призн_нный

В) прикле_нный, связ_нный

Г) постриж_нный, выкач_нное колесо

3. В словах какого ряда пишется два НН?

А) мин..ое поле, окон..ое стекло

Б) тетради провере..ы, письмен..ый стол

В) оловя..ая ложка, утин.ая охота

Г) стеклян..ая витрина, лошадин..ая грива

ПРОВЕРЬ СЕБЯ! 1)Г 2)Б 3)А

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

1)Г

2)Б

3)А

РЕФЛЕКСИЯ я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… мне захотелось… сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что…

РЕФЛЕКСИЯ

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

мне захотелось…

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Карташова Вера Петровна

Дата: 28.12.2014

Номер свидетельства: 148642

Похожие файлы

object(ArrayObject)#867 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Конспект урока русского языка по теме: « Буквы е и ё после шипящих в суффиксах  страдательных причастий прошедшего времени» "
    ["seo_title"] => string(143) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-bukvy-ie-i-io-poslie-shipiashchikh-v-suffiksakh-stradatiel-nykh-prichastii-proshiedshiegho-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "174288"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424105738"
  }
}
object(ArrayObject)#889 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект урока на тему "Страдательные причастия прошедшего времени" "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-na-tiemu-stradatiel-nyie-prichastiia-proshiedshiegho-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "144211"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418666353"
  }
}
object(ArrayObject)#867 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "конспект урока по русскому языку "Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий" "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-odna-i-dvie-bukvy-n-v-suffiksakh-stradatiel-nykh-prichastii"
    ["file_id"] => string(6) "183153"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425742003"
  }
}
object(ArrayObject)#889 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект урока на тему: "Причастие. Повторение и обобщение изученного материала""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_na_temu_prichastie_povtorenie_i_obobshchenie_izuchennogo_material"
    ["file_id"] => string(6) "553656"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1592551028"
  }
}
object(ArrayObject)#867 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(35) "Сдаём экзамен на " 5""
    ["seo_title"] => string(17) "sdaiomekzamienna5"
    ["file_id"] => string(6) "313149"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1459437157"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства