научиться находить отрицательные местоимения по лексико-грамматическим признакам; сформулировать правила правописания отрицательных местоимений; научиться применять эти правила на письме.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Правописание отрицательных местоимений"»
Урок русского языка в 6 классе
подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 5 г.МИХАЙЛОВСКА ЗИБЕРОВА И.В.
?
6 класс
Жило-было НИЧТО, Не умело НИЧЕГО. Взад-вперёд оно ходило И НИ с КЕМ не говорило. НИКОГО не замечало, Лучше всех себя считало. А про это НИЧЕГО И сказать-то НЕЧЕГО!
Внимательно прочитайте текст.
Кто герой стихотворения?
Каким вы его увидели?
Что помогло автору создать такой характер?
Назовите ключевые слова и определите их часть речи. Сформулируйте определение.
Выпишите эти слова.
Наблюдаем и формулируем тему урока
НИЧТО
НИ с КЕМ
НИКОГО
НИЧЕГО
НЕЧЕГО
Наблюдаем и формулируем тему урока
НИ ЧТО
НИ с КЕМ
НИ КОГО
НИ ЧЕГО
НЕ ЧЕГО
Правописание отрицательных местоимений
6 класс
Формулировка целей и задач урока:
научиться находить отрицательные местоимения по лексико-грамматическим признакам;
сформулировать правила правописания отрицательных местоимений;
научиться применять эти правила на письме.
Задание группы №1
Дайте определение отрицательным местоимениям. Выпишите из текста только отрицательные местоимения. О чём нужно помнить, чтобы не допустить ошибки в определении части речи? Обоснуйте свой выбор.
СКАЗКА НИ О ЧЁМ
Жил-был Никто. Он был никем. И очень занят был ничем. И жил совсем нигде. Вот так - Никто нигде не жил никак.
Однажды ранним никогда Никто собрался никуда. Пришёл ни с кем, ни в чём, зато большое взял с собой ничто…
Проверяем!
Дайте определение отрицательным местоимениям. Выпишите из текста только отрицательные местоимения. О чём нужно помнить, чтобы не допустить ошибки в определении части речи?
СКАЗКА НИ О ЧЁМ
Жил-был Никто . Он был никем . И очень занят был ничем . И жил совсем нигде. Вот так - Никто нигде не жил никак.
Однажды ранним никогда Никто собрался никуда. Пришёл ни с кем , ни в чём , зато большое взял с собой ничто …
Задание группы №2
Проанализируйте данные примеры. Определите, по какому принципу сгруппированы словосочетания, найдите закономерность и сформулируйте правило «НЕ – НИ в отрицательных местоимениях». Дополните каждый ряд своими примерами.
НИКОГО не пригласили НЕКОГО пригласить
НИЧЕГО не прочитали НЕЧЕГО почитать
НИКОМУ не доверяет НЕКОМУ доверять
НИ С КЕМ не дружит НЕ С КЕМ дружить
… …
Задание группы №2
Проанализируйте данные примеры. Определите, по какому принципу сгруппированы словосочетания, найдите закономерность и сформулируйте правило «НЕ – НИ в отрицательных местоимениях». Дополните каждый ряд своими примерами.
НИКОГО не пригласили НЕКОГО пригласить
НИЧЕГО не прочитали НЕЧЕГО почитать
НИКОМУ не доверяет НЕКОМУ доверять
НИ С КЕМ не дружит НЕ С КЕМ дружить
… …
Задание группы №3
Проанализируйте данные примеры. Определите, по какому принципу сгруппированы словосочетания, найдите закономерность и сформулируйте правило « Слитное и раздельное написание НЕ – НИ в отрицательных местоимениях». Дополните каждый ряд своими примерами.
НЕКОГО спросить НЕ У КОГО спросить
НИКОМУ не говорить НИ С КЕМ не говорить
НИЧЕГО не видеть НИ В ЧЁМ не видеть
НЕКОМУ радоваться НЕ С КЕМ радоваться
… …
Запомни!
Вот это выучи старательно: В местоименьях отрицательных, Когда предлог стоит внутри, Слов пишем не одно, а три. Два слова – помни! – никогда. Никем – ни с кем. - Запомнил? - Да!
Обобщим результаты исследования
Что узнали об отрицательных местоимениях?
Какие орфографические правила сформулировали?
Объединяем их и формулируем орфографическую задачу.
Сформулируйте орфографическую задачу, составьте алгоритм её решения.
(Н )
(Н Е )
Под ударением
Е
2.Есть предлог?
1. Поставь ударение
И
В безударном положении
(Н И )
НЕТ
ДА
Пиши в три слова!
Пиши слитно!
Н И КОГО
Н Е КОГО
Н И У КОГО
Н Е У КОГО
Изготовим наглядное пособие
Сложите лист А4 с выполненной на нём записью так, чтобы мы наглядно увидели условия слитного/раздельного написания отрицательных местоимений, добавьте фломастером необходимый штрих, который бы определил условия выбора Е или И в отрицательных местоимениях.
Н У КОГО
Е
И
Джонни
Жил на свете Джонни, Знаете его? Не было у Джонни
Ровно (н...)чего! (Н...)чего покушать, (Н...)чего надеть, (Н...)(к) чему стремиться, (Н...)(о) чем жалеть. (Н...)чего бояться, (Н...)чего терять… Весело живётся, (Н...)чего сказать!
Выполните задания: 1. Прочитайте текст.
2.Что можете сказать о жизни героя?
3.Какие слова текста привели вас к такому мнению?
4. Выпишите словосочетания с отрицательными местоимениями. Объясните их написание, графически обозначьте орфограмму.
Внимательно прочитайте словосочетания и сочетания слов. О ком идёт речь? Назовите героя, произведение, автора. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте выбор написания.
Н и кто не дружил, н и кто не верил, н и кому не доверяла, н и с кем не общалась, н и в чём не виновата, н и от кого не ждала, н и какого внимания, н и в ком не встречала участия
Комментированное письмо для тех, кто допустил ошибки
Вставьте подходящие по смыслу отрицательные местоимения с предлогами и без предлогов.
Ждать некого, удивляться ______, поделиться ______, рассказать _______, не сказал ______, не ответил _______, взять _______, не получилось ______, остался ______, не остановился _______, объединиться _______, рисковать _____, не нашёл _______, надеяться _______, не рассчитывал ______, соглашаться ______.
Список источников информации
Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / М.М. Разумовская, С.И.Львова, В.И. Капинос, В.В.Львов; под редакцией М.М.Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2013.
В.Волина. Весёлая грамматика. – М.: Знание, 1995.
Г.А.Богданова. Сборник диктантов по русскому языку: 5 – 9 кл.: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2001.