| Общие цели   |  Цель: создать условия для знакомства с новым разрядом местоимений и применения полученных знаний в ходе выполнения соответствующих учебных задач.  Задачи:  Образовательная: формировать понятие об образовании, правописании и изменении отрицательных местоимений; научить распознавать приставки не- и ни- в этих разрядах; закрепить умения правильно писать данные местоимения с предлогами.    Развивающая: продолжить развитие умения делать самостоятельные выводы, высказываться на грамматическую тему, формулировать свои суждения и высказывать их, учить критически мыслить, выделять главное.    Воспитательная: способствовать воспитанию культуры учебного труда, культуры общения в паре, группе, уважения к чужому мнению. | 
  |  
   Стадия «Вызов» 1 мин. 
 
 
 
 5 мин. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 5 мин. |  
   Организационный момент.  - Сегодня у нас с вами снова урок в необычной обстановке, мы продолжим знакомство с такой частью речи, как местоимение. В ходе урока вы самостоятельно будете оценивать свои знания и по завершении выставите себе оценку. Каждый шаг в познании – трудный поиск. Отправляясь в этот путь, возьмите с собой правило: “ Я знаю, я умею”. И тогда у вас все получится. И так вперед.   "Верные и неверные суждения" (Работа в парах)  - Выпишите только те номера суждений, которые вы считаете правильными.   Здесь написаны только местоимения: она, к нему, один, я, они, со мной. Местоимение - часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количество, но не называет их. В предложении местоимение бывают только подлежащим или определением. Местоимения делятся на десять разрядов. Возвратное местоимение себя не имеет именительного падежа. Вопросительные местоимения служат для связи частей сложного предложения. Неопределённые местоимения с суффиксами -то, -либо, -нибудь и приставкой кое- пишутся через дефис. Местоимения его, меня, их - личные В предложении «Я знаю, кто об этом сообщил» местоимение «кто» вопросительное.  
 
  - Давайте подведём итоги. Исправим неверные утверждения.   Грамматическая зарядка.  - У вас на парте есть распечатка таблицы с уже изученными разрядами местоимений. Заполните ее примерами.    
     |  Разряды местоимений |  Примеры |   |  личные |  
 |   |  возвратное |  
 |   |  притяжательные |  
 |   |  вопросительные |  
 |   |  относительные |  
 |   |  неопределенные |  
 |   - Обменяйтесь листочками (по часовой стрелке) и проверьте друг друга. |  
  
  Деление на группы по фигуркам зверей.  Запись числа, классная работа.  В ходе урока определены 6 этапов, по которым происходит самооценка и взаимооценка (оценочный лист).  
  
  
  Учащиеся записывают номера правильных суждений. При проверке исправляют неверные утверждения.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Заполняют таблицу примерами, осуществляют взаимопроверку в группе (по часовой стрелке) | 
  |  
   Стадия «Осмысление»  3 мин.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  4 мин.  
  
  
  15 мин.  
  
  
  
  
  
  6 мин.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  3 мин. |  
   Лингвистический эксперимент.  - Сравните два предложения, ответьте на вопросы.   В некотором царстве, в некотором государстве жил некто.   Ни в каком царстве, ни в каком государстве никто не жил.  - В каком из этих предложений наличие жильца утверждается, а в каком отрицается?  - Во втором предложении найдите местоимения, с помощью которых передается отрицание.  - Дайте определение отрицательных местоимений.   Запись темы урока в тетради. Определение основных целей урока.  
  
 
  - Сделайте записи в 1 и 2 столбик по теме нашего урока.   Изучение нового материала. Составление «Цветка лотоса»  Задание.    1. Изучите материал учебника, стр. 206-207    2. Соберите и упорядочьте мысли, которые возникли в вашей группе.  3. Впишите в свободные клетки информацию, которую вы обсудили.    4. Опираясь на текст таблицы, расскажите об отрицательных местоимениях.   Дифференцированные задания на закрепление правописания отрицательных местоимений.  
 
     |  1 уровень: спиши, раскрывая скобки, стихотворение Б.Заходера.   |  Жил на свете Джонни,  Знаете его?  (Не) было у Джонни  Ровно (ни) чего!  (Не)чего покушать,  (Не)чего надеть,  (Не) (к) чему стремиться,  (Не) (о) чем жалеть.  (Не)чего бояться,  (Не)чего терять…  Весело живётся,  (не)чего сказать! |   |  2 уровень: подбери к глаголам отрицательные местоимения, обозначь изученную орфограмму |  Глаголы: не зависит, не встретится, поинтересоваться, не привыкнуть, не превратить.  Местоимения: ни (с) кем, не (у) кого, ни (к) кому, ни (во) что, ни (от) чего. |   |  3 уровень: спиши, употребляя в нужном падеже слова, данные в скобках.  |  Кому счастье служит, тот (о+ничто ) не тужит. Разума много, да (к+нечто) руки приложить. Глуп совсем, если не знается ( с+ никто). Поневоле заяц бежит, когда лететь (на+нечто).Хоть в шёлк одень неряху, всё глядеть (на+нечто). Денег девать некуда – кошеля купить (на+нечто). Все оглядываются на время, только время (на+никто) не глядит.  
 |   
 
   Тестовые задания.  - Посмотрите на экран и у вас на партах он тоже есть, пред вами 10 вопросов, 1 вариант запишет в тетрадь номера словосочетаний с НИ, 2 – словосочетания с НЕ   Н…чего не получалось, Н…чего терять Н…какие варианты не подходили Н…что не помогало, Н…кому было помочь, Н…кому не удалось решить Н…кого винить Н…чему поучиться Н…чьих советов не слушали Н…кем восхищаться |  
  
  Высказывают предположение. Делают попытки дать определение отрицательных местоимений.  
  
  
  
  
  Записывают тему урока.    Делают записи в таблице ЗХУ (1 и 2 столбик). На основе записей в таблице и ответов учащихся формулируются цели урока.  
  
  Выполняют задания по данному алгоритму. Заполняют таблицу «Цветок лотоса». Каждая группа представляет свой «цветок»  Заполняют 3 колонку таблицы ЗХУ  
  
  
  Выполняют дифференцированные задания. Выбор задания свободный (по желанию)  Проверка заданий проходит по ключам.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Выполняют работу в паре (1 и 2 варианты).    Осуществляют самопроверку со слайда.    Самопроверка.  1 вариант: 1,3,4,6,9  2 вариант: 2,5,7,8,10 | 
  |  
   Стадия «Рефлексия»  
  3 мин. |  – Мне очень понравилось с вами работать, ребята. Вы были активны, внимательны, старались и помогали мне и друг другу, были настоящими исследователями. Поэтому достойны звания «Знатоки местоименных наук». Самое главное, вы работали дружно. Мне бы хотелось, чтобы в вашей жизни чаще звучало слово МЫ.  В течение урока вы постоянно работали с оценочным листом, в котором указаны все этапы нашего урока. Сейчас я прошу вас оценить, какое задание понравилось вам больше всего, а какое вызвало для вас определенные трудности. А теперь посмотрите на нашу цветочную поляну. Прикрепите на эти прекрасные цветы красивую бабочку, которая будет олицетворять успех, и золотистого шмеля, который сегодня символизирует ваши трудности.  Домашнее задание. & 73, стр. 206-207. Упражнение № 526 (разборы) |  На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока. Перед каждым ребенком – бабочка и шмель. Дети прикрепляют свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности им понравился больше всего, а золотистого шмеля - на цветок - вид работы, который вызвал определенные трудности.   |