Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей
~~Урок по теме «Отрицательные местоимения» был построен по технологии критического мышления и сопровождался мультимедийный презентацией.
На этапе вызова был использован прием критического мышления «Верные-неверные утверждения». При проверке учащимся необходимо было не только назвать неверные суждения, но и объяснить, с чем они не согласны и почему. То есть были поставлены вопросы, которые требовали не только знания и понимания, но и анализа, оценки. В данном случае очень хорошо сработала техника «20 секунд». У учащихся была возможность осознать глубину знания и понимания предмета разговора, обобщить и резюмировать свои мысли. Использованная диалогическая беседа позволила ученикам «размышлять, развивать и расширять свое мышление».
На этапе осмысления при вводе в тему был проведен лингвистический эксперимент. Перед ребятами были поставлены задачи: 1) сравнить два предложения и объяснить, чем они различаются; 2) определить слова, с помощью которых передается отрицание; 3) попытаться сформулировать определение «отрицательные местоимения». При использовании конструктивистского подхода (опора на собственные знания и наблюдения) и пошагового выполнения задания, ученики успешно вышли на формулировку понятия. Целеполагание на этом уроке делал каждый ребенок индивидуально, заполняя таблицу Донны Огл «ЗХУ».
При изучении нового материала работа в таблице была продолжена, далее шла работа в группе по заполнению матрицы «Цветок лотоса». Учащимся необходимо было критически осмыслить информацию учебника и определить 8 ключевых идей по теме «Отрицательные местоимения». Это заставило учеников в каждой группе столкнуться с определенной познавательной трудностью, что и активизировало их поисковую деятельность.
Использованные приемы критического мышления на стадии «Осмысления» позволили развивать у учащихся те рефлексивные функции, которые составляют основу умения учиться (целеполагание, планирование, контроль и оценка), отследить степень теоретического понимания нового материала, задать уточняющие вопросы.
Индивидуальная работа с талантливыми и одаренными детьми на этом уроке также была построена через применение дифференцированных заданий трех уровней (1 уровень – средний, 2 – достаточный, 3 – высокий): каждый ребенок делал выбор своего задания самостоятельно. Последнее задание – выполнение теста, связанного с правописанием отрицательных местоимений, выполнялось в паре (1 вариант выписывал отрицательные местоимения с НИ, 2 вариант-с НЕ). Прием «Беседа с партнером» помог создать ситуацию успеха для каждого ребенка, а также менее уверенным в себе ученикам принять участие в обсуждении работы. Оценка степени понимания изученного материала была проведена с помощью взаимопроверки и самопроверки путем сравнения с моделью ответов, предложенной учителем.
На протяжении всего урока учащиеся заполняли «Лист оценивания», что способствовало обеспечению самоконтроля и анализа своей деятельности. Рефлексия в конце урока «Цветочная поляна» (виды заданий были представлены в виде цветов, на которые ученики прикрепляли бабочку - «понравилось» и шмеля - «вызвало трудности») позволила отследить не только эмоциональную сторону занятия, но и выявить уровень осознания содержания изученного материала
* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт