Сегодня у нас необычный урок. У нас в гостях Инфознайка, который предлагает нам поиграть в игру, но необычную, а компьютерную «Отрицательные местоимения». У вас на партах лежат компьютерные мыши, они двух цветов ( красного и зеленого) в течение урока они нам пригодятся. Также лежат оценочные листы, подпишите их. Там вы видите пять уровней, в которых вы будите сами подсчитывать баллы и сами себя оценивать. В конце урока вы подсчитаете свой общий балл. И у каждого есть раздаточный материал.
Итак, начинаем с самого простого!
IIПовторение. Уровень «Блиц-опрос» (2 СЛАЙД) в котором мы с вами повторим пройденный материал. 1. Какие местоимения называются неопределенными? 2.От каких местоимений образуются неопределенные местоимения ? 3.Спомощью каких приставок образуются неопределенные местоимения? 4.Как следует различать значение местоимений Несколько и Некоторые ?
Молодцы! Оцените себя на первом уровне. Теперь в оценочном листе напротив первого уровня подведите в кружок тот балл, который заработали,
IIIЗнакомство с новым материалом.
Кликнем кнопкой мыши и мы на 2 «Умные спорщики» (3 СЛАЙД).
Послушайте внимательно сказку.
Первый спорщик говорит: « Вот я расскажу, так расскажу! В каком-то царстве, в каком-то государстве, жил кто-то. Пошел он по какой-то дороге, нашел что-то. Встретил кого-то. Пошел он по какой-то дороге, нашел что-то. Встретил кого-то и отдал часть. А у него что осталось?»
Второй посмеялся и говорит: « Ни в каком царстве, ни в каком государстве, никто не жил, никто не шел, никого не встречал, никому ничего не давал.
Нечего и спрашивать, сколько у него осталась». «Эх вы, Глупые спорщики, - сказал четвертый. – Что вы спорите? Ведь не о чем спорить – то. Да и не о ком. Значит, и говорить-то нечего».
Учитель. Ребята, какие уже знакомые вам местоимения здесь встретились - неопределённые. (кто-то, что-то, кого-то)
Правильно
Учитель. Мы можем определить о чем идет речь?
- нет, посмотрите изображена шляпа, мы можем понять, кто под ней? На это может указать Местоимение НЕКТО.
Учитель. А есть разряды местоимений, которые все отрицают. Они называются отрицательными. В сказке они вам встретились.
Запишем тему урока в тетрадь. «Отрицательные местоимения»
Давайте найдем их в тексте, назовите их. Верно, запишите в тетрадь. Посмотрите на экран, итак, отрицательные местоимения выражают отсутствие чего-либо: предмета, признака, количества.
Вот эти местоимения (СЛАЙД 4) Ни в каком, никто, никого, никому, ничего, нечего, не о чем, не о ком.
Подсчитайте какое количество местоимений у вас получилось и оцените себя на 2 уровне.
Переходим на следующий уровеньСпособы образования.(5 СЛАЙД)
Обратите внимание на экран. Отрицательное местоимение ничей образовалось от местоимения вопросительного, чей при помощи приставки ни-, отрицательное м местоимение некого - от вопросительного кого при помощи приставки не-. Таким образом, отрицательные местоимения образуются от вопросительных при помощи приставок не- и ни-.
Давайте закрепим наши знания и поработаем с учебником.Упр. 2 с. 98.
Закройте пальчиком приставки не и ни и посмотрите, от чего образованы данные местоимения.
- от вопросительных местоимений: чего, чему
Сделайте по образцу образование данных местоимений.
Самопроверка по слайду 5.
Подсчитайте баллы, оцените себя на этом уровне.
.
Физкультминутка.
А сейчас ребята, мы немного отдохнем, а заодно ещё раз закрепим способы образования отрицательных местоимений. Встаньте возле своих парт.
Я читаю пословицу, если вы слышите, что местоимение образовано от приставкине – хлопаемв ладоши, если отни-топаемногой.
Пустые речи и слушать нечего.
Худо тому, кто не делает доброго никому.
Говорит день до вечера, а слушать нечего.
Упрямого ничем не убедишь.
Не презирай совета ничьего, а прежде выслушай его.
Ничего, никому, никто ничто
Нечему, некому.
Правописание.
Молодцы, ребята! Думаю, Инфознайке с вами очень интересно играть.
Кликаем мышью и переходим к еще более сложному уровню«Правописание».
Учитель: Помогут нам разобраться с правописанием отрицательных местоимений эти гномы. Почему у одного гномане у когораздельно, а у другогоничем, нечем– раздельно?
(СЛАЙД 6)
Ребята, если не и ни отделяются от местоимения предлогом, то они в отрицательных местоимениях пишутся раздельно
Приставка не всегда ударная, приставка ни – безударная.
Инфознайка предлагает нам поиграть в «диктант-молчанку». Я показываю местоимение, вам их нужно молча распределить на 2 столбика
Никто, ни в каком, никого, никому, не о чем, ничего, не о ком, нечего.
Проверим себя (СЛАЙД 7)
Подведем итоги. Итак, я говорю правило, а вы, если я говорю верно показываете зеленый цвет мыши, если неверно – красный.
Отрицательныеместоименияобразованыот вопросительных с помощью приставокне-, ни-. Они выражают отсутствие чего-либо: предмета, признака, количества. (Зеленый)
В отрицательных местоимениях приставка ни-под ударением. (Красный)
Молодцы! Оцените себя на этом уровне.
IV. Подведение итогов.
Итак, ребята, наша игра подходит к концу и мы оказались вместе с Инфознайкой на самом сложном уровне – «ТЕСТ» (7 СЛАЙД)
Посмотрите на экран и у вас на партах он тоже есть, пред вами 10 вопросов, 1 вариант запишет в тетрадь номера словосочетаний с Ни, 2 – словосочетания с НЕ
Н…чего не получалось,
Н…чего терять
Н…какие варианты не подходили
Н…что не помогало,
Н…кому было помочь,
Н…кому не удалось решить
Н…кого винить
Н…чему поучиться
Н…чьих советов не слушали
Н…кем восхищаться
Самопроверка
1 вариант: 1,3,4,6,9
2 вариант: 2,5,7,8,10
У доски вышли и записали.
Подведем итог:
Пришло время подсчитать общее количество баллов
23-22 – оценка 5
21-20-оценка 4
Менее 19 б.- оценка 3.
Рефлексия.
Ребята, игра подошла к концу, произошла полная загрузка. Я хочу узнать, какое настроение у вас осталось после нашего урока, прикрепите своих мышек к доске, если у вас хорошее настроение, я увижу мышек зеленого цвета, если вам было нелегко и настроение не совсем хорошее – то красных мышек.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Сегодня у нас необычный урок. У нас в гостях Инфознайка, который предлагает нам поиграть в игру, но необычную, а компьютерную «Отрицательные местоимения». У вас на партах лежат компьютерные мыши, они двух цветов ( красного и зеленого) в течение урока они нам пригодятся. Также лежат оценочные листы, подпишите их. Там вы видите пять уровней, в которых вы будите сами подсчитывать баллы и сами себя оценивать. В конце урока вы подсчитаете свой общий балл. И у каждого есть раздаточный материал.
Итак, начинаем с самого простого!
IIПовторение.Уровень «Блиц-опрос»(2 СЛАЙД) в котором мы с вами повторим пройденный материал. 1. Какие местоимения называются неопределенными? 2.От каких местоимений образуются неопределенные местоимения ? 3.Спомощью каких приставок образуются неопределенные местоимения? 4.Как следует различать значение местоимений Несколько и Некоторые ?
Молодцы! Оцените себя на первом уровне. Теперь в оценочном листе напротив первого уровня подведите в кружок тот балл, который заработали,
IIIЗнакомство с новым материалом.
Кликнем кнопкой мыши и мы на 2 «Умные спорщики» (3 СЛАЙД).
Послушайте внимательно сказку.
Первый спорщик говорит: « Вот я расскажу, так расскажу! В каком-то царстве, в каком-то государстве, жил кто-то. Пошел он по какой-то дороге, нашел что-то. Встретил кого-то. Пошел он по какой-то дороге, нашел что-то. Встретил кого-то и отдал часть. А у него что осталось?»
Второй посмеялся и говорит: « Ни в каком царстве , ни в каком государстве, никто не жил, никто не шел, никого не встречал, никому ничего не давал.
Нечего и спрашивать, сколько у него осталась». «Эх вы, Глупые спорщики, - сказал четвертый. – Что вы спорите? Ведь не о чем спорить – то. Да и не о ком. Значит, и говорить-то нечего».
Учитель. Ребята, какие уже знакомые вам местоимения здесь встретились - неопределённые. (кто-то, что-то, кого-то)
Правильно
Учитель. Мы можем определить о чем идет речь?
- нет, посмотрите изображена шляпа, мы можем понять, кто под ней? На это может указать Местоимение НЕКТО.
Учитель. А есть разряды местоимений, которые все отрицают. Они называются отрицательными. В сказке они вам встретились.
Запишем тему урока в тетрадь. «Отрицательные местоимения»
Давайте найдем их в тексте, назовите их. Верно, запишите в тетрадь. Посмотрите на экран, итак, отрицательные местоимения выражают отсутствие чего-либо: предмета, признака, количества.
Вот эти местоимения (СЛАЙД 4) Ни в каком, никто, никого, никому, ничего, нечего, не о чем, не о ком.
Подсчитайте какое количество местоимений у вас получилось и оцените себя на 2 уровне.
Переходим на следующий уровеньСпособы образования. (5 СЛАЙД)
Обратите внимание на экран. Отрицательное местоимение ничей образовалось от местоимения вопросительного, чей при помощи приставки ни-, отрицательное м местоимение некого - от вопросительного кого при помощи приставки не-. Таким образом, отрицательные местоимения образуются от вопросительных при помощи приставок не- и ни-.
Давайте закрепим наши знания и поработаем с учебником. Упр. 2 с. 98.
Закройте пальчиком приставки не и ни и посмотрите, от чего образованы данные местоимения.
- от вопросительных местоимений: чего, чему
Сделайте по образцу образование данных местоимений.
Самопроверка по слайду 5.
Подсчитайте баллы, оцените себя на этом уровне.
.
Физкультминутка.
А сейчас ребята, мы немного отдохнем, а заодно ещё раз закрепим способы образования отрицательных местоимений. Встаньте возле своих парт.
Я читаю пословицу, если вы слышите, что местоимение образовано от приставки не – хлопаем в ладоши, если от ни- топаем ногой.
Пустые речи и слушать нечего.
Худо тому, кто не делает доброго никому.
Говорит день до вечера, а слушать нечего.
Упрямого ничем не убедишь.
Не презирай совета ничьего, а прежде выслушай его.
Ничего, никому, никто ничто
Нечему, некому.
Правописание.
Молодцы, ребята! Думаю, Инфознайке с вами очень интересно играть.
Кликаем мышью и переходим к еще более сложному уровню«Правописание».
Учитель: Помогут нам разобраться с правописанием отрицательных местоимений эти гномы. Почему у одного гнома не у кого раздельно, а у другого ничем, нечем – раздельно?
(СЛАЙД 6)
Ребята, если не и ни отделяются от местоимения предлогом, то они в отрицательных местоимениях пишутся раздельно
Приставка не всегда ударная, приставка ни – безударная.
Инфознайка предлагает нам поиграть в «диктант-молчанку». Я показываю местоимение, вам их нужно молча распределить на 2 столбика
Никто, ни в каком, никого, никому, не о чем, ничего, не о ком, нечего.
Проверим себя (СЛАЙД 7)
Подведем итоги. Итак, я говорю правило, а вы, если я говорю верно показываете зеленый цвет мыши, если неверно – красный.
Отрицательныеместоименияобразованыот вопросительных с помощью приставокне-, ни-. Они выражают отсутствие чего-либо: предмета, признака, количества. (Зеленый)
В отрицательных местоимениях приставка ни-под ударением. (Красный)
Молодцы! Оцените себя на этом уровне.
IV. Подведение итогов.
Итак, ребята, наша игра подходит к концу и мы оказались вместе с Инфознайкой на самом сложном уровне – «ТЕСТ» (7 СЛАЙД)
Посмотрите на экран и у вас на партах он тоже есть, пред вами 10 вопросов, 1 вариант запишет в тетрадь номера словосочетаний с Ни, 2 – словосочетания с НЕ
Н…чего не получалось,
Н…чего терять
Н…какие варианты не подходили
Н…что не помогало,
Н…кому было помочь,
Н…кому не удалось решить
Н…кого винить
Н…чему поучиться
Н…чьих советов не слушали
Н…кем восхищаться
Самопроверка
1 вариант: 1,3,4,6,9
2 вариант: 2,5,7,8,10
У доски вышли и записали.
Подведем итог:
Пришло время подсчитать общее количество баллов
23-22 – оценка 5
21-20-оценка 4
Менее 19 б.- оценка 3.
Рефлексия.
Ребята, игра подошла к концу, произошла полная загрузка. Я хочу узнать, какое настроение у вас осталось после нашего урока, прикрепите своих мышек к доске, если у вас хорошее настроение, я увижу мышек зеленого цвета, если вам было нелегко и настроение не совсем хорошее – то красных мышек.