kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Понятие причастия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дается определение причастия, приводятся примеры

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Понятие причастия»

Шестнадцатое ноября.  Классная работа.   Причастие как часть речи. Грамматическое значение причастия.

Шестнадцатое ноября. Классная работа.

Причастие как часть речи. Грамматическое значение причастия.

Определяем проблему урока Прочитайте текст.  Сбоку наползает мрачная синяя туча, на фоне её трепещут тысячи белых крыльев. Как стая белых бабочек, летят россыпью стрепеты.  Сбоку наползает мрачная синяя туча, на фоне её трепещут тысячи белых крыльев. Как стая белых бабочек, летят россыпью стрепеты.  Сбоку наползает мрачная синяя туча, на фоне её трепещут тысячи белых крыльев. Как стая белых бабочек, летят россыпью стрепеты.  Сбоку наползает мрачная синяя туча, на фоне её трепещут тысячи белых крыльев. Как стая белых бабочек, летят россыпью стрепеты.  В полёте этих птиц, в их трепещущих крыльях – нечто необычное, удивительное .   В полёте этих птиц, в их трепещущих крыльях – нечто необычное, удивительное .   В полёте этих птиц, в их трепещущих  крыльях – нечто необычное, удивительное .   В полёте этих птиц, в их трепещущих крыльях – нечто необычное, удивительное .  Сравните выделенные слова. Какие из них обозначают признак предмета? Какое слово называет действие? В значении какого слова есть и признак, и действие? Как это можно доказать? Проверьте себя

Определяем проблему урока

Прочитайте текст.

Сбоку наползает мрачная синяя туча, на фоне её трепещут тысячи белых крыльев. Как стая белых бабочек, летят россыпью стрепеты.

Сбоку наползает мрачная синяя туча, на фоне её трепещут тысячи белых крыльев. Как стая белых бабочек, летят россыпью стрепеты.

Сбоку наползает мрачная синяя туча, на фоне её трепещут тысячи белых крыльев. Как стая белых бабочек, летят россыпью стрепеты.

Сбоку наползает мрачная синяя туча, на фоне её трепещут тысячи белых крыльев. Как стая белых бабочек, летят россыпью стрепеты.

В полёте этих птиц, в их трепещущих крыльях – нечто необычное, удивительное .

В полёте этих птиц, в их трепещущих крыльях – нечто необычное, удивительное .

В полёте этих птиц, в их трепещущих крыльях – нечто необычное, удивительное .

В полёте этих птиц, в их трепещущих крыльях – нечто необычное, удивительное .

Сравните выделенные слова.

Какие из них обозначают признак предмета?

Какое слово называет действие?

В значении какого слова есть и признак, и действие?

Как это можно доказать?

Проверьте себя

Установить, какие признаки есть у причастия, чем отличается причастие от прилагательного. трепещущий Можно задать два вопроса: какой? что делающий? Объяснить значение: « такой , который трепещет » Можно ли отнести слова белые и трепещущие к одной и той же части речи? Перед вами новая часть речи – причастие . Сформулируйте цель урока.

Установить, какие признаки есть у причастия,

чем отличается причастие от прилагательного.

трепещущий

Можно задать два вопроса: какой? что делающий?

Объяснить значение: « такой , который трепещет »

Можно ли отнести слова белые и трепещущие к одной и той же части речи?

Перед вами новая часть речи – причастие .

Сформулируйте цель урока.

Сравните свои наблюдения с материалом, представленным в таблице. Часть речи Вопрос Прилагательное Грамматическое значение Какой? Глагол Что делать? Причастие Что сделать? Какой? Что делающий? Что делавший? Что сделавший? Из грамматических значений каких частей речи складывается значение причастия?

Сравните свои наблюдения с материалом, представленным в таблице.

Часть речи

Вопрос

Прилагательное

Грамматическое значение

Какой?

Глагол

Что делать?

Причастие

Что сделать?

Какой?

Что делающий?

Что делавший?

Что сделавший?

Из грамматических значений каких частей речи складывается значение причастия?

Проверь себя Грамматическое значение причастия складывается из грамматических значений  прилагательного  и  глагола .

Проверь себя

Грамматическое значение причастия складывается из грамматических значений прилагательного и глагола .

Решаем проблему, открываем новые знания Прочитайте высказывание М.В. Ломоносова о причастии.  «Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу».  М.В.  Ломоносов Как вы поняли, для чего нужны причастия?

Решаем проблему, открываем новые знания

Прочитайте высказывание М.В. Ломоносова о причастии.

«Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу».

М.В. Ломоносов

Как вы поняли, для чего нужны

причастия?

Сопоставьте столбики слов, характеризующих слово яблоко . Отнесите признаки к соответствующему столбику. постоянные по действию во времени яблоко краснеющее висящее срываемое поспевшее сорванное мытое очищенное красное зелёное сладкое кислое большое круглое

Сопоставьте столбики слов, характеризующих слово яблоко .

Отнесите признаки к соответствующему столбику.

постоянные

по действию во времени

яблоко

краснеющее

висящее

срываемое

поспевшее

сорванное

мытое

очищенное

красное

зелёное

сладкое

кислое

большое

круглое

Распределите причастия в группы в зависимости от характера признака во времени. краснеющее висящее срываемое поспевшее сорванное мытое очищенное в прошедшем времени в настоящем времени

Распределите причастия в группы в зависимости от характера признака во времени.

краснеющее

висящее

срываемое

поспевшее

сорванное

мытое

очищенное

в прошедшем времени

в настоящем времени

Поработайте в парах. Рядом с причастиями запишите глаголы, от которых они образованы. настоящего времени прошедшего времени поспе вш ее поспевшее –  поспеть сорванное сорва нн ое –  сорвать –  очистить очищ енн ое очищенное –  мыть мытое мы т ое краснеющее –  краснеть красне ющ ее висящее –  висеть вис ящ ее срыва ем ое срываемое –  срывать Выделите суффиксы причастий настоящего времени. Выделите суффиксы причастий прошедшего времени.

Поработайте в парах.

Рядом с причастиями запишите глаголы, от которых они образованы.

настоящего времени

прошедшего времени

поспе вш ее

поспевшее

– поспеть

сорванное

сорва нн ое

– сорвать

– очистить

очищ енн ое

очищенное

– мыть

мытое

мы т ое

краснеющее

– краснеть

красне ющ ее

висящее

– висеть

вис ящ ее

срыва ем ое

срываемое

– срывать

Выделите суффиксы причастий

настоящего времени.

Выделите суффиксы причастий

прошедшего времени.

Проверьте свои выводы по материалу учебника Запомните суффиксы причастий! ущ- (-ющ-) вш- (-ш-) -ащ- (-ящ-) -енн- (-нн-) -ем- (-ом-), -им- -т- настоящего времени прошедшего времени

Проверьте свои выводы по материалу учебника

Запомните суффиксы причастий!

  • ущ- (-ющ-)
  • вш- (-ш-)

-ащ- (-ящ-)

-енн- (-нн-)

-ем- (-ом-), -им-

-т-

настоящего времени

прошедшего времени

Дополните таблицу с опорой на полученную информацию. Грамматическое значение Признак предмета Часть речи Действие предмета Вопрос Прилагательное Признак предмета по действию Грамматическое значение Какой? Глагол Что делать? Причастие Что сделать? Какой? Что делающий? Что делавший? Что сделавший?

Дополните таблицу с опорой на полученную

информацию.

Грамматическое значение

Признак предмета

Часть речи

Действие предмета

Вопрос

Прилагательное

Признак предмета по действию

Грамматическое значение

Какой?

Глагол

Что делать?

Причастие

Что сделать?

Какой?

Что делающий?

Что делавший?

Что сделавший?

Найдите в предложениях причастия.   1. Внимание охотников привлёк растущий на опушке леса дуб.  2. Догоравший костёр ещё дымился.  3. Прочитанная книга лежала на полке.  4. Обеспокоенные чем-то птицы сорвались с веток и полетели в сторону озера, сверкающего зеркальной гладью.  - Какого вида и времени эти причастия? - Какую синтаксическую роль они выполняют?

Найдите в предложениях причастия.

1. Внимание охотников привлёк растущий на опушке леса дуб.

2. Догоравший костёр ещё дымился.

3. Прочитанная книга лежала на полке.

4. Обеспокоенные чем-то птицы сорвались с веток и полетели в сторону озера, сверкающего зеркальной гладью.

- Какого вида и времени эти причастия?

- Какую синтаксическую роль они выполняют?

Ответьте на вопросы 1. Что такое причастие? 2. Как изменяются причастия? 3. Каким членом предложения обычно бывают причастия?

Ответьте на вопросы

1. Что такое причастие?

2. Как изменяются причастия?

3. Каким членом предложения обычно бывают причастия?

Рефлексия Настоящее время Найдите «лишнее» слово. Укажите, почему оно «лишнее». 1) синий, синеющий, синеватый, синенький 1) синий, синеющий , синеватый, синенький 2) сильный, сильнейший, силовой, усиленный . 2) сильный, сильнейший, силовой, усиленный  Прошедшее время Проверьте себя Это причастия! Укажите время причастий.

Рефлексия

Настоящее время

Найдите «лишнее» слово.

Укажите, почему оно «лишнее».

1) синий, синеющий, синеватый, синенький

1) синий, синеющий , синеватый, синенький

2) сильный, сильнейший, силовой, усиленный .

2) сильный, сильнейший, силовой, усиленный

Прошедшее время

Проверьте себя

Это причастия!

Укажите время причастий.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Понятие причастия

Автор: Летунова Елена Евгеньевна

Дата: 18.10.2024

Номер свидетельства: 657921

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Технологии Критического мышления .Урок русского языка в 7 классе  "Понятие о причастии как части речи". "
    ["seo_title"] => string(116) "tiekhnologhii-kritichieskogho-myshlieniia-urok-russkogho-iazyka-v-7-klassie-poniatiie-o-prichastii-kak-chasti-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "208288"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430760844"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) ""Причастие как особая форма глагола" "
    ["seo_title"] => string(41) "prichastiie-kak-osobaia-forma-ghlaghola-1"
    ["file_id"] => string(6) "135780"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416983788"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Самоанализ урока русского языка "Свойства имен прилагательных и глаголов у причастий" 7 класса "
    ["seo_title"] => string(101) "samoanaliz-uroka-russkogho-iazyka-svoistva-imien-prilaghatiel-nykh-i-ghlagholov-u-prichastii-7-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "237445"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444314631"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(19) "Причастие "
    ["seo_title"] => string(11) "prichastiie"
    ["file_id"] => string(6) "122058"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414146789"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(33) "Причастие, 7 класс "
    ["seo_title"] => string(19) "prichastiie-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "122060"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414146945"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства