Просмотр содержимого документа
«Подготовка к написанию сочинения ОГЭ 13.2 (дидактический материал по русскому языку в 9 классе)»
13.2
по русскому языку
Дидактический материал по русскому языку в 9 классе
Автор презентации: Печказова Светлана Петровна,
учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1»
р.п.Чамзинка Республики Мордовия
Саша Чёрный
(настоящее имя Александр Михайлович Гликберг; 1880 — 1932) —
русский писатель Серебряного века русской литературы.
(1)0тец уехал по делам. (2)Мама ушла за покупками. (3)Игоря не взяли. (4)Скучно. (5)Игорь вспомнил: у пристани на пруду — лодка. (б)Можно покачаться, половить на английскую булавку рыбу, поднять адмиральский флаг — голубой носовой платок на пруте. (7)Мало ли что можно. (8)Одному кататься на лодке запрещено. (9)Но сидеть в лодке, когда она на замке и цепочке, — разговора об этом не было... (10)Игорь побежал через парк, сквозь колючую ежевику, кусачую крапиву. (И)Продрался к пристани, влез в лодку. (12)Флаг поднял, на скамейку газетный лист подстелил, сел и давай лодку раскачивать. (13)Волны справа, волны слева, по тихому пруду зыбь побежала... (14)Стёклышко из кармана вынул и стал сквозь него вдаль смотреть, будто в подзорную трубу.
(15)И докачался. (16)Цепочка натянулась, вырвала из трухлявого столба крючок и вместе с замком хлопнулась в воду. (17)Обернулся Игорь — пристань в пяти шагах качается, кланяется. (18)До свиданья, адмирал!
(19)Лёгкий ветерок залопотал в тополях вокруг пруда и боком понёс лодку на середину прямо к тенистому островку. (20)Бросил Игорь весло, притих и стал ждать, куда Бог вынесет. (21)А сердце на весь пруд колотится.
(22)Лодка вздрогнула и остановилась. (23)Остров!
(24)Что делает в первые минуты мореплаватель, прибитый бурей к необитаемому острову? (25)Осматривает своё владение. (26)Игорь так и сделал.
(27)Со всех сторон вода. (28)Посредине острова — резная будка. (29)Мальчик измерил остров: в длину двадцать пять шагов, в ширину — пятнадцать. (30)Много места, очень много: чем меньше мальчик, тем просторнее ему кажется клочок земли... (31)А вдруг там, под будкой, клад? (32)Или вход в подземные катакомбы, которые тянутся до самого Парижа? (33)Ай!.. (34)Он побежал к лодке, но поздно. (35)Ведь он же её не привязал — вильнула носом и отплыла!
(3б)Что же делать? (37)Хныкать? (38)Ни за что! (39)Не могут же его здесь забыть надолго, пока у него не отрастёт, как у Робинзона, большая борода... (40)Сел Игорь на пень, задумался и незаметно задремал.
(41)Сквозь сон он услышал лай. (42)Выбежал Игорь на берег — видит: на другом берегу пруда пудель, лохматый чёрный друг, смотрит на пустую лодку и взволнованно лает.(43)Увидал мальчика на острове да так и залился визгливой флейтой в собачьей истерике:
— И-и-и! (44)Ай-яй! (45)И!
(46)Бултыхнулся пудель в воду — и поплыл, фыркая, к острову.
(47)Приплыл, встряхнулся и прямо к Игорю на грудь. (48)Водой всего обрызгал, в нос лизнул, в ухо лизнул — радуется. (49)А Игорь и вдвое рад:
— Цезарь! (50)Умница... (51)Ну теперь я не один на острове, ты у меня вместо Пятницы будешь.
(52)Смотрит собака на лодку, на мальчика, зовёт с собой домой.
(53)Да как доберёшься? (54)На спину к Цезарю сесть? (55)Нельзя: мальчик ведь тяжелее собаки.
( 56)И придумал Игорь: беда всему научит.
(57)Вырвал из записной книжки страничку и написал крупными буквами письмо садовнику: «Дорогой Жибер! (58)Спасите меня, пожалуйста. (59)Я здесь, на острове!» (60)Показал собаке записку, показал ей на берег и привязал записку над головой пуделя к ошейнику.
— (61)Ступай, ступай в воду! (62)Беги к Жиберу и отдай ему записку...
(63)Пудель понял, взвизгнул — и в воду, только брызги веером полетели.
(64)Старый бельгиец-садовник сначала не понял, в чём дело. (65)Прибежала его собака мокрая, головой в ноги тычется. (66)Увидал он записку, развернул... (67)Буквы корявые, почерк детский...
(68)Подписи нет. (69)Какой остров? (70)Кого спасти? (71)Пожал плечами и бросил записку в смородину.
(72)Но пудель не успокоился: тянет Жибера за фартук к пруду... (73)Испугался садовник: не случилось ли с Игорем беды, Цезарь ведь мокрый... (74)Побежал к пруду за собакой.
(75)Ах, как Игорь обрадовался...
— (76)Monsieur Жибер, перевезите меня домой, пожалуйста!
— (77)Да как ты на остров попал?
— (78)Да не знаю, сел в лодку. (79)Лодка меня и привезла... а потом уплыла…
(80)Садовник достал из-за кустов вертушку с бечёвкой, привязал к верёвке камень, бросил в лодку — как раз под скамейку угодил — и притянул лодку осторожно к берегу. (81)Потом уж дело пустое: сел в лодку с пуделем, в три взмаха догрёб до острова и доставил Игоря-Робинзона на берег, прямо к калитке парка.
(82)Побежал Игорь в дом. (83)Хорошо, что никто ещё не вернулся. (84)Сел за стол и стал из картона большую золотую медаль для пуделя мастерить. (85)Надпись придумал такую: «Пуделю Цезарю за спасение погибающего мальчика, который самовольно застрял на острове. (86)Детский Спасательный Комитет».
13.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения 56 текста:
«И придумал Игорь: беда всему научит» .
Прочитанный мною текст очень интересен и поучителен. Саша Чёрный в своём произведении утверждает: «… беда всему научит». Я понимаю это предложение так: если человек попадёт в трудную ситуацию, он сделает всё возможное, чтобы спасти себе жизнь. В таком случае беда становится для человека учителем.
Прочитанный мною текст очень интересен и поучителен. Писатель (ФИО в именительном падеже) в своём произведении утверждает: «…» (привести предложенную в задании цитату). Я понимаю это предложение так: … (тезис, обязательно двусоставное предложение).
13.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения 56 текста:
«И придумал Игорь: беда всему научит» .
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложениям 24 – 26. В них говорится о том, что Игорь, оказавшись на острове, не поддался панике, а стал вспоминать, что делает в такой ситуации любой мореплаватель. Смекалка и читательский опыт позволяют мальчику собраться с мыслями.
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложениям... В них говорится о том, что …
13.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения 56 текста:
«И придумал Игорь: беда всему научит» .
Предложения 57 – 59 подтверждают мысль о том, что сложная ситуация заставляет героя действовать решительно и быстро: чтобы попасть домой, мальчик проявляет находчивость и отправляет садовнику через собаку Цезаря записку с просьбой о помощи.
Предложения … подтверждают мысль о том, что…
13.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения 56 текста:
«И придумал Игорь: беда всему научит» .
Обобщая сказанное, можно прийти к такому выводу: трудная ситуация, в которую попадает человек, заставляет его проявить смекалку и находчивость, учит сохранять спокойствие и помогает найти выход.
Обобщая сказанное, можно прийти к такому выводу: ... (вернуться к тезису, несколько перефразировав его).
Прочитанный мною текст очень интересен и поучителен. Саша Чёрный в своём произведении утверждает: «… беда всему научит». Я понимаю это предложение так: если человек попадёт в трудную ситуацию, он сделает всё возможное, чтобы спасти себе жизнь. В таком случае беда становится для человека учителем.
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложениям 24 – 26. В них говорится о том, что Игорь, оказавшись на острове, не поддался панике, а стал вспоминать, что делает в такой ситуации любой мореплаватель. Смекалка и читательский опыт позволяют мальчику собраться с мыслями.
Предложения 57 – 59 подтверждают мысль о том, что сложная ситуация заставляет героя действовать решительно и быстро: чтобы попасть домой, мальчик проявляет находчивость и отправляет садовнику через собаку Цезаря записку с просьбой о помощи.
Обобщая сказанное, можно прийти к такому выводу: трудная ситуация, в которую попадает человек, заставляет его проявить смекалку и находчивость, учит сохранять спокойствие и помогает найти выход.