Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал по русскому языку в 9 классе (подготовка к написанию сочинения 13.2 ОГЭ)»
13.2
по русскому языку
Дидактический материал по русскому языку в 9 классе
Автор презентации: Печказова Светлана Петровна,
учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1»
р.п.Чамзинка Республики Мордовия
Константин Алексеевич Коровин (1861-1939) — русский живописец, театральный художник, педагог и писатель; академик живописи.
(1)Однажды приехал я в Москву к своему приятелю Николаю Александровичу. (2)В гостиной, где я стал ожидать, был и другой посетитель — симпатичный, молодой и скромный на вид человек. (3)Он посмотрел на часы, сказал:
— Я вот час уже жду. (4)Приедет ли Николай Александрович? (5)У меня не дело, а так — пустяки… (6)По охоте… (7)Николай Александрович ведь охотник.
— (8)Да, — говорю я, — он охотник. (9)И я тоже охотник…
— (10)Вот как, вы тоже охотник? (11)А я ветеринар, служу в городском учреждении по отлову бездомных собак. (12)Уже месяц держу пса, никто не является — нет хозяина. (13)А собака — пойнтер, молодой, красавец… (14)А какие глаза! (15)Умные… (16)Чудная собака… (17)Вот и пришёл спросить, не возьмёт ли Николай Александрович. (18)Он ведь охотник. (19)Редкая собака.
— (20)Послушайте, — сказал я, — отдайте мне эту собаку, я тоже охотник. (21)Я заплачу.
— (22)Пожалуйста, — сказал ветеринар. — (23)Никаких плат не надо. (24)Пришлю сегодня же.
(25)Я поехал скорее домой. (26)Дожидаюсь. (27)Всё не ведут… (28)Вдруг слышу звонок.
(29)Отворяю дверь: передо мной большая собака, кофейно-пегий пойнтер. (ЗО)Дивная голова, уши длинные. (31)Смотрит на меня.
— (32)3дравствуй, пёс, милая собака…
(33)И сердце бьётся от радости.
(34)Налил молока, накрошил хлеба. (35)Собака голодная, ест. (36)Колбасу прямо глотает. (37)Я сел на постель, собака легла около, на полу. «(38)Какая красота, какие глаза! (39)Совсем ещё молодой пёс».
(40)А он морду положил на пол и слушает. «(41)Но как его зовут?» — подумал я. (42)Стал перечислять собачьи клички: Загоняй, Лебёдка… (43)Собака лежит смирно. (44)Только в конце сказал — Феб… (45)Собака вскочила.
— (46)Феб, Феб, — повторил я.
(47)Собака подошла ко мне. (48)Феб положил мне голову на колени и смотрел. (49)Как я был рад: у меня собака!
(50)Утром, когда я проснулся, Феб подошёл ко мне, посмотрел в глаза. (51)Когда я вставал, он вертел хвостом и, прыгая, лаял. (52)Я пошёл с ним на улицу. (53)Феб шёл со мной, не обращая внимания на встречных собак.
(54)Как-то мне пришлось оставить Феба у приятеля в Петербурге. (55)Возвращаясь обратно, я прочёл в газете: «В манеже состоялась выставка кровного собаководства. (56)Награды: лучшая собака выставки и первая золотая медаль, как лучший пойнтер, — Феб, владелец Константин Алексеевич Коровин».
(57)Прихожу к приятелю. (58)Тот улыбается и говорит мне:
— Знаете, я послал вашего Феба на выставку. (59)Уж очень хороша собака. (60)И подумайте, там ведь собаки какие… (61)Царская охота вся! (62)А ваш Феб — первая собака!
— (63)Я поехал на выставку. (64)В манеже слышался лай собак. (65)Издали у одной стойки стояла толпа. (66)Подойдя, я увидел плакаты, букеты цветов и моего Феба. (67)Он лежал, свернувшись клубочком.
— (68)Феб, — сказал я, подойдя.
(69)Он вскочил и бросился ко мне, положил мне лапы на плечи.
— (70)Это ваша собака? — обратился ко мне какой-то военный.
— (71)Моя, — ответил я.
— (72)У меня к вам есть дело. (73)Его императорское высочество приказал узнать мне, не уступит ли владелец собаку за тысячу рублей?
— (74)Не могу, — ответил я. — (75)Продать собаку невозможно. (7б)Вероятно, вы это поймёте.
(77)Я рассказал, как у меня появилась собака.
— (78)Невероятно, — удивился военный. — (79)Прошу вас, получите награды.
(80)Я стоял около Феба, который опять положил мне лапы на плечи, и его глаза говорили: «Ну, возьми меня отсюда, пойдём».
(81)В это время заиграла музыка, ко мне шли какие-то люди, они несли на подушках золотую медаль, серебряный ошейник, кубок и охотничьи ножи.
(82)Феб жил со мной в деревне. (83)Он любил охоту, и много мы ходили с ружьём по прекрасным долинам страны моей. (84)Когда я писал с натуры картины, Феб не отходил от меня. (85)Прошло время, постарел Феб и стал глохнуть. (86)Он всё клал свою красивую голову ко мне на колени, и я гладил её. (87)Мне всё казалось, что он что-то хочет мне сказать.
(88)Как-то вечером он пришёл ко мне, положил голову на лапы и всё смотрел в мои глаза. (89)Должно быть, Фебушка, ты хотел сказать мне, но не мог про сердце чистое, про великую дружбу и святую верность.
13.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финального предложения 89 текста:
«Должно быть, Фебушка, ты хотел сказать мне,
но не мог про сердце чистое, про великую дружбу
и святую верность» .
Прочитанный мною текст очень интересен и поучителен. К.А.Коровин в своём произведении пишет: «…Фебушка, ты хотел сказать мне, но не мог про сердце чистое, про великую дружбу и святую верность». Я понимаю это предложение так: собака и её хозяин были настоящими друзьями и понимали друг друга без слов.
Прочитанный мною текст очень интересен и поучителен. Писатель (ФИО в именительном падеже) в своём произведении пишет: «…» (привести предложенную в задании цитату). Я понимаю это предложение так: … (тезис, обязательно двусоставное предложение).
13.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финального предложения 89 текста:
«Должно быть, Фебушка, ты хотел сказать мне,
но не мог про сердце чистое, про великую дружбу
и святую верность» .
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложениям 72 – 74. В них говорится о том, что рассказчик не уступил собаку самому царю за тысячу рублей. Настоящая дружба не продаётся. И пёс понял это: он положил лапы на плечи хозяину, и его глаза словно говорили: «Ну, возьми меня отсюда, пойдём» (предложение 80).
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложениям... В них говорится о том, что …
13.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финального предложения 89 текста:
«Должно быть, Фебушка, ты хотел сказать мне,
но не мог про сердце чистое, про великую дружбу
и святую верность» .
Предложения 83 – 85 подтверждают мысль об искренней привязанности человека и собаки. До самой старости Феб жил с художником, ходил с ним на охоту, путешествовал, не отходил от него во время творческой работы. Это значит, что их дружба была самой настоящей. Художнику казалось, что он понимает, что хочет ему сказать верный пёс.
Предложения … подтверждают мысль о том, что… Это значит: …
13.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финального предложения 89 текста:
«Должно быть, Фебушка, ты хотел сказать мне,
но не мог про сердце чистое, про великую дружбу
и святую верность» .
Обобщая сказанное, можно прийти к такому выводу: ... (вернуться к тезису, несколько перефразировав его).
Обобщая сказанное, можно прийти к такому выводу: истинная дружба не требует слов. Именно такие взаимоотношения сложились у рассказчика с собакой по кличке Феб.
Прочитанный мною текст очень интересен и поучителен. А.В.Гридин в своём произведении утверждает: «… беда всему научит». Я понимаю это предложение так: безнравственные поступки приводят к душевным мукам. Проснувшаяся совесть не даёт человеку покоя.
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложениям 19 – 20. Лесневский испытал чувство страха, когда понял, что оставшаяся без телефона девушка не знает о случившейся в семье беде. Это говорит о том, что оноше было стыдно за свой поступок.
Предложение 28 подтверждает мысль о том, душевные муки заставляют героя действовать: он решает с украденного телефона позвонить женщине, просившей дочь о помощи. Это значит, что в глубине души Женя понимает, что поступает неправильно, и совесть не даёт ему покоя.
Обобщая сказанное, можно прийти к такому выводу: совершив дурной поступок и присвоив себе чужой телефон, герой испытывает муки совести и пытается оправдать своё поведение. Как только совесть начинает говорить в человеке, каждая мелочь, казавшаяся незначительной, заставляет человека думать, что именно он и является эпицентром всех людских бед.