kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Подготовка к сжатому изложению в 9 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оказание помощи учащимся при подготовке к сдаче ГИА. Научить детей сжатому изложению.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к сжатому изложению в 9 классе»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 18 хутора Первомайского Муниципального образования Мостовский район ПОДГОТОВКА К ГИА Подготовка к сжатому изложению в 9 классе Подготовила учитель русского языка и литературы Мосиенко Н.П. 2016 год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 18 хутора Первомайского

Муниципального образования Мостовский район

ПОДГОТОВКА К ГИА

Подготовка к сжатому изложению в 9 классе

Подготовила учитель русского языка и литературы

Мосиенко Н.П.

2016 год

  • Прослушайте текст.
  • После первого чтения текста выполните следующие шаги:
  • Определите тему текста (о чем текст?).
  • Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?).
  • Определите стиль текста и тип речи, особенности построения текста (в повествовании – начало события, ход его, самый острый момент сюжета, конец; в описании – предмет речи и его значимые, существенные признаки; в рассуждении – общее положение, аргументы, доказательства, вывод).
  • Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
  • Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.
  • Прослушайте текст во второй раз.
  • Работая с подробным планом текста, отметьте в нем существенное и подробности в каждой части. Определите способ сокращения текста (исключение, обобщение).
  • Составьте сжатый план текста, учитывая смысловые связи между эпизодами (временные, пространственные и т.п.).
  • Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.
  • Помните о главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
  • Объём изложения – не менее 90 слов.
  • Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Памятка для учащихся « Как писать сжатое изложение »

ЦЕЛЬ Подробное изложение Краткое изложение Максимально полно воспроизвести содержание исходного текста с сохранением особенностей авторского стиля Кратко изложить содержание исходного текста, не допуская искажения фактов и используя ключевые авторские слова

ЦЕЛЬ

Подробное изложение

Краткое изложение

Максимально полно воспроизвести содержание исходного текста с сохранением особенностей авторского стиля

Кратко изложить содержание исходного текста, не допуская искажения фактов и используя ключевые авторские слова

ЧТО ТРЕБУЕТСЯ 1. ОТБОР ВАЖНОЙ ИНФОРМАЦИИ 2. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ИДЕЙ АВТОРА 3. СОХРАНЕНИЕ АВТОРСКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ СОБЫТИЙ 4. ПЕРЕДАЧА ХАРАКТЕРА ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ И ОБСТАНОВКИ БЕЗ ИСКАЖЕНИЙ 5. ВЫДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ МИКРОТЕМ 6. ОБОБЩЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ИСХОДНОГО ТЕКСТА

ЧТО ТРЕБУЕТСЯ

1. ОТБОР ВАЖНОЙ ИНФОРМАЦИИ

2. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ИДЕЙ АВТОРА

3. СОХРАНЕНИЕ АВТОРСКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ СОБЫТИЙ

4. ПЕРЕДАЧА ХАРАКТЕРА ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ И ОБСТАНОВКИ БЕЗ ИСКАЖЕНИЙ

5. ВЫДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ МИКРОТЕМ

6. ОБОБЩЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ИСХОДНОГО ТЕКСТА

ПРИЁМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА Исключение подробностей и деталей Обобщение конкретных, единичных явлений Упрощение синтаксических структур

ПРИЁМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА

Исключение подробностей и деталей

Обобщение конкретных, единичных явлений

Упрощение синтаксических структур

Исключение слов, словосочетаний, фрагментов предложений и целых предложений

Прочитайте текст. Выделите второстепенную информацию.

Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым всё ясно, - безнадежные люди.

(По В. И. Курбатову)

Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря , в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое . Вообще , люди, которым всё ясно, - безнадежные люди.

(По В. И. Курбатову)

Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются и не способны совершить открытие. Люди, которым всё ясно, - безнадёжные люди.

Что можно исключить из предложения без ущерба для его содержания? Исключение синонимов в ряду однородных членов Попечителем одной из школ под Серпуховом был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами. (По Е. Киселёвой) Попечителем одной из школ под Серпуховом был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с ясными лицами.

Что можно исключить из предложения без ущерба для его содержания?

Исключение синонимов в ряду однородных членов

Попечителем одной из школ под Серпуховом был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами.

(По Е. Киселёвой)

Попечителем одной из школ под Серпуховом был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с ясными лицами.

Удаление поясняющих конструкций: однородных членов, частей сложного предложения Прочитайте, найдите в тексте поясняющие конструкции Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть ещё одна важная сфера воспитания – воспитание души. (Ю. М. Лотман) Воспитание имеет много аспектов. Но есть одна важная сфера воспитания – воспитание души.

Удаление поясняющих конструкций: однородных членов, частей сложного предложения

Прочитайте, найдите в тексте поясняющие конструкции

Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть ещё одна важная сфера воспитания – воспитание души.

(Ю. М. Лотман)

Воспитание имеет много аспектов. Но есть одна важная сфера воспитания – воспитание души.

Обобщение содержания фрагмента текста Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца, обсуждением выставок, разговорами на темы искусства. У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты, скульпторы, артисты, поэты. Среди них актёры Москвин, Комиссаров, Добронравов, художники Ефимов, Кончаловский, Яковлев, Крымов, музыканты Нейгауз, Рихтер, поэт Пастернак. (По Г. Арбузову) Жизнь семьи Серовых протекала в творческой атмосфере.

Обобщение содержания фрагмента текста

Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца, обсуждением выставок, разговорами на темы искусства. У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты, скульпторы, артисты, поэты. Среди них актёры Москвин, Комиссаров, Добронравов, художники Ефимов, Кончаловский, Яковлев, Крымов, музыканты Нейгауз, Рихтер, поэт Пастернак.

(По Г. Арбузову)

Жизнь семьи Серовых протекала в творческой атмосфере.

Языковое обобщение замена однородных членов их обобщенным наименованием  . Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами. (С. Газарян) Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает.

Языковое обобщение

замена однородных членов их обобщенным наименованием

.

Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами.

(С. Газарян)

Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает.

Языковое обобщение замена простых предложений сложным Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский сказочник. (По К. Паустовскому) Моя встреча с Андерсеном произошла в детстве, когда мне на Новый год подарили книгу с его сказками.

Языковое обобщение

замена простых предложений сложным

Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский сказочник.

(По К. Паустовскому)

Моя встреча с Андерсеном произошла в детстве, когда мне на Новый год подарили книгу с его сказками.

Сочетание исключения и обобщения В России испокон веков были такие люди, которые куда-то шли. У них не было ничего, но они всегда были чем-то озабочены. Вели они цыганский образ жизни: ходили по просторной русской земле с места на место, отдыхали и спали где попало. Этих людей называли странниками. ОБОБЩЕНИЕ: ЗАМЕНА ОБОБЩАЮЩИМ СЛОВОМ ИСКЛЮЧЕНИЕ:ИСКЛЮЧЕНИЕ ВТОРОСТЕПЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ

Сочетание исключения и обобщения

В России испокон веков были такие люди, которые куда-то шли. У них не было ничего, но они всегда были чем-то озабочены. Вели они цыганский образ жизни: ходили по просторной русской земле с места на место, отдыхали и спали где попало. Этих людей называли странниками.

ОБОБЩЕНИЕ: ЗАМЕНА ОБОБЩАЮЩИМ СЛОВОМ

ИСКЛЮЧЕНИЕ:ИСКЛЮЧЕНИЕ ВТОРОСТЕПЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ

Сочетание исключения и обобщения   Хотя детство моё прошло в Пятигорске, сам я всё же коренной москвич. В каких бы городах мира я ни бывал, как бы ни восхищался их красотой, Москва остаётся для меня лучшим городом в мире. Идёшь по Москве, по её площадям, по тихим переулкам и чувствуешь, сердцем своим ощущаешь: это твой город. Можно бессчётно приходить на Красную площадь, и всё-таки дух захватывает, когда смотришь на сказочный храм Василия Блаженного, устремлённый в небо всеми своими фантастическими куполами. И тут же малиновая Кремлёвская стена, а за ней соборы, торжественные, гордые и нарядные. Словно вся краса Древней Руси пришла на эту площадь. Надо только уметь смотреть, чувствовать эту красоту. И учатся этому с детства. Дух захватывает, когда смотришь на красоту и мастерство русских зодчих: н а Красную площадь, храм Василия  Блаженного, малиновую Кремлёвскую с тену. Надо только уметь смотреть, чувствовать эту красоту. И учатся этому с детства.

Сочетание исключения и обобщения

  • Хотя детство моё прошло в Пятигорске, сам я всё же коренной москвич. В каких бы городах мира я ни бывал, как бы ни восхищался их красотой, Москва остаётся для меня лучшим городом в мире. Идёшь по Москве, по её площадям, по тихим переулкам и чувствуешь, сердцем своим ощущаешь: это твой город.
  • Можно бессчётно приходить на Красную площадь, и всё-таки дух захватывает, когда смотришь на сказочный храм Василия Блаженного, устремлённый в небо всеми своими фантастическими куполами. И тут же малиновая Кремлёвская стена, а за ней соборы, торжественные, гордые и нарядные. Словно вся краса Древней Руси пришла на эту площадь. Надо только уметь смотреть, чувствовать эту красоту. И учатся этому с детства.

Дух захватывает, когда смотришь на

красоту и мастерство русских зодчих: н а Красную площадь, храм Василия Блаженного, малиновую Кремлёвскую с тену. Надо только уметь смотреть, чувствовать эту красоту. И учатся этому с детства.

Упрощение синтаксических структур.  Замена прямой речи косвенной.   Я стоял на якоре у самого лозняка, когда мимо меня торопливо проехал Шашкин (бакенщик) и крикнул: - Гроза находит. С ветром. Приставайте к лесному берегу, вон - за мысом. Там изба стоит в лесу. Я тоже в ней укроюсь. - Чья изба? – спросил я. – До сих пор я что-то её не замечал. - Святослава Рихтера, музыканта. А вы разве не знали? Московский музыкант. Жена у него певица. Только фамилию её не выговорю, трудная в обращении фамилия. Я не знал об этом и не мог предполагать, что в такой безлюдной глуши поселился наш известный пианист. (По Е. Киселёвой ).

Упрощение синтаксических структур. Замена прямой речи косвенной.

  • Я стоял на якоре у самого лозняка, когда мимо меня торопливо проехал Шашкин (бакенщик) и крикнул:
  • - Гроза находит. С ветром. Приставайте к лесному берегу, вон - за мысом. Там изба стоит в лесу. Я тоже в ней укроюсь.
  • - Чья изба? – спросил я. – До сих пор я что-то её не замечал.
  • - Святослава Рихтера, музыканта. А вы разве не знали? Московский музыкант. Жена у него певица. Только фамилию её не выговорю, трудная в обращении фамилия.
  • Я не знал об этом и не мог предполагать, что в такой безлюдной глуши поселился наш известный пианист. (По Е. Киселёвой ).

Упрощение синтаксических структур.  Преобразование СПП и ССП в бессоюзные.  ( Знаки препинания не расставлены). 1). Мне очень понравился доклад потому что в нём рассказывалось о прекрасных произведениях древнерусского искусства. 2). Солнце дымное встаёт так что будет день горячий. 3). Каждый кто хотя бы немного изучал географию знает что наш земной шар на три четверти покрыт водой. 4). Не умея в руке держать топор дерева не стешешь а не зная языка хорошо красиво просто и понятно не напишешь. 1).

Упрощение синтаксических структур. Преобразование СПП и ССП в бессоюзные. ( Знаки препинания не расставлены).

  • 1). Мне очень понравился доклад потому что в нём рассказывалось о прекрасных произведениях древнерусского искусства.
  • 2). Солнце дымное встаёт так что будет день горячий.
  • 3). Каждый кто хотя бы немного изучал географию знает что наш земной шар на три четверти покрыт водой.
  • 4). Не умея в руке держать топор дерева не стешешь а не зная языка хорошо красиво просто и понятно не напишешь.

1).

Список использованной литературы. Учимся писать изложение. / Г.К.Лидман-Орлова/. М.: Дрофа, 2003. Рабочая тетрадь: Подсказки на каждый день: Русский язык: 9 кл.: 2 полугодие. / Т.Ю.Угроватова/. – М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 1998. Русский язык : учеб. Для 9 кл. общеобразоват. учреждений / [С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов и др.]. 27-е изд. – М. : Просвещение, 2005. Электронные ресурсы. www.openclass.ru/node/20722 www.gmsib.ru/article.php?article=159 Uchilkin-Blog.ru/?p=137

Список использованной литературы.

  • Учимся писать изложение. / Г.К.Лидман-Орлова/. М.: Дрофа, 2003.
  • Рабочая тетрадь: Подсказки на каждый день: Русский язык: 9 кл.: 2 полугодие. / Т.Ю.Угроватова/. – М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 1998.
  • Русский язык : учеб. Для 9 кл. общеобразоват. учреждений / [С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов и др.]. 27-е изд. – М. : Просвещение, 2005.

Электронные ресурсы.

  • www.openclass.ru/node/20722
  • www.gmsib.ru/article.php?article=159
  • Uchilkin-Blog.ru/?p=137


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Подготовка к сжатому изложению в 9 классе

Автор: Мосиенко Наталья Петровна

Дата: 24.10.2017

Номер свидетельства: 434323

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Подготовка к сжатому изложению. Урок-практикум в 9 классе"
    ["seo_title"] => string(62) "podghotovka-k-szhatomu-izlozhieniiu-urok-praktikum-v-9-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "273901"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452285757"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Обобщение педагогического опыта по теме  " Подготовка учащихся к написанию сжатого изложения ""
    ["seo_title"] => string(115) "obobshchieniie-piedaghoghichieskogho-opyta-po-tiemie-podghotovka-uchashchikhsia-k-napisaniiu-szhatogho-izlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "311895"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459262958"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Система упражнений по подготовке и написанию сжатого изложения.? "
    ["seo_title"] => string(79) "sistiema-uprazhnienii-po-podghotovkie-i-napisaniiu-szhatogho-izlozhieniia-dwaeg"
    ["file_id"] => string(6) "216264"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432914628"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(252) "Методическая разработка урока в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения по отрывку Ф.М.Достоевского "Униженные и оскорблённые""
    ["seo_title"] => string(153) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-v-9-klassie-podghotovka-k-napisaniiu-szhatogho-izlozhieniia-po-otryvku-f-m-dostoievskogho-unizhiennyie-i-oskorblionnyie"
    ["file_id"] => string(6) "249898"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446991630"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Сжатое изложение.Подготовка к ОГЭ "
    ["seo_title"] => string(39) "szhatoie-izlozhieniie-podghotovka-k-oge"
    ["file_id"] => string(6) "133203"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416482723"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства