kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сжатое изложение.Подготовка к ОГЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОГЭ  по русскому языку в 9 классе предполагает разнообразные виды деятельности ученика: умение воспринимать текст на слух и давать сжатый письменный пересказ, выполнять задания с выбором ответа из нескольких предложенных, создавать собственный текст на предложенную тему.

Одним из наиболее сложных является написание сжатого изложения. Подготовка к экзамену требует повторения теоретических сведений по орфографии, синтаксису, пунктуации, лексике.

Представленный урок является логическим завершением серии уроков по подготовке учащихся  к написанию сжатого изложения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сжатое изложение.Подготовка к ОГЭ »

Методическая разработка урока

«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА».

ОГЭ по русскому языку в 9 классе предполагает разнообразные виды деятельности ученика: умение воспринимать текст на слух и давать сжатый письменный пересказ, выполнять задания с выбором ответа из нескольких предложенных, создавать собственный текст на предложенную тему.

Одним из наиболее сложных является написание сжатого изложения. Подготовка к экзамену требует повторения теоретических сведений по орфографии, синтаксису, пунктуации, лексике.

Представленный урок является логическим завершением серии уроков по подготовке учащихся к написанию сжатого изложения.

Урок состоит из следующих основных этапов:

- организационный (постановка цели и конкретизация задач);

-повторение, актуализация знаний, изложение теоретического материала;

- практическая работа;

- промежуточный контроль выполнения заданий;

- инструктаж (этапы работы с текстом);

- практическая отработка навыков;

- подведение итогов;

- рефлексия.



Цели урока реализуются через разнообразные приемы и формы работы:

- фронтальный опрос;

- коллективная и индивидуальная деятельность;

- работа с текстом;

- работа с дидактическим раздаточным материалом;

- самопроверка.

Методы, использованные на уроке:

- частично- поисковый;

- словесный;

- практический.

На уроке используется ИКТ для сопровождения изучаемой темы, организации самостоятельной работы и самопроверки учащихся. Использование данной технологии позволяет увеличить объем используемого для работы на уроке материала, обеспечивает личностно-ориентированный подход. Визуализация материала способствует лучшему усвоению знаний и закреплению навыков работы с текстом, повышает мотивацию учащихся и интерес к предмету.

Ключевые слова: сжатие, исключение, обобщение; тема текста, идея, стиль речи, тип речи; микротема, композиция.

Цель: Подготовка учащихся к выполнению экзаменационной работы по русскому языку.

Задачи: 1. Продолжить работу над формированием навыков работы с текстом: умение находить главное, обобщать, использовать различные приёмы сжатия.

2. Развивать память, логическое мышление и речь учащихся.

3. Продолжить работу по воспитанию бережного отношения к языку.

Оборудование. 1. Презентация к уроку. (Приложение1)

2.Лингвистические портфолио учащихся. Памятки «Как писать сжатое изложение». (Приложение 2)

3. Текст изложения (распечатан для каждого ученика) с рекомендациями по выполнению задания.

4. Карточки-задания для коллективной практической работы.



Ход урока.

1. Организационный момент. Постановка цели и задач урока.

2. Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня на уроке мы продолжим работу по подготовке к итоговой аттестации по русскому языку. Как вы уже знаете, задание №1 экзаменационной работы- это написание сжатого изложения.

- Что такое сжатое изложение и чем оно отличается от подробного? (Сжатое изложение - это краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации и сокращением второстепенной)

- Как вы думаете, какое изложение написать легче: сжатое или подробное?

- Почему?

Я согласен с вами, что труднее написать сжатое изложение, потому что такой вид работы требует не механического, а осмысленного запоминания текста, активизирует ваши аналитические способности: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать ее кратко и связно. Вот почему, готовясь к написанию изложения, мы с вами выполняем различные логические операции с текстами: выделяем главную и второстепенную информацию, ищем тезисы, сжимаем тексты различными способами.

- Давайте вспомним, какие способы сжатия текста вы знаете? (Слайд №1).



Основных способов сжатия текста два: исключение и обобщение.



- Что можно исключить из текста? ( Слайды №2 и № 3)

- Что такое обобщение? (Слайд №4)

- Что значит «обобщить»? (Слайд №5)

3. Коллективная практическая работа. Применение навыков сжатия текста.

Перед вами находятся карточки задания, выполнив которые, вы повторите основные приемы сжатия.

3.1. Задания на исключение .

Задание 1. Подчеркните в тексте только то, без чего нельзя понять смысл рассуждения. Запишите сжатый текст.

1) Старый художник шел из города в город, из деревни в деревню, переплывал с острова на остров. 2) Везде он искал совершенную красоту – в храмах и на базарах, в бедных крестьянских домах и во дворцах царей. 3) Но нигде не находил той, которую искал. 4) Однажды он увидел прекрасную восточную царевну, остановился и подумал: «Может быть, она?» 5) Но через минуту отвернулся и пошел дальше: «Я не уверен, – значит, не она».

6) Шли месяцы. 7) Иногда старому художнику казалось, что он никогда не найдет того, что ищет. 8) Однажды он проснулся в горах недалеко от моря. 9) С горы спускалась девушка необычной красоты. 10) И сразу без сомнений и колебаний он сказал: «Это она».



Ответ. Старый художник везде искал совершенную красоту, но нигде не находил. Однажды он увидел девушку необычной красоты. Художник понял, что это то, что он искал.



Задание 2. Прочитайте текст. Сократите предложения за счет исключения деталей. Запишите получившийся текст.

Вероятнее всего, талант накапливается по капельке, передаваясь по наследству, от колена к колену, как цвет волос, черты лица или характера. Он пробирается по родословной, как огонек по бикфордову шнуру, чтобы однажды, в каком-нибудь там поколении, разразиться ослепительным взрывом. Он мог не проявляться в предыдущих коленах, но не проявившиеся крупицы его все равно передавались дальше и копились, копились, дожидаясь своего проявления.

Ответ. Талант накапливается и передается по наследству. Он пробирается по родословной, чтобы в одном из поколений разразиться ослепительным взрывом. Талант копится по крупицам, дожидаясь своего проявления.

Проверка заданий. Слушаем ответы учеников. Демонстрируем варианты ответов (Слайд №7 и Слайд №8)

3.2. Задания на обобщение.

Задание 3. С помощью обобщения сократите текст до одного сложного предложения.

Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский сказочник.

Ответ. Моя встреча с Андерсеном произошла в детстве, когда мне на Новый год подарили книгу с его сказками.

С правдой-то ходить - не так просто. Кто пробовал, тот знает. Большая она, Правда, тяжелая. Поехать за ней - не поедешь, а на себе нести - далеко ли унесешь?
Ответ: Ходить с Правдой не так просто: большая она и тяжелая, далеко не унесешь.

Задание 4. Определите, какие фрагменты текста можно сократить с помощью приёма обобщения. Запишите обобщенный вариант.

Я долго стоял на берегу родной реки, радуясь и печалясь, невольно вспоминая давние времена. Здесь прошло мое детство, перед глазами раскрывался живой радостный мир. Здесь услышал я русскую ладную речь. Здесь слушал народные русские песни. И здесь же почувствовал, полюбил материнское тепло родной земли, родившей меня и вскормившей…

Ответ. Я долго стоял на берегу родной реки. Моя жизнь связана с этой маленькой речкой, которая помогла полюбить родную землю. Задание 5.  Выделите тезисы и примеры. Первый абзац сократите с помощью приема исключения, выделенный фрагмент- с помощью приема обобщения.

Не надо путать Олимпию и Олимп. Олимп – это гора в Северной Греции, высокая, скалистая, со снежной вершиной, окутанной туманом; говорили, что там живут боги. А Олимпия – это городок в Южной Греции, около него – зеленая дубовая роща, при роще – храм, а при храме – место для знаменитых олимпийских состязаний. Они были посвящены Зевсу: считалось, что богу-громовержцу приятно смотреть на людскую силу и ловкость.

     Но какие именно проявления силы и ловкости людям нужнее всего? Это решалось самыми земными привычками. Что должен уметь пастух, чтобы уберечь свое стадо от разброда, волков и разбойников? Нагнать хищников, перескочить через расселину, издали метить в противника камнем или палкою, вблизи вступить с ним в драку и одолеть. Отсюда и программа ранних олимпийских состязаний: бег, прыжок в длину, метание диска и копья, борьба.

     Лишь потом к ним добавились скачки верхом и в колесницах, а бег и борьба разделились на несколько разновидностей. (М.Гаспаров)

Ответ.Олимп и Олимпия – не одно и то же: Олимп – гора, на которой жили боги; Олимпия – город, где проходили знаменитые олимпийские состязания, посвященные Зевсу.

Программа первых олимпийских игр – бег, прыжок в длину, метание копья и диска, борьба. Такой набор дисциплин связан с повседневной жизнью греков.

Чтобы сберечь свое стадо, пастух должен быстро бегать, далеко прыгать, метко кидать палку или камень, уметь одолеть врага в борьбе.

Позднее программа олимпийских состязаний расширилась.


 Вывод по проделанной работе:

- Ребята, скажите, какие приемы компрессии текста вы можете использовать при написании сжатого изложения?

4. Работа с текстом. Подготовка к написанию изложения. (Материал взят из книги Т.Н.Трунцевой «Русский язык.Подготовимся к итоговой аттестации», УЦ «Перспектива, М.,2012)

Перед вами текст, по которому вам предстоит написать сжатое изложение. С чего начнем? (Работа с «Памяткой», см. Приложение 2)

I. Повторение этапов работы с текстом по написанию сжатого изложения.

1.Прочитайте текст для сжатого изложения.

1.Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того, чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с людьми, но общение с лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и каждым цветком. 2.Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время открытий. 3.Случилось и у меня одно такое лето открытий в лесистой и луговой стороне Средней России – лето, обильное грозами и радугами.

4.В это лето я узнал на ощупь, на вкус, на запах много слов, бывших до той поры хотя и известными мне, но далёкими и непережитыми. 5.Раньше они вызывали только один обычный скудный образ. 6.А вот теперь оказалось, что в каждом таком слове заложена бездна живых образов.

7.Какие же это слова?

8. Я, конечно, знал, что есть дожди моросящие, слепые, обложные, грибные, спорые, дожди, идущие полосами, - полосовые, косые, сильные окатные дожди и, наконец, ливни (проливни).

9. Но одно дело – представить, а другое дело – испытать эти дожди на себе и понять, что в каждом из них заключена своя поэзия, свои признаки, отличные от признаков других дождей.

10. Тогда все эти слова, рассказывающие о дождях, крепнут, наполняются выразительной силой. 11.Тогда за каждым таким словом видишь и чувствуешь то, о чём говоришь, а не произносишь его машинально, по одной привычке.


( По К.Г. Паустовскому)

(230 слов)

2. Давайте определим тему текста. Как это можно сделать?

Тема определяется различными способами:
- по началу текста;
- по ключевым словам;
- по ключевым эпизодам;
- по заглавию текста.

Итак, о чем текст, который мы с вами читали? Какова его тема? Сформулируйте ее.

Чтобы не потерять чувство языка, необходимо общение с окружающим миром.

3. Какова, по-вашему, идея текста? Для чего написал его автор? Что хотел донести до читателя?

Владеть языком-это значит видеть и чувствовать то, о чем говоришь, потому что в каждом слове заключена своя поэзия. А для этого нужно переживать, ощущать каждое произнесенное тобой слово.

4. Определите стиль текста и тип речи. ( Художественный стиль, рассуждение). Какова структура текста-рассуждения? (Тезис, доказательства, вывод)

5. Следующий этап работы - это определение количества абзацев в тексте, определение микротемы каждого абзаца. Запишите каждую микротему кратко, опуская второстепенную информацию.

Микротемы:

  1. Чтобы не потерять чувство языка, нужно общение с окружающим миром.

  2. В каждом слове заложена бездна живых образов.

  3. Я знал, что дожди бывают разные.

  4. В каждом из них заключена своя поэзия, свои признаки, отличные от признаков других дождей.

  5. Тогда за каждым словом видишь и чувствуешь то, о чем говоришь.


II. Примени приёмы сжатия текста для каждого абзаца.


Рекомендации ученику для выполнения задания


Обрати внимание на сноски(1,2.3,4,5), они соответствуют объяснению способов сохранения целостности текста твоего сжатого изложения.


Приёмы сжатия:

1.Найди и выдели в предложении грамматическую основу (подлежащее и сказуемое) или грамматические основы, если предложение сложное.

2. Предложение №1 – сложноподчинённое с разными видами связи, причём вторая часть осложнена однородными членами. Значит, выберем только ту часть развёрнутой информации, которая непосредственно связана с главной мыслью текста в целом. Поэтому в первую очередь необходимо определить ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ текста. В очерке К.Г.Паустовского речь идет о словах, полных природного, близкого сердцу русского человека смысла. Общую информацию, связанную с темой текста, выражает второе придаточное предложение, а ключевым словом, «подсказывающим» эту взаимосвязь, является выражение «чувство языка». Поэтому, во-первых, исключим из состава сложного предложения частично главную и полностью первую придаточную части. А из состава продолжения главной части (концовка предложения, осложнённого однородными членами) исключим весь однородный ряд, применив следующий способ сжатия текста - свёртывание предложения за счёт обобщения. Другими словами, мы обобщим мысль, выраженную автором при помощи ряда однородных дополнений, одним словом или небольшим выражением. Например: общение с окружающим нас миром.

3. Предложение №2. Это предложение можно исключить при сжатии текста, так как оно лишь дополняет смысл предыдущего и найдёт «своё продолжение» в третьем предложении.

4. Предложение №3 - простое, осложнённое приложением и распространённым определением, выраженным причастным оборотом. Поскольку конструкции осложнения как правило несут добавочную информацию, то исключить надо именно их. Но будьте внимательны: проверьте, не содержат ли они ярких, эмоциональных, образно-обобщающих выражений, тесно связанных с главной мыслью текста. В нашем тексте обобщающе-образное средство – метафора лето открытий1находится в основной части предложения, которую мы сохраняем.

5. Предложение №4 – осложнённое распространённым определением, выраженным причастным оборотом. Внимание! В составе причастного оборота находятся слова (два однородных определения далёкими и непережитыми), которые очень важно сохранить, так как они подчёркивают идею текста К.Г.Паустовского – пробудить в читателе «переживание, ощущение» живого слова. Поэтому мы исключаем из состава предложения все слова, за исключением подлежащего и сказуемого (я узнал) и дополнения (слов). Перенесём два определения далёкими и непережитыми из причастного оборота в основную часть предложения и согласуем с существительным слов2(см далее образец сжатого изложения данного текста).

6. Предложение № 5 – исключаем полностью, так как оно лишь распространяет смысл предыдущего.

7. Предложение № 6 – отсекаем полностью главную часть и часть конструкции осложнения простого предложения, за исключением обобщающе-образного выражения бездна живых образов в концовке предложения. Соединим эту конструкцию с предыдущим предоложением№53(результат смотри в образце сжатого изложения данного текста).

8. Предложение №7 – выполняет особую смыслово-риторическую функцию: является предложением-абзацем, и поэтому не может быть исключено, так как нарушится логика построения текста. Кроме того, вопрос, заданный автором текста, не только задаёт тон рассуждению, но и является смысловой связкой между частями сжатого изложения. Убери его, и нарушится смысловое единство уже полученного сжатого текста.

9. Предложение №8 – сложноподчинённое, придаточная часть которого осложнена однородными определениями. Применим следующий приём сжатия текста – обобщение-замену. Другими словами, заменим ряд однородных членов одним определением разные и согласуем его с существительным дожди. Кроме того, исключим вводное слово, так как вводные слова и конструкции всегда несут только добавочную информацию.

Возможен и другой вариант сжатия: отсечем главную часть сложноподчинённого предложения, чтобы не допустить речевого повтора конструкции я знал. Тогда полученное предложение будет простым неосложнённым – кратким, несущим только основную, обобщённую информацию.

10. Предложение №9 – сложная синтаксическая конструкция, т.е. предложение с разными видами связи. Из состава сложносочинённого предложения оставим только союз но. Далее включим в конструируемое предложение слово главное4, которое будет выполнять функцию главного члена нового предложения. Добавим часть придаточной части, которая непосредственно связана с главной мыслью текста автора. Распространённое определение отсечём, заменив его определением отличительные5 и согласуем его с существительным признаки (результат смотри в образце сжатого изложения данного текста).

11. Предложение №10 - простое, осложнённое распространённым определением, выраженным причастным оборотом. Хотя причастный оборот несёт дополнительную информацию, но именно в нём содержится обобщённо-выразительное выражение (слова) рассказывающие о дождях, непосредственно связанное с темой текста К.Г.Паустовского. Поэтому его необходимо включить в состав реконструируемого предложения.

12. Предложение №11 – сложноподчинённое, придаточная часть которого находится в середине главной, что осложняет приём сжатия предложения. Поэтому структуру сложноподчинённого предложения нужно сохранить, чтобы не допустить грамматической ошибки (нарушение структуры предложения). Но можно исключить второй однородный член с зависимыми словами, который несёт дополнительную, а не главную информацию, напрямую не связанную с главной мыслью текста.


Проверь себя:


1.[Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того] чтобы не потерять чувство [этого] языка, нужно [не только постоянное общение с людьми, но] общение с [лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и каждым цветком]. [2.Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время открытий.] 3.Случилось и у меня одно такое лето открытий1 [в лесистой и луговой стороне Средней России – лето, обильное грозами и радугами.]

4.[В это лето] я узнал [на ощупь, на вкус, на запах много] слов, [бывших до той поры хотя и известными мне, но ] далёкими и непережитыми2. [ 5.Раньше они вызывали только один обычный скудный образ. 6.А вот теперь оказалось, что в каждом таком слове] заложена бездна живых образов.

7.Какие же это слова?

8.Я, [конечно,] знал, что ]3есть дожди [моросящие, слепые, обложные, грибные, спорые, дожди, идущие полосами, - полосовые, косые, сильные окатные дожди и, наконец, ливни (проливни)].

9. Но [одно дело – представить, а другое дело – испытать эти дожди на себе и]4понять, что в каждом из них заключена своя поэзия, свои признаки, отличные5[от признаков других дождей.]

10. Тогда [все эти] слова, рассказывающие о дождях, [крепнут], наполняются выразительной силой. 11.Тогда за каждым таким словом видишь и чувствуешь то, о чём говоришь, [а не произносишь его машинально, по одной привычке]


( По К.Г. Паустовскому)

(230 слов)

III. Словарная работа. Карточка-задание. Списать, вставить пропущенные буквы, графически обозначить орфограммы.

(Не) пот…рять, чу…ство, с окружающ..м миром, (не)пережитые сл..ва, залож…на без…на, з…ключ…на поэзия, отл…чительные признаки, ра…казывающие о дождях, нап…лняются силой,вид..ш.., чу…сву…ш…, г…вор…ш… .


IV. А теперь пришло время написать сжатое изложение.


Образец сжатого изложения.

Чтобы не потерять чувство языка, нужно общение с окружающим нас миром. Случилось и у меня одно такое лето открытий.

Я узнал далёкие и непережитые слова, в которых заложена бездна живых образов.

Какие же это слова?

Я знал, что есть разные дожди. Но главное понять, что в каждом из них заключена своя поэзия, свои отличительные признаки.

Тогда слова, рассказывающие о дождях, наполняются выразительной силой. Тогда за каждым таким словом видишь и чувствуешь то, о чём говоришь.


V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Сегодня на уроке мы с вами проделали очень большую и серьезную работу, а значит, еще на один шаг приблизились к успешной (я в этом нисколько не сомневаюсь!) сдаче экзамена.

Рефлексия:

  1. сегодня я узнал…

  2. было интересно…

  3. было трудно…

  4. я выполнял задания…

  5. я понял, что…

  6. теперь я могу…

  7. я почувствовал, что…

  8. я научился…

  9. у меня получилось …

  10. меня удивило…

Список использованной литературы.

  1. Егораева Г. Т., Ерохина Е. Л. Русский язык. Тренировочные задания. Структура экзаменационной работы. - М: "Экзамен" 2009.

  2. Сборник «Русский язык. Подготовка к ГИА – 9», «Легион», Ростов-на-Дону,2010

  3. Т.Н.Трунцева «Русский язык. Подготовимся к итоговой аттестации», УЦ «Перспектива, М.,2012

  4. Цыбулько И. П., Александрова В. Н., Пучкова Л. И., Соловьёва Т. В. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2009 / ФИПИ. - М: "Интеллект-Центр", 2009.

  5. Шапиро Н. А., Волкова А. В., Кузнецова Е. В., Шувалова Е. Ю. Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика. М: Педагогический университет "Первое сентября", 2010.






















Приложение 2

Памятка «Как работать над сжатым изложением»
При первом чтении:
- Внимательно прослушайте текст, чтобы понять его содержание.
- Определите тему текста (о чем текст?), идею (чему учит текст?).
- Определите стиль текста, тип речи (описание, рассуждение, повествование), а затем сохраняйте особенности этого типа речи при написании изложения.
- Запомните последовательность событий, рассуждений.
- Определите количество абзацев, ключевые слова.
- Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
- Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.

Как составить план.
1. Выделив в абзацах опорные слова и словосочетания, получите назывной план.
2. Поставив ворос к каждому абзацу, получите вопросный план.
3. Ответив на вопрос кратко, получите тезисный план.

После второго чтения

- Разделите текст на смысловые части.
Начинайте работу по компрессии текста. Помните: сжимая текст, необходимо передать главное в каждом абзаце и во всем тексте в целом, а для этого исключите второстепенную информацию, обобщите единичные факты, замените конкретное обобщающим. Сохраняйте особенности языка данного текста в изложении, используйте авторские ключевые слова и словосочетания.
- Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.
- Следите, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений.
- Напишите черновик изложения, внимательно проверьте его.


 




10



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сжатое изложение.Подготовка к ОГЭ

Автор: Бахтин Сергей Фёдорович

Дата: 20.11.2014

Номер свидетельства: 133203


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства