kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Омонимы в русском языке

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта презентация дает представление об омонимах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Омонимы в русском языке»

Найдите и исправьте в предложении ошибки, объясните свой выбор: На разсвете лисник скасил трову на опушки березовой роще.

Найдите и исправьте в предложении ошибки, объясните свой выбор:

На разсвете лисник скасил трову на опушки березовой роще.

На ра с свете л е сник ск о сил тр а ву на опушк е березовой рощ и .

На ра с свете л е сник ск о сил тр а ву на опушк е березовой рощ и .

Послушайте стихотворение и найдите в нем два одинаковых слова, но с разным лексическим значением: Норка вылезла из норки И пошла к знакомой норке. В нору норкину вошла, Норку в норке не нашла. Если норки нету в норке Может, норка возле норки? Нет нигде. Пропал и след. Норка-здесь, А норки нет!

Послушайте стихотворение и найдите в нем два одинаковых слова, но с разным лексическим значением:

Норка вылезла из норки

И пошла к знакомой норке.

В нору норкину вошла,

Норку в норке не нашла.

Если норки нету в норке

Может, норка возле норки?

Нет нигде.

Пропал и след.

Норка-здесь,

А норки нет!

Послушайте отрывок из рассказа «Овсянка» и найдите в нем два одинаковых слова, но имеющих разное лексическое значение: Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал: – А у меня дома овсянка! – Подумаешь, – сказал Матвей, – у меня дома тоже овсянка. – Люблю я овсянку! – добавил Сашка. – И я люблю! – сказал Матвей. – Она желтая, красивая такая! – И вкусная. Особенно с молоком. – Как это – вкусная! Как это с молоком! – удивился Сашка.3 – Да так. А еще хороша с маслом или сахарным песком. – Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка. – Как это – про что? Про овсянку! – ответил Матвей. – Про какую овсянку? – Про обыкновенную овсянку. А ты про какую? – И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела. – Как каша песни пела?! – изумился Матвей. – Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Сашка и добавил: – Айда ко мне мою овсянку слушать. – Айда! – согласился Матвей – Потом ко мне – мою овсянку кушать! И друзья побежали

Послушайте отрывок из рассказа «Овсянка» и найдите в нем два одинаковых слова, но имеющих разное лексическое значение:

Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:

– А у меня дома овсянка!

– Подумаешь, – сказал Матвей, – у меня дома тоже овсянка.

– Люблю я овсянку! – добавил Сашка.

– И я люблю! – сказал Матвей. – Она желтая, красивая такая!

– И вкусная. Особенно с молоком.

– Как это – вкусная! Как это с молоком! – удивился Сашка.3

– Да так. А еще хороша с маслом или сахарным песком.

– Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка.

– Как это – про что? Про овсянку! – ответил Матвей.

– Про какую овсянку?

– Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

– И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

– Как каша песни пела?! – изумился Матвей.

– Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Сашка и добавил: –

Айда ко мне мою овсянку слушать.

– Айда! – согласился Матвей – Потом ко мне – мою овсянку кушать!

И друзья побежали

Как же называются эти слова в русском языке? Для этого давайте отгадаем загадки и узнаем их название. Отгадки складывайте в слово. ОблакО», «Очки», «Оса», «НОж», «кулОн» и «кОлбаса»... Знают дети все давно, Что с баранкой схожа..

Как же называются эти слова в русском языке? Для этого давайте отгадаем загадки и узнаем их название. Отгадки складывайте в слово.

ОблакО», «Очки», «Оса»,

«НОж», «кулОн» и «кОлбаса»...

Знают дети все давно,

Что с баранкой схожа..

« Мед», «Малина», «Макраме» Начинаются на...

« Мед», «Малина», «Макраме»

Начинаются на...

Обруч, мяч и колесо вам напомнят букву …

Обруч, мяч и колесо вам

напомнят букву …

Нитки», «Нос» и слово «Нет» С этой буквы начинаются, А еще она в «коНфете», «НожНицах» и «дНе» встречается .

Нитки», «Нос» и слово «Нет»

С этой буквы начинаются,

А еще она в «коНфете»,

«НожНицах» и «дНе» встречается .

Иволга Иглой Играла, Укололась, плакать стала. Плачет иволга: «И-и», Плачет только буквой…

Иволга Иглой Играла,

Укололась, плакать стала.

Плачет иволга: «И-и»,

Плачет только буквой…

В мышеловку баба Маша Напихала манной каши. Только мышка кашку лоп, Мышеловка мышку хлоп! Мышки больше нет совсем, Но осталась буква…

В мышеловку баба Маша

Напихала манной каши.

Только мышка кашку лоп,

Мышеловка мышку хлоп!

Мышки больше нет совсем,

Но осталась буква…

Вторая буква в названии овоща.

Вторая буква в названии овоща.

Тема урока: Омонимы.

Тема урока:

Омонимы.

Цель урока: Узнать, что такое омонимы; -Научиться находить омонимы в тексте;

Цель урока:

  • Узнать, что такое омонимы;
  • -Научиться находить омонимы в тексте;

Попробуйте самостоятельно сформулировать ответ на вопрос «Какие слова называются омонимами?» Посмотрите на пары слов, которые мы определили: - хищный пушной зверёк. 1.Норка - углубление под землёй с одним  или несколькими ходами.  - разновидность каши. 2.Овсянка  - название птицы.

Попробуйте самостоятельно сформулировать ответ на вопрос «Какие слова называются омонимами?» Посмотрите на пары слов, которые мы определили:

- хищный пушной зверёк.

1.Норка - углубление под землёй с одним

или несколькими ходами.

- разновидность каши.

2.Овсянка

- название птицы.

Лисичка

Лисичка

Ключ.

Ключ.

Найдите омонимы в этом предложении: На рассвете лесник скосил траву на опушке березовой рощи .

Найдите омонимы в этом предложении:

На рассвете лесник скосил траву на опушке березовой рощи .

На рассвете лесник скосил траву на опушке березовой рощи.

На рассвете лесник скосил траву на опушке березовой рощи.

Физкультминутка

Физкультминутка

А могут относиться к разным частям речи, то есть - грамматические омонимы. Больной сидит на стуле. (существительное – подлежащее) Больной мальчик не поехал на дачу. (прилагательное – определение)

А могут относиться к разным частям речи, то есть - грамматические омонимы.

Больной сидит на стуле. (существительное – подлежащее)

Больной мальчик не поехал на дачу.

(прилагательное – определение)

Запишите только омонимы, определяя часть речи, которой они выражены : стакан из стекла – вода стекла, теплая печь – печь пироги, разводить голубей- небо стало голубей, побелить потолок-потолок картофель.

Запишите только омонимы, определяя часть речи, которой они выражены : стакан из стекла – вода стекла, теплая печь – печь пироги, разводить голубей- небо стало голубей, побелить потолок-потолок картофель.

Работа с учебником

Работа с учебником

Найдите омонимы, назовите их и покажите разницу между ними своими действиями: косить косой – расчесывать косу, поласкать котенка – полоскать бельё, стирать с доски – стирать бельё.

Найдите омонимы, назовите их и покажите разницу между ними своими действиями: косить косой – расчесывать косу, поласкать котенка – полоскать бельё, стирать с доски – стирать бельё.

Работа по рядам: послушайте загадку и подберите отгадку, которой будет являться омоним, покажите разницу в лексическом значении: 1.В пище всяк её найдёт, Есть она и среди нот. 2.Леса дремучего край, Ягоды летом на ней собирай. Модницам нашим из меха Куртки, пальто и плащи украшает 3. Бываю я еловая, Меня на ели ты найдёшь. Бываю я бедовая, Меня на лбу не узнаёшь?

Работа по рядам: послушайте загадку и подберите отгадку, которой будет являться омоним, покажите разницу в лексическом значении:

1.В пище всяк её найдёт,

Есть она и среди нот.

2.Леса дремучего край,

Ягоды летом на ней собирай.

Модницам нашим из меха

Куртки, пальто и плащи украшает

3. Бываю я еловая,

Меня на ели ты найдёшь.

Бываю я бедовая,

Меня на лбу не узнаёшь?

Найди лишнюю загадку: Бываю я еловая, Меня на ели ты найдёшь. Бываю я бедовая, Меня на лбу не узнаёшь?    Я журчу, журчу, журчу, Глядь – и я в замке торчу. Чтобы знаний набираться, Чаще обращайся к ней. Никогда не расставайся, Станешь с ней в сто раз умней.

Найди лишнюю загадку:

Бываю я еловая,

Меня на ели ты найдёшь.

Бываю я бедовая,

Меня на лбу не узнаёшь?

Я журчу, журчу, журчу,

Глядь – и я в замке торчу.

Чтобы знаний набираться,

Чаще обращайся к ней.

Никогда не расставайся,

Станешь с ней в сто раз умней.

Домашнее задание. На «3»: упр.раб.тетради…  На «4»: упр.раб.тетради…, подобрать 4 омонима, показав разницу в лексическом значении. На «5»: упр.раб.тетради…., составить рассказ, используя омонимы: попугай, клуб, завод.

Домашнее задание.

На «3»: упр.раб.тетради…

На «4»: упр.раб.тетради…, подобрать 4 омонима, показав разницу в лексическом значении.

На «5»: упр.раб.тетради…., составить рассказ, используя омонимы: попугай, клуб, завод.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Омонимы в русском языке

Автор: Федотова Алина Евгеньевна

Дата: 20.02.2024

Номер свидетельства: 646059

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Конспект урока по русскому языку "Омонимы" "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-omonimy"
    ["file_id"] => string(6) "189348"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426870870"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока русского языка на тему ,,Лексика" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "109624"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404830894"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) ""Веселая грамматика". Программа факультативного курса по русскому языку  в 5 классе. "
    ["seo_title"] => string(87) "viesielaia-ghrammatika-proghramma-fakul-tativnogho-kursa-po-russkomu-iazyku-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "168706"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423289471"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "План работы кружка по русскому языку «Любители русского языка» "
    ["seo_title"] => string(66) "plan-raboty-kruzhka-po-russkomu-iazyku-liubitieli-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "136954"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417235602"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Урок русского языка в 5 классе "Явления омонимии" "
    ["seo_title"] => string(53) "urok-russkogho-iazyka-v-5-klassie-iavlieniia-omonimii"
    ["file_id"] => string(6) "105443"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402853614"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства