Цель: закрепить и расширить знания учащихся об омонимах и их видах.
Задачи: познакомить с омонимами, омографами, омофонами, выработать умение различать их, развивать интерес к русскому языку как учебному предмету, воспитывать уважение к русскому языку, развить коммуникативную, языковую, познавательную компетенции.
Формируемые компетенции:
Языковая компетенция, т.е. осведомленность учащихся в системе родного языка, реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения о явлениях омонимии, вооружения их основами знаний о лексическом значении слова.
Коммуникативная компетенция, т.е. осведомленность учащихся в особенностях употребления омонимов в устной и письменной речи, реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических умений и навыков (в пределах программных требований); овладения лексическими нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме, используя омонимичные выражения.
Лингвистическая компетенция – это знания учащихся об одном из разделов языкознания – лексики, с целью научного изучения раздела, элементарных сведений о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении данного раздела языка.
Тип урока: комбинированный (урок-путешествие) с использованием ИКТ.
Методы урока:
исследовательский,
поисковый,
репродуктивный,
эвристический.
Формы работы:
индивидуальная,
фронтальная,
в парах,
в группах.
Оборудование к уроку:
мультимедийный проектор,
раздаточный материал для каждого,
презентация,
учебная литература,
ЭОР.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе "Явления омонимии" »
Разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Явления омонимии»
учителя русского языка и литературы
Соломенцевой Оксаны Владимировны
Цель: закрепить и расширить знания учащихся об омонимах и их видах.
Задачи: познакомить с омонимами, омографами, омофонами, выработать умение различать их, развивать интерес к русскому языку как учебному предмету, воспитывать уважение к русскому языку.
Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.
Методы урока:
исследовательский,
поисковый,
репродуктивный,
эвристический.
Формы работы:
индивидуальная, фронтальная, в парах, в группах.
Оборудование к уроку:
мультимедийный проектор,
раздаточный материал для каждого
презентация
учебная литература
Ход урока
1. Организационный момент:
Учитель:
Учитесь с улыбкой, Шутите, учась! Любая ошибка Исчезнет, боясь Весёлой науки И радостных глаз. Учитесъ без скуки- Как мы! В добрый час!
Учитель: Здравствуйте, ребята! Психологический настрой на работу Ребята, у нас сегодня с вами необычный урок. Мы продолжаем наше увлекательное путешествие по стране русского языка, и нам предстоит побывать в волшебном городе «Лексиконс». (слайд: карта). Мы с вами посетим в этом городе почту, библиотеку, справочное бюро, побываем на спортивном стадионе и ощутим себя в роли олимпийских чемпионов, а о самом интересном вы узнаете в Академии языковых наук. Только истинные знатоки языка, которыми вы являетесь, могут отправляться в это нелегкое путешествие. В пути вам понадобятся ваши знания, смекалка и взаимная поддержка. К путешествию все готовы? Тогда в путь! Всем счастливого пути.
3. Повторение изученного материала
Учитель: Нас на перроне ждет поезд, но мы не можем отправиться без проездных билеты. И для того, чтобы их приобрести, необходимо ответить на несколько вопросов.
Учитель: Вам необходимо разместить разделы языкознания в вагончики в той последовательности, в которой мы их с вами изучали, при этом необходимо вспомнить, что они изучают.
Учащийся: Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуки речи.
Графика - раздел языкознания, изучающий начертание букв.
Орфоэпия - раздел языкознания, изучающий правильное произношение звуков, слов и ударение в словах.
Орфография - раздел языкознания, изучающий правильно написание слов.
Синтаксис - раздел языкознания, изучающий словосочетания и предложения, их строение.
Морфемика - раздел языкознания, изучающий морфемы.
Лексика - раздел языкознания, изучающий лексическое значение слова.
Учитель: Ребята, обратите внимание, поезд почти готов к отправлению, но посмотрите, мы забыли рассадить пассажиров, которых мы с вами очень хорошо знаем. В каком вагоне они у нас будут путешествовать?
Учащийся: Лексика
(На доске расклеены карточки с понятиями, которые относятся к последнему изучаемому разделу: лексическое значение слова, лексикон, антонимы, синонимы, фразеологизмы, однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слова, омонимы, омографы, омофоны. Учащимся необходимо под последним вагончиком прикрепить все изученные понятия, оставив неприкрепленными слова омонимы, омографы, омофоны).
Учитель: Ребята, вы хорошо справились с заданием, но обратите внимание, что вагон название которому «Лексика», не совсем полный. У нас есть незнакомые пассажиры, которым мы пока не можем предоставить место, потому что мы о них ничего не знаем. А чтобы больше о них узнать, мы отправляемся с вами в город Лексиконс.
Учитель: Исходя из этого, как вы думаете, какая же тема нашего сегодняшнего с вами урока будет?
Учащийся:омонимы, омографы, омофоны
Учитель:Ребята, мы с вами познакомимся с данными понятиями, которые можно назвать явления языковой омонимии.
Учитель: Запишите тему урока: «Явления языковой омонимии» (звучит музыка, слайд)
По указанному рейсу, Поезд мчится вдаль по рельсам. Ехатьпоезддолжен ровно, Не шатаясь, без наклона. Чтобы рельсы не скакали, Их прикручивают к шпалам
Учитель: Как вы думаете, с чем мы сегодня будем знакомиться? Что нам предстоит выяснить?
Учащиеся: Познакомиться с понятием «омонимы», явлениями омонимии, находить и различать их.
Учитель: Правильно, в конце этого урока мы должны уметь находить и различать омонимы, омографы и омофоны в тексте, находить их в тексте, уметь использовать омонимы в речи, а также наш словарный состав должен пополниться.
Учитель: Итак, мы с вами прибыли на вокзал города «Лексиконс».(слайд: вокзал).Помните о том, что отправляясь в путешествие, вы с собой взяли багаж знаний: понятие об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слов, с которыми мы с вами знакомились.
4. Проверка домашнего задания
Учитель: Посмотрите, нас встречают с цветами, это наш гид, он сегодня выступает в роли эксперта в разделе лексики. И он нам подготовил подарки.
Учитель: Вашим домашнем заданием было выполнение упражнения 313, также у нас сегодня моим помощником, экспертом в области лексики выступает Дюкова Алевтина, которая подготовила для вас свою «ромашку вопросов» (6 разноуровневых вопросов, адресованных классу).
Вопросы:
Что такое однозначные слова?
Что такое многозначные слова?
Приведите пример употребления синонимов?
Отгадайте какие выражения изображены на картинках? Как они называются?
Приведите пример употребления слова в переносном значении.
Учащийся: Прямое значение слова прямо указывает на предмет, действие, явление, а переносное переносит наименование предмета на другой предмет.
Учитель: Молодцы, все хорошо потрудились дома. Отправляемся дальше.
Учитель: Ребята, мне сообщили, что нам с вами пришли письма, которые необходимо забрать с почты. Поэтому отправляемся скорее туда.
Учитель: Посмотрите, вам передали конверты с заданием. Вам необходимо составить словосочетания, одно из которых должно быть употреблено в прямом смысле, другое – в переносном. (запись в тетрадь, работа в парах)
Учащийся:
Жар солнца – жар чувства
Тяжесть багажа - тяжесть утраты
Гибкость ума - гибкость ветки
Строить планы – строить мост
Зрелый возраст - зрелый плод.
Зрелый
Зрелый
Жар
Жар
Строить
Строить
Гибкость
Гибкость
Тяжесть
Тяжесть
Учитель: Итак, вы правильно определили, что слова употреблены в переносном значении. Отправляемся дальше.
Учитель: Ребята, пока мы с вами ничего нового не узнали о наших новых пассажирах?
Учащийся: нет
Учитель: Тогда я предлагаю вам скорее отправиться в библиотеку, там мы, наверняка, узнаем что-то новое. (слайд Библиотека).
5. Изучение нового материала
Учитель: Посмотрите сколько книг, в них-то мы с вами точно найдем интересующую нас информацию. Огромна страна русского языка, а в ней широки просторы лексики. Послушайте стихотворение Я. Козловского «Вы откуда, молодцы?».
День вступил в свои права, Постучались в дверь слова. Слова из русской речи, Из родного языка! Одинаково их пишут, Одинаково их слышат. Но важна не только внешность, Потому не торопись, Не всегда нужна поспешность. Ты до смысла доберись. Наподобие начинки Смысл запрятан в серединке. Схожим лицам вопреки, Они по смыслу далеки.
(рисунки детей развешаны за доской)
Учитель: Такие слова, ребята, называются омонимами. Кстати, если вам необходимо узнать лексическое значение таких слов, а теперь мы знаем, как их называют, вы можете обратиться к словарю Омонимов.
Обратите внимание, у вас на столах лежит раздаточный материал (работа с текстом, прием «Инсерт»).
(слайд: определение омонимов, изображение словаря).
Учитель: Итак, прочитайте пример употребления слова ключ.
Шёл я с сумкой за плечом, Вижу, бьёт в овраге ключ. Наклонившись над ключом, Уронил я в воду ключ. Шарю я в ключе по дну, Над водою спину гну. Если ключ я не найду, Как домой я попаду? (В. Лифшиц)
Чтение шуточных стихотворений. Учащиеся называют омонимы.
1) Мы сражаться стали, В ход пустили шашки, Шашки не из стали, Мы играем в шашки. (Я. Козловский)
2) Бросил палку кверху Мишка: Падай в шапку с ели, шишка! Шишка хлоп по голове, - Стало шишек сразу две. (Е. Петрищева)
3) Суслик выскочил из норки
И спросил у рыжей норки:
- Где вы были?
- У Лисички!
- Что вы ели там?
- Лисички! (Я. Козловский)
4) Меня послали в огород За луковым пером. Смотрю, на грядках лук растёт, А перьев нет кругом. Они на курицах растут, Я точно знаю это. Какая - то ошибка тут - У лука перьев не бывает. (Г. Новицкая)
Учитель: Ребята, а теперь нам необходимо отправиться на стадион. (слайд)
Физкультминутка
Учитель: Я вам называю вперемешку пары словосочетания, в которых присутствуют слова-антонимы, синонимы и омонимы.
-антонимы - хлопок над головой;
-синонимы - хлопок в ладони впереди себя;
- омонимы – топаем ногами.
В глаза хвалит, а за глаза бранит.
Жди горя от моря, а беды от воды.
Где умному горе, там глупому веселье.
Зимой в квартирах рано зажигают свет. Хотел объехать целый свет, но не объехал сотой доли (А.Грибоедов). Его мало занимало мнение света.
Добрый плачет от радости, а злой – от зависти.
Знать не знаю, ведать не ведаю.
Лодырь и бездельник – им праздник и в понедельник.
Ученье – свет, а неученье – тьма.
Народу сбежалась бездна. Мне стало страшно: на краю грозящей бездны я лежал (М.Лермонтов).
Учитель: Ребята, нам нельзя задерживаться в пути. Нам еще неизвестно одно понятие. Итак, мы познакомились с вами с один из наших незнакомцев. Теперь необходимо и узнать что такое омографы и омофоны. Продолжаем наше путешествие. И попытаемся отыскать нужную нам информацию в Справочном бюро. (слайд – Справочное Бюро).
Учитель: Давайте прочитаем информационные стенды.
6. Знакомство с омографами, омоформами и омофонами. (слайд)
Учитель: Сейчас мы познакомимся со словами одинаковыми по написанию, но разными по произношению (чтение текста, запись омографов в тетрадь).
Мне слово чУдно
Изменить нетрудно:
Поставил ударение на О,
Исчезло чУдно,
Родилось чуднО.
Скорей, сестра, на рыб взгляни,
Попались на крючок они.
В ведёрко руку окунИ,
Не бойся: это Окуни.
Пересохла глина,
Рассердилась Нина,
Не мукА,а мУка, -
Пекарям наука.
Иголка ходит вверх и вниз,
Вот листья появились.
Ест Алёнушка ирИс,
А вышивает Ирис.
Учитель: Чем похожи эти слова и чем различаются?
Учащийся:разные слова по значению и произношению, совпадающие по написанию.
Учитель:Такие слова называются омографами.
Учитель: Ребята, у вас на столах лежат информационные памятки. Вам необходимо следовать строго по заданию.
1) Замок был закрыт на замок. 2) Огромное пугало всех пугало. 3) Семена гвоздики похожи на гвоздики. 4) На кустах уселись сорок пёстрых скачущих сорок. 5) Дорога на родину всегда дорога. 6) Сорваться в пропасть - значит пропасть. 7). Сложный код. Пушистый кот.
Учитель: Молодцы! Мы справились и с этим заданием, получили всю необходимую информацию об омографах. Но нам стоит торопиться. У нас еще один незнакомец остался и о нем мы с вами узнаем в Академии языковых наук, куда мы сейчас и отправимся. (слайд – АКАДЕМИЯ).
Учитель: Посмотрите, здесь зашифрованы какие-то слова. Послушайте. (слайд)
Задание: разгадайте шарады.
Когда я с т, на мне плывут. Когда я с д, меня сорвут.
Учащийся: Плот - плод
Учитель: С к (кА) я слёзы вызываю,
С г цветами удивляю.
Учащийся: Лук - луг
Учитель: Что вы заметили?
Учащийся: разные слова по лексическому значению, одинаково звучащие, но различающиеся на письме. (слайд)Такие слова называютсяОмофоны (от греч. homos — «одинаковый», и phone – «звук, голос»).
Учитель: А теперь нам необходимо выполнить практическую работу. Составьте 2 предложения со словами, одинаковыми по произношению, но разными по написанию и лексическому значению (омофонами).
1.Апельсин – плод цитрусового дерева. По реке проплывал плот. 3. Подплываем к бе́регу — Я берегу́ эту книгу.
Учитель: Ребята, вот мы и познакомились с вами с последним нашим пассажиром, которым по праву мы с вами можем назвать теперь нашим другом. Теперь нам необходимо отправляться домой. Но у нас еще не все вещи собраны, поэтому проверьте, ничего мы не забыли. Отыщите загадки, которые у нас расположились на вокзале.(слайд – вокзал).
Учитель: Отгадайте лингвистические загадки.
1) Нас много в играх набирают,
А иногда и на нос надевают.
(Очки)
2) Есть всегда он у людей, Есть всегда у кораблей.(Нос)
2) Какую часть слова можно в земле найти? (Корень)
3) Какую строчку не прочтёт ни один грамотей? (Швейную)
4) Из какого крана нельзя брать воду? (Из строительного)
5) Какая гусеница не годится для танка? (Насекомое)
6) Какой кистью не выкрасишь стену? (Кистью руки)
8) Какой губкой нельзя мыться? (Губка – губа, часть лица)
6. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Учитель: Ребята, к концу подходит наше путешествие. Пора нам возвращаться домой. Что нового вы узнали сегодня? Какие задания у вас вызвали наибольший интерес? Обратите внимание на доску. Вы видите семафор. Если вы сегодня все поняли и готовы для дальнейших путе? Прикрепите ваше яблочко на дерево (красное яблоко – все понятно, зеленое – есть еще над чем поработать).
Выставление оценок.
Домашнее задание:
Задание №1(обязательное)
Из параграфа 40 выучить повторить определения омонимов, выполнить упражнение 319, записать новые термины, изученные на уроке, в лингвистический словарь.
Задание №2 (по выбору)
Составьте два предложения, включив в них существительное часы. В одном предложении это существительное употребите в значении вещи, а в другом – в значении меры времени. В каком случае существительное часы имеет два числа, а в каком одно? Многозначным словом или омонимом будет слово часы в этих значениях?
Задание 3 (по выбору)
Составить словосочетания или предложения, в которых встречаются явления омонимии.
(Пример):
Бродит по улицам. Мысли бродят в голове. Квас бродит.
Несовершенный вид глагола. Виды растений. Усталый вид. Вид из окна.
Сжатый воздух. Сжатые хлеба. Сжатые сроки.
Вынести всю мебель. Вынести все трудности. Вынести примечания в конец книги.)
Учитель: А завершит наш урок стихотворение замечательного поэта Николая Рыленкова. Горят, как жар, слова иль стынут, словно камни, - Зависит от того, чем наделил их ты, Какими к ним в свой час притронулся руками И сколько отдал им душевной теплоты.